г. Краснодар |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А61-4328/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Твердого А.А., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чуминой К.С., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) - общества с ограниченной ответственностью "Арлан-Фиш" (ИНН 1513066009, ОГРН 1171513003430) - Калицовой Л.А. (доверенность от 12.05.2022), в отсутствие истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) - администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1506003030, ОГРН 1021500858697), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674), Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при рассмотрении кассационной жалобы администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 по делу N А61-4328/2021, установил следующее.
Администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Арлан-Фиш" (далее - общество) о признании самовольной постройкой объекты капитального строительства - бассейны для выращивания рыбы и ряд вспомогательных сооружений, расположенные на границе земельных участков с кадастровыми номерами 15:06:0010101:103 и 15:06:00101:214, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, севернее с. Красногор и возложении обязанности осуществить снос указанных объектов.
Общество обратилось со встречным иском об определении границ земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, селение Красногор, севернее с. Красногор, общей площадью 262 642 кв. м и признании права собственности на возведенные объекты недвижимости:
- рыбоводческое сооружение (мальковое), общей площадью 935,2 кв. м., литера XI, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- рыбоводческое сооружение, общей площадью 17 558,9 кв. м, литера XXII, расположенное на земельных участках с кадастровым номером 15:06:0010101:214, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, с. Красногор, севернее с. Красногор и с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- линейное гидротехническое сооружение, протяженностью 297,4 м, литера XVIII, расположенное на земельных участках с кадастровым номером 15:06:0010101:214, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, с. Красногор, севернее с. Красногор, и с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- сооружение, общей площадью 17,92 кв. м., литера XIV, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан;
- сооружение (бассейн), общей площадью 39,80 кв. м., литера XVI, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- нежилое здание, общей площадью 69,3 кв. м., литера Г, Г1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- нежилое здание, общей площадью 60,2 кв. м., литера К, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- нежилое здание, общей площадью 207,4 кв. м., литера Л, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- нежилое здание, общей площадью 80,8 кв. м., литера Н, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- нежилое административно-производственное здание, общей площадью 605,6 кв. м., литера О, Д, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- нежилое административно-производственное здание, 2-х этажное, общей площадью 508,4 кв. м., литера П, расположенное на земельных участках с кадастровым номером 15:06:0010101:214, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, с. Красногор, севернее с. Красногор и с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "КрасногорБекан";
- нежилое здание, общей площадью 155,4 кв. м., литера С, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:214, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, с. Красногор, севернее с. Красногор;
- нежилое здание, общей площадью 49,7 кв. м., литера Т, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:214, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, с. Красногор, севернее с. Красногор;
- нежилое здание, общей площадью 8,3 кв. м., литера У, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:214, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, с. Красногор, севернее с. Красногор;
- нежилое здание, общей площадью 104,5 кв. м., литера Ф, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- сооружение линейное (падающий канал), протяженностью 219,40 м, расположенное на земельных участках с кадастровым номером 15:06:0010101:214, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, с. Красногор, севернее с. Красногор и с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан";
- сооружение линейное (дренажно-каптажное), протяженностью 1718,77 м, расположенное на земельных участках с кадастровым номером 15:06:0010101:214, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, с. Красногор, севернее с. Красногор и с кадастровым номером 15:06:0010101:103, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор, 2-й км. автодороги "Красногор-Бекан" (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания.
Решением суда от 09.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.10.2022, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречные исковые требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о том, что спорные объекты недвижимости соответствуют требованиям, указанным в абзаце 2 пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Кроме того, общество предпринимало меры к получению разрешения на строительство до начала строительных работ, в данном случае использование спорных земельных участков происходило в целях, установленных договорами аренды.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования по первоначальному иску, отказать во встречном иске. По мнению заявителя, общество без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации самовольно осуществило строительство объектов капитального строительства - бассейны для выращивания рыбы и ряд вспомогательных сооружений, соответственно указанные объекты являются самовольной постройкой и подлежат сносу. Кроме того, объекты созданы с существенными нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
От администрации поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и прекращении производства.
Арбитражным судом Северо-Кавказского округа в удовлетворении ходатайства об отказе администрации от кассационной жалобы отказано, о чем вынесено отдельное определение.
Представитель общества заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное необходимостью подготовки отзыва на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видео-конференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Оценив доводы ходатайства об отложении судебного разбирательства, суд кассационной инстанции не находит их обоснованными, кассационная жалоба принята к производству 14.12.2022, у общества имелось достаточно времени для подготовки отзыва на кассационную жалобу, в связи с чем, приходит к выводу о возможности рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании.
Представитель общества просил оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 10.06.2019 Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 15А13, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 15:06:0010101:103, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор 2-й км а/д "Красного-Бекан", для сельскохозяйственного производства, общей площадью 60 000 кв. м., со сроком действия аренды с 10.06.2019 по 10.06.2039. Указанный земельный участок передан обществу по акту приема-передачи от 10.06.2019.
21 октября 2019 года администрацией выдано обществу разрешение N RU15502000-12 на строительство объектов на земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010101:103 в виде зданий КПП, бассейнов, лотков, каналов, зданий мальковой и инкубаторной, предназначенных для развития рыбоводческого хозяйства. Срок действия разрешения установлен до 01.03.2021.
13 ноября 2019 года на основании распоряжения главы Республики Северная Осетия-Алания от 05.11.2019 N 342-рг Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 38А/З, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 15:06:0010101:214, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Ардонский район, к северу от с. Красногор севернее с. Красногор для сельскохозяйственного производства, общей площадью 262 642 кв. м., со сроком действия аренды с 13.1.2019 по 13.11.2022. Указанный земельный участок передан обществу по акту приема-передачи от 13.11.2019.
Указанные договоры зарегистрированы регистрирующим органом в установленном законом порядке.
24 января 2020 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства - сооружение рыборазведенческое (бассейн), площадью 3500 кв. м., сооружение рыборазведенческое (бассейн), площадью 17 800 кв. м. Сроком строительства с 01.03.2020 по 01.01.2021.
Письмом от 20.07.2021 N 58 общество просило администрацию изменить вид разрешенного использования земельного с кадастровым номером 15:06:0010101:214, с вида разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования - "размещение и эксплуатация зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры)".
Письмом от 23.07.2021 N 60 общество обратилось в администрацию об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214.
Согласно ответу администрации от 13.09.2021 N 4374 в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214 принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования - "сельскохозяйственное использование, рыбоводство". Согласно указанному виду разрешенного использования земельного участка следует наличие размещения зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
18 октября 2021 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, возведенных на земельных участках с кадастровыми номерами 15:06:0010101:103 и 15:06:0010101:214.
Письмом от 28.10.2021 N 4908 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию возведенных капитальных строений.
Полагая, что спорные объекты возведены без получения разрешительной документации, администрация обратилась в арбитражный суд с иском о сносе.
Общество, считая, что объекты возведены на принадлежащем ему земельном участке и в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, обратилось со встречным исковым заявлением.
При рассмотрении спора суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с пунктами 3 и 3.2 статьи 222 Гражданского кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 29.01.2015 N 101-О и от 27.09.2016 N 1748-О указал, что пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса направлен на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2020 N 306-ЭС19-19642, о надлежащем характере мер, принимаемых заинтересованным лицом к получению разрешения на строительство, соответствующие разъяснения пункта 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) направлены на воспрепятствование явным злоупотреблениям правом легализовать постройку. Они касаются, например, ситуации, когда лицо, создавшее постройку, обращается в компетентный орган за выдачей разрешения на ее строительство лишь для вида, очевидно понимая, что к его заявлению не приложены требуемые документы, то есть в отсутствие заблуждений относительно их перечня и порядка выдачи разрешения.
Аналогичный подход отражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2020 N 306-ЭС19-19642, от 18.05.2020 N 308-ЭС20-6294, от 17.12.2019 N 306-ЭС19-15447 и от 19.12.2019 N 308-ЭС19-14740.
Судам необходимо учитывать, что пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса прямо предусмотрены условия, при одновременном соблюдении которых за лицом, в собственности которого находится земельный участок, в судебном порядке может быть признано право собственности на самовольную постройку, поэтому эти условия подлежат судебной проверке в обязательном порядке.
При этом отсутствие требуемого разрешения на строительство должно обсуждаться в контексте квалификации постройки как самовольной (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса), а пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса, регулирующий вопрос признания права собственности на постройку, в отношении которой установлено, что она является самовольной, не содержит такого условия для удовлетворения соответствующего иска, как наличие разрешения на строительство или предваряющее строительство принятие мер для получения такого разрешения.
Поэтому в пункте 26 постановления N 10/22 указано, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при определении судом того, что единственными признаками самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, к получению которого лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство (определения от 03.07.2007 N 595-О-П, от 17.01.2012 N 147-О-О, от 29.03.2016 N 520-О, от 29.05.2018 N 1174-О и 1175-О, от 25.10.2018 N 2689-О, от 20.12.2018 N 3172-О). При этом введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 13-П).
Следовательно, суды в каждом конкретном деле, касающемся сноса самовольной постройки, должны исследовать обстоятельства создания такой постройки, выяснять, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц сохранение самовольной постройки, не создает ли такой объект угрозу жизни и здоровью граждан. Поскольку снос объекта самовольного строительства является крайней мерой, устранение последствий нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков, отсутствие разрешения на строительство как единственное основание для сноса, не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки. Значимым обстоятельством в данном случае является установление факта обращения лица, создавшего самовольную постройку, в уполномоченные органы в целях ее легализации, в частности за получением разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию (абзац второй пункта 26 постановления N 10/22).
В силу статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Кодекса).
Для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, определением от 19.05.2022 по делу назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 20.06.2022 N 98-22 ст. и письменным пояснениям эксперта от 02.08.2022 установлено, что в границы участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214 по данным ЕГРН ошибочно включены части земель, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, то есть установлен факт наложения на указанный земельный участок земель лесного фонда. Фактически в ЕГРН содержатся части координат в отношении спорного земельного участка, но с ошибкой в обозначении характерных точек границ, а часть координат вовсе отсутствует, что свидетельствует о необходимости уточнения границ земельного участка путем исправления реестровой ошибки согласно фактическим координатам и границам участка, что является свидетельствованием об имеющейся реестровой ошибке. При внесении изменений в ЕГРН в отношении координат границ земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214, площадь которого остается неизменной, 262 642 кв. м., наложение земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214 на земли лесного фонда не происходит. При этом, причиной внесения в Единый государственный реестр ошибочных сведений в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером являются ошибки, заключающиеся в неверном определении границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214. Одновременно, экспертом обоснована методика определения границ земельного участка. В экспертном заключении определены фактические границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214 с учетом фактического местонахождения объектов капитального строительства и иных объектов, которые существуют в настоящий момент.
Кроме того, при проведении исследования, обследование зданий и сооружений показало, что они возведены из качественных строительных материалов, в соответствии градостроительным требованиям, строительным нормам и правилам, противопожарным нормам, а также правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования. Эксплуатация зданий и сооружений безопасна, угрозы жизни и здоровью граждан не имеется.
При проведении контрольных геодезических измерений экспертом установлено, что спорные объекты недвижимости располагаются на границах земельных участков с кадастровыми номерами 15:06:0010101:103 и 15:06:0010101:214.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что судебное экспертное заключение является полным, не содержит неясностей и противоречий, имеет обоснованные выводы по поставленным вопросам, соответствует требованиям статьи 86 Кодекса, статей 8, 16 и 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит сведения об эксперте, оценку результатов исследования и обоснование выводов по поставленным вопросам. Заключение эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, надлежащим образом оценено судами в соответствии со статьями 71 и 86 Кодекса.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что в силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
Заключение эксперта является одним из доказательств, которое согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (части 4 и 5 статьи 71 Кодекса).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая, что обществом приняты надлежащие меры к получению и выдаче разрешения на строительство до начала строительных работ (обращение в администрацию), нахождение на праве аренды земельных участков с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, на котором расположены спорные объекты, спорные постройки соответствуют установленным требованиям градостроительных регламентов и иным обязательным требованиям, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, суды обоснованно отказали в удовлетворении первоначального иска администрации и признали требования общества об определении границ земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:214 и признании права собственности на возведенные объекты недвижимости подлежащими удовлетворению.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили полную и надлежащую правовую оценку судов и правомерно отклонены судами нижестоящих инстанций с исчерпывающим описанием в судебном акте мотивов их отклонения, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Ссылки заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Арлан-Фиш" об отложении судебного разбирательства отказать.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 по делу N А61-4328/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Твердой |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций установили, что судебное экспертное заключение является полным, не содержит неясностей и противоречий, имеет обоснованные выводы по поставленным вопросам, соответствует требованиям статьи 86 Кодекса, статей 8, 16 и 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит сведения об эксперте, оценку результатов исследования и обоснование выводов по поставленным вопросам. Заключение эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, надлежащим образом оценено судами в соответствии со статьями 71 и 86 Кодекса.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что в силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2023 г. N Ф08-13734/22 по делу N А61-4328/2021