город Москва |
|
02 октября 2018 г. |
Дело N А40-220597/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Плетнева О.Н., доверенность от 08.09.2017;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 25 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на решение от 11 апреля 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дружининой В.Г.,
на постановление от 19 июля 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., Суминой О.С.,
по делу N А40-220597/16
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: ТУ Росимущества в городе Москве, ОАО "МГТС",
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 04.08.2016 N 77/012/008/2016-2836 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Павелецкое направление участок N 1, площадью 108.972 кв.м, с кадастровым номером 77:01:06042:008, а также об обязании осуществить регистрационные действия в отношении указанного объекта недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в городе Москве и ОАО "МГТС".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2017 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 22.06.2016 N 77/012/008/2016-2836 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Павелецкое направление участок N 1, площадью 108.972 кв.м, с кадастровым номером 77:01:06042:008.
Решением от 04.08.2016 N 77/012/008/2016-2836 Управлением Росреестра по Москве отказано в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, в связи с невозможностью по имеющимся в Управлении сведениям и документам установить, что земельный участок относится к землям федеральной собственности, поскольку не установлено, что все объекты недвижимого имущества, расположенные в границах земельного участка, с кадастровым номером 77:01:06042:008, находятся в федеральной собственности, а также в связи с частичным пересечением зданий границей данного земельного участка.
ОАО "РЖД" считает отказ Управления незаконным и нарушающим права и законные интересы общества и Российской Федерации в сфере экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Федеральный закон N 153-ФЗ), землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ), имуществом федерального железнодорожного транспорта являются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единым хозяйствующим субъектом является открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), к собственности Российской Федерации, в том числе относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" (далее - Правила N 611).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 611, в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). При этом границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Указанные нормы отвода земельных участков установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" (далее - Приказ N 126). Согласно пунктам 4 - 5 Приказа N 126, при определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия, необходимость создания защиты путей снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии. При этом ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине составляющих, определяемых этими условиями и факторами. Кроме того, размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Таким образом, суды обоснованно отметили, что в соответствии с действующим законодательством границы полосы отвода железной дороги определяются на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке нормами проектно-сметной документации с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров, и границ полос отвода и охранных зон.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в городе Москве определены при подготовке постановления Правительства Москвы от 16.07.1996 N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге в г. Москве" (далее - Постановление N 22-МКЗ).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, признание утратившим силу федерального закона, на основании которого возникло право собственности на земельный участок, не является основанием для прекращения этого права собственности.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок полосы отвода железной дороги возникло до вступления в силу Закона о государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о государственной регистрации, ограничены в обороте (могут находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности) магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи; информационные комплексы управления движением; объекты, предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ; а также имеющие оборонное значение малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, железнодорожный подвижной состав для осуществления специальных железнодорожных перевозок.
На земельном участке с кадастровым номером 77:01:06042:008 расположен объект капитального строительства с кадастровым (или условным) номером 77:77:22/033/2010-241 - железнодорожный путь, расположенный по адресу: г. Москва, Станция Москва - Пассажирская - Павелецкая, ПК 00 + 00 - ПК 13 + 36. Указанный путь является магистральной железнодорожной линией Павелецкого направления и относится к объектам, ограниченным в обороте.
Кабельная линия ПАО "МГТС" размещена для обслуживания находящихся на земельном участке зданий и относится к подземным сооружениям вспомогательного использования, соответственно, ее наличие не создает препятствий для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:01:06042:008.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, а правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Отсутствие в ЕГРП сведений о государственной регистрации прав Российской Федерации на все объекты недвижимости, расположенные в границах указанного земельного участка, не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Кроме того, наличие на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов недвижимости, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, за исключением зданий, строений, сооружений, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, не является препятствием для государственной регистрации права Российской Федерации в порядке разграничения государственной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:01:06042:008 является ранее возникшим правом в силу действовавшего Федерального закона N 153-ФЗ, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2000 N ГКПИ00-1204.
На земельном участке с кадастровым номером 77:01:06042:008 расположен объект капитального строительства с кадастровым (или условным) номером 77:77:22/033/2010-241 - железнодорожный путь, расположенный по адресу: г. Москва, Станция Москва - Пассажирская - Павелецкая, ПК 00 + 00 - ПК 13 + 36. Указанный путь является магистральной железнодорожной линией Павелецкого направления.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:01:06042:008 является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, а правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Москве от 04.08.2016 N 77/012/008/2016-2836 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресными ориентирами: г. Москва, Павелецкое направление участок N 1, площадью 108.972 кв.м, с кадастровым номером 77:01:06042:008 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", поскольку в отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок полосы отвода не исполняется Федеральный закон N 29-ФЗ и принятые во исполнение указанного закона Правила пользования земельными участками, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, в соответствии с которыми, земельные участки, являющиеся федеральной собственностью предоставляются в аренду ОАО "РЖД".
Суды установили, что в представленной Управлением копии дела правоустанавливающих документов не содержатся сведения о том, что в границах земельного участка находятся объекты, принадлежащие на праве собственности г. Москве, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти г. Москвы.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре, в действующей в спорный период редакции, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно статье 5 Закона о кадастре, осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2018 года по делу N А40-220597/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Москве от 04.08.2016 N 77/012/008/2016-2836 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресными ориентирами: г. Москва, Павелецкое направление участок N 1, площадью 108.972 кв.м, с кадастровым номером 77:01:06042:008 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", поскольку в отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок полосы отвода не исполняется Федеральный закон N 29-ФЗ и принятые во исполнение указанного закона Правила пользования земельными участками, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, в соответствии с которыми, земельные участки, являющиеся федеральной собственностью предоставляются в аренду ОАО "РЖД".
...
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре, в действующей в спорный период редакции, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно статье 5 Закона о кадастре, осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 октября 2018 г. N Ф05-12049/17 по делу N А40-220597/2016
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12049/17
19.07.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29560/18
11.04.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220597/16
05.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12049/17
23.05.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12291/17
06.02.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220597/16