Порядок учета и расходования средств
обязательного социального страхования
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 22 утверждена новая Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (далее по тексту - Инструкция N 22), которая определяет условия, при соблюдении которых организации вправе использовать начисленные к уплате по принадлежности суммы обязательного социального страхования.
Положения новой Инструкции в полной мере учитывают внесенные в последнее время изменения, касающиеся формирования и расходования средств обязательного социального страхования, а также ограничения прав организаций на самостоятельное их использование на цели санаторно-курортного лечения своих сотрудников.
Необходимо иметь в виду, что Инструкция не регулирует отношения, связанные с формированием и использованием средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанные вопросы решаются в отдельном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 184 "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции изменений и дополнений) и иных нормативных актов в области указанного обязательного страхования.
При этом особое внимание читатели должны обратить на то, что в настоящее время с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 г. N 754 "О внесении изменений в Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" организации вправе самостоятельно использовать средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний только на следующие цели:
выплату пособия по временной нетрудоспособности, назначенного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в связи с предоставлением сотруднику Фондом социального страхования путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Не могут использоваться указанные средства социального страхования на выплату сотрудникам единовременных и ежемесячных страховых выплат, назначенных ФСС РФ. Указанные выплаты после внесения соответствующих изменений производятся исключительно территориальными отделениями ФСС РФ.
Отдельные вопросы использования страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний изложены в Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 4 декабря 2003 г. N 134 (применяются в редакции изменений от 1 марта 2004 г.).
Возвращаясь к Инструкции N 22 следует отметить, что с ее принятием не должна применяться ранее действовавшая Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации (утверждена постановлением ФСС РФ от 9 февраля 2001 г. N 11). В связи с этим в ближайшем будущем следует ожидать принятия специального постановления Фонда социального страхования об отмене ранее применявшейся Инструкции.
Инструкция N 22 содержит положения об аккумулировании средств обязательного социального страхования, их учете и расходовании, а также правилах организации контроля за их расходованием со стороны органов социального страхования.
Обязанности организаций по производству платежей
на нужды обязательного социального страхования
Согласно положениям действующего законодательства организации исполняют свои обязанности по производству платежей на нужды обязательного социального страхования в следующем порядке:
организации, не применяющие специальные налоговые режимы - путем уплаты единого социального налога в его части, подлежащей зачислению в ФСС РФ;
организации, переведенные в установленном порядке на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога, уплачиваемого организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения - путем уплаты части указанных налогов, предназначенных на нужды социального страхования, а также путем уплаты добровольных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Страховые взносы на обязательное социальное страхование, как составная часть единого социального налога, уплачиваются в порядке, предусмотренном главой 24 НК РФ.
Предусмотренные федеральным законом N 190-ФЗ страховые взносы организаций, применяющих специальные налоговые режимы, являются добровольными, и при этом за счет них покрываются расходы организаций на выплату пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, оплачиваемого за счет средств другого страхования) в полной их сумме. Все остальные пособия оплачиваются за счет средств, выделяемых ФСС РФ. Ставка дополнительных страховых взносов составляет 3,0 процента налоговой базы, определяемой согласно главе 24 НК РФ, то есть в том же порядке, что и при исчислении единого социального налога.
Если добровольные взносы указанными организациями производится не будут, то выплачиваемые суммы пособий по временной нетрудоспособности в размере одного минимального размера оплаты труда (в расчете на полный календарный месяц) они вправе оплачивать из выделяемых им средств социального страхования, а оставшаяся сумма пособия должна оплачиваться из собственных средств организаций.
Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2003 г. N 144.
Необходимо учитывать, что расходы на оплату льгот и компенсаций по обязательному социальному страхованию лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставшими инвалидами вследствие радиационных аварий, лицам из подразделений особого риска оплачиваются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.
В частности, порядок оплаты указанных расходов в пользу лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 506 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В связи с этим, предоставляемые указанным лицам льготы и компенсации в области социального страхования (среди них - выплата пособий в размерах, превышающих установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании; расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и их детей; выплата денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевки) также должны оплачиваться из средств федерального бюджета. На это обращено внимание в пункте 1.1 Инструкции N 22. Вместе с этим, в Инструкции четко не оговорено, следует ли организациям отказывать в предоставлении соответствующих льгот и компенсаций "чернобыльцам" и к ним приравненных лицам вплоть до получения возмещений из федерального бюджета, либо же осуществлять соответствующие расходы в установленном порядке за счет средств социального страхования с их отражением в отчетности, и с дальнейшим восстановлением расходов федеральным бюджетом Фонду социального страхования Российской Федерации.
Как представляется, более вероятен второй вариант. Хотя для большей достоверности организациям необходимо обратиться с соответствующим запросом в территориальные органы ФСС РФ или же дожидаться на сей счет дополнительных разъяснений.
Порядок использования средств
обязательного социального страхования организациями
Согласно пункту 2.1 Инструкции N 22 организации вправе осуществлять следующие расходы за счет средств обязательного социального страхования:
выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела;
оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет;
оплату путевок на оздоровление детей работников;
иные расходы, предусмотренные федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий финансовый год (в 2004 году перечни данных расходов определяются согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год").
Оплата пособий по социальному страхованию осуществляется организациями в соответствии с положениями следующих нормативных актов:
1) пособия по временной нетрудоспособности - согласно федеральному закону N 166-ФЗ, постановлению Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" (в редакции изменений и дополнений), а также иных нормативных правовых актов.
При этом следует учитывать, что с 1 января 2004 года значительно изменен порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности. Согласно статье 8 федерального закона N 166-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в течение 2004 года выплачивается исходя из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. Разъяснения о порядке исчисления среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности в 2004 году утверждены постановлением Минтруда России от 24 декабря 2003 г. N 89. Общая сумма выплачиваемого пособия не должна превышать 11700 руб. в расчете на полный календарный месяц;
2) пособия по беременности и родам, а также иных пособий гражданам, имеющим детей - согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции изменений и дополнений) и постановлению Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (в редакции изменений и дополнений).
При этом пособия по беременности и родам в 2004 году рассчитываются в том же порядке, что и пособия по временной нетрудоспособности, а именно исходя из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев и в сумме не свыше 11700 руб. в расчете на полный календарный месяц;
3) пособие на погребение - согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в редакции изменений и дополнений);
4) дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет - согласно статье 262 ТК РФ и постановления Минтруда России и ФСС России от 4 апреля 2000 г. N 26/34 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами".
Путевки на оздоровление детей работников в 2004 году оплачиваются согласно положениям федерального закона N 166-ФЗ и распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 320-р. Указанные вопросы рассмотрены в журнале "Консультант бухгалтера" N 5 за 2004 г. в статье "Отдых детей - оплата путевок, отнесение затрат".
Исходя из анализа положений Инструкции еще раз подтверждается неоднократно отраженный на страницах журнала тезис о том, что не допускается самостоятельное использование организациями средств социального страхования на приобретение для своих работников и взрослых членов их семей путевок на санаторно-курортное лечение и отдых.
Согласно пунктам 2.4-2.5 Инструкции N 22 указанные выше расходы производятся через бухгалтерию организации в счет уплаты единого социального налога или же добровольно уплачиваемых страховых взносов (в части организаций, применяющих специальные налоговые режимы).
Если организация применяет специальные налоговые режимы и не отчисляет в добровольном порядке дополнительных страховых взносов, средства для оплаты пособия по временной нетрудоспособности в размере не свыше одного минимального размера оплаты труда, а также иных установленных пособий, выделяются им территориальными отделениями ФСС РФ.
Если организация пользуется льготами по уплате единого социального налога, или же начисленных страховых взносов для выплаты пособий и производства иных расходов не достаточно, необходимые средства также выделяются территориальными отделениями ФСС РФ.
Для получения соответствующих средств согласно пункту 3.3 Инструкции N 22 организации должны представить в ФСС РФ следующие документы:
письменное заявление;
расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) (в настоящее время утверждена постановлением ФСС РФ от 1 декабря 2003 г. N 130) и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ) (утвержден постановлением ФСС РФ от 25 апреля 2003 г. N 46) за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости по средствам ФСС РФ за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;
копии платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога (кроме организаций, имеющих льготы по уплате единого социального налога), единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;
заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию (предоставляются при обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию организациями, имеющими льготы по уплате единого социального налога, организациями, применяющими специальные налоговые режимы, а также по усмотрению отделения (филиала отделения) ФСС РФ иными категориями страхователей).
Выделение средств осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) ФСС РФ в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.
Необходимо учитывать, что если организация является одновременно плательщиком единого социального налога и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и в связи с этим ведет раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, то расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС РФ, производятся ими только в отношении тех работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (пункт 2.10 Инструкции N 22).
Как и ранее, на организации возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета расчетов по средствам обязательного социального страхования, а также представлению установленной отчетности.
Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, организации обязаны представлять в отделение (филиал отделения) ФСС РФ по месту своей регистрации отчетность по форме расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ).
Если организация применяет специальные налоговые режимы и добровольно уплачивает дополнительные страховые взносы, она представляет отчет по страховым взносам (форма 4а-ФСС РФ).
Следует учитывать, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций, которые исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов, самостоятельно представляют расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ) по месту своего нахождения в отделение (филиал отделения) ФСС РФ.
И.В. Самойлов
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru