город Москва |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А41-19571/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Нужнова С.Г.
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области: Малышевой Е.С. (дов. N 30-288/дов. от 26.12.2013 г.);
от ответчика ОАО "КСХП "Химки": Варичевой Ю.В. (дов. от 19.06.2014 г.), Кислякова Е.В. (дов. от 13.05.2014 г.);
от третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Химки Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: Богомолова С.В. (дов. N 97/Д от 19.08.2014 г.);
от третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились, извещены;
от третьего лица ИП Увариной Л.М.: не явились, извещены,
рассмотрев 21 августа 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2014 г.,
принятое судьей Денисовым А.Э.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2014 г.,
принятого судьями Коноваловым С.А., Бархатовым В.Ю., Епифанцевой С.Ю.,
по делу N А41-19571/11
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; 143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 1)
к открытому акционерному обществу "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (ОГРН 1025006179472; 141400, Московская область, г. Химки, мкр. Клязьма)
о признании отсутствующим права собственности на земельные участки,
и по встречному иску ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
об установлении границ лесного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143402, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); Администрация городского округа Химки Московской области (ОГРН 1025006177525; 141411, Московская область, г. Химки, ул. Московская, д. 15); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 3, стр. 1); Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994; 109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9); индивидуальный предприниматель Уварина Людмила Михайловна (Московская область, г. Химки, ул. Спартаковская, д. 5/7, кв. 3)
УСТАНОВИЛ: решением V сессии Химкинского городского Света народных депутатов Московской области 21 созыва N 6/5 от 27 ноября 1991 г. Коллективному сельскохозяйственному предприятию "Химки" (далее - КСП "Химки") передано в коллективно-долевую собственность 1 560 га земли, в том числе пашни - 870, сенокосов - 79, пастбищ - 169, лесов - 176, кустарников - 44, болот - 34, под водой - 34, под дорогами - 39, под постройками - 92, прочих - 20.
Указанным решением также за КСП "Химки" в бессрочное пользование закреплен земельный участок 103 га в границах по генплану, в том числе пашня - 95, сенокосов - 1, пастбищ - 5, лесов - 2.
На основании указанного решения КСП "Химки" 07 мая 1992 г. было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей МО-35-Х/1, согласно которому в собственность предприятию передается 1 560 га, в бессрочное (постоянное) пользование 103 га.
13 августа 2001 г. наименование предприятия КСП "Химки" было изменено на закрытое акционерное общество "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - ЗАО "КСХП "Химки") в связи с приведением его правового статуса в соответствие с нормами Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В дальнейшем организационно-правовая форма предприятия была заменена на открытое акционерное общество и в соответствии с уставом открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - ЗАО "КСХП "Химки", истец по встречному иску) является правопреемником ЗАО "КСХП "Химки".
В соответствии с актами согласования границ земельных участков при установлении границ спорных земельных участков от 15 сентября 2006 г. произведено согласование границ со смежным землепользователем - ГУ Спецлесхоз "Красногорский".
Постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 19 февраля 2007 г. N 252 на основании обращения ЗАО "КСХП "Химки" утверждены проекты границ 42 земельных участков, расположенных по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, согласно приложению N 1 (план границ земельных участков) и приложению N 2 (реестр земельных участков), вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В 2008 году произведен кадастровый учет земельных участков, принадлежавших ЗАО "КСХП "Химки" на праве собственности, расположенных по адресу: Московская область, Химкинский район, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, кадастровые номера 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60.
Впоследствии сформированные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60.
Право собственности на вышеуказанные земельные участки зарегистрированы за ОАО "КСХП "Химки", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 50 НД N 997615 от 23 марта 2010 г., серии 50 НД N 997788 от 02 апреля 2010 г. и серии 50 НД N 997791 от 02 апреля 2010 г.
Основанием для государственной регистрации права собственности явилось решение Химкинского городского Совета народных депутатов пятой сессии 21 созыва от 27 ноября 1991 г. N 6/5 и свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N МО-35-Х/1 от 07 мая 1992 г.
Лесоустройство лесного участка Химкинского района Московской области проводилось по состоянию на 01 января 2007 г. в период с 2006 по 2008 года, что подтверждается содержащимся таксационным описанием. Лесной участок учтён в лесном реестре за N 165-2009-02 в феврале 2009 года.
Согласно информации о лесном участке за номером государственного учёта в лесном реестре 1199-2011-07 следует, что лесной участок, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал N 1, выделы 25 - 59, 71, 72, 73, 75, 76, имеет площадь 56,3 га, категория земель - земли лесного фонда, категория защитных лесов - зеленые зоны.
При этом согласно выписке из лесохозяйственного регламента от 05 октября 2011 г. N 06/6599 местоположение лесного участка площадью 6,0 га определено: Московская область, городской округ Химки, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал N 1, выделы 71, 72, 73, 74, 77, категория земель - земли лесного фонда, категория защитных лесов - зеленые зоны.
Право собственности на лесной участок с условным номером 50-50-98/013/2009-235, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 190 га, имеющий местоположение: Московская область, Химкинский район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал N 1, лесотаксационный выдел 1-137, зарегистрировано за Российской Федерацией на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НГ N 529337 от 28 апреля 2009 г.
Письмом от 20 мая 2011 г. N 13/658 филиал федерального государственного предприятия "Рослесинфорг" "Центрлесопроект" (далее - ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлесопроект") известил Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 расположены на территории Клинского сельского участкового лесничества в пределах выделов 71, 72, 73 в квартале N 1.
Полагая, что право собственности ОАО "КСХП "Химки" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 зарегистрировано с нарушением норм действующего законодательства, Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ОАО "КСХП "Химки" о признании отсутствующим право собственности ОАО "КСХП "Химки" на земельный участок площадью 10 126 кв.м. с кадастровым номером 50:10:020203:57, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район; на земельный участок площадью 5 610 кв.м. с кадастровым номером 50:10:020203:58, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район; на земельный участок площадью 18 777 кв.м. с кадастровым номером 50:10:020203:60, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район (с учетом уточнения требований).
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2011 г. к производству принято встречное исковое заявление ОАО "КСХП "Химки" к Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями: установить, что граница лесного участка общей площадью 190 га, категория земель: земли лесного фонда, местоположение: Московская область, Химкинский район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество квартал N 1, лесотаксационный выдел 1-137, условный номер 50-50-98/013/2009-235, смежная с границей земельного участка с кадастровым номером 50:10:020203:60 из земель населённых пунктов с разрешённым использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Химкинский район, проходит через характерные точки со следующими координатами в системе координат МСК-50 по оси X и Y соответственно: 2 184 719,88 и 488 802,26, 2 184 771,18 и 488 892,32, 2 184 655,30 и 488 947,22; граница лесного участка общей площадью 190 га, категория земель: земли лесного фонда, местоположение: Московская область, Химкинский район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество квартал N 1, лесотаксационный выдел 1-137, условный номер 50-50-98/013/2009-235, смежная с границей земельного участка с кадастровым номером 50:10:020203:58 из земель населённых пунктов с разрешённым использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Химкинский район, проходит через характерные точки со следующими координатами в системе координат МСК-50 по оси X и Y соответственно: 2 184 532,89 и 489 175,52, 2 184 551,25 и 489 193,72, 2 184 620,29 и 489 181,16; граница лесного участка общей площадью 190 га, категория земель: земли лесного фонда, местоположение: Московская область, Химкинский район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество квартал N 1, лесотаксационный выдел 1-137, условный номер 50-50-98/013/2009-235, смежная с границей земельного участка с кадастровым номером 50:10:020203:57 из земель населённых пунктов с разрешённым использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Химкинский район, проходит через характерные точки со следующими координатами в системе координат МСК-50 по оси X и Y соответственно: 2 184 476,24 и 489 023,84, 2 184 517,37 и 489 177,08, 2 184 365,51 и 489 103,73 (с учетом уточнения требований).
В обоснование встречных исковых требований ОАО "КСХП "Химки" ссылается на то, что право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 190 га с условным номером 50-50-98/013/2009-235 не могло возникнуть, поскольку часть указанного земельного участка относится к землям сельскохозяйственного назначения, принадлежащим обществу на праве собственности. Обществом также указано на то, что в 2006-2008 годах лесоустройства земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие ОАО "КСХП "Химки" на праве собственности, ошибочно отнесены к землям лесного фонда, вследствие чего произошло наложение границ земельного участка из земель лесного фонда на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16 ноября 2011 г. производство по делам N А41-26746/11 и N А41-19571/11 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А41-19571/11.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Администрация городского округа Химки Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в Московской области), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, индивидуальный предприниматель Уварина Людмила Михайловна (далее - ИП Уварина Л.М.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2012 г. первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 г. решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения первоначального иска, в удовлетворении первоначального иска отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 января 2013 г. решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2012 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 г. по делу N А41-19571/11 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанцией указал на то, что в настоящем деле фактически между сторонами имеется спор о границах земельных участков, принадлежащих к различным категориям земель. При этом представленными в материалы дела доказательствами остались не опровергнутыми доводы ОАО "КСХП "Химки" о том, что часть земельного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-235, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, является частью земельного участка относящегося к землям сельскохозяйственного назначения и принадлежащего обществу на праве собственности.
Судом кассационной инстанции указано на то, что судами не был исследован вопрос о том, отменяет ли внесение в государственный лесной реестр земельного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-235 ранее возникшие права ОАО "КСХП "Химки" на земельные участки сельхоз назначения в частях наложения данных участков.
Также судом отмечено, что сложившаяся правовая неопределенность в части назначения (категории земель) спорных земельных участков и их принадлежности в связи с данными обстоятельствами конкретному лицу, а также законность государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки, как за истцом, так и за ответчиком, судами не разрешены, в связи с чем, выводы судов обеих инстанций, положенные в основу принятых по делу судебных актов, нельзя признать обоснованными.
При новом рассмотрении дела суду предложено учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, а также все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, обсудить вопрос о проведении кадастровых работ или о назначении земельно-устроительной экспертизы для определения границ спорных земельных участков, права на которые зарегистрированы в различных государственных реестрах (ЕГРП и государственном лесном реестре), предложить лицам, участвующим в деле, представить все имеющиеся у них доказательства, подтверждающие их доводы или возражения по существу исковых требований; исследовать и оценить относимость и допустимость всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
При повторном рассмотрении дела определением Арбитражного суда Московской области от 17 июля 2013 г. производство по делу было приостановлено в связи с назначением по делу судебной землеустроительной экспертизы, проведение которой поручено экспертам ООО "Независимый центр экспертизы и оценки".
Определением Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2013 г. производство по делу было возобновлено в связи с поступлением от ООО "Независимый центр экспертизы и оценки" заключения эксперта.
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2013 г. по делу была назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Независимый центр экспертизы и оценки".
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 января 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2014 г., в удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано, встречные исковые требования ОАО "КСХП "Химки" удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Кроме того, указано на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку дело рассмотрено в незаконном составе суда. Комитет лесного хозяйства Московской области также указывает на то, что он является ненадлежащим ответчиком по встречному исковому заявлению общества.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "КСХП "Химки" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области доводы кассационной жалобы поддержал. Представитель ОАО "КСХП "Химки" против ее удовлетворения возражал. Представитель ТУ Росимущества в Московской области с доводами кассационной жалобы согласился.
Представители Управления Росреестра по Московской области, Администрации городского округа Химки Московской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ИП Увариной Л.М. в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 (далее - Постановление N 10/22) в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, требование о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и применяется в случаях, когда невозможно защитить право путем предъявления других исков.
В соответствии со статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 указанной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 40 Закона о государственном кадастре недвижимости, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нём, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) государственный учёт лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или осуществлением лесного пользования производится в исключительных случаях исполнительным органом власти Российской Федерации (статья 37 Лесного кодекса РСФСР, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, 1978 года, пункт 23 Положения о колхозных лесах, утверждённого постановлением Совмина СССР от 04 марта 1968 г. N 144, статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации, статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ)).
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что на момент проведения лесоустройства и государственной регистрации права федеральной собственности на лесной участок с условным номером 50-50-98/013/2009-235 земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 к землям лесного фонда не относились, а располагались на землях сельскохозяйственного назначения, в связи с чем спорный земельный участок не мог быть включен при инвентаризации в состав земель лесного фонда; государственный кадастровый учет лесного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-235 не осуществлялся, границы со смежными землепользователями не согласовывались, а согласование границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 с уполномоченным в области лесных отношений органом произведено 15 сентября 2006 г., что следует из актов согласования границ земельных участков со смежным землепользователем - ГУ Спецлесхоз "Красногорский" от 15 сентября 2006 г.
При этом судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 образованы из земель, закрепленных в 1961 году Советом Министров РСФСР на праве бессрочного (постоянного) пользования за совхозом "Путь к коммунизму", а затем переданных в порядке приватизации АОЗТ "КСХП "Химки".
Указанные земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения вследствие их предоставления в 1961 году для сельскохозяйственного производства совхозу "Путь к коммунизму" и ранее - совхозу "Путь Сталина".
Лесоустройство земельного участка проводилось по состоянию на 01 января 2007 г. в период с 2006 по 2008 года, что следует из таксационных описаний. Лесной участок учтён в лесном реестре за N 165-2009-02 в феврале 2009 года. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 28 апреля 2009 г.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о том, что на момент проведения лесоустройства и государственной регистрации права федеральной собственности на лесной участок с условным номером 50-50-98/013/2009-235 земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 к землям лесного фонда не относились, а сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда.
Судами также принято во внимание, что государственный кадастровый учет лесного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-235 не осуществлялся, границы со смежными землепользователями не согласовывались, в то время как согласование границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 с уполномоченным в области лесных отношений органом произведено 15 сентября 2006 г., что следует из актов согласования границ земельных участков со смежным землепользователем - ГУ Спецлесхоз "Красногорский" от 15 сентября 2006 г.
Доказательств, свидетельствующих о проведении лесоустройства до 01 января 2007 г., а также принятия уполномоченным государственным органом решений о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, в материалах дела не имеется.
Кроме того, отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований суды исходили из того, что истцом пропущен срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
Вывод суда основан на том, что о предполагаемом расположении спорных земельных участков на землях лесного фонда комитет как орган, уполномоченный государством в области лесных отношений, и представляющий интересы собственника лесного участка, должен был узнать не позднее октября 2006 г., т.е. в период согласования ОАО "КСХП "Химки" местоположения границ спорных земельных участков со смежными землепользователями, в том числе и с директором ГУ Спецлесхоз "Красногорский", как представителем правообладателя земельного участка лесного фонда, что подтверждается актами согласования границ земельных участков при установлении границ спорных земельных участков, из которых следует, что 15 сентября 2006 г. произведено согласование границ со смежным землепользователем - ГУ Спецлесхоз "Красногорский" (том 15, л.д. 160-161; том 16 л.д. 33-34, 106-107).
Отклоняя доводы Комитета лесного хозяйства Московской области о том, что согласование границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 произведено неуполномоченным лицом, судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2012 г. по делу N А41-15346/12, которым установлено, что требования действующего законодательства о согласовании границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 с собственником (владельцем, пользователем) смежного лесного участка при межевании были соблюдены.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области.
Удовлетворяя встречные исковые требования, суды, приняв во внимание изложенные обстоятельства, а также экспертные заключения N N 4658/13 и 5120/13, подготовленные по результатам проведения судебной землеустроительной экспертизы в рамках настоящего дела, пришли к выводу о наложении границ существующих земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ОАО "КСХП "Химки", и вновь сформированного лесного участка.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения встречных исковых требований.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области указывает на то, что он является ненадлежащим ответчиком по встречному иску, поскольку не является представителем собственника - Российской Федерации, и следовательно, к нему не могут быть предъявлены требования об установлении границ.
Между тем, в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26 июля 2012 г. N 863/22 (далее - Положение), Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в сфере лесных отношений.
Таким образом, полномочия Российской Федерации в области лесных отношений на территории Московской области осуществляет Комитет лесного хозяйства Московской области.
Доводы кассационной жалобы о рассмотрении дела незаконным составом суда, сформированным без учета положений статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суд апелляционной инстанции указал, что замена состава суда была осуществлена по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом указание Комитета лесного хозяйства Московской области на то, что судья Васильева Е.В. в связи с болезнью не могла провести судебное заседание только 21 ноября 2014 г., а 25 декабря 2014 г. и далее осуществляла свои полномочия и могла провести судебное разбирательство по настоящему делу, не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда.
Из материалов дела следует, что судья Денисов А.Э. начал рассмотрение дела с самого начала, и, следовательно, указанное дело должно было быть рассмотрено этим судьей.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие истца с выводами судов, основанных на оценке доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2014 г. по делу N А41-19571/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод суда основан на том, что о предполагаемом расположении спорных земельных участков на землях лесного фонда комитет как орган, уполномоченный государством в области лесных отношений, и представляющий интересы собственника лесного участка, должен был узнать не позднее октября 2006 г., т.е. в период согласования ОАО "КСХП "Химки" местоположения границ спорных земельных участков со смежными землепользователями, в том числе и с директором ГУ Спецлесхоз "Красногорский", как представителем правообладателя земельного участка лесного фонда, что подтверждается актами согласования границ земельных участков при установлении границ спорных земельных участков, из которых следует, что 15 сентября 2006 г. произведено согласование границ со смежным землепользователем - ГУ Спецлесхоз "Красногорский" (том 15, л.д. 160-161; том 16 л.д. 33-34, 106-107).
Отклоняя доводы Комитета лесного хозяйства Московской области о том, что согласование границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 произведено неуполномоченным лицом, судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2012 г. по делу N А41-15346/12, которым установлено, что требования действующего законодательства о согласовании границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:020203:57, 50:10:020203:58, 50:10:020203:60 с собственником (владельцем, пользователем) смежного лесного участка при межевании были соблюдены.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2014 г. по делу N А41-19571/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 августа 2014 г. N Ф05-13048/11 по делу N А41-19571/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2014 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-19571/11
28.08.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13048/11
19.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2756/14
27.01.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-19571/11
31.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13048/11
19.09.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6026/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-19571/11
16.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6096/12
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4681/12
31.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13086/11
30.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13048/11
08.12.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9001/11
10.10.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7304/11