(руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В.В. Кириллов)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год (далее - заключение Счетной палаты по Росприроднадзору) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "СФК 203" следует читать "СГА 203"
Заключение Счетной палаты по Росприроднадзору подготовлено на основании одного контрольного мероприятия. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), составлен 1 акт, подписанный без замечаний проверяемой стороной.
1.2. Бюджетная отчетность Росприроднадзора об исполнении федерального бюджета за 2011 год представлена в Счетную палату 26 марта 2012 года (исх. N ОД-06-03-26/3395), что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Росприроднадзором за период с 26 марта по 1 апреля 2012 года в бюджетную отчетность 3 раза вносились изменения.
В бюджетной отчетности соблюдены контрольные соотношения, установленные приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция). Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
1.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28 января 2011 N 39, от 21 ноября 2011 г. N 957) Росприроднадзору передан существенный объем полномочий от Ростехнадзора. В Положение о Росприроднадзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", внесены изменения в части переданных полномочий от Ростехнадзора.
Проверка и анализ Выписки из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования федерального бюджета (далее - Сводный реестр) на 1 января 2012 года показали, что в ведомственную структуру Росприроднадзора входят 210 участников бюджетного процесса (на 1 января 2010 года - 104) по главе 048, из них: 93 бюджетополучателя, в том числе: 8 департаментов Росприроднадзора и 72 управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации; центральный аппарат Росприроднадзора; 12 федеральных бюджетных учреждений с 45 филиалами (далее - ФБУ) и ФБУ ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений).
В 2011 году на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2010 г. N 31 "О внесении изменений в некоторые акты по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использования объектов животного мира" в Сводный реестр Росприроднадзора включены 70 учреждений в субъектах Российской Федерации, осуществляющие деятельность в области охраны и использования объектов животного мира и наделенные бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета (далее - учреждения в субъектах Российской Федерации).
В 2011 году в связи с внесением изменений в учредительные документы ФБУ и ФБУ ЦЛАТИ на основании 5-ти приказов Росприроднадзора внесены 22 соответствующие изменения в Перечень подведомственных участников бюджетного процесса Службы. В Сводный реестр Росприроднадзора в течение 2011 года внесено 128 реестровых записей.
Проверка показала, что в Перечне администраторов доходов Росприроднадзора, утвержденном приказом Росприроднадзора от 8 февраля 2011 г. N 60 (с изменениями в редакции приказа от 22 декабря 2011 г. N 937), значится 80 учреждений в субъектах Российской Федерации, по 11 из которых не были представлены Заявки на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр Росприроднадзора в связи с проведением реорганизационных мероприятий по передаче полномочий в течение 2011 года, что является нарушением пункта 3.1 требований приказа Минфина России от 15 августа 2008 г. N 80н "О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников формирования дефицита федерального бюджета".
2. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью по Росприроднадзору, и их исполнение по бюджетной отчетности Росприроднадзора как главного администратора средств федерального бюджета и результатам проведенных Счетной палатой проверок
2.1. Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ) Росприроднадзору на 2011 год задание по поступлению доходов в федеральный бюджет не устанавливалось и сводной бюджетной росписью бюджетные назначения не доводились.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ и приложением N 6 к нему Росприроднадзор в 2011 году являлся главным администратором доходов по 23 кодам бюджетной классификации доходов федерального бюджета.
Наибольшие объемы поступлений в федеральный бюджет в 2011 году составили по КБК: 1 12 01000 01 0000 120 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" - 4 430,3 млн. рублей, что на 15,9 % выше прогнозируемого показателя и 1 15 02011 01 0000 140 "Плата, взимаемая при исполнении государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы" - 154,6 млн. рублей, что на 58,7 % выше прогнозируемого показателя.
Проверкой установлено, что не в полной мере исполнен показатель по коду 1 08 07200 01 1000 110 "Прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному))" в сумме 62,3 млн. рублей (или 28,8 %) по причине возврата ОАО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" излишне уплаченных сумм государственной пошлины за выдачу разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов ("долги" от Ростехнадзора). Не исполнен показатель по коду 1 08 07200 01 2000 110 "Прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (пени и проценты по соответствующему платежу)" - 0,0 процента. Отклонение от прогнозных показателей составило 721,4 млн. рублей.
Первоначальный прогноз поступлений администрируемых доходов по трем кодам бюджетной классификации в объеме 4 034,4 млн. рублей на 2011 год направлен Росприроднадзором в Минфин России (письмо от 27 декабря 2010 г. N СМ-06-01-29/10091).
В феврале 2011 года в связи с изменениями законодательства по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использования объектов животного мира Росприроднадзором направлены в Минфин России (письмо от 7 февраля 2011 г. N СМ-06-01-29/7368) изменения в приложение N 6 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". В результате КБК по плате за негативное воздействие на окружающую среду было разбито на три кода, а КБК платежей по государственной пошлине на 11-ти КБК. Таким образом, прогноз доходов, учтенный при формировании проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов" был составлен для 11-ти видов доходов.
Прогнозные назначения на 2011 год составили 4 276,0 млн. рублей; фактическое исполнение - 4 994,6 млн. рублей, что больше прогнозируемого объема в 1,2 раза. Отклонение фактического исполнения от показателей оценки поступлений доходов в 2011 году составило больше на 721,4 млн. рублей от суммы прогнозных назначений. Нарушений в бюджетном учете и отчетности доходов федерального бюджета не установлено.
2.2. Расходы федерального бюджета по Росприроднадзору.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфином России (письмо от 13 декабря 2010 г. N 06-03-06-280) доведены до Росприроднадзора показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2011 год в объеме 3 409,6 млн. рублей.
В соответствии со статьей 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 11 приказа Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)" на основании обращений Росприроднадзора в Минфин России с учетом вносимых изменений Росприроднадзору были доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на сумму 4 024,1 млн. рублей.
Анализ структуры расходов федерального бюджета по Росприроднадзору показал, что в общем объеме средств федерального бюджета, предусмотренных и исполненных в 2011 году, наибольшую долю занимали расходы по РзПР 0600 - 97,7 %, из них: по РзПР 0605 - 67,6 %, по РзПР 0603 - 29,0 процентов.
Наименование раздела, подраздела, вида расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации |
Утверждено ФЗ от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ на 2011 год с учетом вносимых изменений |
Уточненная бюджетная роспись на 2011 год с учетом изменений |
Лимиты бюджетных обязательств |
Кассовое исполнение |
Неисполненные назначения |
Росприроднадзор (048) |
3 473,9 |
4 024,1 |
4024,1 |
3 944,7 |
79,4 |
Охрана окружающей среды 0600 |
3 424,6 |
4 009,3 |
4 009,3 |
3 929,9 |
79,4 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания 0603 |
880,9 |
1 183,6 |
1 183,6 |
1 167,0 |
16,6 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды 0604 |
57,1 |
57,1 |
57,1 |
44,2 |
12,9 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды 0605 |
2 486,6 |
2 768,6 |
2 768,6 |
2 718,7 |
49,9 |
Образование 0700 |
0,0 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
0,0 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 0705 |
0,0 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
0,0 |
Социальная политика 1000 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
0,0 |
Социальное обеспечение населения 1003 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
0,0 |
Объем неисполненных бюджетных назначений по лимитам бюджетных ассигнований (далее - ЛБО) в 2011 году составил 79,4 млн. рублей, или 2,0 % от объема, предусмотренного уточненной бюджетной росписью (с учетом изменений), из которых наибольшее неисполнение бюджетных назначений составило по РзПР 0605 в размере 49,9 млн. рублей (или 1,2 % от общего объема, предусмотренного по разделу 0600 уточненной бюджетной росписи (с учетом изменений)).
Согласно уточненной бюджетной росписи расходов федерального бюджета, бюджетные ассигнования на 2011 год предусмотрены в объеме 4 024,1 млн. рублей.
Проверкой установлено, что расхождение в сторону увеличения между объемом финансирования, предусмотренным Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ с учетом вносимых изменений, и бюджетными назначениями, доведенными уточненной бюджетной росписью федерального бюджета на 2011 год (с учетом изменений), составило 550,2 млн. рублей. Указанная сумма бюджетных средств не нашла отражения в Федеральном законе от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ.
В нарушение пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации показатели бюджетной росписи, утвержденной заместителем руководителя Росприроднадзора 31 декабря 2011 года, не соответствуют показателям бюджетной отчетности (форма 0503127) в части утвержденных на 2011 год бюджетных назначений. Расхождение составило 41,2 млн. рублей.
В ходе проведения контрольного мероприятия указанное нарушение было устранено.
Уточненной бюджетной росписью Росприроднадзору на 2011 год были установлены ЛБО в объеме 4 024,1 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2012 года фактическое финансирование составило 3 944,7 млн. рублей, или 98 процентов. Фактическое исполнение Росприроднадзором федерального бюджета на 2011 год представлено в таблице.
Наименование раздела, подраздела, вида расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации |
ЛБО (с учетом аренды) |
Фактическое исполнение |
Процент к ЛБО |
|
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (048) |
|
4 024,1 |
3 944,7 |
98,0 % |
Охрана окружающей среды |
0600 |
4 009,3 |
3 929,9 |
98,0 % |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
0603 |
1 183,6 |
1 167,0 |
98,6 % |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
0604 |
57,1 |
44,2 |
77,4 % |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
0605 |
2 768,6 |
2 718,7 |
98,2 % |
Образование |
0700 |
1,5 |
1,5 |
100 % |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
0705 |
1,5 |
1,5 |
100 % |
Социальная политика |
1000 |
13,3 |
13,3 |
100 % |
Социальное обеспечение населения |
1003 |
13,3 |
13,3 |
100 % |
В течение 2011 года в сводную бюджетную роспись на 2011 год вносилось 16 положительных изменений. Анализ изменений, внесенных в Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ, по Росприроднадзору представлен в таблице.
Наименование раздела, подраздела, вида расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации |
Утверждено ФЗ от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ на 2011 год с учетом вносимых изменений |
Изменения бюджетных ассигнований в 2011 году |
Уточненная бюджетная роспись на 2011 год с учетом изменений |
Процент изменения к ФЗ от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ на 2011 год с учетом вносимых изменений |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (048) |
3 473,9 |
586,1 |
4 024,1 |
115,8 |
Охрана окружающей среды 0600 |
3 424,6 |
584,6 |
4 009,3 |
117,0 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания 0603 |
880,9 |
302,6 |
1 183,6 |
134,4 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды 0604 |
57,1 |
0,0 |
57,1 |
100 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды 0605 |
2 486,6 |
282,0 |
2 768,6 |
111,3 |
Образование 0700 |
0,0 |
1,5 |
1,5 |
- |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 0705 |
0,0 |
1,5 |
1,5 |
- |
Социальная политика 1000 |
13,3 |
0,0 |
13,3 |
100 |
Социальное обеспечение населения 1003 |
13,3 |
0,0 |
13,3 |
100 |
В декабре 2010 года Федеральным казначейством доведены до Росприроднадзора бюджетные ассигнования на сумму 3 409,6 млн. рублей и ЛБО на сумму 2 825,0 млн. рублей.
Росприроднадзор осуществил распределение средств по 93 подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета.
В нарушение пункта 20 приказа Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н "Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)" лимиты бюджетных обязательств были доведены Росприроднадзором до территориальных органов и подведомственных учреждений с нарушением установленных сроков: территориальным органам - с марта 2011 года, федеральным бюджетным учреждениям - с февраля 2011 года.
В нарушение сроков, установленных Минфином России, Росприроднадзор осуществил возврат в бюджет сложившейся экономии бюджетных средств в объеме 41,2 млн. рублей только в конце декабря 2011 года.
В нарушение пункта 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Росприроднадзором показатели бюджетной росписи на 2011 год до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств не доводились.
Анализ структуры расходов по кодам классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) показал, что в общем объеме средств федерального бюджета, предусмотренных и исполненных в 2011 году, наибольшую долю занимали расходы на заработную плату и прочие выплаты - 47,3 %; перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации - 16,1 %; начисления по выплате и по оплате труда - 14,6 %; прочие работы и услуги - 6,7 процента. Наибольшее неисполнение бюджетных назначений по коду КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению" - 13,3 млн. рублей. Неисполненные бюджетные назначения числятся по КОСГУ 220 "Оплата работ, услуг" и КОСГУ 300 "Поступление нефинансовых активов".
Росприроднадзор в 2011 году являлся государственным заказчиком ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы и одной федеральной адресной инвестиционной программы.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ на реализацию ФЦП "Жилище" Росприроднадзору на 2011 год утверждены бюджетные ассигнования по РзПР 1003 ЦСР 1008851 ВР 005 в объеме 13,3 млн. рублей. Росприроднадзором в 2011 году единовременные субсидии на приобретение жилого помещения были выданы восьми работникам территориальных органов Росприроднадзора, которые использованы в полном объеме в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения".
Проверкой установлено, что подтверждающие документы на использование субсидий представлены семи из восьми государственных служащих Росприроднадзора, получивших субсидию. Причиной задержки представления в Росприроднадзор в установленном порядке документов (с мая 2011 года) явился поиск вариантов решения вопроса о приобретении жилого помещения. Проверка показала, что Росприроднадзором как федеральным органом государственной власти не в полной мере осуществлен контроль за своевременным использованием единовременной субсидии.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы по капитальному строительству объекта государственной собственности г. Санкт-Петербурга "Строительство I очереди экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Росприроднадзору на 2011 год были утверждены бюджетные ассигнования по Рз 06 "Охрана окружающей среды", ПР 0605 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды", ЦСР 1020101 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации", ВР 020 "Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований)" в объеме 42,4 млн. рублей. Кассовое исполнение составило 100 % к утвержденному объему.
Нарушений использования средств федерального бюджета, выделенных Росприроднадзору на реализацию ФЦП и ФАИП, не установлено.
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемые Росприроднадзором как главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Росприроднадзор в 2011 году являлся администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета без утвержденных бюджетных назначений. Доведение бюджетных данных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов до Росприроднадзора не производилось.
Согласно бюджетной отчетности Росприроднадзора, исполнение по источникам финансирования дефицита бюджета через финансовые органы составило (-)1 052,7 млн. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета явились: увеличение счетов расчетов по дебетовому остатку счета 1 210 02 000 - (-)4 997,4 млн. рублей; уменьшение счетов расчетов по кредитовому остатку счета 1 304 05 000 на 3 944,7 млн. рублей.
Изменение остатков по расчетам с органами, организующими исполнение бюджета, составило (-)1 052,7 млн. рублей, из них: на увеличение счетов расчетов (дебетовый остаток счета 1 210 02 000) - 4 997,4 млн. рублей и на уменьшение счетов расчетов (кредитовый остаток счета 1 304 05 000) - 3 944,7 млн. рублей.
В ходе проверки Счетной палаты разногласий в показателях бюджетной отчетности Росприроднадзора как главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета с показателями годового отчета об исполнении федерального бюджета за 2011 год, сводной бюджетной росписи и сводной бюджетной росписи (с учетом изменений) не установлено.
2.4. Оценка качества ведения учета и составления отчетности Росприроднадзором как главным администратором средств федерального бюджета.
В Росприроднадзоре проверкой установлены многочисленные нарушения бухгалтерской отчетности и бюджетного учета.
В нарушение пункта 3 статьи 6, части 1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ в Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности отсутствует информация об учетной политике Росприроднадзора, информация о финансовом положении Росприроднадзора, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему год, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения и результаты о проводимой инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств.
В нарушение части 2 пункта 2 статьи 12 и пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ в Росприроднадзоре не проведена инвентаризация имущества и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.
В нарушение статей 6, 11 и пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ в утвержденной учетной политике отсутствуют методы оценки видов имущества и обязательств и не утверждены все виды первичных документов, которые применяются в Росприроднадзоре для отражения фактов хозяйственной деятельности.
В нарушение пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ в перечне Регистров бюджетного учета центрального аппарата Росприроднадзора Журнал по санкционированию отсутствует.
В нарушение статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ в Графике документооборота по хозяйственным операциям центрального аппарата Росприроднадзора не регламентирована сдача в архив бухгалтерских документов.
Росприроднадзором допущены нарушения части 3 пункта 16, пункта 19, подпункта "б" пункта 20, пункта 37 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 в части несоблюдения требований правил выдачи денежных средств, оформления первичных документов и проведения инвентаризации наличных денежных средств.
В нарушение подпункта 6.4 Положения "О документах и документообороте в бухгалтерском учете", утвержденного Министерством финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105:
- Росприроднадзором в установленном порядке не осуществлен переплет документов строгой отчетности за 2011 год;
- Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3) не подшит.
В нарушение пункта 1 постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении форм первичной учетной документации об учете труда и его платы" штатное расписание центрального аппарата Росприроднадзора составлено не по унифицированной форме N Т-3, табель учета рабочего времени во всех подразделениях центрального аппарата Росприроднадзора ведется в произвольной форме.
3. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Проверка показала, что порядок осуществления бюджетных полномочий администраторами доходов устанавливается актами Росприроднадзора, которые разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет по доходам, закрепленным за Росприроднадзором как главным администратором доходов федерального бюджета
В целях своевременного формирования и утверждения перечня администраторов доходов федерального бюджета Росприроднадзор руководствовался следующими приказами: от 8 февраля 2011 г. N 60 (с изменениями в редакции приказа от 22 декабря 2011 г. N 937) "Об утверждении Перечня органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны, контроля и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, наделенных бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета", от 24 февраля 2011 г. N 103 "О наделении полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов", от 16 мая 2011 г. N 287 "О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 1 декабря 2010 г. N 373", от 31 марта 2011 г. N 186 "О внесении изменений в приказы Росприроднадзора", от 29 июня 2011 г. N 474 "О мерах по реализации полномочий по осуществлению функций главного администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации".
Проверкой установлено, что Росприроднадзором с ноября 2010 года по 30 марта 2012 года в установленном порядке представлялись аналитические материалы в Минфин России по исполнению федерального бюджета в части поступления доходов (13 писем Росприроднадзора, последнее - от 30 марта 2012 г. N ОД-06-01-29/3695 "Исполнение федерального бюджета за 2011 год").
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.1.2. Сформированный прогноз поступления доходов в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации в целом на год с поквартальной и помесячной разбивкой на 2011 год Росприроднадзором в установленном порядке представлен в Минфин России своевременно (до 31 декабря 2010 года) письмом от 27 декабря 2010 г. N СМ-06-01-29/10091.
В связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающего изменения общей суммы доходов на 2011 год, Минфин России своим письмом от 24 октября 2011 г. N 16-05-03/132 довел уточненные суммы доходов федерального бюджета на 2011 год, администрируемые Росприроднадзором. Прогноз доходов, учтенный при формировании проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", составлен уже для 11-ти видов доходов, а не по 3-м видам доходов, как в декабре 2010 года.
3.1.3. На основании Сводного реестра Росприроднадзора администраторами доходов являются 163 участника бюджетного процесса, в том числе центральный аппарат, из них: территориальные органы и подведомственные учреждения - 12 ФБУ.
Приказом Росприроднадзора от 24 февраля 2011 г. N 103 "О наделении полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов" утверждено представление территориальными органами Росприроднадзора отчетности по начисленным и поступившим суммам администрируемых поступлений в соответствии с определенным порядком сдачи отчетности. Проверкой установлено, что подведомственные учреждения Росприроднадзора исполняют полномочия по администрированию доходов только в части администрирования по коду дохода федерального бюджета бюджетной классификации 048 1 13 03010 01 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета", по которому зачисляются суммы компенсации затрат федерального бюджета. Прогноз поступлений по данному КБК Росприроднадзором не устанавливается, так как по этому КБК учитывается возврат средств фонда социального страхования прошлых лет.
Приказом Росприроднадзора от 29 июня 2011 г. N 474 "О мерах по реализации полномочий по осуществлению функций главного администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации" утвержден перечень территориальных органов Росприроднадзора, осуществляющих полномочия главных администраторов (администраторов) доходов федерального бюджета (81 субъект); перечень источников доходов федерального бюджета, администрируемых территориальными органами Росприроднадзора в пределах компетенции по 24 кодам дохода; перечень иных источников доходов федерального бюджета, администрируемых территориальными органами Росприроднадзора в пределах компетенции по 9-ти кодам доходов; перечень источников доходов федерального бюджета, администрируемых центральным аппаратом Росприроднадзора в пределах компетенции по 7-ми кодам доходов, а также перечень иных источников доходов федерального бюджета, администрируемых центральным аппаратом Росприроднадзора в пределах компетенции по 6-ти кодам доходов.
Нормативные правовые акты по осуществлению и наделению полномочиями администратора доходов федерального бюджета до подведомственных организаций доведены своевременно.
3.2. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета за отчетный финансовый год Росприроднадзором как главным распорядителем
3.2.1. Росприроднадзором вносились изменения в сводную бюджетную роспись на 2011 год на основании предложений Росприроднадзора в соответствии с приказом Минфина России от 3 декабря 2010 г. N 159н (редакция от 4 октября 2011 г.) "О внесении изменений в Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденный приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н". Проверкой установлено, что в сводную бюджетную роспись на 2011 год внесено 16 положительных изменений на общую сумму 1 279,1 млн. рублей.
3.2.2. В 2011 году изменений утвержденной бюджетной росписи по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации за счет экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг не вносилось.
3.2.3. Росприроднадзором не осуществлялось внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи, связанных с обеспечением мероприятий по модернизации экономики за счет 50-процентной экономии по использованию в 2011 году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг. В установленном порядке Росприроднадзором перераспределение в целях дополнительного финансового обеспечения мероприятий по модернизации экономики за счет 50-процентной экономии по использованию в 2011 году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг было осуществлено путем внесения изменений в Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ.
3.3. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по источникам финансирования дефицита федерального бюджета за 2011 год Росприроднадзором как главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ бюджетные данные по источникам дефицита федерального бюджета на 2011 год до Росприроднадзора не доводились. Прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год Росприроднадзор не формирует.
4. Анализ подготовки Росприроднадзором как главным администратором средств федерального бюджета нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", и выполнения статей Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Росприроднадзор не имеет полномочий по разработке и утверждению нормативных правовых актов, так как находится в ведении Минприроды России.
С целью реализации норм и положений Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Росприроднадзором издано 8 приказов на основании поручений Минприроды России.
Текстовые статьи Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ исполнены Росприроднадзором в пределах его компетенции в полном объеме.
5. Результаты оценки качества управления государственными финансами Росприроднадзором
5.1. Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Росприроднадзору на 2011 год задание по поступлению доходов в федеральный бюджет не устанавливалось и сводной бюджетной росписью бюджетные назначения не доводились.
В соответствии со статьей 4 и приложением N 6 к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Росприроднадзор в 2011 году являлся администратором доходов.
В 2011 году изменения в прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет Росприроднадзором вносились 2 раза. Фактическое исполнение доходов оказалось на 17 процентов больше прогнозируемых.
В нарушение пунктов 2.1, 3.1, 5.4 приказа Минфина России от 15 августа 2008 г. N 80н "О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования федерального бюджета" в Сводный реестр не внесены изменения в части оформления реквизитов и наименования участников бюджетного процесса и приведении ее в соответствии с Перечнем органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны, контроля и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, наделенных бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета.
В нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", пунктов 3.2, 3.9, 6.1, 6.2 Правил стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов", утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2005 г. N 311-ст, Росприроднадзор при исполнении бюджета в 2011 году:
- не обеспечил обязательное применение общероссийских классификаторов в своих подведомственных организациях;
- не внес изменения в Сводный реестр при изменении типа организационно-правовой формы учреждений и в Перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны, контроля и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, наделенных бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета.
В нарушение пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ План счетов бюджетного учета не адаптирован под цели и функции Росприроднадзора.
5.2. В течение 2011 года в сводную бюджетную роспись вносилось 16 положительных изменений. Соотношение общей суммы внесенных изменений в результате образовавшейся экономии в размере 61 394,5 млн. рублей к кассовым расходам Росприроднадзора за 2011 год (3 944,7 млн. рублей) составляет 1,5 процента. Объем нераспределенных лимитов бюджетных обязательств на 1 января 2012 года составил 79,4 млн. рублей, что соответствует 3-м баллам, согласно показателю качества управления государственными финансами исполнения по расходам.
Объем неисполненных лимитов бюджетных обязательств и их соотношение с кассовыми расходами на конец 2011 года составили 2 %, что соответствует 3-м баллам, согласно показателю качества управления государственными финансами исполнения по расходам.
Соотношение кассовых расходов с показателями, утвержденными Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ, составляет 115,7 процента, что относится к III группе, характеризующей качество исполнения расходов бюджетов (удовлетворительное качество управления).
Численное значение критерия "Равномерность кассовых расходов в течение финансового года" равно 9 %, что относится к I группе, характеризующей качество исполнения расходов бюджета (высокое качество управления).
5.3. Дебиторская задолженность Росприроднадзора по бюджетной деятельности на 1 января 2012 года составила 810,7 млн. рублей, в том числе просроченная (нереальная к взысканию) - 116,2 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом общая сумма дебиторской задолженности увеличилась на 796,8 млн. рублей; просроченная (нереальная к взысканию) дебиторская задолженность увеличилась на 2,5 млн. рублей. Причинами образования дебиторской задолженности явились: начисления территориальными органами Росприроднадзора и не оплаченных плательщиками доходов на 1 января 2012 года платежей; просроченная дебиторская задолженность Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, образовавшаяся в процессе реорганизационных мероприятий главных распорядителей в 2004 году; авансирование в декабре 2011 года переходящих на 2012 год договоров по услугам связи; неиспользованные остатки субвенций по переданным полномочиям и субсидий на приобретение жилого помещения; недостачи и хищения денежных средств и материальных ценностей и иное.
Кредиторская задолженность Росприроднадзора по бюджетной деятельности на 1 января 2012 года составила 13,4 млн. рублей и в 7,8 раза увеличилась по сравнению с показателями по состоянию на 1 января 2011 года. Просроченная (нереальная к взысканию) кредиторская задолженность составила (-)0,2 млн. рублей. Причинами образования кредиторской задолженности явились: переплата налогов, наличие невостребованных уволившимися сотрудниками депонированных денежных средств, неоплаченные в срок выполненные подрядчиками работы, оказанные услуги и поставленные материальные ценности в декабре 2011 года, возмещения коммунальных платежей и приобретение основных средств, расчеты по оплате труда внештатных сотрудников, оказанию справочно-информационных услуг, а также по возмещению услуг по хозяйственному обслуживанию помещений и техническому обслуживанию вычислительной и оргтехники.
Соотношение объема дебиторской и кредиторской задолженности к объему кассовых расходов составило 20,9 процента.
5.4. Сумма, подлежащая к взысканию по неисполненным исполнительным документам, на 1 января 2012 года составила 1,3 млн. рублей, что на 1,26 млн. рублей больше по сравнению с остатком на 1 января 2011 года (или в 32,5 раза), что также соответствует одному баллу, согласно показателю качества управления государственными финансами исполнения судебных актов.
За отчетный период сумма, подлежащая взысканию по исполнительным документам на основании судебных решений по обязательствам получателей средств федерального бюджета, составила 4,3 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1,7 млн. рублей; за счет внебюджетных средств - 2,6 млн. рублей.
Сумма, взысканная по исполнительным документам на отчетную дату, составила 3,0 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1,8 млн. рублей, или 60 % от общей суммы взыскания, за счет внебюджетных средств - 1,2 млн. рублей, или 40 процентов.
Количество неисполненных судебных актов на 1 января 2012 года уменьшилось на одну единицу по сравнению с количеством на 1 января 2011 года.
6. В нарушение статей 158 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Росприроднадзор как главный распорядитель бюджетных средств не осуществляет финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств. Система внутреннего финансового контроля в Росприроднадзоре отсутствует. Отдельное подразделение внутреннего финансового контроля в организационной структуре Росприроднадзора не предусмотрено.
При проведении Росприроднадзором мероприятий по контролю за использованием субвенций учреждениями субъектов Российской Федерации проверялось расходование уполномоченными органами трех видов субвенций на исполнение переданных полномочий:
- в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (субвенции 1 и 2);
- в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам (субвенция 3).
Планы проведения проверок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для территориальных органов и центрального аппарата Росприроднадзора утверждаются ежегодно приказами Росприроднадзора. Утвержденный в 2011 году приказом Росприроднадзора от 11 января 2011 г. N 1 план проверок для центрального аппарата (8 проверок) выполнен.
7. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по Росприроднадзору как главному распорядителю средств федерального бюджета и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений
7.1. Росприроднадзор и его территориальные органы не осуществляют внебюджетную деятельность. Вместе с тем как главный распорядитель бюджетных средств Росприроднадзор организует и контролирует внебюджетную деятельность подведомственных ему ФБУ и ФБУ ЦЛАТИ.
В соответствии с приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н "О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученным от приносящей доход деятельности" (далее - приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н) оформлено Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства Росприроднадзору как главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям, выданное от 15 июля 2010 г. (N 048071) и дополнение к генеральному разрешению от 24 марта 2011 г. (N 04807101).
На основании вышеуказанного генерального разрешения в 2011 году федеральные бюджетные учреждения, подведомственные Росприроднадзору, являющееся получателем бюджетных средств, осуществляли операции с указанными средствами по приносящей доход деятельности в порядке, установленном приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н, в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган Федерального казначейства.
На момент проведения проверки в Росприроднадзоре 12 федеральных бюджетных учреждений в соответствии с уставами осуществляют приносящую доход деятельность.
Росприроднадзор осуществляет оказание 13 видов государственных услуг.
В нарушение пункта 2.11 приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н "О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности":
- Росприроднадзором дополнение к генеральному разрешению на осуществление приносящей доход деятельности от 24 марта 2011 г. N 04807101 оформлено с нарушением установленного срока;
- в генеральном разрешении Росприроднадзора от 15 июля 2010 г. N 048071 на осуществление приносящей доход деятельности отсутствуют реквизиты и положения уставов федеральных бюджетных учреждений.
7.2. Согласно отчету об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности Росприроднадзора (форма N 0503137) на 2011 год, утвержденные сметные назначения по доходам составили 1 178,6 млн. рублей.
Исполненные назначения составили 1 006,4 млн. рублей, или 85,3 % к утвержденной смете, в том числе: от оказания услуг - 972,6 млн. рублей (96,6 % к исполненным сметным назначениям); прочих безвозмездных поступлений - 32,4 млн. рублей (3,2 %); поступлений от возмещения ущерба - 0,6 млн. рублей (0,05 процента). Кроме того, доходы по невыясненным поступлениям сметными назначениями утверждены не были, а их исполнение составило 0,8 млн. рублей, или 0,07 процента.
В 2011 году в структуре доходов наибольший удельный вес имели доходы, полученные от реализации платных услуг, - 85,3 %; доходы от прочих безвозмездных поступлений составили 3,2 процента. План получения доходов выполнен на 85,3 процента.
Неисполненные назначения составили 172,9 млн. рублей, или 14,7 % к утвержденной смете.
Причинами отклонений по доходной части (14,7 %) от планового показателя стали выплаты по переходящим договорам на оказание услуг в 2012 году, отсутствие страховых случаев по ОСАГО, а также экономия и изменение тарифных ставок по коммунальным услугам.
В ходе анализа данных по приносящей доход деятельности установлено, что в 2011 году наибольшая часть доходов (974,5 млн. рублей, или 96,8 % от суммы утвержденных сметных назначений по доходам) получена подведомственными Росприроднадзору ФБУ; сумма доходов в объеме 31,9 млн. рублей (или 3,2 %) - территориальными органами Росприроднадзора за счет возмещения коммунальных услуг.
Расходы по смете утверждены в объеме 1 282,6 млн. рублей, кассовое исполнение составило 991,1 млн. рублей, или 77,2 процента. Основные расходы составили 613,3 млн. рублей, или 62 % от общей суммы расходов, и направлены на оплату труда с начислениями и прочие выплаты.
Исполнение сметы расходов составило 77,2 % к утвержденному показателю в разрезе бюджетной классификации расходов. Неисполненные назначения сложились в сумме 291,5 млн. рублей (22,8 % к сметным назначениям).
(млн. рублей)
Наименование показателя |
Код расхода по ЭКР |
Утвержденные сметные назначения |
Сумма исполненных расходов |
Неисполненные назначения |
Всего |
|
1 282,6 |
991,1 |
291,5 |
Заработная плата |
211 |
546,7 |
476,9 |
69,8 |
Прочие выплаты |
212 |
7,0 |
4,2 |
2,8 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
213 |
179,0 |
132,2 |
46,8 |
Услуги связи |
221 |
17,4 |
13,1 |
4,3 |
Транспортные услуги |
222 |
14,1 |
8,9 |
5,2 |
Коммунальные услуги |
223 |
31,9 |
21,7 |
10,2 |
Арендная плата за пользование имуществом |
224 |
43,1 |
31,2 |
11,9 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
225 |
100,8 |
71,3 |
29,5 |
Прочие работы, услуги |
226 |
170,5 |
129,7 |
40,8 |
Пособия по социальной помощи населению |
262 |
0,1 |
- |
- |
Прочие расходы |
290 |
11,6 |
6,1 |
5,5 |
Увеличение стоимости основных средств |
310 |
84,1 |
44,1 |
40 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
340 |
76,3 |
51,7 |
24,6 |
Отклонения по расходам (22,8 %) вызваны экономией расходов по заработной плате, экономией денежных средств по услугам связи, уменьшением количества командировок, оплатой в соответствии с выставленными счетами, длительностью проведения конкурсных процедур и небольшой процентной составляющей оплаты по судебным решениям.
Анализ соответствия фактических доходов и произведенных расходов показал, что сумма расходов меньше доходной части на 15,3 млн. рублей, что составляет 98,4 % в соотношении расходов к доходной части.
7.3. Соотношение поступлений по приносящей доход деятельности с поступлениями по федеральному бюджету составило 2,4 %, что на 3 017,7 млн. рублей больше поступлений по федеральному бюджету.
Соотношение выбытий по приносящей доход деятельности с выбытиями по федеральному бюджету составило 25,1 %, что на 2 953,6 млн. рублей больше по выбытиям по федеральному бюджету.
По сравнению с 2010 годом:
- объемы доходов по приносящей доход деятельности увеличились на 948,4 млн. рублей, или на 94,2 % (доходы в 2010 году составили 58,0 млн. рублей);
- расходы средств, полученных по приносящей доход деятельности, увеличились на 902,8 млн. рублей, или на 91,1 % (расходы в 2010 году составили 88,3 млн. рублей).
7.4. Отчетность по приносящей доход деятельности и средствам, поступающим во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, достоверна.
7.5. У Росприроднадзора в 2011 году лицевые счета, открытые по состоянию на 1 января 2011 года получателям бюджетных средств в учреждениях Банка России и кредитных организациях для учета операций со средствами в валюте Российской Федерации, полученными от приносящей доход деятельности, и средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, не установлены.
8. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности по Росприроднадзору как главному администратору средств федерального бюджета
8.1. Согласно бюджетной отчетности Росприроднадзора на 1 января 2012 года (форма 0503162), значения по плановому показателю составили 101 процент. Фактические показатели составили 126 процентов, что превышает фактически достигнутые значения над плановыми на 26 процентов.
В 2011 году расходы на осуществление контрольно-надзорной деятельности за счет средств федерального бюджета в территориальных органах Росприроднадзора составили 1 027,1 млн. рублей, или 45 % от общего объема средств федерального бюджета, предусмотренного на содержание территориальных органов Службы (2 281,4 млн. рублей), из них расходы на плановые проверки составили 165,3 млн. рублей (16,1 %), расходы на внеплановые проверки - 861,8 млн. рублей (83,9 %). Превышение расходов на осуществление внеплановых проверок по сравнению с объемом расходов на проведение плановых проверок связано с существенным количеством поручений органов прокуратуры по проведению внеплановых проверок, в 10 раз превышающим данные за 2010 год, а также с обращением граждан, поручениями Правительства Российской Федерации и Минприроды России.
Проверкой установлены многочисленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Командирование сотрудников Росприроднадзора осуществлялось с нарушением требований Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих":
- в нарушение пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 отметки в командировочных удостоверениях производились неуполномоченными лицами и без утверждения соответствующих приказов, журналы учета приезжающих и выезжающих в служебные командировки велись не по унифицированным формам N ТК-1 (гос), N ТК-2 (гос), утвержденным постановлением Росстата от 23 декабря 2005 г. N 107 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету федеральными государственными органами работников, выезжающих и приезжающих в служебные командировки";
- в нарушение пункта 34 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 более чем в 60 случаях сотрудникам Росприроднадзора денежный аванс на оплату расходов на проезд, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), был выплачен несвоевременно;
- в нарушение пункта 35 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 авансовые отчеты представлялись с нарушением установленных сроков.
В нарушение пункта 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", и пункта 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, сотрудниками Росприроднадзора не осуществлялся своевременный и окончательный расчет по подотчетным суммам, выданным на командировочные расходы.
Авансовые отчеты и служебные задания на командирование оформлены с нарушением требований подпунктов "г" и "е", пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
8.2. В Росприроднадзоре утвержденные ведомственные целевые программы отсутствуют.
8.3. В 2011 году Минприроды России государственные задания для Росприроднадзора и его подведомственных учреждений не устанавливались.
Росприроднадзор во исполнение поручения Минприроды России письмом от 25 марта 2011 г. N СМ-06-02-28/3211 направил уточненный проект сводных показателей государственных заданий на 2012 год в разрезе услуг всех 12 подведомственных учреждений Росприроднадзора.
8.4. В 2011 году Росприроднадзором, в нарушение требований Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, не оформлено право оперативного управления занимаемыми им помещениями. В нарушение требований пункта 5 распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 24 августа 2005 г. N 1967-р в 2011 году, как и в 2010, 2009 и 2008 годах, Росприроднадзором не заключен договор на возмещение эксплуатационных расходов в отношении объектов недвижимого имущества, используемого Росприроднадзором.
Таким образом, Росприроднадзор до настоящего времени не осуществил государственную регистрацию права оперативного управления на недвижимое имущество, в котором размещается центральный аппарат Росприроднадзора.
В нарушение статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" Росприроднадзором не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 135 объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении территориальных органов Росприроднадзора и его подведомственных организаций.
Росприроднадзором на протяжении нескольких лет не принимаются достаточные меры по списанию с балансового учета недвижимого имущества, находящегося в собственности сторонних организаций (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу - 7 объектов). В Департаменте Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу числится 6 неиспользуемых объектов недвижимости.
8.5. Общая стоимость по 35 627 государственным контрактам, заключенным в 2011 году Росприроднадзором, территориальными органами Росприроднадзора и его подведомственными учреждениям, составила 703,7 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена государственных контрактов составляла 723,0 млн. рублей. Экономия средств федерального бюджета, образовавшаяся при проведении конкурсных процедур, составила 69,3 млн. рублей, или 9,6 % от максимальной цены контракта.
Анализ Реестра закупок показал, что общая сумма товаров, работ и услуг Росприроднадзора за 2011 год составила 17,7 млн. рублей, из которых расходы по услугам мобильной связи составили 1,6 млн. рублей (или 9,2 % к общей сумме); услуги по обеспечению, сопровождению, разработке и техподдержке программного обеспечения и ЭВМ - 0,8 млн. рублей (или 4,5 %).
В нарушение пункта 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации Росприроднадзором в 2011 году Реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, в установленном порядке не велся.
9. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации
9.1. Анализ выполнения Плана мероприятий Росприроднадзора по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов показал следующее.
В 2011 году Росприроднадзор не выступал от имени публично-правовых образований, так как специального поручения федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации Росприроднадзору установлено не было. Росприроднадзор не участвовал в законотворческой работе Минприроды России по внесению изменений в федеральные законы, устанавливающие разграничение расходных обязательств между публично-правовыми образованиями (пункт 8 Плана мероприятий по реализации в 2011 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 675-р), так как не является субъектом законодательной инициативы.
План Росприроднадзора по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденных приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 23 декабря 2010 г. N 182н/674.
Результативность бюджетных расходов в сфере деятельности Росприроднадзора определяется по степени достижения целей, решения тактических задач, поставленных перед Службой, по уровню показателей затрат и результатов контрольно-надзорной деятельности в отчетном и плановом периоде, эффективностью использования бюджетных расходов, а также теми мерами, которые Росприроднадзор принимает для повышения качества бюджетного процесса.
Приказом Росприроднадзора от 19 июля 2011 г. N 545 утверждены и введены в действие План мероприятий Росприроднадзора по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов (далее - План мероприятий) и график его реализации.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N ВВ-П13-4603 представление отчетов о выполнении Плана мероприятий Росприроднадзора должно быть обеспечено не позднее 20 мая 2012 года. На момент проведения проверки полная отчетность о выполнении Плана мероприятий за 2011 год в Росприроднадзоре отсутствовала.
Анализ некоторых данных отчета Росприроднадзора по повышению эффективности бюджетных расходов показал следующее.
Раздел 1 "Оптимизация расходных обязательств Российской Федерации"
За счет сокращения материальных затрат на содержание Росприроднадзора приведены в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2011 г. N 39 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора при передаче отдельных полномочий от Ростехнадзора.
Раздел 2 "Внедрение программно-целевых методов государственного управления"
В феврале 2011 года в Минприроды России Росприроднадзором направлены предложения для разработки проекта государственных программ Российской Федерации "Охрана окружающей среды" и "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в части, касающейся Росприроднадзора.
Мониторинг достижения запланированных результатов, отчет о ходе реализации и оценке эффективности мероприятий государственных программ Российской Федерации не осуществляются, так как программы не утверждены.
Раздел 3 "Повышение качества и эффективности исполнения государственных функций"
Ежегодно в рамках подготовки предложений по формированию проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Росприроднадзором проводится работа по выявлению и ликвидации избыточных (дублирующих) государственных функций по осуществлению полномочий Росприроднадзора.
С 1 октября 2011 года Росприроднадзором обеспечена возможность подачи заявителем заявления на предоставление государственных услуг в электронном виде с Портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Росприроднадзор оказывает 13 видов государственных услуг.
Раздел 4 "Повышение эффективности управления государственным имуществом"
Росприроднадзором изданы приказы по Службе, принятые к исполнению.
Раздел 5 "Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнение работ)"
Перечень подведомственных учреждений Росприроднадзора направлен в Федеральное казначейство в установленном порядке.
Уставы подведомственных федеральных учреждений утверждены соответствующими приказами Росприроднадзора.
Приказом Росприроднадзора от 27 декабря 2011 г. N 946 утверждено внедрение новых форм оказания финансового обеспечения государственных услуг.
Раздел 6 "Оптимизация численности и совершенствования системы материального стимулирования федеральных государственных служащих"
В результате проведенных мероприятий по оптимизации структуры и предельной численности территориальных органов Росприроднадзора экономия средств федерального бюджета в объеме ассигнований на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности работников Росприроднадзора на 293 единицы (5 %) по Рз06, ПР05, ЦСР 0011500, ВР 012 составила 53,1 млн. рублей.
Раздел 7 "Оптимизация государственных закупок"
В целях совершенствования системы планирования и порядка организации государственных закупок приказом Росприроднадзора от 14 декабря 2010 г. утвержден план-график государственных закупок для нужд Росприроднадзора, во исполнение которого при размещении на товары (работы, услуги) для государственных нужд путем электронных аукционов и внедрения типовых форм документов и типовых форм государственных контрактов повысилось качество проведения конкурсных процедур закупок.
Раздел 8 "Повышение энергетической эффективности"
Срок исполнения мероприятий не наступил. Размер экономии энергоресурсов и средств федерального бюджета за 2011 год уточняется.
Раздел 9 "Повышение качества финансового менеджмента"
За 2011 год повысили квалификацию 36 работников финансово-экономических подразделений Росприроднадзора. Кассовые расходы составили 1,5 млн. рублей, или 99,5 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Раздел 10 "Создание и совершенствование процедур внутреннего контроля"
Приказом Росприроднадзора от 31 января 2011 г. N 35 утвержден План проверок деятельности территориальных органов Росприроднадзора на 2011 год (далее - План проверок). В план проверок включены комплексные проверки деятельности 10 управлений Росприроднадзора. Выполнение плана составило 100 процентов.
В целях реализации решений по оптимизации функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения Росприроднадзором:
- разработана информационная система "Программно-технологический комплекс "Госконтроль", используемая при предоставлении государственных услуг в электронном виде;
- получено программно-техническое средство ведомственного сегмента СМЭВ, необходимое для обеспечения взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия с целью обеспечения защиты канала передачи данных при предоставлении государственных услуг;
- разработаны и согласованы с ведомствами - поставщиками информации 13 технологических карт межведомственного взаимодействия, на основании данных которых осуществляется межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг Росприроднадзора с десятью федеральными органами государственной власти Российской Федерации: Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой, Росреестром, Ростехнадзором, Роспотребнадзором, Росрыболовством, ФТС России, ФМБА, Росводресурсами, Ространснадзором;
- разработаны и зарегистрированы в Минкомсвязи России 3 электронных сервиса межведомственного взаимодействия (SID0003215, SID0003249, SID0003250), необходимых для получения информации при предоставлении государственных услуг Минрегиона России, Минсельхоза России, Ростехнадзора, Роснедр и Росалкогольрегулирования;
- разработан, зарегистрирован и протестирован электронный сервис межведомственного взаимодействия (SID0003485), необходимый для предоставления информации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также Росприроднадзором разработан и утвержден формат электронного сервиса, необходимый для получения сведений от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время проводится тестирование разработанных пилотными регионами Российской Федерации электронных сервисов межведомственного взаимодействия.
- обеспечена возможность подачи жалобы гражданином или организацией с использованием официального сайта Службы (www.rpn.gov.ru), а также посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
- разработаны технические задания на создание интерактивных форм заявлений на получение государственных услуг Службы. Интерактивные формы заявлений размещены на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Таким образом, Росприроднадзором с октября 2011 года обеспечена возможность подачи заявителем заявлений на получение 17 государственных услуг Службы с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Анализ реализации решений по повышению эффективности предоставления государственных услуг Росприроднадзором показал следующее.
Объемы финансирования учреждений в 2010 году (229,5 млн. рублей) значительно ниже объема финансирования в 2011 году - 550,2 млн. рублей, так как до 2011 года в ведении Росприроднадзора находились только федеральные учреждения - дирекции по техническому обеспечению надзора на море и федеральное учреждение "Специализированная инспекция по охране редких и исчезающих видов животных и растений" (г. Владивосток). Финансирование переданных от Ростехнадзора Росприроднадзору федеральных учреждений ЦЛАТИ осуществлялось с 1 января 2011 года.
Доходы подведомственных учреждений от работ и услуг, оказанных юридическим и (или) физическим лицам за плату в 2011 году, составили 974,5 млн. рублей, что значительно выше, чем в 2010 году, - 71,8 млн. рублей (или в 13,6 раза больше).
Прогноз доходов подведомственных учреждений на плановый период в 2012 году составляет 1 126,1 млн. рублей, что по сравнению с 2011 годом выше в 1,2 раза.
В среднем каждое федеральное бюджетное учреждение оказывает около 5 видов государственных услуг, основными из них являются: транспортное обеспечение надзора, проведение химических анализов, отбор проб, экспертное сопровождение надзора на море, выполнение мероприятий по охране морской среды, информационное обеспечение федерального государственного экологического контроля, информационное обеспечение экологического нормирования, лабораторное обеспечение федерального государственного экологического контроля, экспертное сопровождение работ в области платы за негативное воздействие на окружающую среду.
9.2. Контрольно-надзорная деятельность Росприроднадзора является основным показателем выполнения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, так как к качественным экологическим показателям, влияющим на состояние окружающей природной среды, относятся 7 показателей деятельности Росприроднадзора.
Согласно сводному отчету о выполнении плана, утвержденного приказом Минприроды России от 13 апреля 2011 г. N 208, фактические достигнутые значения по итогам 2011 года на 104,1 % превышают плановые по всему перечню прогнозных показателей, установленных Росприроднадзору Минприроды России на 2011 год.
В течение 2011 года Росприроднадзором проведена работа по проектам стратегий социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации и по обязательному включению в планы мероприятий по реализации утвержденных стратегий социально-экономического развития мероприятий по разработке и утверждению региональных программ по решению проблем в области обращения с отходами производства и потребления; мероприятий по совершенствованию системы утилизации отходов производства и потребления; региональных программ снижения загрязнения атмосферного воздуха; региональных программ в области охраны и использования объектов животного мира с утверждением их нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также мероприятий по сохранению биоразнообразия, по улучшению экологической ситуации в регионах.
В 2011 году представлены предложения в Минприроды России в планы мероприятий по реализации социально-экономического развития на период до 2020 года Приволжского, Центрального, Уральского, Южного и Северо-Западного федеральных округов. В результате деятельности Службы в 2010 и 2011 годах мероприятия по разработке в регионах региональных программ по решению проблем в области обращения с отходами производства и потребления, в области охраны и использования объектов животного мира с утверждением их нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также отдельные мероприятия в области охраны окружающей среды включены практически во все планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития федеральных округов и регионов Российской Федерации.
Также по результатам разработки мероприятий в регионах, проведенных Росприроднадзором, в 2011 году главам субъектов Российской Федерации дано поручение Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр-781 "О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечения средств частных инвесторов".
В настоящее время утверждены региональные программы в области обращения с отходами во многих субъектах Северо-Кавказского федерального округа, в Тульской, Владимирской, Томской, Новосибирской областях.
Задачи, стоящие перед Росприроднадзором, решаются в рамках реализации следующих отраслевых стратегий: Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р; Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р; Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р; Экологической доктрины, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р.
10. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Росприроднадзором в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" обеспечено своевременное внесение изменений в уставы федеральных бюджетных учреждений.
Уставы бюджетных учреждений Росприроднадзора приведены в соответствие с действующим законодательством и утверждены приказом Росприроднадзора, осуществляющего функции и полномочия учредителя, до 1 июня 2011 года, в установленном порядке.
Вместе с тем Росприроднадзором как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в 2011 году несвоевременно были утверждены пять приказов из семи.
11. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных федеральным органам государственной власти по результатам проверок бюджетной отчетности за предшествующий финансовый год в Росприроднадзоре
Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлении, направленном в Росприроднадзор по результатам проверки бюджетной отчетности за 2010 год, показал, что Росприроднадзором учтены замечания Счетной палаты. На постоянной основе ведется работа по устранению выявленных нарушений и недостатков.
12. Выводы
1. Бюджетная отчетность Росприроднадзора об исполнении федерального бюджета за 2011 год является достоверной и соответствует результатам проведенного контрольного мероприятия.
2. В 2011 году в Росприроднадзоре выявлено 38 фактов нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, на сумму 41,2 млн. рублей.
13. Предложения
1. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
2. Заключение о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
М.В. Одинцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 30 мая 2012 г. N ЗКМ-68/10-03 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 18 мая 2012 г. N 22К (855), п. 36))
Опубликование:
-