Екатеринбург |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А07-751/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д.И.,
судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гридневой Н.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.05.2012 по делу N А07-751/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Торгово-деловой комплекс "Гостиный двор" (далее - общество "ТДК "Гостиный двор") - Луговой А.С. (доверенность от 23.07.2012);
Управления Росреестра - Богданова И.А. (доверенность от 04.06.2012 N 85), Галимутдинова Г.И. (доверенность от 15.10.2012 N 153).
Общество "ТДК "Гостиный двор" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росреестра, выразившегося в непринятии решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010142:71, 02:55:010142:72, 02:55:010142:73, 02:55:010142:74, 02:55:010142:75, 02:55:010142:76, 02:55:010142:77, 02:55:010142:78, 02:55:020107:98, равной их рыночной стоимости согласно отчету об оценке, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "ФК Оценка" от 02.09.2010 N 023/2010, и обязании Управления Росреестра принять соответствующее решение (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельно-кадастровая палата" по Республике Башкортостан (далее - учреждение "ЗКП").
Решением суда от 04.05.2011, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2011 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении дела общество "ТДК "Гостиный двор" уточнило заявленные требования, сформулировав их в качестве исковых (последнее уточнение от 03.04.2012), а также отказалось от исковых требований в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010142:71, 02:55:010142:73, 02:55:010142:75 равной их рыночной стоимости.
Определением от 02.05.2012 производство по делу в указанной части прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2012 учреждение "ЗКП" было исключено из числа третьих лиц в связи с его ликвидацией. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - учреждение "ФКП").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.05.2012 (судья Кручинина Н.Е.) исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих обществу "ТДК
"Гостиный двор", в размере, равном их рыночной стоимости: с кадастровым
номером 02:55:010142:72 - в размере 2 759 000 руб.; с кадастровым номером
02:55:010142:74 - в размере 1 262 000 руб.; с кадастровым номером 02:55:010142:76 - в размере 75 518 000 руб.; с кадастровым номером 02:55:010142:77 - в размере 40 709 000 руб.; с кадастровым номером 02:55:010142:78 - в размере 15 143 000 руб.; с кадастровым номером 02:55:020107:98 - в размере 87 023 000 руб. На Управление Росреестра возложена обязанность принять решение о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о стоимости этих земельных участков и направить его для исполнения учреждению "ФКП".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 (судьи Румянцев А.А., Вяткин О.Б., Карпусенко С.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", несоответствие выводов суда правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Управление Росреестра полагает, что оно не может являться ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (далее - приказ от 11.03.2010 N П/93) с 15.09.2010 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, возложены на учреждение "ФКП", а с 01.03.2012 на указанное учреждение возложены также и полномочия по определению кадастровой стоимости (приказ Росреестра от 26.12.2011 N П/531). Кроме того, заявитель считает неправомерным возложение судом на него судебных расходов.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ТДК "Гостиный двор", ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ТДК "Гостиный двор" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010142:71, 02:55:010142:72, 02:55:010142:73, 02:55:010142:74, 02:55:010142:75, 02:55:010142:76, 02:55:010142:77, 02:55:010142:78, 02:55:020107:98.
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об их кадастровой
стоимости.
Оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "ФК Оценка" проведена независимая оценка рыночной стоимости указанных земельных участков, результаты которой оформлены отчетом от 02.09.2010 N 23/2010.
Ссылаясь на изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в норму ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, общество "ТДК "Гостиный двор" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 20.09.2010 N 331 об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
В письме от 19.10.2010 N 14078/219 Управление Росреестра сообщило о невозможности применения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в новой редакции и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных учасмтков в размере их рыночной.
Данный отказ послужил основание для обращения общества "ТДК "Гостинный двор" в суд с рассматриваемым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Судами установлено, что согласно представленному истцом отчету от 02.09.2010 N 23/2010, составленному обществом с ограниченной ответственностью "ФК Оценка", содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков, в частности с кадастровыми номерами 02:55:010142:72, 02:55:010142:74, 02:55:010142:76, 02:55:010142:77, 02:55:010142:78, 02:55:020107:98, существенно превышает рыночную стоимость этих земельных участков.
В связи с наличием существенного расхождения между кадастровой стоимостью земельных участков и их рыночной стоимостью, указанной в отчете от 02.09.2010 N 23/2010, судом первой инстанции по ходатайству истца на основании ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначена экспертиза.
По результатам проведенной судебной экспертизы обществом с ограниченной ответственностью "Ребус" составлен отчет от 11.03.2012, согласно которому действительная рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 02:55:010142:72 - 2 759 000 руб., с кадастровым номером 02:55:010142:74 - 1 262 000 руб., с кадастровым номером 02:55:010142:76 - 75 518 000 руб., с кадастровым номером 02:55:010142:77- 40 709 000 руб., с кадастровым номером 02:55:010142:78 - 15 143 000 руб., с кадастровым номером 02:55:020107:98 - 87 023 000 руб.
Оценив заключение судебной экспертизы, составленное обществом с ограниченной ответственностью "Ребус", по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации, наряду с иными доказательствами, а также принимая во внимание отсутствие доказательств недостоверности заключения судебной экспертизы, суды правомерно установили кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика от 11.03.2012.
Довод Управления Росреестра о том, что в настоящее время полномочия органа кадастрового учета переданы учреждению "ФКП", Управление Росреестра не наделено полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу, рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции.
Привлечение судом к участию в деле в качестве ответчика Управления Росреестра не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции. Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531, в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось Управление Росреестра. Наделение учреждения "ФКП" полномочиями, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется Росреестром. В своей деятельности учреждение "ФКП" руководствуется правовыми актами указанной федеральной службы. Кроме того, процессуальное положение Управления Росреестра и учреждения "ФКП" в настоящем споре не повлекло неисполнимость судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.05.2012 по делу N А07-751/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Привлечение судом к участию в деле в качестве ответчика Управления Росреестра не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции. Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531, в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось Управление Росреестра. Наделение учреждения "ФКП" полномочиями, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется Росреестром. В своей деятельности учреждение "ФКП" руководствуется правовыми актами указанной федеральной службы. Кроме того, процессуальное положение Управления Росреестра и учреждения "ФКП" в настоящем споре не повлекло неисполнимость судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2012 г. N Ф09-7091/11 по делу N А07-751/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7091/11
14.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7231/12
24.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-751/11
03.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7091/2011
22.07.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6273/11