г. Казань |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А55-15534/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплёвой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-15534/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Рент-Сервис", г. Самара, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка; с участием третьего лица - мэрии городского округа Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рент-Сервис" (далее - ООО "Рент-Сервис", общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) и просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 26 151 кв.м, с кадастровым номером 63:09:0306036:33, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Тупиковый пр., 64, равной рыночной стоимости в размере 13 910 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2014 к участию в деле привлечена мэрия городского округа Тольятти в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015, кадастровая стоимость земельного участка площадью 26 151 кв.м, с кадастровым номером 63:09:0306036:33, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Тупиковый пр., 64, установлена равной рыночной стоимости в размере 13 910 000 руб.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Рент-Сервис" на основании договора купли-продажи от 12.07.2013, на праве собственности принадлежат объекты незавершенного строительства, расположенные по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Тупиковый, д. 64. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.11.2010.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 26 151 кв.м с кадастровым номером 63:09:0306036:33, расположенном по адресу: расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Тупиковый пр., 64, занимаемый ООО "Рент-Сервис" на основании договора аренды земельного участка от 29.12.2008 N 1887, дополнительного соглашения 10.12.2010.
Распоряжением Правительства Самарской области от 06.05.2013 N 262-р Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рекомендовано сформировать и представить до 20.05.2013 в Министерство перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01.01.2013.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Согласно указанному Постановлению Правительства Самарской области кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 63:09:0306036:33 площадью 26 151 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Тупиковый, д. 64, составляет 84 430 595 рублей. 58 коп.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату подачи искового заявления) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Права налогоплательщика, нарушенные несоответствием внесенной государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка; установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (действующей в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть с учетом Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в действующей редакции) отмечено, что кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда изменения вносятся органом кадастрового учета в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом и осуществляет государственную функцию, в том числе и по организации государственной кадастровой оценки земель.
Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости на основании решения Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В свою очередь кадастровой палатой были переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета недвижимости, что соответствует части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", где установлено, что полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений Росреестра вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые признаются органами кадастрового учета.
Передача таких полномочий кадастровой палате подтверждается приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 31.05.2011 N П/200, от 18.05.2012 N П/213 и уставами учреждений.
Анализ указанных положений закона свидетельствует о том, что передача полномочий кадастровой палате является основанием для привлечения таких учреждений в качестве ответчиков.
Судами двух инстанций в качестве доказательств заявленных требований приняты во внимание отчет ООО "Центр оценки" от 20.06.2014 N 759и, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013, составила 13 910 000 руб. и положительное экспертное заключение от 02.08.2014 N 2674/2014 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", которым было установлено соответствие отчета требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При этом доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка, или недостоверности рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении, участвующие в деле лица не представили.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод Кадастровой палаты в кассационной жалобе о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 1 статьи 51 АПК РФ предусматривают, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
По данной категории споров надлежащими ответчиками должны признаваться федеральные органы, осуществляющие организацию по государственной кадастровой оценке земель, и подведомственные ему бюджетные учреждения (органы кадастрового учета).
Поскольку по данному делу нормативный акт не был предметом оспаривания, привлечение Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве участников процесса не является обязательным.
Следует отметить, что соответствующих ходатайств о привлечении Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве третьих лиц без самостоятельных требований либо о вступлении их в судебный процесс не заявлялось.
В связи с чем, согласно пункту 3 статьи 288 АПК РФ не привлечение судом третьих лиц без самостоятельных требований не может служить безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 14.05.2015 по делу N А55-15197/2014, от 30.04.2015 по делу N А55-19950/2014, от 29.04.2015 по делу N А55-8624/2014, от 14.04.2015 по делу N А55-1846/2014.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу N А55-15534/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что соответствующих ходатайств о привлечении Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области и общества с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" в качестве третьих лиц без самостоятельных требований либо о вступлении их в судебный процесс не заявлялось.
В связи с чем, согласно пункту 3 статьи 288 АПК РФ не привлечение судом третьих лиц без самостоятельных требований не может служить безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 14.05.2015 по делу N А55-15197/2014, от 30.04.2015 по делу N А55-19950/2014, от 29.04.2015 по делу N А55-8624/2014, от 14.04.2015 по делу N А55-1846/2014."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2015 г. N Ф06-23244/15 по делу N А55-15534/2014