Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17 марта 2023 г. N С01-271/2022 по делу N А40-244401/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2023 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Сидорской Ю.М.,
судей Булгакова Д.А., Погадаева Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Студия "Панорама" (ул. Захарьевская, д. 10, лит. В., Санкт-Петербург, 191123, ОГРН 1037843058967) на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2021 по делу N А40-244401/2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 по тому же делу
по иску общества с ограниченной ответственностью "Студия Панорама" к обществу с ограниченной ответственностью "Кинопроизводственный центр" (пер. Гамсоновский, д. 5, оф. 105, Москва, 115191), федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ул. 5-я Ямского Поля, д. 19-21, Москва, 125123, ОГРН: 1027700310076).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Новый русский сериал" (пр-кт Мира, д. 102, корп. 1, ком 3, Москва, 129626, ОГРН 1027739423942), иностранное лицо New Century Distribution LLC (NCD) (Switzerland, Zug, Landis en Gyr Strasse 1, 6300, PMB 6314), временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Кинопроизводственный центр" Демб Павел Эмильевич (Москва).
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" - Соковикова А.А. (по доверенности от 29.12.2021).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Студия Панорама" (далее - студия Панорама") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Кинопроизводственный центр" (далее - Кинопроизводственный центр), Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - ВГТРК) о солидарном взыскании компенсации за нарушение авторских прав в размере 14 143 065 рублей 60 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Новый русский сериал" (далее - общество "Новый русский сериал"), иностранное лицо New Century Distribution LLC (Швейцария), временный управляющий кинопроизводственного центра Демб Павел Эмильевич.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 22.03.2022 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Кассационная жалоба индивидуального предпринимателя Макарова Ильи Михайловича оставлена без рассмотрения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "постановление Девятого арбитражного апелляционного суда" имеется в виду "определение Девятого арбитражного апелляционного суда"
При новом рассмотрении дела постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 прекращено производство по апелляционным жалобам Макарова Ильи Михайловича, Фёдорова Евгения Васильевича.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции студия "Панорама" обратилась в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, исходя из условий договора от 17.12.1999 N 02 право переработки пилотных серий сериала не было передано обществу "Новый русский сериал".
Как полагает студия "Панорама", суды при толковании условий договора от 17.12.1999 N 02 на основании положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должны были исходить из буквального толкования договора, общая действительная воля сторон подлежит выяснению при наличии противоречий и неясностей в буквальном толковании договора. Произведенное судами толкование противоречит буквальному содержанию условий пунктов 1.3, 2.1.2 договора от 17.12.1999 N 02. Суды не учли наличие установленных законом пределов применения положений статьи 431 ГК РФ.
ВГТРК представила в материалы дела отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на необоснованность изложенных в жалобе доводов и просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ВГТРК против удовлетворения кассационной жалобы возражал, настаивая на законности и обоснованности обжалуемых судебных актов.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 названного Кодекса. При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил названного Кодекса о надлежащем извещении.
Законность обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судом по интеллектуальным правам на основании части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверено соблюдение судами норм процессуального права, нарушение которых является в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, и таких нарушений не выявлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, студия "Панорама" в обоснование исковых требований ссылалась на то обстоятельство, что она является продюсером и правообладателем аудиовизуального произведения "Гроб на две персоны. Первая серия в 4-х частях из сериала "Тайны следствия" на основании договоров с авторами названного аудиовизуального произведения, в частности:
между студией "Панорама" (продюсер) и Топильской Е.В. (автор) 15.07.1999 заключен договор об уступке авторских прав, по условиям пунктов 2.2, 2.3 которого Топильская Е.В. как автор романов "Жизнь честных и нечестных" и "Помни о смерти" (опубликованы под названием "Танцы с ментами"), романа "Мягкая лапа смерти" и очерков "Записки сумасшедшего следователя" передала продюсеру исключительные права в отношении аудиовизуального произведения, созданного на основе ее литературных произведений; исключительное право использовать аудиовизуальное произведение, созданное на основе литературных произведений, включая имеющиеся в нем элементы, являющиеся частью оригинальных литературных произведений, при производстве (воспроизведении), рекламе и сбыте любых произведений, товаров и услуг;
между студией "Панорама" (продюсер) и Макаровым И.М. (режиссер) 08.12.1999 заключен договор, по которому режиссер принял на себя обязательство осуществить постановку телевизионного художественного фильма под рабочим названием "Танцы с ментами" на основе литературного сценария автора Топильской Е.В. Согласно пункту 1.4 договора режиссёр передал продюсеру, в том числе, исключительное право на переработку произведения в отношении территории всех стран мира и на весь срок правовой охраны;
между студией "Панорама" (продюсер) и Федоровым Е.В. (композитор) 20.01.2000 заключен договор на создание музыкального произведения для использования в художественном телевизионном фильме в постановке режиссера Макарова И.М., по условиям которого композитор передает продюсеру исключительные права на воспроизведение, распространение и публичное исполнение на созданное произведение на весь срок исключительных прав и на территории всего мира (п. 2.1 договора). В дополнительном соглашении от 07.12.2020 к названному договору стороны подтвердили, что композитор передал продюсеру исключительные права на использование фильма, предусмотренные статьями 13 и 16 Закона об авторском праве, договор по своим правовым последствиям аналогичен отчуждению исключительного права композитора на фильм в полном объеме в соответствии со статьями 1263, 1285 ГК РФ.
Студия "Панорама" указывала, что поскольку договоры с авторами упомянутого произведения предусматривают переход к продюсеру максимально возможного набора исключительных прав на момент их заключения, то они расцениваются как аналогичные по правовым последствиям договору об отчуждении, предусмотренному частью четвертой ГК РФ.
Между обществом "Новый русский сериал" (компания) и студией "Панорама" (продюсер) 17.12.1999 заключен договор N 02 (далее - договор от 17.12.1999 N 02), по условиям которого компания заказала продюсеру производство телевизионного художественного фильма, состоящего из 4-х серий, по мотивам литературных произведений Топильской Е.В. "Жизнь честных и нечестных", "Помни о смерти", "Мягкая лапа смерти", "Записки сумасшедшего следователя". Стороны договора предусмотрели, что фильм является "пилотной" частью многосерийного художественного телевизионного сериала на основе указанных литературных произведений.
В связи с обнародованием в эфире телеканала "Россия" 14.12.2017 аудиовизуального произведения "Условный рефлекс" в рамках премьерного показа 17-го сезона телевизионного сериала "Тайны следствия" истцу стало известно, что Кинопроизводственный центр без согласия правообладателя осуществил переработку произведения "Гроб на две персоны", заимствовав основные художественные образы, ключевых персонажей второго плана, продолжив их развитие в рамках нового произведения. Последующее использование производного произведения осуществила ВГТРК путем сообщения спорного аудиовизуального произведения в эфир, по кабелю, а также путем доведения их до всеобщего сведения в сети Интернет.
Ссылаясь на то обстоятельство, что студия "Панорама" исключительное право на данное произведение не передавала, во всех договорах сохраняя за собой право на осуществление его переработки в форме производства (съемки) аудиовизуальных произведений (фильмов), являющихся продолжением телевизионного сериала "Тайны следствия", истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, истолковав условия 1.2, 1.3, 2.1.12, 2.1.13 договора от 17.12.1999 N 02, пришел к выводу о том, что студией "Панорама" не представлено доказательств того, что данной организации принадлежит право на переработку пилотных серий телевизионного сериала "Тайны следствия", исключительные права на пилотные серии телесериала переданы обществу "Новый русский сериал"; Кинопроизводственный центр как изготовитель (продюсер) и обладатель лицензии на переработку оригинальных произведений, организовал съемки продолжения телесериала "Тайны следствия", а именно "Тайны следствия-17", на законных основаниях при полном соблюдении прав на произведения, использованные для создания такого продолжения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по правилам статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддержал выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Суд по интеллектуальным правам приходит выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если этим Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную этим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается этим Кодексом.
Круг лиц, имеющих право на защиту исключительного права, подлежит определению исходя из законодательства, действующего в момент возникновения этого права.
В момент создания аудиовизуального произведения "Гроб на две персоны. Первая серия в 4-х частях из сериала "Тайны следствия" действовал Закон об авторском праве.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона об авторском праве автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
В отличие от действующей части четвертой ГК РФ, Закон об авторском праве не признавал за автором одного единого (неделимого) исключительного права, включающего несколько правомочий исходя из способов использования, а признавал несколько исключительных прав на использование произведения определенными способами (статья 16 Закона об авторском праве), которые могли быть переданы третьим лицам в полном объеме или по отдельности. В связи с этим обладателями исключительных прав могли быть несколько лиц, и одно и то же лицо могло обладать несколькими исключительными правами.
Действующая редакция ГК РФ признает право на предъявление требования о защите исключительного права за лицензиатами, обладателями исключительной лицензии (статья 1254 ГК РФ), если допущенным нарушением затронуты предоставленные им правомочия по использованию результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (абзац третий пункта 79 Постановления N 10).
Аналогичный подход подлежит применению к обладателям исключительных прав по смыслу Закона об авторском праве, поскольку он основан на необходимости установления того факта, что конкретными действиями может быть нарушено конкретное право, принадлежащее конкретному лицу.
С учетом приведенных норм права в предмет доказывания по рассматриваемому делу входит установление того обстоятельства, кому принадлежит право на переработку аудиовизуального произведения "Гроб на две персоны. Первая серия в 4-х частях из сериала "Тайны следствия".
Для установления данного обстоятельства суды первой и апелляционной инстанции осуществляли толкование договора от 17.12.1999 N 02.
В соответствии с пунктом 1.2 договора от 17.12.1999 N 02 общество "Новый русский сериал" имеет преимущественное по сравнению с другими лицами право заключения с продюсером договора заказа производства (приобретения прав) последующих серий сериала, а также приобретение прав аудиовизуального использования (экранизации) произведений и/или сценариев фильма. В случае если общество "Новый русский сериал" не воспользуется указанным правом в течение двух месяцев с момента получения такого рода предложения продюсер вправе заключить договор на аналогичных условиях с любыми третьими лицами.
В пункте 1.3 договора от 17.12.1999 N 02 приведен исчерпывающий перечень передаваемых продюсером в пользу общества "Новый русский сериал" исключительных прав.
Данный перечень охватывает все возможные исключительные права автора, предусмотренные частью 2 статьи 16 Закона об авторском праве.
В этом же пункте договора содержится исключение из перечня передаваемых прав: передается право на "переработку фильма (за исключением права на осуществление новой экранизации и производства (съемки) его продолжения)".
Пунктом 2.1.12 договора от 17.12.1999 N 02 стороны согласовали, что продюсер обязуется без письменного согласия компании не осуществлять и не разрешать третьим лицам осуществлять переработку фильма, а также отдельное использование зафиксированного в фильме звука.
В пункте 2.1.13 договора от 17.12.1999 N 02 продюсер принял на себя обязательство оформить государственное прокатное удостоверение на фильм, удостоверение национального фильма и предоставить их обществу "Новый русский сериал". При оформлении государственного прокатного удостоверения и удостоверения национального фильма продюсер обязался сообщить о том, что все права на использование фильма принадлежат компании в соответствии с настоящим договором.
Как усматривается из содержания представленных в материалы дела процессуальных документов, истец и ответчики по-разному толкуют приведенные условия договора от 17.12.1999 N 02. Истец настаивает на том, что изначально права на осуществление новой экранизации и съемки продолжения фильма им не передавались, следовательно, последующая цепочка договоров, направленных на передачу прав на съемку продолжения сериала, в том числе сериала "Тайны следствия-17", включая передачу прав Кинопроизводственному центру, не может являться основанием возникновения исключительного права на произведение. Ответчики, напротив, полагают, что при заключении упомянутого договора студия "Панорама" передала обществу "Новый русский сериал" все исключительные права, предусмотренные действующим в период заключения договора Законом об авторском праве; при этом такое право как производство (съемка) продолжения в Законе об авторском праве отсутствовало, в связи с чем не требовалось получение отдельного согласия на данный способ использования при наличии в договоре явного волеизъявления на передачу прав на переработку фильма.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Вопреки позиции студии "Панорама", суды первой и апелляционной инстанций правомерно предприняли действия, направленные на выявление действительной общей воли сторон договора от 17.12.1999 N 02 с учетом цели договора в целом и применимого законодательства. Буквальное истолкование договорных условий не позволило судам определить содержание договора в связи с наличием в нем противоречий. Так, с одной стороны, договором предусмотрено преимущественное право общества "Новый русский сериал" на заключение с продюсером договора заказа производства фильма (приобретение прав) последующих серий сериала (п. 1.2 договора), но при этом стороны в пункте 1.3 договора предусматривают передачу исключительного права на переработку фильма (за исключением права на осуществление съемки продолжения). Кроме того, в противоречие с условием о сохранении за продюсером некоторых правомочий на аудиовизуальное произведение в пункте 2.1.13 договора продюсер принял на себя обязательство при оформлении документации указать, что все права на фильм принадлежат компании.
При проверке доводов заявителя кассационной жалобы о нарушении судами первой и апелляционной инстанций положений статьи 431 ГК РФ о толковании договора от 17.12.1999 N 02, судебная коллегия учитывает, что стороны этого договора являются профессиональными участниками рынка, специалистами в области производства аудиовизуальных произведений.
Как аргументированно указали суды первой и апелляционной инстанций, как Закон об авторском праве, так и ГК РФ применяет к объектам авторского права (произведениям) термин "создание", именно с осуществлением такого действия как создание законодательство связывает возникновение авторских (исключительных) прав (например, ст. 4, 9, 10, 11 Закона об авторском праве, ст. 1257, 1258, 1260 ГК РФ).
Следовательно, при наличии действительной общей воли сторон договора от 17.12.1999 N 2 на сохранение за продюсером права на переработку пилотных серий путем производства последующих произведений, стороны бы использовали соответствующий этому праву термин "создание продолжения", а не термин, означающий технические работы "производства (съемки) его продолжения", поскольку сам процесс создания производного произведения не ограничивается лишь съемкой произведения. Суды согласились с доводами ответчика о том, что создание продолжения аудиовизуального произведения - это сложный творческий процесс, включающий в себя кроме непосредственно съемки еще, как минимум, написание сценария и монтаж готового фильма.
Во исполнение положений статьи 431 ГК РФ суды приняли во внимание последующее поведение сторон, в частности, условия заключенного студией "Панорама" (ответственный продюсер) и обществом "Новый русский сериал" (изготовитель) договора от 18.05.2000 на оказание услуг по производству многосерийного фильма "Тайны следствия". В названном договоре стороны прямо предусмотрели, что изготовитель обладает исключительными правами на использование сериала, включая исключительные права осуществлять переработку сериала, в том числе, использование той же темы, ситуации, персонажей, право на продолжение темы (сюжета) сценариев серий и/или сериала с использованием тех же персонажей.
Судебная коллегия Суда по интеллектуальным правам акцентирует внимание на том обстоятельстве, что в дальнейшем, при заключении договоров на создание следующих сезонов сериала "Тайны следствия" студия "Панорама" последовательно подтверждала факт передачи обществу "Новый русский сериал" права на переработку:
в пункте 1.3 договора от 25.03.2002 на оказание услуг по производству многосерийного телевизионного фильма под названием "Тайны следствия-2" предусмотрено, что общество "Новый русский сериал" обладает исключительными правами на использование сериала, в том числе на переработку сериала, использование той же темы, ситуации, персонажей, право на продолжение темы (сюжета) сценариев серий и/или сериала с использованием тех же персонажей;
аналогичные правомочия общества "Новый русский сериал" предусмотрены в договоре 22.01.2003 на оказание услуг по производству многосерийного телевизионного фильма под названием "Тайны следствия - 3", в договоре от 21.12.2003 на оказание услуг по производству многосерийного телевизионного фильма под названием "Тайны следствия" четвертый сезон, в договоре от 09.11.2004 на оказание услуг по производству многосерийного телевизионного фильма под названием "Тайны следствия" пятый сезон, в договоре от 18.11.2005 на оказание услуг по производству многосерийного телевизионного фильма "Тайны следствия" шестой сезон.
По условиям договора от 13.02.2012, заключенного между обществом "Форвард-Фильм" (заказчик) и студией "Панорама" на оказание услуг по созданию аудиовизуальных произведений "Тайны следствия-12" и "Тайны следствия-13" стороны в пункте 1.3 договора закрепили, что они понимают, что заказчику как изготовителю и продюсеру сериала, заключившему договоры с отчуждением исключительного права с авторами сериала в полном объеме принадлежит исключительное право на серии и сериал; исключительное право переходит от студии к заказчику в момент подписания соответствующего акта. Аналогичные условия относительно отчуждения исключительного права на серии и сериал закреплено в пункте 1.3 договора от 16.12.2013 ("Тайны следствия-14"), в пункте 1.3 договора от 12.01.2015 (Тайны следствия-15"), в пункте 1.3 договора от 28.12.2015 ("Тайны следствия-16").
Таким образом, студия "Панорама", передавая сначала обществу "Новый русский сериал", а затем обществу "Форвард-Фильм" исключительное право на переработку соответствующих сезонов сериала (второго и последующего) подтверждало свое согласие на переработку и первых пилотных серий.
Таким образом, даже если признать (как того требует студия "Панорама"), что при заключении договора от 17.12.1999 N 02 стороны сохранили за обществом "Панорама" право на согласование съемок продолжений пилотных серий телесериала "Тайны следствия", это право было реализовано при съемках второго сезона, а в отношении дальнейших продолжений сами стороны договора согласовали принадлежность права на переработку сериала обществу "Новый русский сериал", а затем обществу "Форвард-Фильм".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что все исключительные права на пилотные серии телесериала "Тайны следствия" были переданы обществу "Новый русский сериал", у истца право на переработку пилотных серий не сохранилось, в связи с чем право на иск у студии "Панорама" отсутствует.
Доводы студии "Панорама" свидетельствуют о ее несогласии с произведенным судами первой и апелляционной инстанции толкованием договора от 17.12.1999 N 2 и с установленными по делу фактическими обстоятельствами относительно действительной воли сторон этого договора.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Кодекса), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Судом кассационной инстанции также принимается во внимание правовая позиция, содержащаяся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Судебная коллегия учитывает, что аналогичная позиция при схожих фактических обстоятельствах была выражена в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 11.10.2022 по делу N А40-251936/2020 (определением от 10.01.2023 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Суд по интеллектуальным правам приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Судебные расходы по рассмотрению кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2021 по делу N А40-244401/2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Студия "Панорама" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Ю.М. Сидорская |
Судья |
Д.А. Булгаков |
Судья |
Н.Н. Погадаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17 марта 2023 г. N С01-271/2022 по делу N А40-244401/2020
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2023 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
31.01.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
10.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39900/2022
30.05.2022 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
27.04.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
07.04.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
22.03.2022 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
11.03.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
02.03.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
28.02.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
21.02.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
17.02.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-271/2022
24.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79953/2021
18.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-244401/2020