Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 14 декабря 2023 г. N 1480-п
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) недрам местного значения и нарушению обязательных требований в области регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год"
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) недрам местного значения и нарушению обязательных требований в области регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год (далее - Программа профилактики), согласованную с Общественным советом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) согласно приложению.
2. Ответственным исполнителям проведения профилактических мероприятий обеспечить выполнение мероприятий в установленные сроки.
3. Управлению государственной инспекции экологического надзора разместить утвержденную Программу профилактики на сайте Министерства.
4. Приказ от 09.12.2022 г. N 1198-п считать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.В. Шадриков |
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) недрам местного значения и нарушению обязательных требований в области регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год
(утв. приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 14 декабря 2023 г. N 1480-п)
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального геологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство), характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления регионального геологического контроля (надзора).
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" с 1 июля 2021 года за Министерством закреплен региональный государственный геологический контроль (надзор).
Требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" на территории Российской Федерации установлены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий. Согласно указанному постановлению отменены плановые контрольно-надзорные мероприятия, внеплановые проводятся в исключительных случаях по согласованию с органами прокуратуры, а также установлены ограничения на возбуждение дел об административном правонарушении. В 2023 г. Министерством проводились контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездных обследований.
В 2023 году (на 01.09.2023 г.) выявлено 166 нарушений (выявлены в рамках контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездных обследований) в области охраны и использования недр местного значения (в 2022 г. - 184).
По выявленным в 2023 году Министерством нарушениям (по состоянию на 01.09.2023 г.) принятые меры административного воздействия отсутствуют (2022 году - 3,1 млн рублей).
Перечень типовых и массовых нарушений, выявленных при региональном государственной геологическом (контроле) надзоре в соответствии со статьями "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) представлен в таблице:
N п/п |
Наименование статьи |
Количество выявленных нарушений, ед. |
||
2021 |
2022 |
2023** (на 01.09.2023) |
||
Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов |
136 |
153 |
146 |
|
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами |
49 |
31 |
22 |
** - нарушения выявлены в рамках контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездных обследований.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.
Министерством региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Учет подконтрольных региональных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется путем постановки их в государственный реестр объектов и присвоения объектам соответствующих категорий объекта (1-4 категория).
Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска:
а) к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
б) к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
в) к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
Учитывая установившиеся особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году, Министерством усилена работа, направленная на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) окружающей среде.
Министерство при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями только в случаях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Должностные лица Министерства, уполномоченные на осуществление геологического надзора, осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований https://eco.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_3029301.pdf.
Разработано, утверждено и размещено на официальном сайте Министерства руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которого оценивается в ходе проведения мероприятий по осуществлению регионального государственного геологического контроля (надзора).
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерством, в соответствии с п. 3.4 "Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2021 N 940, подготовлен, утвержден и размещен до 1 апреля на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный геологический надзор" "Доклад о правоприменительной практике по итогам осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2022 г." https://eco.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_3181342.pdf.
В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, Министерством объявлялись юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. На 01.09.2022 г. направлено 145 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Должностными лицами Министерства по обращениям, поступающим в адрес Министерства осуществлялось консультирование по вопросам, связанным с исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области охраны и использования недр местного значения, установленных федеральными законами в области охраны и использования недр и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах. Консультирование осуществлялось по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения Министерством профилактического мероприятия. На 01.09.2023 г. Министерством проведено 56 консультаций.
Систематически проводятся профилактические (публичные) мероприятия для природопользователей по изменениям природоохранного законодательства, требованиям в области охраны окружающей среды. Итоги проведенных профилактических мероприятий размещены на сайте Министерства. В 2023 г. проведены следующие профилактические (публичные) мероприятия:
- 17 марта 2023 года проведены профилактические (публичные) мероприятия на тему: "Создание личного кабинета недропользователей в федеральной государственной автоматизированной системе лицензирования недропользователей и работа в нём";
- 25 августа - 20 сентября 2023 г. проведены профилактические (публичные) мероприятия на тему: "Экологическая безопасность в регионе. Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора)".
Государственными инспекторами Министерства проводятся профилактические визиты в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На 01.09.2023 г. заведен в Государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" 1 профилактический визит, от объекта контроля получен отказ от проведения.
Программа профилактики направлена на снижение количества фактов безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Татарстан за счет сокращения количества выявляемых нарушений обязательных требований в области охраны и использования недр местного значения, увеличения доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) недрам местного значения на территории Республики Татарстан направлена на достижение следующих основных целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в области охраны и использования недр местного значения;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) недрам местного значения;
- создание условий для доведения обязательных требований до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами местного значения;
- иные цели.
Задачей программы профилактики является:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов;
- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- другие задачи в зависимости от выявленных проблем безопасности регулируемой сферы и текущего состояния профилактической работы.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Формы профилактических мероприятий |
Ответственные исполнители |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Примечание |
1. |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами местного значения, соблюдение обязательных требований которые оцениваются при проведении мероприятий в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора) |
Управление государственной инспекции экологического надзора, Отдел правового обеспечения |
В течение года |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный геологический надзор" |
2. |
Разработка руководства по соблюдению обязательных требований, выполнение которого оценивается в ходе проведения мероприятий по осуществлению регионального государственного геологического контроля (надзора) |
Управление государственной инспекции экологического надзора |
В течение года |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный геологический надзор" |
3. |
Обобщение правоприменительной практики. Подготовка и размещение на сайте Министерства Доклада правоприменительной практики. Включение результатов обобщения правоприменительной практики в ежегодный доклад о состоянии регионального государственного геологического контроля (надзора) |
Управление государственной инспекции экологического надзора |
До 1 апреля 2024 г. |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный геологический надзор" |
4. |
Актуализация перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и размещение на сайте Министерства |
Управление государственной инспекции экологического надзора, Отдел правового обеспечения |
По мере необходимости |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный геологический надзор" |
5. |
Внесение изменений в разработанные ранее проверочные листы (списков контрольных вопросов) в случае изменения требований законодательства |
Управление государственной инспекции экологического надзора, Отдел правового обеспечения, Управление регулирования отношений недропользования, Управление минерально-сырьевых и водных ресурсов |
По мере необходимости |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный геологический надзор" |
6. |
Проведение профилактических (публичных) мероприятий, семинаров с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований |
Управление государственной инспекции экологического надзора, Управление регулирования отношений недропользования, Управление минерально-сырьевых и водных ресурсов, Управление информационных систем и экологического просвещения |
1 раз в полугодие |
Размещение итогов мероприятий на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный геологический надзор" |
7. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
Территориальные управления Министерства |
По мере необходимости |
При наличии у Министерства сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований |
8. |
Консультирование подконтрольных субъектов |
Территориальные управления, Управление государственной инспекции экологического надзора |
Постоянно |
Консультирование осуществляется по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия. Консультирование осуществляется без взимания платы. Консультирование осуществляется по вопросам связанным с исполнением обязательных требований в области охраны и использования недр местного значения |
9. |
Организация и проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Территориальные управления, |
1-4 квартал 2024 г. (по мере появления сведений) |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе отказаться от проведения профилактического визита. Профилактический визит предлагается к проводению в течение года с момента государственной регистрации организации или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя |
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Ключевым показателем вида контроля и его целевым значением для регионального геологического контроля (надзора) является ежегодное снижение количества фактов безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Татарстан: 2023 г. - 57, 2024 г. - 53 единиц, 2025 г. - 49 единиц.
Индикативные показатели результативности и эффективности осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора):
1. Формирование плана проверок на очередной год с учетом риск-ориентированного подхода - да;
2. Количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
4. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
5. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
6. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
7. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
8. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
9. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
10. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
11. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
12. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
13. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
14. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
15. Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
16. Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
17. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
18. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
19. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
20. Количество жалоб, в отношении которых Министерством был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
21. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Министерства, либо о признании действий (бездействий) должностных лиц Министерства недействительными, за отчетный период;
22. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
23. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
24. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 14 декабря 2023 г. N 1480-п "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) недрам местного значения и нарушению обязательных требований в области регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год"
Опубликование:
-
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 9 декабря 2024 г. N 1366-П настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 12 марта 2024 г. N 254-п