г. Казань |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А12-2494/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волгоградской таможни и Южного таможенного управления
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2012 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Кузьмичев С.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-2494/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания", г. Волгоград (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052) к Волгоградской таможне, г. Волгоград, о признании незаконным решения, с участием заинтересованного лица - Южного таможенного управления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (далее - ОАО "СУАЛ", Общество, заявитель) с заявлением к Волгоградской таможне (далее - Таможня, ответчик) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 27.12.2011 N 10-29/18809, об отказе во включении в реестр владельцев складов временного хранения (далее - СВХ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Волгоградской таможни, оформленное письмом от 27.12.2011 N 10-29/18809, об отказе ОАО "СУАЛ" во включении в реестр владельцев складов временного хранения, как несоответствующие положениям подпункта "а" пункта 3 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.04.2011 N 707 "Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве". В порядке восстановления нарушенного права обязать Волгоградскую таможню включить ОАО "СУАЛ" в реестр владельцев складов временного хранения. С Волгоградской таможни в пользу ОАО "СУАЛ" взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2012 оставлено без изменения.
Волгоградская таможня и Южное таможенное управление, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которой просят отменить вышеуказанные судебные акты, принять новый судебный акт по делу, которым отказать Обществу в удовлетворении требований.
Волгоградская таможня, Южное таможенное управление и ОАО "СУАЛ" в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Волгоградская таможня и ОАО "СУАЛ" ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей. ОАО "СУАЛ" представило отзыв на кассационные жалобы, в котором просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия Волгоградской таможни, Южного таможенного управления и ОАО "СУАЛ".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, 26.09.2011 Волгоградская таможня согласовала Обществу вопрос по обустройству, оборудованию и месту нахождения СВХ (запрос от 26.08.2011, согласование от 26.09.2011).
Общество обратилось в Волгоградскую таможню с заявлением от 23.11.2011 N 19-216 о возможности не применения при оборудовании СВХ досмотровой рентгеновской техники и заявлением N 19-217 о возможности использования при оборудовании СВХ для радиационного контроля двух переносных приборов (измеритель-сигнализатор поисковый с детекторами гамма и нейтронного излучения) без установки стационарных систем.
Общество 29.11.2011 обратилось с заявлением о включении в реестр владельцев СВХ, в связи с чем, Волгоградская таможня от 01.12.2011 направила в Южное таможенное управление обращение и пакет документов для согласования вопроса об оснащении ОАО "СУАЛ" склада временного хранения приборами досмотровой рентгеновской техникой и приборами радиационного контроля.
При этом Волгоградская таможня признала возможным неиспользование заявителем при оборудовании СВХ досмотровой рентгеновской техники и достаточным наличие двух переносных приборов для осуществления радиационного контроля.
Южное таможенное управление письмом от 09.12.2011 согласовало заявителю возможность неиспользования досмотровой рентгеновской техники; признало невозможным использование для радиационного контроля переносного оборудования, полагая, что Общество заявляет к учреждению СВХ закрытого типа для хранения товаров владельца склада, предусматривающего возможность хранения любых товаров, в том числе товаров с повышенным содержанием природных радионуклидов, перечень которых приведен в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе".
Южное таможенное управление считает, что в данном случае СВХ должен быть оборудован стационарным оборудованием.
Волгоградская таможня письмом от 21.12.2011 уведомило Общество о принятом Южным таможенным управлением решении, письмом от 27.12.2011 N 10-29/18809 отказало ОАО "СУАЛ" во включении в реестр владельцев СВХ.
Волгоградская таможня и Южное таможенное управление, отказывая в согласовании оборудования СВХ и во включении в реестр владельцев СВХ, указали на невыполнение ОАО "СУАЛ" требований, установленных подпунктом "а" пункта 3 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.04.2011 N 707 "Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве" (далее - Приказ).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, указали, что для применения подпункта "а" пункта 3 Приказа необходимы следующие условия: СВХ должен являться складом открытого типа (в данном случае Общество заявляет об открытии склада закрытого типа); являться местом нахождения таможенного поста (его структурного подразделения), производящего таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру (в данном случае склад не является местом нахождения таможенного пункта); являться местом временного хранения товаров с повышенным содержанием природных радионуклидов (перечень таких товаров приведен в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (в данном случае заявленное к хранению в СВХ и предназначенное для осуществления производственной деятельности предприятия сырье в такой перечень не включено).
Судебная коллегия считает, что указанный вывод судов предыдущих инстанций основан на правильном применении норм материального права.
Согласно статье 54 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, осуществляется на условиях, установленных статьями 13, 19, 24, 29, 34 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьями 61, 67, 70, 76, 82 настоящего Закона.
Для включения в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные Законом N 311-ФЗ, и представляет документы, подтверждающие такие сведения, по перечням, установленным соответственно статьями 62, 68, 72, 77, 83 Закона N 311-ФЗ.
Таможенный орган принимает решение об отказе во включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в случаях несоблюдения условий включения в соответствующий реестр, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и Законом N 311-ФЗ, и (или) непредставления документов, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 54 Закона N 311-ФЗ.
Согласно статье 69 Закона N 311-ФЗ владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения.
Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения. Владелец склада временного хранения вправе ограничить сферу своей деятельности путем определения типа склада временного хранения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 Таможенного кодекса Таможенного союза условием включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения является нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным статьей 71 Закона N 311-ФЗ.
Статьей 71 Закона N 311-ФЗ установлено, что помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Приказа определено, что СВХ, являющийся складом открытого типа и (или) являющийся местом нахождения таможенного поста (его структурного подразделения), производящего таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, и (или) являющийся местом временного хранения товаров с повышенным содержанием природных радионуклидов (перечень таких товаров приведен в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" (в редакции Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341, от 20.09.2010 N 383, от 14.10.2010 N 432, от 18.11.2010 N 456), подлежит оборудованию средствами для проведения радиационного контроля, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего Порядка.
Пунктом 1 Приказа определено, что технические средства для проведения радиационного контроля могут быть следующего типа:
а) стационарная система радиационного контроля с детекторами гамма- и нейтронного излучения, оснащенная комплектом видеонаблюдения с выводом информации на автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа; модификация указанной стационарной системы определяется с учетом вида транспорта, которым осуществляется доставка товаров на склад временного хранения;
6) переносной измеритель-сигнализатор поисковый с детекторами гамма- и нейтронного излучения.
Из заявления о включении Общества в реестр владельцев СВХ от 29.11.2011, обращения в адрес Южного таможенного управления от 01.12.2011, акта таможенного осмотра помещений и территорий от 14.12.2011 N 17 следует, что склад предназначен для хранения кокса, для хранения пека и для хранения угольных блоков.
Иных доказательств, свидетельствующих о возможности хранения в помещениях СВХ любых товаров, ни ответчиком, ни третьим лицом судам обеих инстанций не представлено.
При таких обстоятельствах суды со ссылкой на письмо Федеральной таможенной службы от 05.04.2012 N 04-40/16413 пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение принято с нарушением положений подпункта "а" пункта 3 Приказа и нарушает права заявителя, поскольку создает ограничение в осуществлении им предпринимательской деятельности.
Доводы Таможни и третьего лица, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А12-2494/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Приказа определено, что СВХ, являющийся складом открытого типа и (или) являющийся местом нахождения таможенного поста (его структурного подразделения), производящего таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, и (или) являющийся местом временного хранения товаров с повышенным содержанием природных радионуклидов (перечень таких товаров приведен в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" (в редакции Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341, от 20.09.2010 N 383, от 14.10.2010 N 432, от 18.11.2010 N 456), подлежит оборудованию средствами для проведения радиационного контроля, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего Порядка.
...
Из заявления о включении Общества в реестр владельцев СВХ от 29.11.2011, обращения в адрес Южного таможенного управления от 01.12.2011, акта таможенного осмотра помещений и территорий от 14.12.2011 N 17 следует, что склад предназначен для хранения кокса, для хранения пека и для хранения угольных блоков.
Иных доказательств, свидетельствующих о возможности хранения в помещениях СВХ любых товаров, ни ответчиком, ни третьим лицом судам обеих инстанций не представлено.
При таких обстоятельствах суды со ссылкой на письмо Федеральной таможенной службы от 05.04.2012 N 04-40/16413 пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение принято с нарушением положений подпункта "а" пункта 3 Приказа и нарушает права заявителя, поскольку создает ограничение в осуществлении им предпринимательской деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 сентября 2012 г. N Ф06-6907/12 по делу N А12-2494/2012