1. Общие положения
1.1. Настоящие Практические рекомендации (далее - Рекомендации) 1 подготовлены для использования органами государственной власти и иными заинтересованными организациями, участвующими в разработке отраслевых документов стратегического планирования, национальных, федеральных и ведомственных проектов, а также государственных программ различного уровня, в целях формирования современного гибкого механизма кадрового обеспечения решения приоритетных задач научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года.
1.2. Рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами:
а) в сфере развития национальной системы квалификаций:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям";
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 1204 "Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 758н "Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 759н "Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 701н "Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июля 2022 г. N 410н "Об утверждении Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. N 601н "Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 декабря 2016 г. N 706н "Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 725н "Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 649н "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. N 729н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации";
- Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. N 51);
б) в сфере подготовки документов стратегического планирования:
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации";
- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 августа 2021 г. N 500 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";
- Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики (разработаны Министерством экономического развития Российской Федерации) (по состоянию на 30 июня 2017 г.).
1.3. В настоящих рекомендациях используются следующие термины и определения:
Национальная система квалификаций Российской Федерации - комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов, государственно-общественных институтов и мероприятий, обеспечивающих повышение качества трудовых ресурсов, оптимизацию трудовых процессов, взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда.
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям - консультативный орган при Президенте Российской Федерации созданный для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249.
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.
Национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 3 июля 2016 г. N 238 и осуществляющая функции Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 2042-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "238-ФЗ"
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенным видам профессиональной деятельности.
Центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых при проведении профессионального экзамена.
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации.
Соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.
Университет - образовательная организация высшего образования.
Используемые сокращения:
ГИА - государственная итоговая аттестация;
НСК - национальная система квалификаций;
Национальный совет - Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
НОК - независимая оценка квалификации;
Национальное агентство - АНО "Национальное агентство развития квалификаций";
ПС - профессиональный стандарт;
СПК - совет по профессиональным квалификациям;
СПО - среднее профессиональное образование;
ДПО - дополнительное профессиональное образование;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Введение
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в качестве одного из принципов стратегического планирования установлен принцип ресурсной обеспеченности, согласно которому при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, что влечет за собой необходимость отражения в отраслевых документах стратегического планирования вопросов кадрового обеспечения.
В Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, протокол от 12 марта 2021 г. N 51 (далее - Стратегия), отмечается наличие ряда вызовов, связанных с решением задач развития кадрового потенциала в отраслях экономики и требующих отражения в документах стратегического планирования:
- внедрение современных технологий, возникновение новых отраслей, профессий и рабочих мест не обеспечиваются нужным количеством квалифицированных кадров, дефицит которых к концу 2030 года составит около 3 млн человек, что может привести к потерям в российской экономике;
- механизм обновления номенклатуры и содержания профессий и квалификаций не соответствует темпам изменений потребностей экономики в кадрах. Организационные и финансовые издержки, связанные с введением новых профессий и квалификаций в сферах труда и образования, неоправданно высоки. Потери, связанные с отсутствием на рынке подготовленных специалистов с требуемыми квалификациями, несут не только работодатели, но и общество в целом;
- основные программные механизмы социально-экономического развития страны, реализуемые национальными, федеральными региональными и ведомственными проектами, а также государственными программами различного уровня, как правило, не предусматривают необходимых задач кадрового обеспечения.
В связи с этим, согласно Стратегии, необходимо включение разделов кадрового обеспечения в структуру национальных, федеральных проектов, государственных программ, предусматривающих в том числе финансовое обеспечение их реализации, а также использование инструментов национальной системы квалификаций Российской Федерации при формировании кадровой составляющей национальных, федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых и ведомственных программ.
3. Рекомендации по отражению мер, направленных на реализацию механизмов национальной системы квалификаций в целях развития кадрового потенциала экономики, в отраслевых документах стратегического планирования, национальных, федеральных и ведомственных проектах, а также государственных программах Российской Федерации
Реализация механизмов национальной системы квалификаций, установленных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" и Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" позволяет обеспечивать решение в том числе следующих задач, связанных с подготовкой кадров:
- определение текущих и перспективных потребностей в знаниях и умениях работников посредством проведения мониторинга рынка труда; формирование и актуализация с их учетом профессиональных стандартов и квалификаций;
- обеспечение формирования и актуализации образовательных программ с учетом современных требований рынка труда, в том числе отраженных в положениях профессиональных стандартов;
- обеспечение оценки соответствия образовательных программ положениям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда через использование механизмов профессионально-общественной аккредитации;
- обеспечение объективной оценки уровня профессиональных знаний и умений граждан, в том числе выпускников образовательных программ, с использованием механизмов независимой оценки квалификации.
При этом важными предпосылками успешной реализации задач подготовки кадров с использованием механизмов национальной системы квалификации являются развитие практики профессиональной ориентации, а также вовлечение работодателей в разработку и реализацию образовательных программ.
В целях отражения направлений развития национальной системы квалификаций в отраслевых документах стратегического планирования и паспортах, носящих отраслевой характер национальных, федеральных и ведомственных проектов, а также государственных программах Российской Федерации, могут в том числе предусматриваться следующие мероприятия 2.
3.1. Обеспечение мониторинга и прогнозирования рынка труда, разработки и актуализация профессиональных стандартов и квалификаций
3.1.1. Проведение оценки текущих и перспективных потребностей в квалификации кадров для отрасли 3, развитие системы мониторинга 4.
3.1.2. Разработка отраслевой рамки квалификаций 5, обеспечивающей взаимоувязку и перспективное видение развития системы профессиональных стандартов и квалификаций в отрасли.
3.1.3. Обеспечение утверждения и реализации плана разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификаций для отрасли с учетом наблюдаемых технологических изменений 6.
3.2. Обеспечение актуализации основных образовательных программ университетов и организаций СПО, развития программ ДПО и программ корпоративного обучения
3.2.1. В целях обеспечения соответствия профессиональной и квалификационной подготовки кадров потребностям отрасли:
- обеспечение подготовки предложений по разработке (актуализации) 7, примерных образовательных программ СПО 8, методических материалов по разработке образовательных программ для подготовки кадров с учетом специфики отрасли в университетах и организациях СПО 9;
- развитие практики реализации образовательных программ в сетевой форме 10, в том числе с участием работодателей и центров оценки квалификации;
- гармонизация образовательных программ различного уровня по тождественным специальностям, в том числе на основе отраслевой рамки квалификации;
- использование современных механизмов разработки и реализации образовательных программ, включая развитие дуального 11 и прикладного проектного обучения 12, использование современных технологий в образовательном процессе для подготовки кадров с учетом специфики отрасли;
- развитие и совершенствование практики использования механизмов целевого обучения.
3.2.2. Обеспечение разработки и реализации в необходимых масштабах востребованных дополнительных профессиональных программ и онлайн-курсов для работников отрасли.
3.2.3. Обеспечение переподготовки и повышения квалификации преподавателей университетов и организаций СПО, включая при необходимости обеспечение прохождения ими стажировки на предприятиях и в университетах-лидерах, в том числе в координации с федеральными проектами "Передовые инженерные школы" и "Профессионалитет", предоставление методической и консультационной поддержки, формирование и актуализация библиотеки лучших практик и учебно-методических материалов в сфере подготовки кадров для отрасли.
3.3. Развитие механизмов независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
3.3.1. Разработка перечня видов профессиональной деятельности в отрасли, для которых в целях проведения независимой оценки квалификации 15 необходима разработка или актуализация оценочных средств, в том числе с учетом:
- расширения практики проведения государственной итоговой (промежуточной) аттестации в формате совмещения с независимой оценкой квалификации 16;
- расширения практики законодательного введения обязательной независимой оценки квалификации по специальностям, связанным с повышенными рисками 17, а также замещения независимой оценкой квалификации механизмов вендорной оценки квалификации, ранее осуществлявшейся зарубежными компаниями, прекратившими свою деятельность в России, а также ряда иных механизмов подтверждения профессиональных знаний и умений, необходимых для осуществления определенного вида деятельности.
3.3.2. Поддержка использования предприятиями отрасли механизмов независимой оценки квалификации, в том числе:
- за счет поддержки организации совмещения ее проведения с государственной итоговой (промежуточной) аттестацией в образовательных организациях по программам основного образования и итоговой аттестации - по программам дополнительного образования 18;
- расширения практики предоставления предприятиями отрасли дополнительных стимулов при трудоустройстве лиц, прошедших независимую оценку квалификации на соответствие профильным профессиональным стандартам;
- совершенствование системы привлечения трудовых мигрантов для компенсации дефицита кадров в отрасли (при его наличии), включая организацию системного отбора трудовых мигрантов, обладающих востребованными компетенциями, с применением механизмов независимой оценки квалификации.
3.3.3. Содействие общественному признанию уровня образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в аккредитующих организациях, наделенных полномочиями советами по профессиональным квалификациям в порядке, установленном Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19.
3.3.4. Содействие формированию рейтинга структурных подразделений образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для отрасли 20.
3.3.5. При наличии отраслевой системы аттестации специалистов, отличной от механизмов независимой оценки квалификации, рекомендуется рассмотреть вопрос о целесообразности перехода к системе независимой оценки квалификации специалистов отрасли и разработки плана мероприятий (дорожной карты) по его реализации 21.
3.4. Развитие профессиональной ориентации
3.4.1. Разработка дорожной карты и запуск информационной кампании в области профориентации 22 и содействия привлечению работников на предприятия отрасли.
3.4.2. Развитие системы конкурсов профессионального мастерства, отраслевых чемпионатов 23.
3.4.3. Разработка методических рекомендаций и обеспечение методической поддержки в организации довузовской подготовки и профориентационной деятельности (в том числе практики фаблабов, инженерных классов и университетских суббот для абитуриентов) совместно с организациями-работодателями 24.
3.5. Обеспечение расширения участия работодателей в развитии и реализации образовательных программ университетов и организаций СПО
3.5.1. Обеспечение организационной поддержки использования профильными образовательными организациями механизмов государственно-частного партнерства 25, привлечения внебюджетного финансирования, реализации проектов социального воздействия 26.
3.5.2. Обеспечение широкого привлечения представителей работодателей в коллегиальные органы управления профильными образовательными организациями и образовательными программами (академические советы образовательных программ университетов).
3.5.3. Разработка механизмов поддержки развития инновационных территориальных кластеров в отрасли, объединяющих профильные предприятия, научные и образовательные организации, организации инновационной инфраструктуры.
4. Особенности организации разработки и реализации положений отраслевых документов стратегического планирования, национальных, федеральных и ведомственных проектов в отношении развития кадрового потенциала
4.1. Обеспечение участия советов по профессиональным квалификациям
В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162, к разработке отраслевых документов стратегического планирования при необходимости привлекаются объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
В соответствии с пунктом 32 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288, проекты паспортов национальных и федеральных проектов представляются в общественно-экспертный совет.
Общественно-экспертный совет формируется с привлечением независимых представителей экспертных отраслевых сообществ и представителей общественных и деловых объединений, организаций и групп граждан 27.
Согласно пункту 72 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", в состав координационных и совещательных органов (в том числе в состав советов, правительственных и межведомственных комиссий) в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, могут включаться представители в том числе общественных объединений, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.
Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" в настоящее время созданы 43 совета по профессиональным квалификациям 28, к полномочиям которых в соответствии с пунктом 8.1 данного Указа отнесены:
- мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;
- разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований;
- организация независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;
- проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;
- организация профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.
С учетом изложенного, в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере стратегического планирования 29 и организации проектной деятельности 30 в целях реализации задач развития национальной системы квалификаций Российской Федерации Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти рекомендуется при необходимости:
а) обеспечивать согласование с советами по профессиональным квалификациям, реализующими полномочия в отношении соответствующих видов профессиональной деятельности (далее - профильными советами по профессиональной квалификации):
- концепций подготовки кадров для отраслей экономики или отдельных сфер социально-экономического развития;
- проектов отраслевых документов стратегического планирования, проектов паспортов национальных, федеральных и ведомственных проектов - в вопросах кадрового обеспечения отраслей экономики или отдельных сфер социально-экономического развития, включая вопросы развития системы квалификаций;
б) инициировать включение представителей профильных советов по профессиональным квалификациям в состав общественно-экспертных советов (экспертных советов и общественно-деловых советов), создаваемых (созданных) в целях реализации национальных, федеральных и ведомственных проектов, предусматривающих в том числе решение задач развития кадрового потенциала отрасли экономики или отдельной сферы социально-экономического развития, а также правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов, формируемых в целях развития отдельных отраслевых и технологических направлений.
Для определения указанных профильных советов по профессиональным квалификациям рекомендуется использовать данные о видах профессиональной деятельности, отнесенных к полномочиях советов по профессиональным квалификациям решением Национального совета, размещаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации 31.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 2 статьи 10" имеется в виду "пунктом 2 части 1 статьи 10"
В целях определения профильных советов по профессиональным квалификациям (учитывая, что некоторые задачи развития кадрового потенциала ряда отраслей экономики и отдельных сфер социально-экономического развития могут затрагивать виды профессиональной деятельности, отнесенные к полномочиям нескольких советов по профессиональным квалификациям) соответствующий запрос может быть направлен в Национальный совет, к задачам которого в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" отнесена в том числе координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, а также координация деятельности советов по профессиональным квалификациям.
4.2. Обеспечение участия Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" к числу основных задач Национального совета отнесены в том числе:
- координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;
- проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 5 данного Указа Национальный совет для решения возложенных на него основных задач имеет право:
- заслушивать на своих заседаниях должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов государственной власти Российской Федерации, а также от должностных лиц;
- направлять членов Национального совета для участия в работе координационных и совещательных органов, образованных Правительством Российской Федерации или федеральными органами государственной власти, при рассмотрении ими вопросов, относящихся к компетенции Национального совета.
С учетом изложенного федеральным органам исполнительной власти, являющимся разработчиками концепций и планов (дорожных карт) подготовки кадров для отраслей экономики или отдельных сфер социально-экономического развития, а также документов стратегического планирования, паспортов национальных и федеральных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала, системы подготовки и переподготовки (повышения квалификации), рекомендуется информировать Национальный совет о разработке указных в настоящем абзаце документов, а также при необходимости направлять их ему на рассмотрение.
5. Разработка и обеспечение реализации документов в целях планирования развития кадрового потенциала в отраслях экономики и отдельных областях социальной сферы
В целях обеспечения необходимого уровня детализации в планировании мероприятий по решению задач развития кадрового потенциала в отраслях экономики и отдельных областях социальной сферы с учетом положений раздела 3 настоящих Рекомендаций могут разрабатываться соответствующие концепции 32 и планы мероприятий (дорожные карты) 33.
Для обеспечения эффективной координации деятельности по разработке и реализации данных документов целесообразным является формирование рабочих групп под руководством заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, отвечающего за развитие кадрового потенциала в соответствующей отрасли экономики (отдельной области социальной сферы) 34, с участием представителей профильных советов по профессиональным квалификациям, федеральных учебно-методических объединений, крупнейших предприятий отрасли, ведущих университетов, профессиональных сообществ.
Также для участия в деятельности рабочих групп в целях межведомственной координации могут приглашаться представители иных федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе представители Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минтруда России, АНО "Национальное агентство развития квалификаций", ВНИИ труда Минтруда России и др.
При этом особое внимание следует уделить вопросам:
- взаимоувязки в целях реализации задач развития кадрового потенциала в отдельных отраслях экономики и областях социальной сферы, мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие образования, с мероприятиями государственных программ, носящими отраслевой характер;
- гармонизации положений нормативных правовых актов, регулирующих особенности подготовки кадров и оценки квалификации в отдельных отраслях экономики и областях социальной сферы, с положениями нормативных правовых актов в сфере образования и независимой оценки квалификаций;
- координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом установленных полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию;
- формирования дополнительных стимулов и механизмов поддержки развития партнерства образовательных организаций и организаций, работодателей.
------------------------------
1 Рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5.1 Плана мероприятий по развитию системы профессиональных стандартов и квалификаций на 2023-2024 годы, одобренного Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) на заседании 7 декабря 2022 г. (протокол N 69 от 7 декабря 2022 г.) и утвержденного председателем Национального совета А. Н. Шохиным 22 декабря 2022 г.
2 Планирование разработки и реализации указанных мероприятий может осуществляться в том числе с учетом опыта реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики", положений Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 4355-р, Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р.
3 Определение потребности отраслей экономики в профессиональных кадрах осуществляется с применением методов экономико-математического моделирования, учитывающих взаимодействие и взаимозависимость развития экономики и рынка труда, дополненных экспертными оценками, в соответствии с Методикой определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, утвержденной приказом Минтруда России от 31 марта 2021 г. N 191н.
4 В целях оценки текущих и перспективных потребностей в квалификации кадров рекомендуется использовать информацию советов по профессиональным квалификации, которые осуществляют мониторинг рынка труда в соответствии с подп. "а" п. 8.1 Положения о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249.
Также в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах участвуют объединения работодателей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 92 "Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования".
5 Под отраслевой рамкой квалификаций (далее - ОРК) понимается комплексное описание признаваемых в конкретном сегменте экономики профессиональных квалификаций. ОРК призвана обеспечить механизмы постоянного обновления квалификаций, развития квалификационной структуры сегмента экономики. На основе ОРК осуществляется планирование разработки ПС и квалификаций, образовательных программ, оценочного инструментария.
Методические рекомендации по разработке отраслевых рамок квалификаций, пакетной разработке профессиональных стандартов, квалификаций и спецификаций оценочных средств, утвержденные АНО "Национальное агентство развития квалификаций" - https://rk-nark.ru/docs/?section= 16293.
В целях автоматизации разработки ОРК АНО "Национальное агентство развития квалификаций" создан информационный модуль "Отраслевые рамки квалификаций" - https://ork.nark.ru.
Рекомендации по формированию отраслевых рамок квалификаций в программно-методическом комплексе "Разработка квалификаций" - https://rk-nark.ru/docs/?section=16293.
Примеры разработанных ОРК: в сфере агропромышленного комплекса - https://www.rapo- apk.ru/otraslevava-ramka-kvalifikacij; в сфере нанотехнологий - https://spknano.ru/ramka-kvaifikatsii; в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования - https://spk.nopriz.ru/upload/iblock/886/p8k77nog1rbv9ff2326d73tg5ifi1ac6/Otraslevava-ramka-kvalifikatsiv.pdf.
Разработка отраслевой рамки квалификаций в туризме предусмотрена Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р.
6 Порядок применения профессиональных стандартов определен статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580.
Порядок применения профессиональных стандартов в ряде категорий организаций определен постановлением Правительства Российской Федерации "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" от 27 июня 2016 г. N 584.
7Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434.
8Порядок разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования утвержден приказом Минпросвещения России от 8 апреля 2021 г. N 153.
9 В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ программы высшего образования, примерные образовательные программы среднего профессионального образования в части профессиональных компетенций разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии).
10 Положения, определяющие порядок реализации образовательных программ в сетевой форме установлены статьей 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Методические рекомендации по применению сетевых форм реализации образовательных программ утверждены АНО Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов
: https://asi.ru/upload/upload docs/staffmg/Методuческuе%20рекомендации%20по%20применению%20сетевых %20форм%20реализации%20образовательных%20программ.рд
11 Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных кадров утверждены АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов": https://asi.ru/upload/upload docs/staffing/Metod Recommendation 2.0.pdf.
12 Раздел Базы данных лучших практик АНО "Национальное агентство развития квалификаций" в области проектного обучения содержит информацию о победителях и призерах Всероссийского конкурса лучших практик подготовки кадров: https://bc-nark.ru/best/our/?nomination=66572.
Методические рекомендации по организации проектного обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования. ФГБОУ ДПО Институт развития профессионального образования, 2022 г. https://firpo.ru/netcat files/25/58/h d408296bff87137ad84ef6a5fe207cd3.
13 Методические рекомендации и руководства по развитию наставничества на рабочем месте, разработанные АНО "Национальное агентство развития квалификаций", размещены на сайте проекта "Квалификация НАСТАВНИК" https://bc-nark.ru/projects/kvalifikatsiya-nastavnik/materialy/.
14 Раздел Базы данных лучших практик АНО "Национальное агентство развития квалификаций" в области корпоративного обучения: https ://bc-nark. ru/best/our/?nomination=65195.
15 Отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ.
Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 1204.
Требования к центрам оценки квалификаций и Порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий утверждены приказом Минтруда России от 19 декабря 2016 г. N 759н.
16 С 2018 года под эгидой АНО "Национальное агентство развития квалификаций" реализуется проект по совмещению промежуточной и государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (далее -- ГИА-НОК). За это время профессиональный экзамен прошли около 6 тысяч студентов техникумов и колледжей.
Также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 589 (п. 1е, абзац 4) о реализации пилотного проекта независимых профессиональных экзаменов для студентов университетов пилотный проект ГИА-НОК был запущен в 2022 г. в 24 университетах 16 регионов России.
Проект осуществляется Минобрнауки России и Национальным агентством развития квалификаций при поддержке Рособрнадзора и девяти СПК. Методические рекомендации по реализации независимой оценки квалификации в системе высшего образования размещены на сайте проекта https://nark.ru/projects/gia-nok/.
Проведение профессиональных экзаменов путем сопряжения процедур НОК и ГИА предоставит следующие возможности для ключевых заинтересованных участников этого процесса:
- для образовательных организаций - независимая оценка качества подготовки выпускников по реализуемым образовательным программам;
- для предприятий - возможность отбора наиболее подготовленных выпускников, экономия на затратах, связанных с оценкой квалификации кандидатов, сокращение временных и финансовых ресурсов, направляемых на доучивание и первичную адаптацию персонала;
- для студентов - возможность выхода на рынок труда с признаваемыми работодателями свидетельствами о профессиональной квалификации, улучшение условий для трудоустройства, расширение возможностей для успешной профессиональной адаптации, в случае отрицательного результата экзамена - определение дальнейшей образовательной траектории.
17 Обязательность проведения независимой оценки квалификации установлена, в частности, статьей 55-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства должны не реже одного раза в пять лет проходить независимую оценку квалификации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьей 55-1" имеется в виду "пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1"
Также согласно пункту 3 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743, под квалифицированным персоналом понимаются физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации".
Нумерация сносок приводится в соответствии с источником
19Статья 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержит положения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ утверждены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 3 июля 2017 г. - https://nark.ru/poa/.
Рекомендации по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ утверждены АНО "Национальное агентство развития квалификаций" 11 июля 2018 г. - https://nark.ru/documents/poa/.
Типовая методика оценки профессиональной образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации утверждена АНО "Национальное агентство развития квалификаций" в 2016 г. - https ://nark. ru/documents/poa/.
20 В соответствии с пунктом 5 статьи 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
21 Пример - План мероприятий (дорожная карта) перехода к системе независимой оценке квалификаций специалистов финансового рынка, утвержденный Банком России в 2019 г. - https://cbr.ru/Content/Document/File/72067/DK Univer.pdf.
22 Раздел базы данных лучших практики подготовки кадров АНО "Национальное агентство развития квалификаций" в области профориентации - https://bc-nark.ru/best/our/?nomination=319.
23 Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии" реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1011. - https://profkonkurs.nark.ru/. Всероссийский чемпионат профессионального мастерства реализуется Минпросвещения России - https://pro.firpo.ru/.
Положение о Всероссийском чемпионатом движении по профессиональному мастерству утверждено организационным комитетом Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству (протокол от 6 февраля 2023 г. N 1/2023) - https://pro.firpo.ru/o-nas/dokumenty/.
Также конкурсы профессионального мастерства реализуются на отраслевом уровне, в том числе в Росатоме https://www.ocks-rosatoma.ru/events-projects/istoriya-konkursa-professionalnogo-masterstva/, среди работников сферы дополнительного образования - https ://serdtsedetyam.ru/.
24 Раздел Базы данных лучших практик АНО НАРК в области подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена - https://bc-nark.ru/base.
Каталог лучших практик в области профессиональной ориентации на портале "Билет в будущее" - https://bvbinfo.ru/for-teachers.
25 В соответствии с положениями пункта 12 части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ и в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ объектами соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве могут являться объекты образования.
26 Проекты социального воздействия реализуются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 1491 "Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019-2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия".
Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ оказывает представителям органов исполнительной власти субъектов Российский Федерации, потенциальным организаторам и исполнителям, заинтересованным в участии в пилотной апробации проектов социального воздействия в России, содействие в поиске новых проектных инициатив с привлечением частного капитала. В качестве оператора проектов социального воздействия ВЭБ.РФ обеспечивает проведение финансовой экспертизы, помогает в разработке проекта и определении основных параметров, содействует оформлению необходимой документации, а также организует сквозной мониторинг реализации проекта и процедуру независимой оценки - https:/^6^/agent- pravitelstva/psv/.
27 В соответствии с пунктами 57-60 Функциональной структуры проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288, общественно-экспертный совет является коллегиальным органом, формируемым куратором национального проекта, куратором федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, или проектным комитетом по национальному проекту и федеральному проекту, не входящему в состав национального проекта, по представлению руководителя соответствующего проекта в целях внешнего экспертного сопровождения реализации соответствующего проекта.
Для осуществления функций общественно-экспертного совета по решению куратора национального проекта, куратора федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, или проектного комитета по национальному проекту и федеральному проекту, не входящему в состав национального проекта, могут формироваться экспертный совет и общественно-деловой совет. По решению куратора федерального проекта, не входящего в состав национального проекта (для федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов), по решению руководителя федерального органа исполнительной власти (для ведомственных проектов) функции общественно-экспертного совета в отношении федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, или ведомственного проекта могут быть возложены на существующие консультативные или совещательные органы, сформированные при федеральном органе исполнительной власти, ответственном за реализацию соответствующего проекта, и включающие представителей общественных и экспертных организаций.
Общественно-экспертный совет:
1) участвует в определении общественно значимых результатов, задач и показателей национальных проектов, федеральных проектов, мероприятий (результатов) федеральных проектов, основных требований к результатам, а также к их качественным и количественным характеристикам;
2) формирует при необходимости заключение на паспорт национального проекта, паспорт федерального проекта или паспорт ведомственного проекта и соответствующие единые запросы;
3) направляет в проектный комитет, руководителю национального проекта и руководителю федерального проекта предложения о повышении эффективности реализации национального проекта и федерального проекта;
4) по обращению проектного офиса Правительства Российской Федерации и (или) решению проектного комитета принимает участие в мониторинге реализации национальных проектов и федеральных проектов, а также в контрольных мероприятиях;
5) формирует при необходимости по решению руководителя соответствующего проекта заключения на проекты актов Правительства Российской Федерации, подготавливаемые в рамках реализации федеральных проектов;
6) подготавливает в отношении единых запросов, предусматривающих изменение паспортов национальных проектов и паспортов федеральных проектов, соответствующие заключения в случаях, если изменения, содержащиеся в таких запросах на изменение, предусматривают изменение общественно значимых результатов, задач, показателей, мероприятий (результатов) (за исключением значений мероприятий (результатов) по годам реализации) и общего объема бюджетных ассигнований на реализацию соответствующих проектов, а также в иных случаях по предложению руководителей соответствующих проектов;
7) принимает участие при необходимости в оценке достижения мероприятий (результатов) федерального проекта, направляет соответствующие заключения в проектный комитет;
8) выполняет иные функции, предусмотренные Положением об организации проектной деятельности и иными нормативными правовыми актами в сфере проектной деятельности.
28 Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности.
В соответствии с Примерным положением о совете по профессиональным квалификациям и Порядком наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 758н, в состав совета по профессиональным квалификациям входят представители общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, а также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
29Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162.
30Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288.
31 https://nok-nark.ru/spk/list/.
32 Примерами отраслевых концепций подготовки кадров являются, в частности:
Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 255-р;
Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. N 1688-р.
33 Формирование плана мероприятий (дорожной карты), предусматривающего в том числе изменение образовательных программ по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства в целях ускоренного вовлечения в производственные процессы, предусмотрено Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р.
Разработка концепции кадрового обеспечения развития туризма с определением системных подходов к формированию и развитию кадрового потенциала предусмотрено Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р.
34 Формирование одиннадцати таких отраслевых рабочих групп, осуществленное в целях обеспечения подготовки кадров, обладающих необходимыми знаниями и умениями в сфере информационных технологий, было реализовано в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Практические рекомендации (предложения) по включению положений, касающихся развития национальной системы квалификаций, в том числе разработки и актуализации профессиональных стандартов и сопряженных с ними образовательных программ, в отраслевые документы стратегического планирования, национальные, федеральные и ведомственные проекты, а также государственные программы Российской Федерации (утв. Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 20 июня 2023 г. N 74)
Опубликование:
-