Екатеринбург |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А60-46521/2010 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2010 г. N Ф09-10328/08-С4 по делу N А60-7518/2008-СР
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2009 г. N Ф09-10328/08-С4
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 июня 2009 г. N А60-7518/2008-СР
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2008 г. N 17АП-6368/08
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Белоярского городского округа в лице главы Белоярского городского округа (ИНН 6639001746, ОГРН 1026601983902; далее - Белоярский городской округ, муниципальное образование) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2011 по делу N А60-46521/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Белоярского городского округа - Черёмина Е.Г. (доверенность от 17.05.2012);
общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Энергия" (ИНН 6639012804, ОГРН 1056600432217; далее - общество "ЖКХ-Энергия") - Медведев А.В. (доверенность от 01.01.2012).
Общество "ЖКХ-Энергия" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением (уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Белоярскому городскому округу о взыскании 17 171 914 руб. 35 коп. реального ущерба, составляющих разницу между фактически понесёнными расходами по предоставлению жилищных и коммунальных услуг и валовым доходом, полученным при применении размеров платы, установленных органом местного самоуправления, возникших в период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Решением суда от 10.08.2011 (судья Проскурякова И.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 (судьи Дружинина Л.В., Назарова В.Ю., Рубцова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава Белоярского городского округа, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, указывая на то, что не имел полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию на 2008 год, так как закон Свердловской области о наделении Белоярского городского округа указанным полномочием не принимался. Заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Белоярского городского округа, утверждены и введены в действие на период с 01.01.2008 по 31.12.2008 постановлением Региональной энергетической комиссии по Свердловской области (далее - РЭК по Свердловской области) от 26.10.2007 N 131-ПК, в соответствии с компетенцией данного органа государственного регулирования тарифов, то муниципальное образование в соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, не может нести финансовые обязательства по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных применением тарифа на их услуги на уровне ниже экономически обоснованного, установленного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом, по мнению заявителя жалобы, расчёты размеров платы за теплоэнергию населению и организациям, определённые в постановлениях главы Белоярского городского округа от 05.12.2007 N 1145 и N 1147 для потребителей жилищных и коммунальных услуг общества "ЖКХ-Энергия" только дублируют, но не изменяют тарифы, установленные РЭК по Свердловской области.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы и проверив законность и обоснованность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что между администрацией муниципального образования "Белоярский район" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Комэнергоресурс" (впоследствии изменившим наименование на общество "ЖКХ-Энергия"; исполнитель) заключён договор от 30.03.2005 на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда и придомовых территорий муниципального образования.
Согласно условиям названного договора заказчик поручил исполнителю от имени исполнителя и за счёт заказчика в пределах средств, предусмотренных в решении о бюджете на соответствующий финансовый год, совершать юридические и иные действия по управлению жилыми домами, входящими в состав муниципального жилищного фонда муниципального образования, зданиями и сооружениями нежилого назначения, обеспечивающие оказание нанимателям находящихся в собственности муниципального образования и собственникам жилых помещений услуг по содержанию, ремонту и предоставлению коммунальных услуг.
Согласно п. 1.4 договора объём предоставляемых исполнителем услуг подлежит определению на основании утверждённых заказчиком показателей по жилому фонду в соответствии с утверждёнными тарифами.
В соответствии с п. 5.1 указанного договора источниками покрытия расходов исполнителя, производимых по исполнение условий договора, являются плата нанимателей и собственников жилых помещений за жильё и коммунальные услуги по ценам и тарифам, установленным муниципальным образованием; плата пользователей нежилых помещений по договорам содержания и технического обслуживания нежилых помещений и договорам участия в содержании зданий; средства бюджета муниципального образования, предназначенные для финансирования расходов по содержанию и ремонту, оказанию коммунальных услуг и выполнения других услуг (работ), передаваемых исполнителю в порядке, установленном правилами казначейского исполнения бюджета муниципального образования; средства бюджетов, предназначенные для финансирования расходов по выплате исполнителю денежных компенсаций (субсидий) для возмещения убытков, связанных с предоставлением установленных законом и актами органов местного самоуправления льгот и субсидий нанимателям и собственникам жилых помещений.
Актами приема-передачи жилищного фонда подтверждается передача в управление жилищного фонда с. Косулино, с. Кочневское, п. Совхозный.
Кроме того, на основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 06.04.2005 N 14, договора найма имущества от 06.03.2006 N 6, подписанных между истцом и комитетом по управлению муниципальным имуществом МО "Белоярский район", истцу во временное владение и пользование передано движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории указанного муниципального образования, в том числе в селах Кочневское и Косулино, п. Совхозном. Переданное имущество предназначено для его дальнейшей эксплуатации истцом в целях оказания населению Белоярского района услуг жилищно-коммунального назначения.
Факт передачи имущества истцу во временное владение и пользование подтверждается актами приема-передачи, являющимися приложениями к договору аренды от 06.04.2005 N 14 (приложения N 1, 2, 3) и к договору найма от 06.03.2006 N 6 (приложения N 1, 2, 3).
Сроки действия вышеназванных договора на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда и придомовых территорий муниципального образования от 30.03.2005, договора аренды от 06.04.2005 N 14, договора найма от 06.03.2006 N 6 продлены на период 2006-2008 гг.
В период с 01.01.2008 по 31.12.2008 истец с использованием переданного ему по вышеуказанным договорам имущества оказывал потребителям Белоярского городского округа жилищные и коммунальные услуги в размерах платы, установленных постановлениями главы Белоярского городского округа от 05.12.2007 N 1145, N 1147.
Полагая, что в связи с реализацией в указанный период потребителям муниципального образования жилищных и коммунальных услуг в пределах установленной названными постановлениями главы Белоярского городского округа платы, не соответствующей экономически обоснованной стоимости таких услуг, у него возникли убытки, общество "ЖКХ-Энергия" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании спорной суммы.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса).
В силу ст. 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В целях установления факта и размера убытков, определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2011 назначена судебная бухгалтерская экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о разнице между валовой выручкой, полученной истцом, исчисленной с применением тарифов, утвержденных постановлениями главы Белоярского городского округа от 05.12.2007 N 1145, N 1147 за оказываемые жилищные и коммунальные услуги потребителям с. Косулино, с. Кочневское, п. Совхозный Белоярского городского округа, и фактическими затратами истца за 2008 год, понесенными в связи с предоставлением жилищных и коммунальных услуг.
По результатам проведенного исследования общая сумма убытков общества "ЖКХ-Энергия" от оказания жилищных и коммунальных услуг потребителям с. Косулино, с. Кочневское, п. Совхозный определена в сумме 17 171 914 руб. 35 коп.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в числе прочего: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
В соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 16.06.2003 N 353-ПП и действующей в течение 2008 года., основным направлением реформирования жилищно-коммунального хозяйства является, помимо прочего обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает включение в бюджеты муниципальных образований в полном объеме сумм на возмещение разницы в тарифах.
Главой Белоярского городского округа принято постановление от 21.12.2007 N 1206 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации выпадающих доходов организаций, оказывающих коммунальные услуги населению в 2008 году".
Судами при выяснении всех обстоятельств по делу приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу N А60-7518/2008 Арбитражного суда Свердловской области по спору между теми же лицами, которые участвуют в настоящем деле.
Поскольку расчёт платы для взимания с потребителей жилищных и коммунальных услуг, размеры которой указаны в постановлениях главы Белоярского городского округа от 05.12.2007 N 1147, N 1145, является административным регулированием ценообразования, основанным не только на тарифах РЭК по Свердловской области, но и на иных показателях, установленных муниципальным образованием, то судами сделан обоснованный вывод о том, что оказание обществом "ЖКХ-Энергия" в 2008 году жилищных и коммунальных услуг потребителям в пределах установленных размеров платы за соответствующие виды услуг ниже экономически обоснованной стоимости таких услуг повлекло возникновение у общества "ЖКХ-Энергия" убытков в сумме 17 171 914 руб. 35 коп.
Согласно ч. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Главным распорядителем средств местного бюджета Белоярского городского округа в силу п.п. 7 п. 6 ст. 29 Устава Белоярского городского округа, является глава Белоярского городского округа.
В силу приведенных нормативных актов судами правомерно сделан вывод о наличии у муниципального образования обязанности по возмещению обществу "ЖКХ-Энергия" реального ущерба в сумме разницы между фактически понесёнными расходами по предоставлению жилищных и коммунальных услуг и валовым доходом, полученным при применении размеров платы, установленных органом местного самоуправления, за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что тарифы на тепловую энергию утверждены и введены в действие постановлением РЭК по Свердловской области от 26.10.2007 N 131-ПК, а органом местного самоуправления размер платы устанавливался на основе данного тарифа, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку это обстоятельство не влияет на выводы о необходимости применения в расчетах с потребителями за оказываемые жилищные и коммунальные услуги именно тех размеров платы, которые установлены постановлениями главы Белоярского городского округа от 05.12.2007 N 1145 и N 1147.
Таким образом, нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно, выводы в обжалуемых судебных актах основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2011 по делу N А60-46521/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Белоярского городского округа в лице главы Белоярского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в числе прочего: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
В соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 16.06.2003 N 353-ПП и действующей в течение 2008 года., основным направлением реформирования жилищно-коммунального хозяйства является, помимо прочего обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает включение в бюджеты муниципальных образований в полном объеме сумм на возмещение разницы в тарифах.
...
Согласно ч. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Главным распорядителем средств местного бюджета Белоярского городского округа в силу п.п. 7 п. 6 ст. 29 Устава Белоярского городского округа, является глава Белоярского городского округа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2012 г. N Ф09-465/12 по делу N А60-46521/2010
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5655/13
24.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5655/13
18.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-465/12
10.01.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9965/11
05.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-465/12
07.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9965/11
10.08.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-46521/10