г. Казань
02 августа 2011 г. |
Дело N А72-194/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Жарова Е.В. (доверенность от 22.12.2010 б/н),
третьего лица (муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска) - Жарова Е.В. (доверенность от 01.10.2010 б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
остальных третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.12.2010 (судья Ямщикова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Липкинд Е.Я., Каплин С.Ю.)
по делу N А72-194/2009
по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 4 296 942 руб. 23 коп., при участии третьих лиц: Министерства финансов Ульяновской области, муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска", Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района", муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска" обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 2002 по 2004 годы гражданам, имеющим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалером ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" в размере 4 296 942 руб. 23 коп.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.01.2009 возвращено исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" и муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска" истцам.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2009 определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.01.2009 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Ульяновской области для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.05.2009 исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" и муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска" принято к производству.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2009 принят отказ муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска" от иска в полном объеме. Производство по делу в части обращения муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска" к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области о взыскании 4 296 942 руб. 23 коп. прекращено.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2009 удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета исковых требований, истец просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 4 296 942 руб. 23 коп. - убытки.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.2009 исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" оставлены без удовлетворения, с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 15 484 руб. 71 коп.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2009 решение суда первой инстанции от 25.08.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области и передано судье Ямщиковой Н.В.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.03.2010 приостановлено производство по делу N А72-194/2009 до результатов рассмотрения дела о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2009.
Определением от 05.04.2010 производство по делу возобновлено в связи с отказом в передаче дела N А72-194/2009 Арбитражного суда Ульяновской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2009.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2010 суд по ходатайству истца назначил по настоящему делу экспертизу с целью получения ответов на вопросы:
1)соответствует ли предъявленная истцом ко взысканию сумма льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным на территории Ленинского района г. Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 года гражданам следующих категорий: ветераны, доноры крови и ее компонентов, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг?
2)определить разницу между стоимостью оказанных истцом услуг вышеуказанной льготной категории граждан и суммой, оплаченной льготной категорией граждан за оказанные услуги, и перечисленными органами социальной защиты денежными средствами из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные за период с июня по декабрь 2004 года.
Проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" эксперту Садртдиновой Гульнаре Наримановне.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2010 производство по делу было возобновлено, в связи с поступлением письма общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.07.2010 производство по делу приостановлено в связи с продолжением производства судебной экспертизы; проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" эксперту Андрюхину Сергею Анатольевичу.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2010 производство по делу было возобновлено, в связи с поступлением письма общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" о необходимости предоставления дополнительных документов.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2010 производство по делу приостановлено в связи с продолжением производства судебной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.10.2010 производство по делу возобновлено в связи с получением заключения эксперта.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2010 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований и об увеличении размера исковых требований, истец просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" убытки в размере 6 606 423 руб. 55 коп.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2010 произведена замена истца - Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" на правопреемника - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска"; удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика - Министерства финансов Российской Федерации на надлежащего - Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации; принят отказ истца от исковых требований к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области, производство по делу к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области прекращено; удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.12.2010 исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взысканы за счет казны Российской Федерации в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" убытки в размере 6 542 254 руб. 41 коп., расходы по уплате государственной пошлины 18 058 руб. 33 коп., расходы по оплате судебной экспертизы 346 600 руб. 40 коп. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскана государственная пошлина за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета в сумме 27 032 руб. 12 коп. Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области возвращена излишне перечисленная сумма 220 000 руб. оплаты за производство судебной экспертизы.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 решение суда первой инстанции от 30.12.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что судом дана ошибочная оценка платежным поручениям от 06.09.2007 N 11, от 06.09.2007 N 10, от 21.12.2006 N 704 как обстоятельствам, подтверждающим перерыв срока исковой давности. Кроме того, судом дана ненадлежащая оценка обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность обоснованность.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии 73 N 000668644 Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" (правопредшественник истца) было создано 25.05.2004 и являлось управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Ленинском районе г. Ульяновска.
Согласно пункту 2.2 устава Ульяновского муниципальное унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:
- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;
- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;
- оказание коммунальных и других платных услуг населению;
- производство расчета и сбора платы за найм, техническое обслуживание и предоставленные коммунальные услуги населению, собственникам и арендаторам нежилых помещений, в том числе просроченной задолженности.
Истец на основании договора о передаче жилого фонда в управление от 01.06.2004 N 0041 заключил с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г. Ульяновска договоры на приобретение коммунальных ресурсов и услуг от 01.07.2004 N 1561 с муниципальным унитарным предприятием "Ульяновскводоканал", по уборке города (вывоз ТБО) от 01.06.2004 N 4511 с муниципальным унитарным специализированным автотранспортным предприятием, с муниципальным унитарным предприятием "Городской теплосервис" от 17.06.2004 N 3210, с муниципальным унитарным предприятием "Городская теплосеть" от 01.06.2004 N 330 и др. и осуществлял в 2004 году предоставление коммунальных услуг потребителям в Ленинском районе г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.
Третье лицо - муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр" осуществляло в 2004 году начисление гражданам, проживающим в жилом фонде г. Ульяновска, в том числе проживающим в жилом фонде Ленинского района г. Ульяновска, платы за содержание жилого фонда и коммунальные услуги, а также принимало эту плату от проживающих граждан с последующим перечислением истцу.
В обоснование заявленных исковых требований о взыскании убытков истец указывает, что ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам, имевшим право на льготы и меры государственной социальной поддержки в соответствии Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" за период с 01.06.2004 по 31.12.2004 в сумме 6 542 254 руб. 41 коп., в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" в сумме 64 169 руб. 14 коп.
В соответствии со статьями 14 - 23 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в 2004 г.) ветераны всех категорий имеют право на оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов) газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 10 указанного Федерального закона порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг гражданам, награжденным знаком "Почетный донор".
В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона финансирование мероприятий по организации правоотношений, урегулированных данным законом, осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должна сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Соответственно, обязанность по возмещению истцу платы, не полученной от льготных категорий потребителей за период с июля по декабрь 2004 года, судом правомерно возложена на Российскую Федерацию в лице ее уполномоченного органа Министерства финансов Российской Федерации.
Вопросу о применении срока исковой давности судами дана надлежащая оценка.
В рассматриваемом случае имел место перерыв течения срока исковой давности в связи с тем, что ответчик, в течение срока исковой давности совершил действия, свидетельствующие о признании долга.
О том, что денежных средств на возмещение расходов льготной категории граждан недостаточно, предприятие могло узнать по истечении соответствующего финансового года, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Следовательно, течение срока исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом от льготных категорий в 2004 г.., начинается с 01.01.2005, срок исковой давности истекает 01.01.2008.
Согласно статье 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
В материалах дела имеются платежные поручения от 2006-2007 годов на перечисление денежных средств Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетно-кассовый центр" в погашение задолженности за коммунальные услуги, предоставленные в 2004 году.
Из справки от 18.12.2009 N 8494- 01 первого заместителя главы города Ульяновска следует, что в 2005-2007 годах кассовое исполнение местного бюджета г. Ульяновска осуществлялось финансовым управлением мэрии г. Ульяновска.
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области в 2005-2007 годах осуществляло операции по кассовому исполнению расходов местного бюджета г. Ульяновска. Указанными платежными поручениями Управление Федерального казначейства по Ульяновской области перечисляло муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетно-кассовый центр" средства федерального бюджета, переданные в 2005-2007 годах транзитом в качестве дотаций бюджетам нижестоящего уровня на компенсацию федеральных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Перечислением из федерального бюджета средств в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные в 2004 году (в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"), фактически совершены действия, свидетельствующие о признании долга за указанный период, в связи с чем, усматривается перерыв течения срока исковой давности.
Платежным поручением от 06.09.2007 N 11 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области перечислило муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетно-кассовый центр" 84 597 руб. субвенции по Федеральному закону от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" в счет погашения кредиторской задолженности за горячее водоснабжение, отопление по счету-фактуре от 15.09.2004 N 411, акту сверки от 30.03.2007 за услуги, оказанные в 2004 г.
Платежным поручением от 06.09.2007 N 10 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области перечислило муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетно-кассовый центр" 950 703 руб. субвенции по Федеральному закону от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" в счет погашения кредиторской задолженности по возмещению коммунальных услуг по счету-фактуре от 15.09.2004 N 412, акту сверки от 30.03.2007 за услуги, оказанные в 2004 г.
Платежным поручением от 21.12.2006 N 704 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области перечислило муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетно-кассовый центр" 215 022 руб. 58 коп. субвенции по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в счет погашения кредиторской задолженности за коммунальные услуги по акту сверки от 23.11.2006 за услуги, оказанные в 2004 г.
Течение срока исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом от льготной категории потребителей по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", начинается после перерыва его течения с 06.09.2007, срок исковой давности истекает 06.09.2010.
Соответственно, на момент обращения истца с иском в суд 12.01.2009 срок исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом от льготной категории потребителей по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", не истек.
Относительно требований о возмещении платы, не полученной истцом от льготной категории потребителей по Федеральному закону от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", суды правомерно пришли к выводу об истечении срока исковой давности.
В подтверждение суммы выпадающих доходов истцом в материалы дела представлены акты сверки списков по оплате за коммунальные услуги муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр", подписанные муниципальным унитарным предприятием "Единый расчетно-кассовый центр" и Комитетом социальной защиты населения Ленинского районов г. Ульяновска и прилагаемыми к ним списками лиц, которым была предоставлена льгота на коммунальные услуги.
Судом по ходатайству истца назначалась судебная экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу", эксперту Андрюхину С.А.
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1)соответствует ли предъявленная истцом ко взысканию сумма льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным на территории Ленинского района г. Ульяновска в период с июня по декабрь 2004 года гражданам следующих категорий: ветераны, доноры крови и ее компонентов, первичным документам, подтверждающим право данных граждан на льготы, а также размер полученных ими льгот (скидок в оплате) жилищно-коммунальных услуг.
2)определить разницу между стоимостью оказанных истцом услуг вышеуказанной льготной категории граждан и суммой, оплаченной льготной категорией граждан за оказанные услуги, и перечисленными органами социальной защиты денежными средствами из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные за период с июня по декабрь 2004 года.
Согласно заключению эксперта от 30.07.2010 N 006/050-2010 фактический размер полученных льгот (скидок к оплате) гражданами, определенный экспертом в соответствии с представленными первичными документами, подтверждающими право данных граждан на льготы, и неперечисленный истцу из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот в период с июня по декабрь 2004 года, составляет 6 606 423 руб. 55 коп.
В исследовательской части экспертного заключения по первому вопросу экспертом указано, что согласно сведениям о начислениях за жилищно-коммунальные услуги за период с июня по декабрь 2004 год с учетом представленных на исследование первичных документов, подтверждающих права граждан на льготу, а также с учетом данных первичных документов, предоставленных по ходатайству эксперта, размер полученных льгот (скидок в оплате) за жилищно-коммунальные услуги категорией граждан "ветераны" составил 7 792 576, 99 руб.
Согласно представленным на исследование банковским выпискам по расчетному счету с приложением первичных документов, отражающих поступление денежных средств, перечисленных органами социальной защиты населения из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, сумма, поступившая от органов социальной защиты за оказанные услуги льготной категории граждан "ветераны", составила 1 250 322 руб. 58 коп.
Согласно сведениям о начислениях за жилищно-коммунальные услуги за период с июня по декабрь 2004 г. с учетом представленных на исследование первичных документов, подтверждающих право данных граждан на льготу, а также с учетом данных первичных документов, предоставленных по ходатайству эксперта ("списки граждан, которым была предоставлена льгота на жилищно-коммунальные услуги" за период с июня по декабрь 2004 г.) размер полученных льгот (скидок в оплате) за жилищно-коммунальные услуги категорией граждан "доноры крови и ее компонентов" составила 64 169, 14 руб.
Исходя из произведенных расчетов, размер полученных льгот (скидок в оплате) гражданами, определенный экспертом в соответствии с представленными первичными документами, подтверждающими право данных граждан на льготы, и неперечисленный истцу из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, составляет 6 606 423, 55 руб., в том числе по категории граждан "ветераны" - 6 542 254 руб. 41 коп. (7 792 576, 99 "-" 1 250 322, 58); по категории "доноры крови и ее компонентов" - 64 169, 14 руб. (64 169, 14 "-" 0, 00).
Экспертом установлено, что размер неполученной истцом платы от льготной категории потребителей по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" составляет 6 542 254 руб. 41 коп.
При указанных обстоятельствах судами предыдущих инстанций правомерно удовлетворены исковые требования в сумме 6 542 254 руб. 41 коп.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А72-194/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Платежным поручением от 06.09.2007 N 10 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области перечислило муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетно-кассовый центр" 950 703 руб. субвенции по Федеральному закону от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" в счет погашения кредиторской задолженности по возмещению коммунальных услуг по счету-фактуре от 15.09.2004 N 412, акту сверки от 30.03.2007 за услуги, оказанные в 2004 г.
Платежным поручением от 21.12.2006 N 704 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области перечислило муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетно-кассовый центр" 215 022 руб. 58 коп. субвенции по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в счет погашения кредиторской задолженности за коммунальные услуги по акту сверки от 23.11.2006 за услуги, оказанные в 2004 г.
Течение срока исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом от льготной категории потребителей по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", начинается после перерыва его течения с 06.09.2007, срок исковой давности истекает 06.09.2010.
Соответственно, на момент обращения истца с иском в суд 12.01.2009 срок исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом от льготной категории потребителей по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", не истек.
...
Экспертом установлено, что размер неполученной истцом платы от льготной категории потребителей по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" составляет 6 542 254 руб. 41 коп."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2011 г. N Ф06-5965/11 по делу N А72-194/2009
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2181/2010
07.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2181/10
20.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9438/12
14.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10565/12
02.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5965/11
05.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1709/2011
30.12.2010 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-194/09
05.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2181/10
11.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2181/10
24.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А72-194/2009
25.08.2009 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-194/09
23.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А72-194/2009
19.01.2009 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-194/09