Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Хакасия о признании не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующими подпункта "в" пункта 2.6.1, подпункта "б" пункта 2.10.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей", утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 24 февраля 2021 г. N 100-148, установил:
Приказом Министерства и образования и науки Республики Хакасия (далее - Минобрнауки РХ) от 24 февраля 2021 г. N 100-148 (в редакции от 13 мая 2021 г.) (далее - Приказ) утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Административный регламент).
Подпунктом "в" пункта 2.6.1 Административного регламента предусмотрено, что заявитель - гражданин Российской Федерации для получения государственной услуги предъявляет специалисту Минобрнауки РХ документ, удостоверяющий его личность, и представляет заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) по форме, установленной приложением N 13 Порядка формирования государственного банка данных о детях.
Согласно подпункту "б" пункта 2.10.1 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие среди представленных заявителем - гражданином Российской Федерации одного из документов, предусмотренного пунктом 2.6.1 настоящего Регламента, за исключением предусмотренных подпунктом "г" пункта 2.6.1.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании подпункта "в" пункта 2.6.1, подпункта "б" пункта 2.10.1 Административного регламента недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя требования тем, что, исходя из преамбулы оспариваемый Приказ принят в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ). До 1 января 2021 г. пунктом 14 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ предусматривалось, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.
Однако пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала", вступившим в силу с 1 января 2021 г. пункт 14 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ признан утратившим силу.
Таким образом, с 1 января 2021 г. такие документы, как заключения, выдаваемые органами опеки и попечительства, доступны к получению органом, предоставляющим государственные услуги, в рамках межведомственного взаимодействия.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Министерства образования и науки Республики Хакасия ФИО7., возражали против заявленных требований, пояснив, что согласно абзацу первому части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) установлено, что положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на перечень указанных в части 6 документов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг. То есть данная норма является отсылочной к иным нормативным правовым актам, регламентирующим спорные правоотношения, а таковыми являются: Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (пункт 4 статьи 5), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 300 "Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (пункт 32), Административный регламент предоставления Министерством просвещения Российской Федерации государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 554 (пункты 16, 27), которые не признаны утратившими силу в связи с внесением изменений в Федеральный закон N 210-ФЗ.
Изменения в Федеральный закон N 210-ФЗ, исключившие из перечня документов заключения, выдаваемые органами опеки и попечительства, были внесены Федеральным законом от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала", предметом регулирования которого являются правоотношения в сфере предоставления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в частности материнского (семейного) капитала, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется родителями, усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей). Поскольку граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" не являются усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, то есть участниками правоотношений в сфере предоставления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в частности материнского (семейного) капитала, на них не распространяются положения приведенных правовых норм.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктами "ж.1" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены защита семьи, материнства, отцовства и детства; семейное законодательство.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций с федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ).
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (часть 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ).
В силу пункта 4.7 Реестра государственных услуг Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 9 августа 2011 г. N 503 государственную услугу по предоставлению гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, информации о детях-сиротах, детях - оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Министерство образования и науки Республики Хакасия.
Согласно пункту 7.20 Положения о Министерстве образования и науки Республики Хакасия", утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 мая 2009 г. N 226, Министр образования и науки Республики Хакасия на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
Пунктами 1, 2 Порядка государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Председателя Правительства Республики Хакасия от 26 июня 2009 г. N 22-ПП, предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные акты органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, содержащих сведения, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную тайну, предназначенные для служебного пользования или содержащие сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных актов осуществляется Министерством по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия, который ведет Государственный регистр нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, прошедших государственную регистрацию.
Письмом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 25 февраля 2021 г. N 100-1697 Приказ от 24 февраля 2021 г. N 100-148 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" направлен на государственную регистрацию, прошел государственную регистрацию, о чем в Государственной регистр нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, прошедших государственную регистрацию, внесена запись от 22 марта 2021 г. N 82.
Частью 3 статьи 25 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия определено, что приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия должны быть опубликованы в течение десяти дней со дня их государственной регистрации уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в порядке, определенном Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.
Официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хакас чирi"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (статья 28 указанного Закона).
Текст Приказа опубликован в газете "Хакасия" от 26 марта 2021 г. N 49, от 28 мая 2021 г. N 73.
Таким образом, оспариваемый Приказ принят уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка регистрации и опубликования.
Предметом регулирования Административного регламента являются правоотношения в сфере предоставления Министерством образования и науки Республики Хакасия государственной услуги "Предоставление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 7 Федерального закона N 210-ФЗ установлены требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
До 1 января 2021 г. пунктом 14 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ предусматривалось, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2799-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - ГД ФС РФ) был внесен проект федерального закона N 846971-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который принят Государственной Думой в первом чтении 21 января 2020 г., во втором чтении - 19 февраля 2020 г. Во втором чтении изменено наименование проекта федерального закона, а в его текст внесены существенные изменения.
Из смысла Федерального закона от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала" (далее - Федеральный закона N 35-ФЗ) следует, что он разработан с целью дальнейшего совершенствования механизма предоставления и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, а также во исполнение подпункта "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Ряд изменений внесены в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в том числе касающиеся совершенствования межведомственного взаимодействия в данной сфере. В частности, в целях оперативного принятия решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата установлена обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) самостоятельно истребовать в соответствующих органах и организациях необходимые документы, а на последних возложена обязанность рассматривать запросы ПФР и направлять ответы, установлен порядок межведомственного взаимодействия кредитных организаций, единого института развития в жилищной сфере и территориальных органов ПФР.
Внесены изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", расширен перечень сведений, включаемых в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (далее - информационная система), предусматривается формирование банка данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки (защиты), социальных услуг.
Для осуществления функционирования информационной системы в число поставщиков информации включены органы и опеки и попечительства, органы опеки и попечительства наделены дополнительным полномочием по ведению учета опекунов, попечителей в информационной системе (внесены изменения в Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 35-ФЗ признан утратившим силу пункт 14 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ.
По мнению административного истца, с 1 января 2021 г. такие документы, как заключения, выдаваемые органами опеки и попечительства, доступны к получению органом, предоставляющим государственные услуги, в рамках межведомственного взаимодействия.
Возражая против удовлетворения административного искового заявления, представители Министерства образования и науки Республики Хакасия, ссылались на то, что иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления государственной услуги.
В силу абзаца первого части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на перечень указанных в части 6 документов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.
Суд полагает, что в данном случае не возникла коллизия норм права, поскольку приведенная норма Федерального закона N 210-ФЗ имеет бланкетный характер, то есть является отсылочной к иным правовым нормам, регламентирующим правоотношения в области предоставления государственных услуг.
Принцип правовой определенности, обязывающий законодателя формулировать правовые предписания с достаточной степенью четкости, позволяющей лицу сообразовывать с ними свое поведение, не исключает введения в закон юридических конструкций бланкетного характера, которые для уяснения тех или иных терминов требуют обращения к нормативному материалу других правовых актов. Подобная модель законодательного регулирования означает, что регулятивные нормы, непосредственно закрепляющие правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же правовом акте, а могут отсылать к положениям не только других законов, но находящихся в нормативном единстве с ними подзаконных актов; то есть бланкетные нормы в общей системе правового регулирования подлежат согласованию с соответствующими правилами, установленными регулятивными законодательными (подзаконными) актами.
На основании пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному оператору или федеральному оператору.
Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, перечни сведений, содержащихся в нем, перечень и формы документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, порядок хранения таких документов, порядок осуществления контроля за формированием, ведением и использованием государственного банка данных о детях определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 15 этого же Федерального закона).
Пунктом 16 Административного регламента предоставления Министерством просвещения Российской Федерации государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 554, установлено, что заявитель - гражданин Российской Федерации для получения государственной услуги в части предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан предъявляет специалисту документ, удостоверяющий его личность, и представляет:
а) заявление гражданина(-ан) о желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующих его (их) пожеланиям, по установленной приложением N 12 к Порядку формирования государственного банка данных о детях форме;
б) заполненный раздел 1 анкеты гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, по установленной приложением N 11 к Порядку формирования государственного банка данных о детях форме;
в) заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) по установленной приложением N 13 к Порядку формирования государственного банка данных о детях форме;
г) страховой номер индивидуального лицевого счета.
Прием документов и предоставление государственной услуги в электронной форме не предусмотрены.
При этом одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части предоставления гражданам Российской Федерации информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан является отсутствие среди представленных заявителем - гражданином Российской Федерации хотя бы одного из документов, предусмотренных пунктами 16 и 17 Регламента (пункт 27 названного Приказа).
В соответствии с пунктом 32 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 300 "Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" учету в государственном банке данных о детях подлежат сведения о российском гражданине, обратившемся лично и предъявившим в орган опеки и попечительства либо соответствующему оператору документ, удостоверяющий его личность, и представившем:
а) заявление о своем желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующими его пожеланиям, по форме, приведенной в приложении N 12 к настоящему Порядку;
б) заполненный раздел 1 анкеты гражданина по форме, приведенной в приложении N 11 к настоящему Порядку;
в) заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) по форме, приведенной в приложении N 13 к настоящему Порядку.
Решение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) принимается органом опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня получения подтверждения от уполномоченных органов, оформляется в форме заключения и направляется (вручается) заявителю в течение трех дней со дня его подписания. Заключение является основанием для постановки на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем, и действительно в течение двух лет со дня его выдачи (пункты 8, 9, 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан").
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы Приказа воспроизводят положения нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, имеющих большую юридическую силу, которые не изменены и не признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона от 1 марта 20201 г. N 35-ФЗ, регулируют порядок предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка о детях, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, в силу положений части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ подлежат применению, в связи с чем оснований для признания подпункта "в" пункта 2.6.1, подпункта "б" пункта 2.10.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей", утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 24 февраля 2021 г. N 100-148, недействующими не имеется.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора Республики Хакасия о признании подпункта "в" пункта 2.6.1, подпункта "б" пункта 2.10.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей", утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 24 февраля 2021 г. N 100-148, не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2021 г.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 6 декабря 2021 г. N3а-94/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "в" пункта 2.6.1, подпункта "б" пункта 2.10.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей", утв. приказом Минобрнауки Республики Хакасия от 24.02.2021 N 100-148"
Текст решения опубликован не был