Транспортный налог: легковой автомобиль или автобус?
Как известно, на территории Рязанской области транспортный налог введен в действие Законом Рязанской области от 22.11.2002 N 76-ОЗ "О транспортном налоге на территории Рязанской области" (далее - Закон о транспортном налоге в Рязанской области). В этом документе довольно подробно описаны ставки налога, которые необходимо применять при его расчете, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Тем не менее, на практике исчисление налога вызывает множество проблем у бухгалтера, в данной статье мы остановимся на одной из них - поговорим о том, как не ошибиться при выборе налоговой ставки.
Налоговые ставки установлены ст. 2 Закона о транспортном налоге в Рязанской области, они различны и зависят, в частности, от мощности двигателя транспортных средств и его категории (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу и др.).
Например:
для автомобилей легковых в зависимости от мощности двигателя устанавливаются ставки от 8 до 124 рублей;
для мотоциклов и мотороллеров в зависимости от мощности двигателя устанавливаются ставки от 4 до 15 рублей;
для автобусов в зависимости от мощности двигателя устанавливаются ставки 28 и 54 рубля;
для автомобилей грузовых в зависимости от мощности двигателя устанавливаются ставки от 19 до 77 рублей, и т.д.
С мощностью двигателя все достаточно просто: для того чтобы узнать, чему равен данный показатель, необходимо обратиться к технической документации на имеющееся в организации транспортное средство - свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства (ПТС) (1). А вот абсолютно точно определить показатель категории, к которой принадлежит транспортное средство, не всегда возможно.
Казалось бы, что тут сложного, неужели бухгалтер не в состоянии понять, какой именно вид транспорта стоит на балансе организации: легковой автомобиль, мотоцикл, или, может быть, автобус? Ведь для этого достаточно обратиться к тому же ПТС, где, помимо мощности двигателя, указаны и такие показатели, как "Тип транспортного средства" и "Назначение (категория) транспортного средства".
Оказывается, да. Иногда совершенно невозможно со стопроцентной уверенностью отнести тот или иной транспорт к определенной категории, даже ПТС не всегда является помощником. Дело в том, что в настоящее время единого мнения насчет того, какие сведения из ПТС следует брать для определения ставки транспортного налога, нет.
На практике нередки споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые, учитывая фискальный характер их деятельности, стремятся отнести транспортное средство к той категории, по которой ставка налога выше.
Как же быть? Постараемся дать бухгалтеру несколько рекомендаций.
ПТС
Как мы уже сказали, данный документ содержит такие показатели, как "Тип транспортного средства" и "Назначение (категория) транспортного средства".
Под типом транспортного средства понимается характеристика, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением, например, встречаются такие типы транспортных средств: легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус. Но бывают и такие типы: санитарный автомобиль, специальный пассажирский автомобиль, грузопассажирский автомобиль и др.
Если тип автомобиля указан четко, то вопросов о выборе налоговой ставки не возникает, в противном случае следует обратиться к информации о категории транспортного средства (2).
Выделяют следующие категории транспортных средств:
А - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
С - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя и полуприцепы.
Как видим, наличие, к примеру, буквы "А" в строке "Категория транспортного средства" в ПТС является безусловным подтверждением того, что на балансе организации стоит именно мотоцикл, соответственно, при определении ставки транспортного налога нужно руководствоваться ставками, установленными для мотоциклов (второй раздел таблицы ставок, приведенной в ст. 2 Закона о транспортном налоге в Рязанской области).
А как быть с остальными транспортными средствами? Ведь категория, указанная в ПТС (В, С или D), не дает ответа на вопрос, является ли автомобиль легковым, грузовым или даже автобусом.
Многие налогоплательщики полагают, что принадлежность транспортного средства к категории "В" автоматически означает, что данное транспортное средство является легковым автомобилем. Отметим, что иногда такое мнение поддерживается и судебными органами (3). Однако, на наш взгляд, эта позиция не является верной. Например, всем известный автомобиль ГАЗ-3302 (газель) является грузовым, но, тем не менее, в ПТС у данного транспортного средства стоит категория "В", так как масса этого автомобиля не превышает 3500 кг, а число его сидячих мест (помимо сиденья водителя) не превышает восьми.
Как видим, наличие в ПТС буквы "В" совершенно не означает, что в целях исчисления транспортного налога транспортное средство следует рассматривать в качестве легкового автомобиля. Отметим, что фискальные органы придерживаются такого же мнения (4).
ОКОФ
Если с помощью ПТС определить категорию транспортного средства не удалось, обратимся к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (5). В данном классификаторе в разделе 15 "Транспортные средства" предусмотрено несколько подклассов, например:
- автомобили легковые - код 15 3410010;
- автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов - код 15 3410020;
- автомобили-самосвалы - код 15 3410220;
- автобусы и троллейбусы - код 15 3410030;
и др.
К каждому подклассу относятся различные виды транспортных средств, соответственно, если знать наименование транспорта, можно посмотреть, к какому подклассу он принадлежит.
Однако, имейте в виду, что и на основании ОКОФ определить категорию транспортного средства не всегда представляется возможным. Дело в том, что, к сожалению, этот классификатор не всегда содержит критерии, достаточные для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 НК РФ и ст. 2 Закона о транспортном налоге в Рязанской области.
Поэтому специалисты Минфина России в своих ответах на запросы налогоплательщиков (например, письмо Минфина России от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15) поясняют, что использование ОКОФ возможно лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) (6).
Таким образом, считаем, что для определения категории какого-либо транспортного средства в целях налогообложения следует учитывать совокупную информацию как о типе транспортного средства, так и о его назначении ("категории"), указанных в ПТС.
Отраслевая нормаль ОН 025 270-66
На сегодняшний день в России при производстве каких-либо автомобилей активно используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Согласно ей подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава.
Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения (7).
Обратившись к ОН 025 270-66, мы можем увидеть, что вторая цифра в обозначении транспортных средств указывает на тип (вид автомобиля):
1 - легковой автомобиль;
2 - автобус;
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное транспортное средство.
Используя эту информацию, налоговики указывают, что модели автомобилей, их модификаций, исполнений и комплектаций, обозначение которых начинается с 2206, 3962, должны быть отнесены к автобусам, так как сертифицированы по категории М2 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн" (8).
Отметим, что судебная практика по данной позиции противоречива.
Так, некоторые суды поддерживают налогоплательщиков, заявляя, что отраслевая нормаль ОН 025 270-66 разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения, поэтому при определении ставки транспортного налога эта нормаль учитываться не должна (9). Другие суды при вынесении решений принимают отраслевую нормаль ОН 025 270-66 во внимание, правда, сведения, полученные из данного документа, используются судами в совокупности со сведениями, полученными из ПТС, и с учетом классификации категорий транспортных средств (А, В, С, D, прицеп) (10).
Итак, в качестве заключения к данному материалу можно сделать вывод, что при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик должен учитывать всю имеющуюся у него совокупную информацию о данном транспортном средстве.
Пример:
Поговорим о таком транспортном средстве, как УАЗ-39629. Это довольно-таки известный автомобиль, который, как правило, используется в медицинской деятельности, из-за внешнего сходства с буханкой хлеба в народе он обычно именуется "Буханкой".
По мнению специалистов налоговой инспекции, данное транспортное средство относится к какой угодно категории, но только не к легковым автомобилям. Налоговики то заявляют, что УАЗ-39629 является грузовым автомобилям, а то и вообще именуют его автобусом.
Попробуем разобраться.
В ПТС у рассматриваемого автомобиля тип четко прописан не бывает, обычно он указывается в зависимости от прямого назначения, по которому машина будет использоваться, например, санитарный автомобиль. Категория у УАЗ-39629 - "В".
Итак, на основании ПТС выводов, в рассматриваемом случае, сделать нельзя. Не поможет нам и классификация из ОН 025 270-66, согласно которой транспортное средство УАЗ-39629 относится к специальным транспортным средствам (вторая цифра - 9).
А вот ОКОФ в данном случае вполне может сыграть положительную роль, но только в том случае, если тип УАЗ-39629, стоящего на балансе организации, определен как санитарный или как специализированный фургон. Дело в том, что ОКОФ прямо предусматривает, что автотранспортные средства, являющиеся специальными фургонами и специальными автомобилями для медицинской помощи на дому (санитарные), относятся к легковым автомобилям (коды 153410165, 153410166).
Кроме того, рассматривая непринадлежность УАЗ-39629 к категории автобусов, можно использовать и число находящихся в нем пассажирских мест. Так, если в соответствии с ПТС число пассажирских мест автомобиля, находящегося в собственности организации, не превышает 8, можно сказать, что автобусом данный автомобиль не является (11).
Самым последним аргументом для доказательства того, что рассматриваемый нами автомобиль является легковым, может стать для налогового инспектора ссылка налогоплательщика на п. 7 ст. 3 НК РФ, где, как известно, указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этот аргумент также используется судьями при вынесении решений в пользу налогоплательщиков (12).
В заключение отметим, что существует множество судебных решений с разной аргументацией в пользу точки зрения, что УАЗ-39629 является легковым автомобилем (не грузовым автомобилем и не автобусом) (13).
Е.М.Тимукина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер
1 октября 2010 г.
_____________________________________________________
(1) Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" утверждены приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177
(2) Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, Приложение 1 к совместному приказу МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 и Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005
(3) например, смотрите постановления ФАС Московского округа от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, Волго-Вятского округа от 15.05.2009 N А11-10035/2008-К2-26/558, Западно-Сибирского от 03.06.2009 N Ф04-3338/2009, Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А58-3798/2008-Ф02-869/2009
(4) письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1
(5) Утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359
(6) ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII
(7) письмо Федеральной налоговой службы от 15.04.2008 N СК-6-5/281 "О направлении Методических рекомендаций"
(8) письмо УМНС России по г. Москве от 03.08.2004 N 23-01/3/50988
(9) смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2007 N А56-25389/2006, от 18.12.2006 N А56-43379/2005, от 13.11.2006 N А05-6552/2006-22, от 30.05.2006 N А26-11425/2005-212, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 N 13АП-3361/2008, решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2008 N А56-33426/2007, Рязанской области от 20.11.2006 N А54-4020/2006С8
(10) смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2009 N А05-13177/2008, от 05.06.2008 N А05-223/2008, Волго-Вятского округа от 25.07.2008 N А29-6237/2007, от 06.05.2009 N А29-7851/2008
(11) ст. 11 НК РФ, Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2
(12) постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 N Ф04-6866/2006(28032-А81-15), от 05.09.2007 N Ф04-6832/2006(37827-А81-15)
(13) решения Арбитражного суда Владимирской области от 15.12.2008 N A11-7377/2008-К2-25/536, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2005 N Ф04-9561/2004(7805-А75-23), Северо-Западного округа от 14.12.2006 N А05-7413/2006-9, от 26.12.2005 N А26-5998/2005-211, от 26.12.2005 N А26-5959/2005-213, от 30.05.2006 N А26-11425/2005-212
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Транспортный налог: легковой автомобиль или автобус? (Е.М. Тимукина, Система ГАРАНТ, октябрь 2010 г.)