г. Казань |
|
04 июня 2018 г. |
Дело N А72-2558/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Хакимова И.А., Желаевой М.З.,
при участии представителей:
Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - начальника Романова Б.Г., лично (паспорт); Михуткина Е.В., доверенность от 29.11.2017 N 07/07-01-1810378-Исх.,
общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" - директора Пыркина Л.Т., лично (паспорт),
Финансового отдела администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - Ахмеровой Н.А., доверенность от 03.07.2017 б/н,
в отсутствие:
Министерства финансов Чувашской Республики - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и Финансового отдела администрации Чебоксарского района Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2017 (судья Котельников А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Балашева В.Т., Морозов В.А)
по делу N А72-2558/2016
по исковому заявлению Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, п. Кугеси Ульяновской области (ОГРН 1022102431768) к обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы", г. Ульяновск (ОГРН 1022101831058) о взыскании неустойки,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" к Управлению образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в деле в качестве третьих лиц: Финансового отдела администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" (далее - ООО ТПК "Шыгырданы") о взыскании неустойки в размере 19 070 600 руб. за нарушение срока выполнения работ по муниципальному контракту от 27.08.2013 N 1622.
Определением от 22.06.2016 Арбитражный суд Ульяновской области принял встречное исковое заявление ОООО ТПК "Шыгырданы" о взыскании с Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 464 475,44 руб. за нарушение сроков оплаты работ по муниципальному контракту от 27.08.2013 N 1622.
Суд к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Финансовый отдел администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017, ходатайство ООО ТПК "Шыгырданы" об отказе от иска в части суммы процентов в размере 101 990,17 руб. удовлетворено. Производство по делу в указанной части прекращено.
Исковые требования Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики удовлетворены частично. С ООО ТПК "Шыгырданы" в пользу Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики взыскана сумма неустойки в размере 5 08 6 553,50 руб.
Встречные исковые требования ООО ТПК "Шыгырданы" удовлетворены частично. С Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в пользу ООО ТПК "Шыгырданы" взыскана сумма процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 099 773,29 руб.
Путем зачета первоначального и встречного исковых требований с ООО ТПК "Шыгырданы" в пользу Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики взыскано 3 986 780,21 руб.
С ООО ТПК "Шыгырданы" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 115 308 руб.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2017 указанные судебные акты в части прекращения производства по делу N А72-2558/2016 оставлены без изменения, в остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2017 N 306-ЭС17-9388 Управлению образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики отказано в передаче кассационной жалобы на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2017 по делу N А72-2558/2016 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По результатам нового рассмотрения, решением суда первой инстанции от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018, в удовлетворении первоначальных исковых требований Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики отказано.
Встречный иск удовлетворен. С Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в пользу ООО ТПК "Шыгырданы" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за просрочку оплаты работ по муниципальному контракту от 27.08.2013 N 1622 за период с 29.11.2013 по 28.12.2015 в размере 9 152 595,17 руб.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и Финансовый отдел администрации Чебоксарского района Чувашской Республики обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении встречного иска отказать, первоначальные исковые требования удовлетворить в полном объеме, либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявители в кассационных жалобах ссылаются на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.08.2013 между Управлением образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (муниципальный заказчик) и ООО ТПК "Шыгырданы" (генеральный подрядчик) в соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и на основании результатов размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0115300011313000001 (протокол от 15.08.2013) был заключен муниципальный контракт N 1622, в соответствии с которым муниципальный заказчик поручает, а генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики" (пункт 1.1. контракта).
Согласно пункту 1.3 контракта работы выполняются в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием (Приложение N 1), являющимся его неотъемлемой частью, и проектно-сметной документацией, утвержденной постановлением главы администрации Чебоксарского района от 14.06.2013 N 951.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта цена составляет 287 749 369,90 руб.
В пункте 3.1 контракта указано, что содержание, этапы и сроки выполнения работ по настоящему контракту определяются в соответствии с согласованным сторонами календарным планом производства работ (Приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта. В данном календарном плане (Приложение N 2) указаны сроки выполнения отдельных этапов работ и конечный срок - декабрь 2014 года.
Из искового заявления Управление образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в обоснование своего иска следует, что фактически строительство объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики" ООО ТПК "Шыгырданы" было закончено 29.08.2015, с нарушением установленного срока на 241 день. По состоянию на 31.12.2014 не были выполнены в полном объеме работы на сумму 76 749 204,03 руб., что подтверждается актом сдачи-приемки работ за 2015 год.
В пункте 11.2 контракта указано, что за просрочку исполнения генеральным подрядчиком своих обязательств муниципальный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пени от цены настоящего контракта, за каждый день просрочки.
Полагая, что со стороны ответчика имелось нарушение сроков окончания подрядных работ по спорному контракту, Управление начислило Обществу неустойку от цены контракта (287 749 369,90 руб.) за период с 01.01.2015 по 29.08.2015 в размере 19 070 600 руб. и 25.12.2015 направило в его адрес требование по уплате пени в размере 19 070 600 руб.
Поскольку Общество добровольно неустойку не уплатило, Управление обратилось в арбитражный суд с первоначальными исковыми требованиями.
Возражая против удовлетворения иска, Общество указало, что поскольку по причине недостаточности финансирования Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики со стороны республиканского бюджета Чувашской Республики график производства работ по контракту был пересмотрен и в нем в качестве конечного срока сдачи работ указан август 2015 года, со стороны ООО ТПК "Шыгырданы" просрочка выполнения работ отсутствует, т.к. последние акты формы КС-2 и КС-3 были подписаны сторонами 29.08.2015.
Разрешая спор, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.
В пункте 1.2 контракта указано, что финансирование выполненных работ по настоящему контракту осуществляется в 2013-2014 годах в соответствии с доведенными в установленном порядке до муниципального заказчика лимитами бюджетных обязательств на цели, предусмотренные настоящим контрактом, из республиканского бюджета Чувашской Республики (в полном объеме).
В материалы дела представлен протокол от 08.04.2014 N 4 совещания у Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, в том числе с участием представителей Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и ООО ТПК "Шыгырданы", по итогам которого было решено: из-за недостатка финансирования объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики" разделить строительство на 2 этапа, строительство ФОК и спортивных сооружений приостановить и включить во 2-й этап строительства; администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики изыскать возможность финансирования объекта для продолжения строительства; ООО ТПК "Шыгырданы" и администрации Чебоксарского района Чувашской Республики согласовать и разделить объемы работ, относящиеся ко 2-му этапу.
Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики 09.04.2014 был утвержден перечень поручений по вопросу строительства общеобразовательной школы в дер. Яныши Чебоксарского района, в котором Минобразованию Чувашии совместно с администрацией Чебоксарского района, подрядной организацией и Минстроем Чувашии поручено определиться по видам работ, необходимым для завершения работ 1-й очереди (01.09.2014) и 2-й очереди (2015 год).
На основании указанных решений ООО ТПК "Шыгырданы" был составлен новый график производства работ по объекту "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики", утвержденный 10.04.2014 начальником Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и главой администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, которым были изменены сроки выполнения ряда работ, а конечный счет сдачи объекта установлен - август 2015 года.
В соответствии с пунктом 15.2. контракта любые изменения и дополнения к контракту, оформляются дополнительным соглашением сторон в письменном виде.
Судами в ходе рассмотрения дела установлено, что по причине недостатка средств для финансирования строительства объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики" сторонами в 2013-2015 годах подписывались дополнительные соглашения к муниципальному контракту (N 1 - N 13), которыми изменялись условия и сроки финансирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ.
В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, системой нормативно-правового регулирования указанных правоотношений по финансированию и исполнению государственных и муниципальных контрактов уменьшение казенному учреждению средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, является правовым основанием для изменения условий контрактов, в том числе и по срокам их исполнения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а именно недостаточность финансирования строительства со стороны заказчика, суды пришли к выводу, что изменение сроков выполнения работ по контракту не противоречит ни условиям самого контракта, ни положениям закона, поскольку Закона N 94-ФЗ, действовавший на момент заключения контракта, а также положения пункта 1.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), действующие до 01.01.2017, не содержали запрета на изменение сторонами условий контракта в части сроков выполнения работ.
Представленный в материалы дела новый график производства работ составлен в письменном виде, подписан обеими сторонами, содержит наименование объекта строительства, предусмотренного контрактом, а также виды работ и сроки их производства, в связи с чем, как верно указано судами, является соглашением об изменении муниципального контракта в части переноса срока выполнения работ - по строительству физкультурно-оздоровительного корпуса (ФОК).
Таким образом, учитывая, что работы 1-й очереди (здание самой школы) были выполнены подрядчиком и сданы заказчику до декабря 2014 года, а работы 2-й очереди по муниципальному контракту (пристрой к школе - здание ФОК) были сданы подрядчиком заказчику без каких-либо замечаний 29.08.2015, что подтверждается представленными в материалы дела актами формы КС-2 и справками формы КС-3, и не оспаривается самим истцом, суды, придя к выводу об отсутствии со стороны Общества просрочки выполнения работ, отказали в удовлетворении первоначального иска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, считает его основанным на правильном применении норм права и соответствующим материалам дела.
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Контракт был заключен в период действия Закона N 94-ФЗ.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2014 Закона N 44-ФЗ Закон N 94-ФЗ утратил силу.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ к отношениям, возникшим до дня вступления в силу этого Закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона N 44-ФЗ. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу названного Федерального закона, сохраняют свою силу.
В связи с этим к спорным отношениям подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 767 ГК РФ изменение условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.
Частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта, к каковым в силу статьи 708 ГК РФ относятся сроки выполнения подрядных работ, не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, закрепленных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Как отражено в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Суд, установив наличие оснований для изменения существенных условий контракта, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, подписанные сторонами дополнительные соглашения и график изменения сроков работ по контракту по причине недостаточности финансирования строительства со стороны заказчика, сделали правильный вывод об отсутствии со стороны подрядчика нарушений сроков выполнения работ и применения к нему ответственности в виде неустойки.
Из материалов дела усматривается, что ООО ТПК "Шыгырданы" за нарушение Управлением сроков оплаты работ по спорному контракту заявило встречные исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В статье 8 "Порядок приемки выполненных работ и порядок расчетов" контракта стороны согласовали, что ежемесячно до 25 числа отчетного месяца генеральный подрядчик представляет заказчику акты приемки выполненных работ, оформленные по проценту технической готовности по форме КС-2 и справку по форме КС-3. Заказчик в течение трех дней осуществляет проверку выполненных работ, рассматривает, оформляет и подписывает представленные документы или направляет обоснованный отказ (пункты 8.1 и 8.2 контракта).
По согласованным между сторонами условиям муниципального контракта оплата производится муниципальным заказчиком за фактически выполненные работы на основании счета-фактуры, актов КС-2, справок КС-3 (пункт 8.3).
Согласно пункту 8.4 оплата за выполненные работы производится в пределах 95% от стоимости объекта, указанной в пункте 2.1. контракта. Окончательный расчет по завершенному строительству объекту (оставшиеся 5% стоимости) производится по завершении финансирования объекта после окончательного завершения работ на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, из буквального значения слов и выражений контракта (пункты 8.3. и 8.4.) следует, что между заказчиком и подрядчиком были согласованы условия оплаты стоимости выполненных работ, отличные от общих условий, предусмотренных статьей 711 ГК РФ, в связи с чем по правилам статьи 746 ГК РФ при оплате стоимости выполненных работ стороны должны руководствоваться достигнутыми договоренностями.
Исходя из сопоставления условий пунктов 8.3. и 8.4. контракта, 95% от цены контракта должны быть оплачены заказчиком по фактам наступления неизбежных событий - фактического выполнения работ, их приемке заказчиком по актам приемки выполненных работ по форме КС-2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а оставшиеся 5% от цены контракта - по итоговому завершению строительства.
Факты просрочки оплаты заказчиком работ по муниципальному контракту, выполненных подрядчиком и принятых заказчиком по отдельным актам формы КС-2 и справкам КС-3 подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, актами сверки взаимных расчетов, подписанными сторонами, а также самими актами КС-2 и справками КС-3.
ООО ТПК "Шыгырданы" рассчитало проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии с условиями контракта: от стоимости выполненных и сданных по актам КС-2 и справкам КС-3 работ, по истечении трех дней от даты их подписания заказчиком, но не более 95% от общей стоимости работ по объекту, на основании положений статьи 395 ГК РФ в редакциях, действующих в соответствующие периоды времени. От оставшейся стоимости работы по контракту (5%) Общество проценты не рассчитывало. Таким образом, по подсчету ООО ТПК "Шыгырданы" размер процентов за период с 29.11.2013 по 28.12.2015 (дата окончательной оплаты заказчиком работ по контракту) составил 9 152 595,17 руб.
Расчет неустойки, проверен судами и признан верным. При этом суд не усмотрел оснований для снижения неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Поскольку доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, суды правомерно признали обоснованными требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ, принимая во внимание сумму задолженности, период просрочки платежа, учитывая баланс интересов сторон, а также отсутствие действий со стороны ответчика по погашению задолженности.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов и не находит оснований для их переоценки. При разрешении спора, суды верно исходили из конкретных обстоятельств настоящего дела и взаимоотношений сторон.
При таких обстоятельствах довод Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о необоснованном взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку оплаты работ по контракту, подлежит отклонению.
Довод кассационных жалоб не опровергают выводов судебных инстанций, а сводятся к иной оценке доказательств и несогласию с их судебной оценкой, они были предметом обсуждения судебных инстанций и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 по делу N А72-2558/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Поскольку доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, суды правомерно признали обоснованными требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ, принимая во внимание сумму задолженности, период просрочки платежа, учитывая баланс интересов сторон, а также отсутствие действий со стороны ответчика по погашению задолженности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июня 2018 г. N Ф06-33329/18 по делу N А72-2558/2016
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12589/18
04.06.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-33329/18
15.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16283/17
25.09.2017 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2558/16
03.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19541/17
02.02.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17236/16
21.10.2016 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2558/16