Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 марта 2012 г. N А60-4329/2012
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2012 года
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2012 г. N Ф09-8912/12 по делу N А60-4329/2012
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2010 г. N 17АП-11696/10
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2010 г. N А60-18611/24427/24435/2010-С9
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2010 г. N 17АП-6222/10
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2010 г. N 17АП-6255/10
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 мая 2010 г. N А60-6667/2010-С10
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Уральские авиалинии"(ИНН 6608003013)
к Кольцовской таможне Уральского таможенного управления ФТС РФ(ИНН 6662067576)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Д.В.Петров, представитель по доверенности N 80 от 19.03.2012, Е.В.Александровская, представитель по доверенности N 303 от 31.12.2010,
от заинтересованного лица - М.Ю.Гулина, представитель по доверенности от 10.02.2012, С.А.Тайшина, представитель по доверенности от 11.03.2012, Н.В.Башун, представитель по доверенности от 11.01.2012.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Открытое акционерное общество Авиакомпания "Уральские авиалинии" (далее - заявитель, ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", Авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Кольцовской таможни от 10.11.2011 о корректировке заявленной таможенной стоимости товара (воздушное судно AIRBUS А-320-200 MSN, серийный номер 2175, продекларированного по ГТД N 10508010/010709/П003534) до величины 955724110 руб. 30 коп.
Кольцовская таможня (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) считает оспариваемое решение законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
ОАО АК "Уральские авиалинии" 01.07.2009 в Кольцовской таможне продекларировало по ДТ N 10508010/010709/П003534 воздушное судно А-320-200 MSN (серийный номер) 2175, регистрационный номер VQ-BDM, год выпуска 2004, количеством кресел 162, масса пустого снаряжения аппарата 42,2 тонн, поместив под таможенную процедуру "временный ввоз".
Ввоз воздушного судна на таможенную территорию Российской Федерации произведен ОАО АК "Уральские авиалинии" (далее - Арендатор) в рамках договора аренды воздушного судна (далее - ВС) модели А-320-200 MSN (серийный номер) 2175 заключенного с компанией Celestrial Aviation Trading 49 Limited (далее - Арендодатель, Собственник), который включает в себя Соглашение об общих условиях аренды ВС от 15.05.2007 и Конкретное соглашение об аренде воздушного судна MSN 2175, от 07.04.2009 N 5.8/100-09к (далее - Конкретное соглашение). Условия поставки в соответствии с условиями Конкретного Соглашения определены как FCA - Лейк Чарльз (США).
Декларантом для целей таможенного оформления была заявлена в качестве согласованной стоимости воздушного судна, оговоренной в договоре аренды, - 954773690 руб. 77 коп., что нашло отражение в представленной таможенному органу декларации о таможенной стоимости ввозимого воздушного судна.
Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом в ГТД по методу 6 (резервный метод) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21.05.93 года N 5003-1 "О таможенном тарифе".
На основании решения начальника Уральского таможенного управления от 25.11.2009 N 10500000/251109/Р0023 проведена общая таможенная ревизия в отношении ОАО "Авиаком-пания "Уральские авиалинии".
В ходе специальной таможенной ревизии (акт N 10500000/250510/А0023/00) установлено, что при декларировании ВС AIRBUS АЗ20-200 МSN (серийный номер) 2175, Авиакомпания заявила недостоверные сведения о таможенной стоимости в части не включения в таможенную стоимость расходов на страхование в связи с международной перевозкой и расходов, понесенных Авиакомпанией за изготовление трафаретов и чертежей, используемых для производства окраски данного ВС в символику Авиакомпании, изготовленных сторонней иностранной организацией.
По результатам контроля, Кольцовской таможней принято решение о необходимости корректировки таможенной стоимости продекларированного товара, о чем Авиакомпании направлено соответствующее уведомление с обоснованием принятого решения (письмо таможни от 17.10.2011 N 17-18/7519).
Кольцовская таможня 10.11.2011 самостоятельно определила таможенную стоимость ВС А-320-200 MSN (серийный номер) 2175 по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами согласно статье 24 Закона РФ "О таможенном тарифе" и 11.11.2011 в адрес декларанта направила уведомление N 17-18/8170 о принятом решении.
При этом, корректировка таможенной стоимости ВС А-320-200 MSN (серийный номер) 2175 произведена в результате дополнительного включения в таможенную стоимость следующих расходов (по курсу ЦБ РФ на дату принятия ТД N 10508010/010709/П003534):
- Основа таможенной стоимости - 954 773 690,77 рублей, в том числе (согласованная стоимость ВС 30 700 000 долларов США * 31,0385) + Транспортные расходы по перегонке воздушного судна (43140 евро*43,8512).
- Расходы, понесенные Авиакомпанией за разработку и изготовление трафаретов, чертежей, изготовленных иностранных компанией FINNEIR (Финляндия) в рамках заключенного договора и использованных при производстве окраски воздушного судна в символику и логотипы Авиакомпании, в размере 916067,35 руб., (20890,36 евро*43,8512).
- Расходы на страхование в связи с международной перевозкой -34352,17 рублей или 1106,76 долларов США
Новая таможенная стоимость ВС А-320-200 MSN (серийный номер) 2175 составила 955 724 110 руб. 30 коп.
Авиакомпания, не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости воздушного судна, выраженное в ДТС -2 от 10.11.2011, обратилось в Арбитражный суд с требованием признать вышеуказанное решение недействительным.
В соответствии со ст. 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также других случаях, установленных ст.ст. 183, 184, 247, 391 ТК РФ. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В таможенной декларации могут быть указаны основные сведения о товарах, в частности, таможенная стоимость.
Пунктом 4 ст. 131 ТК РФ предусмотрено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В силу п.п. 1, 2 ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктами 1, 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метода по стоимости сделки с идентичными товарами; метода по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода. Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 настоящего Закона.
Положения, установленные статьей 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст.ст. 20, 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 22, 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст.ст. 22, 23 настоящего Закона.
Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 Закона.
В соответствии с п. 3 ст. 323 ТК РФ таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае таможенная стоимость скорректирована и принята таможенным органом согласно п. 2 ст. 24 Закона "О таможенном тарифе" по резервному методу на базе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При этом в решении о корректировке таможенной стоимости таможенным органом подробно указано на невозможность применения метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также невозможность применения второго - пятого методов, невозможность применения каждого последующего метода таможенным органом мотивирована соответствующим образом.
Таким образом, исходя из системного толкования положений раздела 4 Закона РФ "О таможенном тарифе", а также с учетом разъяснений Федеральной таможенной службы Российской Федерации, данных в письме от 19.11.2008 N 05-33/48386 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по договорам аренды и лизинга", таможенным органом верно применен 6-й (резервный) метод стоимости ввезенного товара.
Вместе с тем, при определении таможенной стоимости товара посредством такого метода следует учитывать требования ст. 19, 19.1, 24 Закона о таможенном тарифе, ст. 323 ТК РФ.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров таможенным органом использованы сведения о согласованной стоимости воздушного судна, оговоренной в договоре аренды, с включением в структуру таможенной стоимости расходов, связанных с перегонкой воздушного судна, расходов на страхование, расходов на дополнительные работы по окраске воздушного судна, при этом заявителем оспаривается включение в таможенную стоимость расходов на страхование, а также расходов на дополнительные работы по окраске воздушного судна.
Как следует из материалов дела, таможенным органом включены расходы на страхование в связи с международной перевозкой - 34352 руб. 17 коп. или 1106,76 долларов США.
В соответствии с п. 1 ст. 19.1 Закона при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров (п.п. 7).
Обязательным условием для применения данной нормы является не-посредственная связь страхования с международной перевозкой товара, когда дого-вор страхования заключается именно в связи с международной перевозкой товара и на период такой международной перевозки. При этом по условиям договора товар должен быть застрахован от рисков его утраты или повреждения в процессе перевозки от пункта отправления до пункта назначения.
Пунктом 3 Методических рекомендаций, утвержденных письмом ГТК России от 13.03.2000 N 01-06/6088, определено, что страховая премия - это сумма, уплаченная страхо-вой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или по-вреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения.
Однако в рассматриваемом случае такой договор страхования не заключался.
Как следует из материалов дела, арендованное ОАО АК "Уральские авиалинии" воздушное судно MSN 2175, застраховано в ОАО Страховое общество "Авиационный Фонд Единый Страховой (АФЕС)" (г. Москва). Согласно документам, полученным от ОАО Страховое общество "Авиационный Фонд Единый Страховой (АФЕС)" и ОАО АК "Уральские авиалинии" в ходе ранее проведенных проверочных мероприятий, страхование ВС MSN 2175 (аэро-каско) производилось на основании заявления ОАО АК "Уральские авиалинии" от 25.06.2009 N 1.7-3274, в котором Заявитель (ОАО АК "Уральские авиалинии") просит внести изменения в дополнительное соглашение N 10 к договору страхования на ВС MSN 2175 (аэро-каско) N 316.00.1015 от 06.11.2008 о дате начала страхования с 24.06.2009. Согласно Дополнительному соглашению N 13 к договору страхования, период страхования начинается с 00 ч. 00 мин. 24.06.2009 по 24 ч.00 мин. 13.11.2009.
В соответствии с п.7.1 договора страхования N 316.00.1015 от 06.11.2008, страховой тариф за страхование (аэро-каско) воздушного судна составляет 0,938% и является постоянным, независимо от периода страхования. Страховая сумма ВС MSN 2175 согласно заявке страхователя (ОАО АК "Уральские авиалинии") от 29.05.2009 N 1.7-2143 и п.3 дополнительного соглашения N 10 составляет 30 700 000 долл. США.
В данном случае договор страхования, заключенный ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" и ОАО Страховое общество "Авиационный Фонд Единый Страховой" (далее - ОАО СО "АФЕС") непосред-ственно не связан с перевозкой воздушного судна. Договор заключен заявителем во исполнение обязанности, возложенной на него как на арендатора. По условиям Договора Аренды арендатор обя-зан страховать воздушное судно в течение всего срока аренды от всех рисков утраты или повреждения, которые могут произойти в процессе эксплуатации воздушного судна.
При этом договор страхования с ОАО СО "АФЕС" первоначально был заключен на один год, и впоследствии пролонгировался на очередной годичный срок.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации непосредственная связь между осуществленным Авиакомпанией страхованием и международной перевозкой арендованного воздушного судна отсутствует. Обязанность по страхованию и, соответственно, по несе-нию расходов на страхование, арендатор по условиям договора аренды несет, независимо от того, состоится перевозка воздушного судна или нет, а также от того, будет ли вообще воздушное судно эксплуатироваться арендатором или нет.
Учитывая вышеизложенное, расходы на страхование определены таможенным органом некорректно, в связи с чем, не являются обоснованными и документально подтвержденными.
Помимо этого, таможенным органом увеличена таможенная стоимость на стоимость дополнительных работ за разработку и изготовление трафаретов, чертежей, изготовленных иностранных компанией FINNEIR (Финляндия) в рамках заключенного договора и использованных при производстве окраски воздушного судна в символику и логотипы Авиакомпании, в размере 916067 руб. 35 коп.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должна быть дополнительно начислена соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров.
Таким образом, законодательно установлена необходимость включения в таможенную стоимость ввозимого имущества не любых расходов, а исключительно стоимости товаров (услуг), которые покупатель предоставляет продавцу в натуральной форме и которые необходимы для производства ввозимого имущества.
Как следует из пояснений заявителя и подтверждается материалами дела, ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" оплатило дополнительные работы по окраске воздушного судна, нанесению логотипа Авиакомпании. Однако в данном случае Авиакомпания ни прямо, ни косвенно, ни бесплатно, ни по сниженной цене не предоставляла арендодателю или иному лицу какие-либо товары (услуги) в связи с производством арендованного воздушного судна.
Указанный факт подтверждается соответствующими первичными документами. Вместе с тем, расходы на оплату таких дополнительных работ под действие подп.2 п.1 ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" не подпадают.
Таким образом, учитывая разъяснения Федеральной таможенной службы Российской Федерации, данные в письме от 19.11.2008 N 05-33/48386 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по договорам аренды и лизинга" (последний абзац), учет расходов (дополнительные работы по окраске и оснащению воздушного судна) в выбранной основе для расчета таможенной стоимости (согласованной стоимости предмета договора аренды) исключает распространение на данные расходы положений статьей 19.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Кроме того, вопросы правомерности отнесения Екатеринбургской таможней по иным таможенным декларациям в состав (структуру) таможенной стоимости воздушных судов, ввозимых ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" на основании договоров аренды (лизинга), платежей по договорам страхования и расходов по изготовлению трафаретов для окраски воздушных судов и нанесения на них трафаретов авиакомпании, уже были предметом судебного рассмотрения (постановление ФАС Уральского округа от 07.10.2010 по делу А60-5278/2010,т постановление ФАС Уральского округа от 20.10.2010 по делу А60-6667/2010, постановление ФАС Уральского округа от 22.03.2011 по делу А60-18611/2010), что учитывается судом при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
Представленные таможенным органом доказательства оцениваются в совокупности с доказательствами и объяснениями декларанта по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, таможенным органом не доказана правомерность включения в состав таможенной стоимости дополнительных расходов, понесенных ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии"; данные платежи не отвечают критериям, установленным п. 1 ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
1. Требования Открытого акционерного общества Авиакомпания "Уральские авиалинии" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Кольцовской таможни от о корректировке заявленной таможенной стоимости товара (воздушное судно AIRBUS А-320-200, серийный номер MSN 2175, продекларированного по ГТД N 10508010/010709/П003534) до величины 955724110 руб. 30 коп.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Кольцовской таможни в пользу Открытого акционерного общества Авиакомпания "Уральские авиалинии" 2000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 марта 2012 г. N А60-4329/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника