г. Казань |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А55-14534/05 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Аглиуллиной Ф.Г.,
судей Ивановой А.Г., Богдановой Е.В.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Тяжовой Е.В., доверенность от 15.04.2014 N 2Д-546,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области, с. Сергиевск Самарской области,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2014 (судья Артемьева Ю.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи Селиверстова Н.А., Серова Е.А.)
по делу N А55-14534/05
по жалобе Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области, с. Сергиевск Самарской области, на действия (бездействие) конкурсного управляющего Коробкова Д.В., в рамках дела о признании государственного унитарного предприятия племсовхоз "Каменный Брод", с. Каменный Брод Челно-Вершинского района Самарской области (ИНН 6385000591, ОГРН 1026303767588) несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 государственное унитарное предприятие племсовхоз "Каменный Брод" (далее - ГУПП "Каменный Брод") признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на три месяца.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2013 конкурсным управляющим должником утвержден Коробков Дмитрий Владимирович.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) обратилась в арбитражный суд с жалобой, в которой просила признать незаконным бездействие конкурсного управляющего ГУПП "Каменный Брод" Коробкова Д.В., выразившееся в непринятии мер по направлению в адрес уполномоченного органа (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) с приложением отчета N 720-4 "Об оценке рыночной стоимости имущественного права аренды 47-ми земельных участков, арендуемых по договору аренды N 11-2011/60 от 22.06.2011, планируемого к передаче (продаже) путем перенайма" от 31.12.2013, выполненного штатным оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр Оценки" (далее - ООО "Центр Оценки") для подготовки заключения по отчету оценщика (пункт 2 статьи 130 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве)).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2014 в удовлетворении жалобы ФНС России отказано.
Суд пришел к выводу о том, что положения Закона о банкротстве не содержат требования представлять в обязательном порядке в уполномоченный орган отчет об оценке имущества должника, целью подготовки которого было установление рыночной стоимости актива должника для отражения в бухгалтерской отчетности.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 указанное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 отменить, признать незаконным бездействие конкурсного управляющего ГУПП "Каменный Брод" Коробкова Д.В., выразившееся в непринятии мер по направлению в адрес уполномоченного органа (ТУ Росимущества в Самарской области) отчета оценщика об оценке имущества должника с приложением отчета N 720-4 "Об оценке рыночной стоимости имущественного права аренды 47-ми земельных участков, арендуемых по договору аренды N 11-2011/60 от 22.06.2011, планируемого к передаче (продаже) путем перенайма" от 31.12.2013, выполненного штатным оценщиком ООО "Центр Оценки" для подготовки заключения по отчету оценщика (пункт 2 статьи 130 Закона о банкротстве).
Уполномоченный орган указывает, что отчет N 720-4 от 31.12.2013 был использован для определения начальной цены продажи имущества должника в целях дальнейшей его реализации, и, следовательно, должен был быть направлен в ТУ Росимущества в Самарской области для подготовки заключения по нему. При этом отчет об оценке N 720-4 от 31.12.2013 в адрес уполномоченного органа конкурсным управляющим ГУПП "Каменный Брод" представлен не был, что является прямым нарушением пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьями 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрено право конкурсных кредиторов и уполномоченного органа обжаловать действия (бездействие) конкурсного управляющего, нарушающие их права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Из материалов дела следует, что должник обладает имущественными правами - правом аренды сорока семи земельных участков сельскохозяйственного назначения, арендуемых по договору аренды N 11-2011/60 от 22.06.2012, зарегистрированному в Управлении Росреестра сроком на сорок девять лет, однако указанный актив на балансе ГУПП "Каменный Брод" не числился.
Для постановки указанного имущества должника на бухгалтерский баланс конкурсный управлявший Коробков Д.В. привлек ООО "Центр Оценки", которое 31.12.2013 подготовило оценку указанного имущества и составило отчет N 720-4 "Об оценке рыночной стоимости имущественного права аренды 47-ми земельных участков, арендуемых по договору аренды N 11-2011/60 от 22.06.2011, планируемого к передаче (продаже) путем перенайма".
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 130 Закона о банкротстве отчет об оценке имущества должника подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.
Из материалов дела и пояснений конкурсного управляющего следует, что отчет об оценке N 720-4 от 31.12.2013 был передан конкурсному управляющему в электронном виде на флешь - носителе 17.01.2014, который впоследствии опубликовал его в ЕФРСБ 17.01.2014.
На основании отчета об оценке N 720-4 от 31.12.2013 конкурсным управляющим 31.12.2013 проведена работа по постановке на бухгалтерский баланс имущественного права аренды 47-ми земельных участков, арендуемых по договору аренды N 11-2011/60 от 22.06.2012, планируемого к передаче (продаже) путем перенайма, разработано Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущественного права аренды ГУПП "Каменный брод", планируемого к передаче (продаже) путем перенайма 47-ми земельных участков, арендуемых по договору аренды N 11-2011/60 от 22.06.2012.
В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан направить отчет оценщика об оценке имущества (предприятия) должника - унитарного предприятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.
Конкурсным управляющим Коробковым Д.В. данная обязанность исполнена не была.
Отказывая в признании указанного бездействия конкурсного управляющего незаконным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отчет N 720-4 от 31.12.2013 был составлен для постановки оцениваемого актива должника на балансовый учет.
Положения Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" не содержат требования представлять в обязательном порядке в уполномоченный орган отчет об оценке имущества должника, целью подготовки которого было установление рыночной стоимости актива должника для отображения в бухгалтерской отчетности.
Данный вывод является ошибочным. Пункт 2 статьи 130 Закона о банкротстве не содержит исключений, при которых отчет об оценке имущества должника - унитарного предприятия может не направляться в уполномоченный орган для подготовки заключения по отчету.
Кроме того, отчет об оценке N 720-4 от 31.12.2013, как установил суд, был использован для составления Положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества должника, а не только для постановки имущества на учет.
Бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непринятии мер по направлению отчета об оценке N 720-4 от 31.12.2013 в адрес уполномоченного органа (ТУ Росимущества в Самарской области) противоречит пункту 2 статьи 130 Закона о банкротстве и нарушает права кредиторов, в том числе ФНС России как уполномоченного органа по представлению интересов РФ в деле о банкротстве, на установление начальной цены продажи имущества должника в соответствии с положениями статьи 130 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 подлежат отмене, а жалоба ФНС России на бездействие конкурсного управляющего Коробкова Д.В. - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А55-14534/05 отменить, признать незаконным бездействие конкурсного управляющего государственным унитарным предприятием племсовхоз "Каменный Брод" Коробкова Д.В., выразившееся а непринятии мер по направлению в адрес уполномоченного органа (ТУ Росимущества в Самарской области) отчета оценщика об оценке имущества должника с приложением отчета N 720-4 "Об оценке рыночной стоимости имущественного права аренды 47-ми земельных участков, арендуемых по договору аренды от 22.06.2011 N 11-2011/60, планируемого к передаче (продаже) путем перенайма" от 31.12.2013, выполненного штатным оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр Оценки", для подготовки заключения по отчету оценщика.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Аглиуллина |
Судьи |
А.Г. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" не содержат требования представлять в обязательном порядке в уполномоченный орган отчет об оценке имущества должника, целью подготовки которого было установление рыночной стоимости актива должника для отображения в бухгалтерской отчетности.
Данный вывод является ошибочным. Пункт 2 статьи 130 Закона о банкротстве не содержит исключений, при которых отчет об оценке имущества должника - унитарного предприятия может не направляться в уполномоченный орган для подготовки заключения по отчету.
...
Бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непринятии мер по направлению отчета об оценке N 720-4 от 31.12.2013 в адрес уполномоченного органа (ТУ Росимущества в Самарской области) противоречит пункту 2 статьи 130 Закона о банкротстве и нарушает права кредиторов, в том числе ФНС России как уполномоченного органа по представлению интересов РФ в деле о банкротстве, на установление начальной цены продажи имущества должника в соответствии с положениями статьи 130 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 подлежат отмене, а жалоба ФНС России на бездействие конкурсного управляющего Коробкова Д.В. - удовлетворению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2014 г. N Ф06-16538/13 по делу N А55-14534/2005
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2015 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-14534/05
18.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16538/13
04.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17046/13
01.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17488/13
28.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16041/13
25.08.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8871/14
14.08.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10117/14
31.07.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6785/14
22.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13542/13
26.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11683/13
23.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6642/13
21.05.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7961/14
21.04.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6467/14
02.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3611/14
01.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4350/13
05.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2012/14
15.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21266/13
15.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22356/13
26.03.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14534/05
15.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3223/13
28.01.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22/13
29.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13228/12
13.12.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19490/06