г. Тюмень |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А45-25161/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Качур Ю.И.,
судей Глотова Н.Б.,
Кадниковой О.В. -
при протоколировании судебного заседания помощником судьи Спиридоновым В.В. с использованием системы веб-конференции (в режиме онлайн) рассмотрел кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" Герасимова Александра Мирославовича (далее - управляющий) на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 (судьи Иванов О.А., Дубовик В.С., Зайцева О.О.) по делу N А45-25161/2021 Арбитражного суда Новосибирской области о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" (ИНН 5404054931, ОГРН 1175476029860, далее - должник, ООО "Сибтрейд"), принятого по заявлению управляющего об истребовании документации должника.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель управляющего Герасимова А.М. - Авдонина А.Г. по доверенности от 01.03.2023.
Суд установил:
в деле о несостоятельности (банкротстве) должника его управляющий 06.11.2022 обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об обязании бывшего руководителя ООО "Сибтрейд" Лысова Виталия Эдуардовича (далее - ответчик) исполнить обязанность по передаче бухгалтерских и иные документов, отражающих экономическую деятельность должника.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2023 заявление удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 определение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2023 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе управляющий просит отменить постановление апелляционного суда от 15.06.2023, оставить в силе определение суда от 20.01.2023.
В обоснование жалобы податель приводит следующие доводы: ответчик извещен надлежащим образом о времени и дате судебного заседания, поскольку судебная корреспонденция направлялась в город Новосибирск, доказательств, свидетельствующих о том, что он зарегистрирован и фактически проживает в городе Екатеринбурге ответчиком не представлено; Лысов В.Э. намеренно злоупотребляет процессуальными правами, не получая почтовую корреспонденцию; судом апелляционной инстанции необоснованно возложено на управляющего бремя доказывания факта существования истребуемых документов должника у Лысова В.Э.; материалы обособленного спора не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии объективных (уважительных) причин невозможности передачи документации должника ответчиком управляющему; Лысов В.Э. не представил доказательств отсутствия у него истребуемых документов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель управляющего поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в пределах, предусмотренных статьями 286, 287 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанци норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.10.2021 в отношении должника введена процедура наблюдения; решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.05.2022 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство; временным и конкурсным управляющим утвержден Герасимов А.М.
Управляющий, ссылаясь на неисполнение бывшим руководителем должника обязанности по передаче ему документации ООО "Сибтрейд", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, руководствуясь статьями 20.3, 65, 126, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьями 53, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - Постановление N 53), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Апелляционный суд, отменяя определение суда первой инстанции, указал, что поскольку доказательств наличия у должника истребуемой документации в материалы дела не представлено, то отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований ввиду недоказанности объективной и субъективной исполнимости принятого судебного акта, что не освобождает ответчика от установленной законом субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Суд округа считает, что судом апелляционной инстанции, по существу, принят правильный судебный акт.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу последнему бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
Поскольку в силу положений пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве передача конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации является обязанностью руководителя предприятия, исполнявшего обязанности на момент утверждения конкурсного управляющего, то и обязанность доказывания надлежащего исполнения данной обязанности согласно статье 65 АПК РФ лежит на бывшем руководителе должника.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 24 Постановления N 53, арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" а также положений всего раздела "Ответственность за неисполнение обязательства в натуре" и позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 30.01.2017 N 305-ЭС16-14210, от 24.10.2017 N 308-ЭС17-8172, возлагаемая по суду обязанность по исполнению обязательства в натуре для ответчика должна быть объективно и субъективно исполнимой.
Арбитражным судом должны приниматься только такие судебные акты, которые могут быть реально исполнены, поскольку иначе судебный акт будет не соответствовать требованиям статьи 16 АПК РФ и может создать угрозу необоснованного привлечения к ответственности.
Общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 05.02.2007 N 2-П).
Как неоднократно отмечено Верховным Судом Российской Федерации, удовлетворяя соответствующее заявление арбитражного управляющего, суд должен быть в достаточной степени уверен в возможности исполнения судебного акта ответчиком, исходя из совокупности представленных доказательств, что достигается путем невозможности возложения на бывшего руководителя должника обязанности по передаче той документации, которая у него отсутствует и им не удерживается.
В том случае, если ответчик он не обладает необходимыми документами и не имеет возможности их восстановления, обязанность по их передаче возложена на него быть не может, что, однако, не освобождает ответчика от иных негативных последствий невыполнения обязанности по передаче документов, заключающихся в публично-правовой ответственности, а также привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по правилам главы III.2 Закона о банкротстве.
Сам по себе отказ в удовлетворении заявления об обязании бывшего руководителя передать имущество и документы должника не предрешает вопрос о его вине в необеспечении сохранности имущества и документации должника и в непередаче их конкурсному управляющему.
В рассматриваемом случае Лысов В.Э. указывал на отсутствие у него истребуемых документов, поэтому в отсутствие доказательств их наличия в распоряжении ответчика и возможности передачи управляющему судебный акт не может быть признан исполнимым, в связи с чем в удовлетворении заявления управляющего судом апелляционной инстанции отказано правомерно.
С учетом специфики требования о присуждении к исполнению обязанности в натуре (в данном случае обязанности по передаче документов) в предмет доказывания входит исследование возможности исполнить эту обязанность, что, в свою очередь, возможно лишь при наличии у данного лица на момент рассмотрения спора требуемых документов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о неверном распределении судами бремени доказывания, судом округа отклоняются, поскольку бывшим руководителем должника даны пояснения относительно отсутствия у ответчика документации общества, соответствующие обстоятельства не опровергнуты управляющим, какие-либо сведения, подтверждающие фактическое обладание ответчиком истребуемой документацией, в материалах дела отсутствуют.
При этом возложение на руководителя должника обязанности доказывать отсутствие у него истребуемых документов приведет к доказыванию отрицательного факта, что недопустимо, поэтому в рассматриваемой ситуации, когда бывший руководитель должника немотивированно скрывает существенную информацию и документы должника, необходимые для проведения процедуры банкротства, то к нему могут быть применены иные меры ответственности, установленные законодательством о банкротстве.
В связи с этим судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что отсутствие у ответчика необходимой документации не освобождает его от иных негативных последствий за ее непредставление, в частности, в виде привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по правилам главы III.2 Закона о банкротстве.
Относительно доводов о злоупотреблении ответчиком процессуальными правами и его надлежащем извещении, суд округа исходит из следующего.
Частью 4 статьи 121 АПК РФ предусмотрено, что судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
По правилам части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В абзаце втором пункта 15 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом, либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно ответу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области и ответу, полученному из Главного управления Министерства внутренних дел (далее - ГУ МВД) по Новосибирской области, местом жительства (пребывания) Лысова В.Э. с 25.09.2020 по настоящее время является: город Новосибирск, улица Крылова, дом 4, квартира 39. Аналогичный ответ поступил от ГУ МВД по Свердловской области. Помимо этого, в доверенности на представителя Лысова В.Э. также указан адрес его места жительства в городе Новосибирске.
Поскольку сведений об изменении места жительства ИП Лысов В.Э. суду апелляционной инстанции не представил, в деле имеются доказательства, что он является индивидуальным предпринимателем и судебная корреспонденция направлялась судом по последнему известному месту жительства ответчика, в том числе как индивидуального предпринимателя согласно сведениям из ЕГРИП, то последний в силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ считается надлежащим образом извещенным о начавшемся процессе.
Таким образом, в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом ИП Лысову В.Э. копии судебного акта в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и документы, подтверждающие соблюдение условий, обозначенных в части 4 статьи 123 АПК РФ, а именно возврат почтового отправления за истечением срока хранения, в связи с чем ответчика следует считать надлежащим образом извещенным о начавшемся судебном процессе, а действия ответчика по неполучению судебной корреспонденции со ссылкой на иной адрес места жительства - недобросовестными.
Исследовав доводы и возражения сторон, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что возложение на ответчика обязанности передать управляющему документы в отсутствие безусловных доказательств наличия у нее таковых может привести к принятию неисполнимого судебного акта.
Вместе с тем неисполнение обязанностей по надлежащему ведению учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также хранению первичной документации должника может служить основанием для привлечения виновного лица к субсидиарной ответственности по соответствующему основанию.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают несогласие ее подателя с выводами суда апелляционной инстанции об оценке установленных обстоятельств, не указывают на неправильное применение положений действующего законодательства, а потому подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А45-25161/2021 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Ю.И. Качур |
Судьи |
Н.Б. Глотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о неверном распределении судами бремени доказывания, судом округа отклоняются, поскольку бывшим руководителем должника даны пояснения относительно отсутствия у ответчика документации общества, соответствующие обстоятельства не опровергнуты управляющим, какие-либо сведения, подтверждающие фактическое обладание ответчиком истребуемой документацией, в материалах дела отсутствуют.
При этом возложение на руководителя должника обязанности доказывать отсутствие у него истребуемых документов приведет к доказыванию отрицательного факта, что недопустимо, поэтому в рассматриваемой ситуации, когда бывший руководитель должника немотивированно скрывает существенную информацию и документы должника, необходимые для проведения процедуры банкротства, то к нему могут быть применены иные меры ответственности, установленные законодательством о банкротстве.
В связи с этим судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что отсутствие у ответчика необходимой документации не освобождает его от иных негативных последствий за ее непредставление, в частности, в виде привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по правилам главы III.2 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2023 г. N Ф04-2958/23 по делу N А45-25161/2021
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11623/2021
12.09.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2958/2023
08.09.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2958/2023
15.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11623/2021
07.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11623/2021
11.04.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11623/2021
30.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11623/2021
31.05.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-25161/2021
27.01.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11623/2021