г. Казань |
|
21 июня 2012 г. |
Дело N А06-4894/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Хайруллиной Ф. В., Ананьева Р. В.,
при участии представителя:
управления земельными ресурсами администрации города Астрахани - Зеленского А. Н, доверенность от 18.07.2011,
администрации города Астрахани - Зеленского А. Н., доверенность от 10.01.2012,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны, город Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2011 (судья Мирекина Е. И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 (председательствующий судья Акимова М. А., судьи Веряскина С. Г., Жевак И. И.)
по делу N А06-4894/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны, г. Астрахань, к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Астраханской области, г. Астрахань, Управлению земельными ресурсами администрации города Астрахани о признании недействительным распоряжения комитета имущественных отношений г. Астрахани от 02.06.2010 N 1465-р "Об образовании земельного участка по ул. Яблочкова/Маркина в Ленинском районе для размещения магазинов из легких металлопластиковых конструкций"; о признании недействительной записи в государственном кадастре недвижимости о земельном участке площадью 2156,92 кв. м кадастровым номером 30:12:020014:1, расположенном по ул. Яблочкова/Маркина - минирынок, "Земельный участок снят с кадастрового учета 18 июня 2010 года", с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области, г. Астрахань, муниципальное образование "Город Астрахань", г. Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гусакова Елена Богдановна обратилась в Арбитражный суд Астраханской области (далее - предприниматель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету имущественных отношений города Астрахани (далее - комитет) о признании недействительным распоряжения от 02.06.2010 N 1465-р "Об образовании земельного участка по ул. Яблочкова/Маркина в Ленинском районе для размещения магазинов из легких металлопластиковых конструкций" (далее - распоряжение); о признании недействительной записи в государственном кадастре недвижимости о земельном участке площадью 2 156,92 кв. м кадастровым номером 30:12:020014:1, расположенном по ул. Яблочкова/Маркина - минирынок, "Земельный участок снят с кадастрового учета 18 июня 2010 года".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, предприниматель обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды неполно выяснили обстоятельства дела и не дали оценку представленным в материалы дела доказательствам, допустили нарушение норм материального и процессуального права.
Законность принятых судами решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, распоряжением комитета образован земельный участок площадью 955 кв. м из состава земель населенных пунктов для размещения магазинов из легких металлопластиковых конструкций в кадастровом квартале 30:12:020014, утверждена схема его расположения по ул. Яблочкова/Маркина в Ленинском районе.
Земельный участок образован из кадастрового квартала кадастровым номером 30:12:020014 площадью 0,72 га.
Комитет обратился в Управление федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет образованного земельного участка с приложением межевого плана.
Управлением Росреестра принято решение от 10.06.2010 N 3012/10 - 9714 о проведении государственного кадастрового учета земельного участка кадастровым номером 30:12:020014:13, расположенного по вышеуказанному адресу, о прекращении существования земельного участка кадастровым номером 30:12:020014:1.
18.06.2010 земельный участок кадастровым номером 30:12:020014:1 площадью 2 156,92 кв. м с разрешенным использованием мини-рынок, расположенный по ул. Яблочкова/Маркина г. Астрахань, Управлением Росреестра снят с кадастрового учета, что подтверждено сведениями из государственного кадастра, отраженными в строке 17 кадастровой выписки земельного участка от 06.07.2010 N 3012/202/10-12334.
21.06.2010 получен кадастровый паспорт N 3912/204/10-8045 земельного участка кадастровым номером 30:12:020014:13.
29.06.2011 предприниматель обратилась в Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани (далее - управление) с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка общей площадью 2 157 кв. м кадастровым номером 30:12:020014:1 под объектами недвижимого имущества, принадлежащими предпринимателю на праве собственности (т. 1 л.д. 20).
Предприниматель полагая, что комитетом принято распоряжение в отсутствие согласия землепользователей, а снятие земельного участка с кадастрового учета произведено уполномоченным лицом в нарушение требований статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон) обратилась в суд за защитой своих прав в порядке главы 24 АПК РФ.
Доводы предпринимателя основаны на следующем.
Между администрацией города Астрахани (далее - администрация) (арендодатель) и муниципальным унитарным предприятием "Тормес" (далее - предприятие) (арендатор) на основании постановления от 14.05.2002 N 1382 (т.3 л.д.78) заключен договор аренды земельного участка от 10.10.2002 N 1288 площадью 2 157 кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу.
Согласно пункту 2.1 срок договора составляет 5 (пять) лет с 26.10.1998 по 31.10.2003. Государственную регистрацию данный договор не прошел.
05.06.2003 между обществом с ограниченной ответственностью "Агрис-М" (далее - общество) (продавец), действующим от имени Российского фонда федерального имущества, и предпринимателем (покупатель) заключен договор, по условиям которого предприниматель приобрел право краткосрочной аренды земельного участка по адресу: г. Астрахань Ленинский район ул. Яблочкова/ул. Маркина общей площадью 2 157 кв. м, а также имущество, находящееся по адресу г. Астрахань рынок по ул. Яблочкова/ул. Маркина в составе бытовых вагонов, воздушной линии связи-провода, контейнеров мусорных, площадки под мусорные контейнеры, столов торговых, торговых киосков металлических, на фундаменте, торговых навесов А, В, торгового навеса, торгового павильона, туалета металлического, холодильника "Норд", энергетической линии.
10.11.2009 арбитражный суд обязал регистрирующий орган произвести регистрацию в качестве объектов недвижимости бытовых вагонов, туалета, электрощитовой и сети электроснабжения (судебные акты по делу N А06-5130/2009).
24.12.2010 Гусакова Е.Б. зарегистрировала право собственности на объекты недвижимого имущества:
- бытовые вагоны площадью 8,3 кв.м литера Б и площадью 12,7 кв. м литера А; электрощитовую площадью 10,4 кв. м литера В, расположенные по адресу: Астраханская область, г. Астрахань: ул. Маркина д. 44 "в";
- туалет площадью 9,7 кв.м литера 1; сеть электроснабжения длиною 500 м литера 1, расположенные по адресу: ул. Яблочкова/ул. Маркина, д. 22/44, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии 30-АА N 548414, серии 30-АА N548418, серии 30-АА N 548415, серии 30-АА N 548419, серии 30-АА N 548420 (т.1 л.д.60- 66).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия необходимой совокупности оснований для признания ненормативного анта недействительным в судебном порядке. Суды пришли к выводу, что пропуска предпринимателем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, для обращения в суд с заявлением о признании незаконными ненормативных правовых актов органа местного самоуправления в порядке главы 24 АПК РФ, не допущено; оспариваемое распоряжение соответствует закону, не нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что судами при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Осуществление органами местного самоуправления земельного контроля за использованием земель предусмотрено также статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, в случаях, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Согласно статье 17 вышеназванного закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной сласти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения
Образование земельных участков и их государственная регистрация регулируются, соответственно, главой 11 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 этого же закона необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Из изложенных норм следует, что в результате кадастрового учета по заявлению правообладателя фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, земельных участков.
Судами установлено, что земельный участок площадью 955 кв. м по ул. Яблочкова/Маркина в Ленинском районе образован из состава земель населенных пунктов на основании распоряжения Комитета имущественных отношений города Астрахани, то есть с соблюдением требований пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что орган местного самоуправления является правомочным распорядителем указанного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Сведения о наличии прав заявителя - Гусаковой Е.Б. либо иных лиц на земельный участок N 30:12:020014:1 отсутствовали.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) регулируются настоящим федеральным законом.
С 01.07.2010 полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости переданы ФБУ Кадастровая палата по Астраханской области приказом Росреестра по Астраханской области от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета".
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусматривает, в частности, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер и предусматривает обращение заинтересованного лица в уполномоченные органы с предоставлением документов, необходимых для кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок площадью 2 156,92 кв.м с местоположением г. Астрахань, ул. Яблочкова-Маркина образован за счет земель населенных пунктов, а именно, муниципального образования города Астрахань.
Образование земельного участка произошло из кадастрового квартала площадью 0.72 га с кадастровым номером 30:12:020014.
Образование земельного участка площадью 955 кв.м по ул. Яблочкова/Маркина из состава земель населенных пунктов для размещения магазинов из легких металлопластиковых конструкций в кадастровом квартале 30:12:020014 произошло из части земельного участка площадью 2156,92 кв. м, имеющего кадастровый номер 30:12:020014:1.
Прекращение существования указанного земельного участка, осуществлено решением Управления Росреестра, являющегося на тот момент полномочным органом в сфере кадастровых отношений, на основании заявления собственника земельных участков - администрации муниципального образования "Город Астрахань" в связи с формированием нового земельного участка.
Снятие спорного земельного участка с кадастрового учета, произведено органом кадастрового учета в отсутствие сведений о наличии прав предпринимателя Гусаковой Е.Б. или иных лиц на указанный земельный участок.
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что основания, установленные статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, по которым орган кадастрового учета имел право отказать в осуществлении кадастрового учета, отсутствовали.
Следовательно, комитетом (в настоящее время Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани) правомерно в рамках представленных полномочий вынесено распоряжение от 02.06.2010 N 1465-р "Об образовании земельного участка по ул. Яблочкова/ул. Маркина в Ленинском районе для размещения магазинов из легких металлопластиковых конструкций".
При таких обстоятельствах, установив отсутствие нарушений закона и прав заявителя, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказали в удовлетворении требований.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительной записи в Государственном кадастре недвижимости о земельном участке площадью 2156,92 кв. м расположенном по адресу ул. Яблочкова/ул. Маркина с кадастровым номером 30:12:020014:1 "земельный участок снят с кадастрового учета 18.06.2010 года" суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 13, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом покупатель здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость, приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
В силу закона, право пользования земельным участком занятым строением (сооружением), возникает у покупателя такого строения (сооружения) с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, право собственности за Гусаковой Е.Б. на объекты, расположенные по адресу Астраханская область, г. Астрахань: ул. Маркина, д. 44 "в", литеры А, Б, В - бытовые вагоны и электрощитовая; ул. Яблочкова/ул. Маркина, д. 22/44 литера 1 туалет и сеть электроснабжения, зарегистрировано 24.12.2010, оспариваемое распоряжение принято 02.06.2010.
Указанное свидетельствует о том, что оспариваемое распоряжение на момент его издания не нарушало и не могло нарушать прав предпринимателя.
Признание недействительным как не соответствующего законодательству ненормативного акта государственного органа, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов гражданина при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в суд принадлежит лицу, чьи права и законные интересы нарушены.
Совокупный анализ указанных норм свидетельствует о том, что законность ненормативного акта может быть проверена по заявлению лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены.
Предпринимателем, как правомерно указано судами, не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав изданием оспариваемого распоряжения.
Отстаивая право на приобретение земли площадью 2156,92 кв. м, при том, что общая площадь объектов недвижимости, на которые право собственности зарегистрировано после издания распоряжения, составляет 41,1 кв. м, предприниматель ссылался на купленное право аренды участка указанной площадью, на право собственности на два бытовых вагона, туалет, электрощитовую и электросеть, зарегистрированные им через суд как объекты недвижимости, которые в совокупности составляют "имущественный комплекс рынка", на вступившие в силу судебные акты.
Как обоснованно указано апелляционным судом, договор купли-продажи права аренды не может служить для предпринимателя законным основанием претендовать на данный участок, поскольку приобретенное право аренды не было реализовано предпринимателем и облечено в форму договора. Арендатором путем замены стороны в обязательстве предприниматель не стал, поскольку предыдущий договор аренды спорного участка не прошел государственную регистрацию и является незаключенным. Данному обстоятельству уже давалась оценка в ряде судебных актов (дела N А06-6508/2009, А06-568/04, А06-3117/04).
Доводы заявителя о том, что два бытовых вагона, туалет, электрощитовая и электросеть в совокупности представляют "имущественный комплекс рынка", опровергнут имеющими в материалах дела документами, из которых следует, что объекты отчуждались, приобретались и оформлялись заявителем как отдельные. Техническая документация составлена на каждый объект самостоятельно и не свидетельствует о том, что это комплекс. Как обоснованно указано судом, данные кадастра о разрешенном использовании участка как "мини-рынка" не могут характеризовать находящиеся на нем объекты как комплекс, поскольку отражают цель использования земли, а не состояние объектов недвижимости.
Доводы предпринимателя о преюдициальном характере судебных актов по делам N А06-1448у-19/03, N А06-2467-20/03, N А06-2508/2-16/04, N А06-5130/2009, которыми, по мнению предпринимателя установлены следующие обстоятельства: договор аренды заключен на неопределенный срок, на участке находится рынок и имеется недвижимое имущество, судами уже рассматривались и правомерно отклонены с учетом того, что:
- в рамках дела N А06-2508/2-16/04 рассматривался иск Гусаковой Е.Б. к предпринимателю Тришиной М.И. о взыскании долга за аренду торговых мест, который не может являться преюдицией (т.1 л.д. 32-33);
- в рамках дела N А06-1448у-19/03 дана оценка действиям судебного пристава-исполнителя по продаже Гусаковой Е.Б. права аренды;
- в рамках дела N А06-5130/2009 рассматривались и удовлетворены требования предпринимателя о признании незаконным отказа в государственной регистрации вагончиков, туалета, электрощитовой и электролинии;
- дело N А06-2467-20/03 инициировано по иску Гусаковой Е.Б. с требованием перевести на нее права и обязанности по договору аренды. В удовлетворении требований отказано. Однако заявитель ссылается на то, что данным судебным актом установлено, что она правомерно приобрела право аренды и договор аренды продлен на неопределенный срок (т.1 л.д. 28-31). Между тем, в рамках указанного дела судами не давалась оценка договора с точки зрения его заключенности.
На основании изложенного, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания недействительным распоряжения комитета.
Таким образом, осуществляя проверку законности оспариваемого постановления, суды двух инстанций, в соответствии с требованиями статей 68, 71 АПК всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применив нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о правомерности вынесения оспариваемого распоряжения, в связи с наличием на то законных оснований, а также об отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя.
Доводы, изложенные кассационной жалобе, уже были исследованы апелляционным судом и обоснованно признаны несостоятельными по основаниям, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Заявителем кассационной жалобы не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судов.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по делу N А06-4894/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судьи |
Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 13, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
...
Признание недействительным как не соответствующего законодательству ненормативного акта государственного органа, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов гражданина при обращении с заявлением в арбитражный суд."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2012 г. N Ф06-4242/12 по делу N А06-4894/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8314/2021
08.06.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3891/2021
02.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11724/13
13.02.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11394/13
24.09.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4894/11
17.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5348/13
29.04.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4894/11
01.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-810/13
11.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12062/12
07.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12062/12
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4242/12
22.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-620/12
05.12.2011 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4894/11
05.12.2011 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4894/11
26.09.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7070/11