Нижний Новгород |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А82-9042/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Елисеевой Е.В., Прытковой В.П.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022
по делу N А82-9042/2012
по заявлению конкурсного управляющего Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Горшкова Константина Геннадьевича
об обязании администрации Некрасовского муниципального района Ярославкой области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения и
о взыскании компенсации
и установил:
в раках дела о несостоятельности (банкротстве) Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - Бурмакинское МУП ЖКХ, должник) в Арбитражный суд Ярославской области обратился конкурсный управляющий Горшков Константин Геннадьевич с заявлением об исключении из конкурсной массы должника имущества, согласно прилагаемому перечню объектов, об обязании администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества Бурмакинского МУП ЖКХ и о взыскании за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области денежной компенсации.
Определением от 12.07.2022 суд исключил из конкурсной массы Бурмакинского МУП ЖКХ следующие объекты водоснабжения и водоотведения:
1. Нежилое здание площадью 10,1 квадратного метра, кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул. Новая, д. 3 (артскважина);
2. Нежилое здание площадью 8,6 квадратного метра, кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул. Калинина (артскважина);
3. Водонапорную станцию высотой 24 метра, кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул. Калинина;
4. Нежилое здание площадью 7,2 квадратного метра, кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д. Якушиха (артскважина);
5. Здание насосной 1992 г. с канализационными сетями, с.Никольское;
6. Насосную над артскважиной N 14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района.
На Администрацию возложена обязанность в двухмесячный срок с даты вступления определения в законную силу принять в муниципальную собственность указанные объекты водоснабжения и водоотведения. За счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу должника взыскано 2 040 326 рублей 14 копеек компенсации.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 27.09.2022 оставил определение от 12.07.2022 без изменения.
Суды руководствовались статьями 129 и 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) и исходили из того, что указанное имущество относится к объектом водоснабжения и водоотведения, не подлежит реализации на торгах, в том числе в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), а должно быть передано муниципалитету (собственнику имущества) с последующей компенсацией.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 12.07.2022 и постановление от 27.09.2022, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судебные акты приняты без учета Закона Ярославской области от 29.12.2016 N 104-З "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения". Согласно данному закону полномочия по организации водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения были перераспределены с уровня муниципального района на уровень субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном в пункте 12 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Следовательно, как полагает податель жалобы, имущество, указанное в пунктах 1 - 4 определения подлежит передаче в собственность Ярославской области. Что касается имущества, поименованного в пунктах 5 и 6 определения, то право хозяйственного ведения на это имущество за должником не зарегистрировано, в связи с чем конкурсный управляющий не вправе требовать за него компенсацию. Администрация также считает, что в материалы дела не представлены доказательства уменьшения конкурсной массы в результате передачи имущества должника в муниципальную собственность. Спорное имущество не только не приносит доходов, но и обременено дополнительными расходами, связанными с его содержанием.
ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области представило отзыв, в котором просила оставить в силе обжалованные судебные акты, как законные и обоснованные.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2022 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 по делу N А82-9042/2012 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Бурмакинское МУП ЖКХ создано 27.12.1993. Учредителем и собственником имущества предприятия является Администрация. Основной вид деятельности Бурмакинского МУП ЖКХ - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2013 Бурмакинское МУП ЖКХ признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство, применены правила банкротства субъектов естественных монополий.
Определением от 23.11.2020 конкурсным управляющим утвержден Горшков К.Г.
В ходе процедуры банкротства установлено, что за предприятием на праве хозяйственного ведения зарегистрировано, в частности, следующее имущество:
1. Нежилое здание площадью 10,1 квадратного метра, кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул. Новая, д. 3.;
2. Нежилое здание площадью 8,6 квадратного метра, кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул. Калинина;
3. Водонапорная станция высотой 24 метра, кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, р.п. Бурмакино, ул. Калинина;
4. Нежилое здание площадью 7,2 квадратных метра, кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д. Якушиха.
На балансе Бурмакинского МП ЖКХ также числятся здание насосной 1992 года с канализационными сетями, село Никольское и насосная над артскважиной N 14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района.
Конкурсный управляющий 27.04.2021 направил в адрес Администрации предложение о принятии в муниципальную собственность названных объектов недвижимого имущества и выплате компенсации согласно отчету об оценке рыночной стоимости N 44/12/2017-1.
В письме от 17.05.2021 Администрация сообщила об отсутствии возражений по принятию недвижимого имущества в муниципальную собственность, указав, что в бюджете не предусмотрены расходы на финансирование, предъявленной конкурсным управляющим компенсации; при определении размера компенсации при передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную стоимость не может применяться рыночная стоимость, размер компенсации должен определяться в разумных пределах.
Возникшие между конкурсным управляющим Бурмакинского МУП ЖКХ Горшковым К.Г. и Администрацией разногласия явились предметом настоящего спора.
Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019, разъяснил следующее.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2010 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Таким образом, спорные объекты недвижимости подлежат возвращению в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом передача спорных объектов осуществляется не безвозмездно, а при условии выплаты публично-правовым образованием соответствующей компенсации.
Тот факт, что на часть переданного предприятию имущества не было зарегистрировано в установленном законом порядке право хозяйственного ведения, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Исходя их положений пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В рассмотренном случае имущество фактически передано должнику на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности по предоставлению населению муниципального образования коммунальных услуг, в связи с чем отсутствие государственной регистрации указанного права на ряд объектов недвижимости (здание насосной 1992 года и насосную над артскважиной N 14), срок осуществления которой законом не ограничен, не имеет значения.
Фактическое нахождение имущества в хозяйственном ведении должника свидетельствует о праве кредиторов рассчитывать на получение от публично-правового образования соответствующей компенсации после изъятия этого имущества.
Размер компенсации определен исходя из остаточной стоимости имущества, подлежащего исключению из конкурсной массы. Возражения Администрации относительно размера компенсации были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и отклонены в связи с их необоснованностью.
Довод Администрации о том, что имущество подлежит передаче субъекту Российской Федерации - Ярославской области правомерно признан судом апелляционной инстанции несостоятельным. Бурмакинское МУП ЖКХ создано Администрацией, которая и наделила предприятие соответствующим имуществом. Спорные объекты водоснабжения и водоотведения подлежат возврату муниципалитету (собственнику этого имущества) с последующей их компенсацией за счет последнего.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по спору фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с кассационными жалобами по данной категории споров государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 по делу N А82-9042/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
...
Исходя их положений пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2022 г. N Ф01-7332/22 по делу N А82-9042/2012
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2905/2023
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7332/2022
27.09.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6998/2022
22.11.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6865/19
14.08.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6217/19
04.07.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9042/12
27.07.2016 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3483/16
18.05.2016 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4269/16
18.01.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5389/15
05.10.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7507/15
05.10.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3049/15
28.07.2015 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3342/15
19.05.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3043/15
04.03.2015 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-918/15
08.12.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9447/14
29.11.2013 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9042/12