26 сентября 2019 г. |
Дело N А21-14610/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 25.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А21-14610/2018 (судьи Семенова А.Б., Горбачева О.В., Лопато И.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Промальянс", место нахождения: 236040, г. Калининград, Университетская ул., д. 2Г, каб. 407, ОГРН 1053915552723, ИНН 3917026781 (далее - Общество, ООО "Промальянс"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининград, Офицерская ул., д. 6, ОГРН 1043900834658, ИНН 3904060810 (далее - Управление), от 18.10.2018 N 15э/2018 о внесении в бюджет оплаты экологического сбора.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2019 (судья Залужная Ю.Д.) в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 решение суда первой инстанции от 13.02.2019 отменено, оспоренное требование Управления признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 23.05.2019 и оставить в силе решение от 13.02.2019.
По мнению подателя жалобы, Обществом не представлены документы, подтверждающие факт утилизации отходов, то есть выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Управление настаивает на том, что акт от 29.12.2017 N 787 не подтверждает факт выполнения работ по утилизации отходов от использования товаров как того требует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). В частности Управление обращает внимание на то, что в данном акте указано на выполнение работ по сортировке, разборке, прессованию, шредированию (измельчению) отходов, что свидетельствует об обработке отходов и не является их утилизацией.
Кроме того, Управление указывает на то, что в акте от 29.12.2017 N 787 представлена информация об утилизированных отходах - "приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или аппаратурой для записи или воспроизведения звука или изображения, утратившие потребительские свойства", которые отсутствуют в лицензии общества с ограниченной ответственностью "Золотой ресурс" (далее - ООО "Золотой ресурс") от 25.08.2016 N (39)-1297 и, следовательно, ООО "Золотой ресурс" не имеет права осуществления какой-либо деятельности с этими отходами.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество представило в адрес Управления декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2017 год.
В ходе рассмотрения представленной отчетности Управление выявило допущенные неточности в части указания веса товара, в связи с чем предложило Обществу откорректировать представленные документы, а также запросило у Общества копии договора на утилизацию отходов, акта утилизации и первичных учетных документов. Истребуемые документы были направлены Обществом в адрес Управления.
По результатам рассмотрения данных документов Управление пришло к выводу, что Обществом не выполнены нормативы утилизации по группе товаров (упаковки) 26.40.20.110 "Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения".
В связи с этим Управление выставило Обществу требование от 18.10.2018 N 15э/2018 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации оплаты экологического сбора, которым возложило на Общество обязанность по оплате экологического сбора за 2017 год в размере 59 руб. 56 коп.
Не согласившись с указанным требованием и полагая, что обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2017 год выполнена Обществом в полном объеме, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу, что Общество не подтвердило выполнение норматива по утилизации соответствующих товаров за 2017 год, в связи с чем констатировал законность оспариваемого требования Управления и не усмотрел фактических и правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом суда, отменил решение от 13.02.2019 и признал незаконным требование Управления от 18.10.2018 N 15э/2018.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действующей в спорном периоде) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2).
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4).
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 7).
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9).
Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 17).
Учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 18).
Экологический сбор, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ, относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (пункт 2). Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6).
Правила взимания экологического сбора установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора", пунктом 25 которых установлено, что в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и Форма названной отчетности.
В соответствии с пунктами 13 и 14 указанных Правил, контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к этим Правилам, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности. При осуществлении контроля, предусмотренного пунктом 13 этих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить у производителя или импортера товаров: копии договоров - в случаях, установленных пунктом 2 этих Правил; копии акта (актов) утилизации отходов.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров на период с 2015 по 2017 годы утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р утвержден Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В указанный перечень включены, в том числе приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения (код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 26.40.20.110; Группа N 26 "Техника бытовая электронная").
В качестве доказательств выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров ООО "Промальянс" представило в Управление, а также в материалы настоящего дела, договор от 11.01.2017 N 17-17 на оказания услуг по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых Обществом, заключенный с ООО "Золотой Ресурс" (далее - Договор). По условиям Договора ООО "Золотой Ресурс" (исполнитель) обязуется оказать услуги по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых Обществом и предоставить Обществу информацию для подготовки отчетности в уполномоченный орган о выполнении нормативов утилизации (том 1 листы дела 14-26). Кроме того Общество представило акт утилизации отходов (продукции) от 29.12.2017 N 787 (далее - Акт, том 1 листы дела 27-29).
Оценив представленные Обществом доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что Акт не подтверждает выполнение ООО "Промальянс" норматива утилизации отходов, поскольку из него следует, что при утилизации товаров (продукции) применена технология сортировки, прессования, разборки, шредирования, которые согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ являются деятельностью по обработке отходов - предварительной подготовке отходов к дальнейшей утилизации. При этом непосредственно самого процесса утилизации отходов произведено не было, а также не имело место производство продукции в процессе утилизации товаров. Также суд первой инстанции отметил, что из Договора усматривается, что он заключен не на утилизацию товаров (продукции), а на оказание услуг по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых ООО "Промальянс".
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции пришел к иному выводу, признав Договор соответствующим требованиям Закона N 89-ФЗ. Оценив представленный Обществом Акт, апелляционная инстанция пришла к выводу, что ООО "Золотой Ресурс", действующее на основании выданной Управлением лицензии от 25.08.2016 N (39)-1297, обеспечило в соответствии со статьей 24.2 Закона N 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров (приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения) путем утилизации товаров в количестве 2 250 кг.
Основываясь на указанных выводах, суд апелляционной инстанции констатировал выполнение Обществом обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2017 год.
Между тем апелляционной инстанцией не было учтено следующее.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Более конкретизированные понятия "рециклинг", "регенерация", "рекупирация" приведены в "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001).
Так, согласно пункту 5.34 ГОСТ 30772-2001 под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза. Примечанием к пункту 5.34 ГОСТ 30772-2001 установлено, что возможны два варианта рециклинга (рециклизации) отходов:
1. Повторное использование отходов по тому же назначению, например, стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки (этикетирования);
- возврат отходов после соответствующй обработки в производственный цикл, например жестяных банок - в производство стали, макулатуры - в производство бумаги и картона.
2. Для совокупности отходов и сбросов операцию рециклинга называют рекуперацией, для сбросов и порошкообразных, пастообразных отходов - регенерацией, для сбросов и выбросов - рециркуляцией.
Пунктом 5.35 ГОСТ 30772-2001 установлено определение рекуперации отходов, под которым понимается деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования.
В соответствии с пунктом 5.36 ГОСТ 30772-2001 регенерация отходов - это действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала для вторичного использования по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями.
Исходя из смысла понятия "утилизации отходов", установленного статьей 1 Закона N 89-ФЗ, а также понятий "рециклинг", "регенерация", "рекупирация", установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.
Основываясь на вышеприведенных нормативных положениях, суд первой инстанции оценил представленный Акт, из которого следует, что при утилизации товаров (продукции) применена технология сортировки, прессования, разборки, шредирования, которые согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ являются деятельностью по обработке отходов - предварительной подготовке отходов к дальнейшей утилизации, и пришел к правильному выводу, что данный документ не подтверждает сам факт утилизации товаров (продукции).
Иных документов, подтверждающих факт утилизации товаров (продукции) за 2017 год, Обществом не представлено.
Отменяя решение от 13.02.2019, суд апелляционной инстанции указал на выполнение Обществом обязанности по выполнению нормативов спорной утилизации отходов. При этом письменных доказательств (кроме спорного Акта), позволивших придти к такому выводу и опровергнуть выводы суда первой инстанции, апелляционная инстанция не привела.
Между тем суд первой инстанции дал надлежащую оценку спорному Акту исходя из его содержания и понятия "утилизации отходов", приводимого в Законе N 89-ФЗ. Выводы суда первой инстанции не были опровергнуты какими-либо доказательствами, имеющимися в материалах дела, и которые бы не учел Арбитражный суд Калининградской области.
Согласно принципу правовой определенности решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
Относительно ссылки апелляционного суда на отсутствие обоснованного расчета задолженности Общества по уплате спорного сбора следует отметить, что Управлением в материалы дела представлен подробный расчет предъявленной суммы экологического сбора за 2017 год, который Обществом не оспаривался и не опровергнут (том 1 листы дела 76-79).
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения от 13.02.2019, которое было вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и с учетом подлежащих применению норм материального права.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление от 23.05.2019 подлежит отмене, а решение от 13.02.2019 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по делу N А21-14610/2018 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2019 по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.