Екатеринбург |
|
03 ноября 2011 г. |
N Ф09-7091/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И.,
судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-деловой комплекс "Гостиный двор" (ОГРН: 1020202560718, ИНН: 0274061460, далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.05.2011 по делу N А07-751/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Нурисламов Р.Р. (доверенность от 18.01.2011);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ОГРН: 1040203924485, ИНН: 0274101138; далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан) - Хабибуллина Р.М. (доверенность от 17.11.2010 N 315).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Республике Башкортостан, выразившегося в непринятии решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010142:71, 02:55:010142:72, 02:55:010142:73, 02:55:010142:74, 02:55:010142:75, 02:55:010142:76, 02:55:010142:77, 02:55:010142:78, 02:55:020107:98, равной их рыночной стоимости согласно отчету об оценке, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "ФК Оценка" от 02.09.2010 N 023/2010, и обязании Управления Росреестра по Республике Башкортостан принять соответствующее решение (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельно-кадастровая палата" по Республике Башкортостан.
Решением суда от 04.05.2011 (судья Вальшина М.Х.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования, имеющие по существу своим предметом изменение кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза. Общество указывает, что судами не проверялась достоверность представленного заявителем отчета об оценке, не давалась оценка многократной разнице между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков, не проводилась экспертиза определения действительной рыночной стоимости, в удовлетворении требований отказано по формальным основаниям. Кроме того, по мнению общества, судами не применен закон, подлежащий применению, а именно - п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) не содержит каких-либо условий вступления в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, кроме официального опубликования. Также заявитель жалобы полагает, что судами не принят во внимание тот факт, что кадастровая стоимость земельного участка является составляющей формулы расчета земельного налога за конкретный земельный участок, а в силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Таким образом, отказ Управления Росреестра по Республике Башкортостан в пересмотре кадастровой стоимости спорных участков нарушает права и законные интересы заявителя.
В представленном отзыве Управление Росреестра по Республике Башкортостан возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010142:71, 02:55:010142:72, 02:55:010142:73, 02:55:010142:74, 02:55:010142:75, 02:55:010142:76, 02:55:010142:77, 02:55:010142:78, 02:55:020107:98.
Данные земельные участки поставлены на кадастровый учет 23.04.2008, их кадастровая стоимость по данным кадастровых паспортов определена в следующих размерах: 02:55:010142:71 - 20 672 820 руб., 02:55:010142:72 - 22 986 882 руб. 40 коп., 02:55:010142:73 - 28 375 515 руб., 02:55:010142:74 - 2 512 149 руб. 60 коп., 02:55:010142:75 - 25 937 415 руб., 02:55:010142:76 - 686 707 996 руб. 70 коп., 02:55:010142:77 - 370 185 578 руб. 40 коп., 02:55:010142:78 - 137 702 504 руб. 50 коп., 02:55:020107:98 - 629 654 324 руб. 20 коп.
По заказу общества обществом с ограниченной ответственностью "ФК Оценка" проведена оценка кадастровой стоимости названных земельных участков. Согласно отчету от 02.09.2010 N 023/2010 рыночная стоимость участков составила: 02:55:010142:71 - 33 560 000 руб., 02:55:010142:72 - 2 688 000 руб., 02:55:010142:73 - 46 064 000 руб., 02:55:010142:74 - 1 230 000 руб., 02:55:010142:75 - 42 106 000 руб., 02:55:010142:76 - 73 557 000 руб., 02:55:010142:77 - 39 653 000 руб., 02:55:010142:78 - 14 751 000 руб., 02:55:020107:98 - 84 764 000 руб.
Ссылаясь на изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением от 20.09.2010 N 331 об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Управление Росреестра по Республике Башкортостан письмом от 19.12.2010 N 14078/219 отказало обществу в удовлетворении заявления ввиду того, что законодательство, действовавшее на момент оценки спорных земельных участков, не содержало каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельных участков. При этом орган кадастрового учета указал, что положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ могут быть применены к результатам государственной кадастровой оценки, которые будут определены и утверждены в ходе проведения очередного тура оценки в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Ссылаясь на то, что действия Управления Росреестра по Республике Башкортостан, выразившиеся в невнесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствует п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что у органа кадастрового учета отсутствует обязанность внести изменения кадастровой стоимости земельных участков, поскольку кадастровая стоимость земельных участков определена и утверждена в соответствии с требованиями действовавшего на момент проведения определения кадастровой стоимости законодательства, требований об оспаривании утвержденной кадастровой стоимости обществом не заявлено, иных оснований для изменения данных о кадастровой стоимости земельных участков не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующего.
В рассматриваемом случае, обращаясь в суд, общество ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего является нарушение его прав как собственника данных земельных участков и плательщика земельного налога.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассматривая дело со сходными фактическими обстоятельствами, в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал следующее.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и общество воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Тем не менее п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в прежней редакции предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе и в прежней редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает неверным вывод судов о том, что требование об изменении кадастровой стоимости земельных участков и определении ее в размере рыночной стоимости может быть рассмотрено только в рамках дела об оспаривании результатов кадастровой оценки земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.03.2007 N 58.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как указано в вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В данном случае требования рассмотрены судами по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судами не дана оценка достоверности представленного заявителем отчета, многократной разнице между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам", при обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. При этом в мотивировочной части судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы, может содержаться указание на соответствующее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке надзора (ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты на основании норм права в истолковании, расходящимся с толкованием, данным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, которое в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" подлежит применению с даты его опубликования (29.08.2011) и с этого момента считается определенной практика применения законодательства, на положениях которого основано это постановление, а также учитывая, что спор по существу заявленных требований судами не разрешен, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо принять во внимание изложенное и рассмотреть спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, с учетом существа заявленных требований, доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.05.2011 по делу N А07-751/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам", при обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. При этом в мотивировочной части судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы, может содержаться указание на соответствующее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке надзора (ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты приняты на основании норм права в истолковании, расходящимся с толкованием, данным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, которое в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" подлежит применению с даты его опубликования (29.08.2011) и с этого момента считается определенной практика применения законодательства, на положениях которого основано это постановление, а также учитывая, что спор по существу заявленных требований судами не разрешен, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2011 г. N Ф09-7091/11 по делу N А07-751/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7091/11
14.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7231/12
24.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-751/11
03.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7091/2011
22.07.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6273/11