Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 октября 2018 г. N Ф05-12049/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А40-220597/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2018 г. по делу N А40-220597/16
принятое судьей Дружининой В.Г.
по заявлению ОАО "РЖД"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве,
третьи лица: ТУ Росимущества по г. Москве, ОАО "Московская городская телефонная сеть"
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности в ЕГРП, обязании осуществить государственную регистрацию права,
при участии:
от заявителя: |
Плетнева О.Н. по дов. от 08.09.2017; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по дов. от 21.12.2018; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Заявитель, ОАО "РЖД", Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, оформленнго письмом от 04.08.2016 г. N 77/012/008/2016-2836 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, Павелецкое направление участок N1, площадью 108 972 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0006042:8, а также обязании осуществить регистрационные действия в отношении указанного объекта недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества по г.Москве, ОАО "Московская городская телефонная сеть".
Решением Арбитражного суда г. Москвы 06.02.2017 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2017 г. оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без удовлетворений.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2017 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2017 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что при вынесении решения судами первой и второй инстанциях не учтены все доводы лиц участвующих в деле, а также не исследованы все представленные доказательства по делу.
При новом рассмотрении дела Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2018 г. заявление ОАО "РЖД" удовлетворено.
Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ОАО "РЖД" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ТУ Росимущества) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве, Заинтересованное лицо) с заявлением от 22 июня 2016 N 77/012/008/2016-2836 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г.Москва, Павелецкое направление участок N1, площадью 108 972 кв.м. с кадастровым номером 77:01:06042:008.
Решением от 04 августа 2016 года N 77/012/008/2016-2836 Управлением Росреестра по Москве было отказано в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, в связи с невозможностью по имеющимся в Управлении Росреестра по Москве сведениям и документам установить, что земельный участок относится к землям федеральной собственности, поскольку не установлено, что все объекты недвижимого имущества, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:06042:008, находятся в федеральной собственности, а также в связи с частичным пересечением зданий границей данного земельного участка.
ОАО "РЖД" считает отказ Управления Росреестра по Москве незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества и Российской Федерации в сфере экономической деятельности.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (в действовавшей редакции), землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области 3 железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 17-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" имуществом федерального железнодорожного транспорта являются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единым хозяйствующим субъектом является открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии статью 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" из которого следует, что к собственности Российской Федерации в том числе относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Во исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 года N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ.
Указанные нормы отвода земельных участков установлены Приказом Министерства транспорта РФ от 06 августа 2008 года N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог". Согласно пунктам 4-5 данного Приказа при определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия, необходимость создания защиты путей снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии). При этом ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине составляющих, определяемых этими условиями и факторами. Кроме того, размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной Документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством границы полосы отвода железной дороги определяются на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке нормами проектно-сметной документации с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в городе Москве были определены при подготовке постановления Правительства Москвы от 16 июля 1996 года N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге в г. Москве" (далее также - Постановление N 22-МКЗ).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ, признание утратившим силу федерального закона, на основании которого возникло право собственности на земельный участок, не является основанием для прекращения этого права собственности.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок полосы отвода железной дороги возникло до вступления в силу Закон о государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 6 указанного закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о государственной регистрации ограничены в обороте (могут находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности) магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи; информационные комплексы управления движением; объекты, предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ; а также имеющие оборонное значение малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, железнодорожный подвижной состав для осуществления специальных железнодорожных перевозок.
На Земельном участке с КН 77:01:06042:008 расположен объект капитального строительства с кадастровым (или условным) номером 77:77:22/033/2010-241 - Железнодорожный путь, расположенный по адресу: г. Москва, Станция Москва - Пассажирская - Павелецкая, ПК 00+00-ПК 13+36. Указанный путь является магистральной железнодорожной линией Павелецкого направления и относится к объектам, ограниченным в обороте.
Кабельная линия ПАО "МГТС" размещена для обслуживания находящихся на земельном участке зданий и относится к подземным сооружениям вспомогательного использования, соответственно, ее наличие не создает препятствий для регистрации права собственности РФ на земельный участок с КН 77:01:06042:008.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, а правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Отсутствие в ЕГРП сведений о государственной регистрации прав Российской Федерации на все объекты недвижимости, расположенные в границах указанного земельного участка, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Кроме того, наличие на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов недвижимости, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, за исключением зданий, строений, сооружений, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), не является препятствием для государственной регистрации права Российской Федерации в порядке разграничения государственной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:01:06042:008 является ранее возникшим правом в силу действовавшего Федерального закона от 28.08.1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее Закон N 153-ФЗ), что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2000 г. N ГКПИ 00-1204.
На Земельном участке с КН 77:01:06042:008 расположен объект капитального строительства с кадастровым (или условным) номером 77:77:22/033/2010-241 - Железнодорожный путь, расположенный по адресу: г. Москва, Станция Москва - Пассажирская - Павелецкая, ПК 00+00-ПК 13+36. Указанный путь является магистральной железнодорожной линией Павелецкого направления.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:01:06042:008 является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, а правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Отказ Управления Росреестра по Москве от 04.08.2016 г. N 77/012/008/2016-2836 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресными ориентирами: г.Москва, Павелецкое направление участок N1, площадью 108 972 кв.м. с кадастровым номером 77:01:06042:008 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", поскольку в отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок полосы отвода не исполняется Федеральный закон от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и принятые во исполнение данного закона "Правила пользования земельными участками" утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 264 в соответствии с которыми, земельные участки, являющиеся федеральной собственностью предоставляются в аренду ОАО "Российские железные дороги".
При этом доводы Заинтересованного лица о том, что невозможно установить бесспорного факта, что все объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, принадлежат на праве собственности Заявителю, и иные лица не вправе претендовать на долю в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, не позволяло достоверно утверждать, что правоустанавливающие документы заявителя, выданные в отношении спорного земельного участка, не противоречат положениям пункта 3 статьи 36 ЗК РФ и соответственно отвечают требованиям пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации судом первой инстанции правильно отклонены, так как противоречат представленными в материалы дела доказательствами и действующем законодательством.
В представленной Управлением Росреестра по г. Москве копии дела правоустанавливающих документов не содержатся сведения о том, что в границах земельного участка находятся объекты, принадлежащие на праве собственности г. Москве, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти г. Москвы.
Ссылка ОАО "МГТС" о том, что на спорном земельном участке располагается объект недвижимости, принадлежащий последнему; в случае перехода собственности к Заявителю могут быть нарушены его законные права и интересы судом отклонена; доказательств указанного суду не представило.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в действующей в спорный период редакции, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Согласно статье 5 Закона о кадастре, осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета, осуществляющего ведение кадастрового учета на территории г. Москвы, является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что права и законные интересы Заявителя действиями регистрирующего органа, повлекшими за собой отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, нарушены, поскольку Обществом соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявления ОАО "РЖД".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2018 г. по делу N А40-220597/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.