г. Тюмень |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А45-11169/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 15 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.
судей Есикова А.Н.
Коробейниковой О.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" и Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Новосибирска на определение от 20.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судьи Гофман Н.В., Красникова Е.В., Векшенков Д.В.) по делу N А45-11169/2010 о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества "СИБСЕРВИССТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" (630054, город Новосибирск, улица Титова, дом 29, ОГРН 1025402450820, ИНН 5406206001) по заявлению конкурсного управляющего Трушкокова Евгения Николаевича об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.
В заседании приняли участие представители:
Федеральной налоговой службы Дудко Е.Ю. по доверенности от 27.05.2011, закрытого акционерного общества "СИБСЕРВИССТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" Мальцев И.Ю. по доверенности от 21.11.2011.
Суд установил:
решением от 25.02.2011 Арбитражного суда Новосибирской области признано несостоятельным (банкротом) закрытое акционерное общество "СИБСЕРВИССТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ" (далее - ЗАО "СССР", должник), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждён Трушкоков Евгений Николаевич.
Конкурсный управляющий должника Трушкоков Е.Н. обратился 15.08.2011 в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об утверждении мирового соглашения, заключённого 08.08.2011.
Определением от 20.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области утверждено мировое соглашение от 08.08.2011, заключённое между ЗАО "СССР" в лице конкурсного управляющего Трушкокова Е.Н., уполномоченным органом и кредиторами.
Открытое акционерное общество "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" (далее - ОАО "ФЖС Новосибирской области") и Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Новосибирска (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратились с кассационными жалобами на определение от 20.09.2011 об утверждении мирового соглашения, просят определение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в утверждении мирового соглашения.
По мнению заявителей при вынесении определения судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, не в полном объёме исследованы все обстоятельства дела.
ОАО "ФЖС Новосибирской области" считает, что суд неправильно применил пункт 3 статьи 156 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Условия мирового соглашения о размерах и периодичности удовлетворения требований ставят ОАО "ФЖС Новосибирской области" в худшее положение по отношению к ФНС России.
Уполномоченный орган в кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, указывает, что выводы суда противоречат статье 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статье 156 Закона о банкротстве и приказу Минэкономразвития от 03.08.2004 N 219 "О Порядке голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов" (далее - приказ Минэкономразвития N 219), поскольку условия о сроках по уплате обязательных платежей не были согласованы в установленном порядке. Также судом не учтён довод о том, что условиями мирового соглашения не предусмотрена оплата текущей задолженности по обязательным платежам.
В судебном заседании представитель ЗАО "СССР" с доводами кассационных жалоб не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит оставить определение суда от 20.09.2011 без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как следует из материалов дела, собранием кредиторов ЗАО "СССР" от 08.08.2011 принято решение о заключении мирового соглашения. Решение принято 69,6 % голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов должника.
В силу статьи 150 Закона о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве заключить мировое соглашение. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
При рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения суд пришёл к обоснованному выводу о том, что мировое соглашение не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы кредиторов и уполномоченного органа. Оценив представленные доказательства, суд установил направленность воли сторон на заключение мирового соглашения с учётом мнения участвующих в деле лиц, а также отсутствие задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей. В мировом соглашении учтены сроки погашения задолженности, указаны иные условия, которые также позволяют считать условия мирового соглашения ясными и определёнными.
Ссылаясь на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", суд обоснованно указал, что мировое соглашение, заключённое по правилам Закона о банкротстве, распространяется только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в реестр, а также кредиторы по текущим платежам и неденежным обязательствам вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу без учёта условий мирового соглашения в общем порядке.
Предусмотренное мировым соглашением условие о первоочередном погашении задолженности должника перед ФНС России соответствует требованиям налогового законодательства (статья 64 НК РФ), следовательно, не может рассматриваться как ухудшение условий для ОАО "ФЖС Новосибирской области".
Пункт 1 статьи 156 Закона о банкротстве предусматривает, что мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям этого законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9 Кодекса, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
По условиям мирового соглашения (утверждено 20.09.2011) должнику предоставлена отсрочка по оплате задолженности по обязательным платежам в течение одного года с момента утверждения мирового соглашения (до 30.07.2012), что не противоречит статье 64 НК РФ.
Ссылка ФНС России на порядок голосования, утверждённый приказом Минэкономразвития N 219, является несостоятельной, поскольку указанный порядок регламентирует деятельность уполномоченного органа при участии в голосовании в делах о банкротстве, а не порядок заключения мирового соглашения.
Довод, уполномоченного органа о необходимости получения должником отсрочки (рассрочки, реструктуризации) налоговых платежей перед утверждением мирового соглашения основан на неверном толковании норм права. В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) при заключении мирового соглашения, его условия распространяются на требования, включённые в реестр требований кредиторов (пункт 4 статьи 153 Закона о банкротстве). Отсрочка или рассрочка уплаты обязательных платежей является условием мирового соглашения, следовательно, в этом случае не требуется принятия решения уполномоченным органом в порядке статьи 64 НК РФ.
Исследовав условия мирового соглашения и порядок его заключения, арбитражный суд правомерно в соответствии со статьями 32, 150, 154, 155, 156, 158 Закона о банкротстве, статьями 184, 185, 223, 224 АПК РФ утвердил его и прекратил производство по делу, поскольку оснований для отказа в утверждении мирового соглашения, предусмотренных статьёй 160 Закона о банкротстве, не имелось.
Суд кассационной инстанции считает определение законным и обоснованным.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены определения от 20.09.2011 в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Согласно подпунктам 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы размер государственной пошлины установлен в сумме 2000 рублей. В связи с отказом в удовлетворении кассационных жалоб государственная пошлина подлежит взысканию с заявителей. ФНС России от уплаты государственной пошлины освобождена, взысканию подлежит 2 000 рублей только с ОАО "ФЖС Новосибирской области".
В соответствии со статьёй 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины надлежит выдать суду первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 20.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11169/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" и Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Фонд жилищного строительства Новосибирской области" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины. Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
А.Н. Есиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон о банкротстве предусматривает право должника, его конкурсных кредиторов и уполномоченных органов заключить мировое соглашение.
Они могут сделать это на любой стадии рассмотрения судом дела о банкротстве.
Относительно заключения такого мирового соглашения с налоговым органом суд округа разъяснил следующее.
В соответствии с НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока его внесения на период, не превышающий один год, соответственно с единовременным или поэтапным погашением суммы задолженности.
С учетом этого если по условиям мирового соглашения должнику предоставляется отсрочка в отношении задолженности по обязательным платежам в течение одного года с момента утверждения данного соглашения, то подобное не противоречит НК РФ.
Довод о том, что перед утверждением такого мирового соглашения должнику нужно получить отсрочку налоговых платежей в порядке, предусмотренном НК РФ, основан на неверном толковании приведенных норм.
В рамках дела о банкротстве при заключении мирового соглашения его условия распространяются на требования, включенные в реестр.
Отсрочка или рассрочка по обязательным платежам является условием мирового соглашения.
Следовательно, в этом случае не требуется, чтобы налоговый орган принимал решение об отсрочке в порядке, предусмотренном НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф04-1410/11 по делу N А45-11169/2010
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2015 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11169/10
13.02.2015 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11169/10
22.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1410/11
06.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1410/11
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1410/11
06.12.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
29.11.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
18.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1410/11
15.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
07.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
24.10.2011 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11169/10
20.09.2011 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11169/10
19.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
02.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
29.08.2011 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1410/11
09.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
02.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
31.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10
11.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1410/11
09.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/2010
25.02.2011 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11169/10
17.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/2010
03.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/2010
26.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8986/10