г. Москва |
|
9 декабря 2019 г. |
Дело N А40-7153/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.12.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Красновой С.В., Аталиковой З.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Упаковка" - Митин С.В.- доверен. от 25.01.19г.,Макаренков А.К.- генеральный директор,приказN 16 от 24.06.11г
от Управления Росреестра по Москве - Мацота Н.Э. по доверен. от 26.12.18г.N 23226/18
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Росреестра по Москве и ОАО "Упаковка"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 по делу N А40-7153/19
по заявлению ОАО "Упаковка" (ОГРН: 1027700343857, ИНН: 7724174702)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Упаковка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в форме полученного заявителем сообщения от 09.01.2019 N 77/003/259/2018-194,196,197,198 об отказе государственной регистрации права собственности в ответ на заявление Открытого Акционерного Общества "Производственное объединение "Упаковка" на объекты недвижимого имущества по адресам: г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 4 (кадастровый номер 77:05:0005006:1246); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 3 (кадастровый номер 77:05:0005006:1245); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 1 (кадастровый номер 77:05:0005006:1244); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 6 (кадастровый номер 77:05:0005006:1247); обязании Управления Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Производственное объединение "Упаковка" путем проведения государственной регистрации права собственности ОАО "Производственное объединение "Упаковка" на объекты недвижимого имущества по адресам: г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 4 (кадастровый номер 77:05:0005006:1246); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 3 (кадастровый номер 77:05:0005006:1245); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 1 (кадастровый номер 77:05:0005006:1244); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 6 (кадастровый номер 77:05:0005006:1247) и выдать выписку из ЕГРН о государственной регистрации права собственности в течение пяти рабочих дней с даты поступления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве вступившего в законную силу судебного акта по данному исковому заявлению.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в форме полученного заявителем сообщения от 09.01.2019 N 77/003/259/2018-194,196,197,198 об отказе государственной регистрации права собственности в ответ на заявление Открытого Акционерного Общества "Производственное объединение "Упаковка" на объекты недвижимого имущества по адресам: г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 4 (кадастровый номер 77:05:0005006:1246); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 3 (кадастровый номер 77:05:0005006:1245); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 1 (кадастровый номер 77:05:0005006:1244); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 6 (кадастровый номер 77:05:0005006:1247) и обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "УПАКОВКА" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2019 по делу N А40-7153/19 в обжалуемой части оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, стороны обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Московского округа.
Управление в жалобе просит решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 по делу N А40-7153/19 отменить.
В качестве оснований обоснованности жалобы Управление ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли, что общество не устранило препятствия, послужившие основанием для приостановления гос. регистрации, в представленном плане приватизации отсутствует описание передаваемых в собственность объектов недвижимости (не указаны этажность и площадь объектов), свидетельство, выданное СГУП г. Москвы не является надлежащим документов, подтверждающим ранее возникшее право собственности, общество не были представлены в Управление документы, доказывающие возникновение права собственности на спорное недвижимое имущество на законных основаниях до 17.08.1998, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
Общество в жалобе просит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 по делу N А40-7153/19 отменить. Изменить решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2019 по делу N А40-7153/19 в части: "Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "УПАКОВКА" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке." в соответствии с первоначально заявленными ОАО "УПАКОВКА" требованиями: "Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "УПАКОВКА" путем проведения государственной регистрации его права собственности на объекты недвижимого имущества по адресам: г.Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр.4 (кадастровый N 77:05:0005006:1246); г.Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр.3 (кадастровый N 77:05:0005006:1245); г.Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр.1 (кадастровый N 77:05:0005006:1244); г.Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр.6 (кадастровый N 77:05:0005006:1247).".
В качестве оснований обоснованности жалобы Общество ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, удовлетворяя требования суд первой инстанции не указал способ восстановления нарушенного права заявителя, Управление решение суда не исполняет, ссылаясь на отсутствие в судебном акте конкретных действий, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат изменению.
В ходе судебного рассмотрения кассационных жалоб заявители поддержали доводы своих жалоб, общество представило отзыв.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, 21.09.2018 общество обратилось в Управление с заявлениями N 77/003/259/2018-194; N 77/003/259/2018-196; N 77/003/259/2018-197; N 77/003/259/2018-198 для осуществления государственной регистрации в ЕГРН ранее возникших прав собственности заявителя на объекты недвижимого имущества (нежилые здания) по адресам: г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 4 (кадастровый номер 77:05:0005006:1246); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 3 (кадастровый номер 77:05:0005006:1245); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 1 (кадастровый номер 77:05:0005006:1244); г. Москва, ул. Промышленная, вл. 3, стр. 6 (кадастровый номер 77:05:0005006:1247), приложив к заявлению оригиналы следующих правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества: свидетельство о праве собственности на имущественный комплекс N 1005307 от 08.02.1999, выданное Специализированным государственным унитарным предприятием по продаже государственного и муниципального имущества г. Москвы Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы (далее - "Свидетельство о праве собственности"); утвержденный Комитетом по управлению имуществом г. Москвы План приватизации государственного предприятия "Производственное объединение "Упаковка" (далее - "План приватизации"); распоряжение Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 16.12.1996 N 3769-р "О приватизации Государственного предприятия "Производственное объединение "Упаковка" (далее - "Распоряжение Комитета"); Утвержденный Распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 16.12.1996 N 3769-р "О приватизации Государственного предприятия "Производственное объединение "Упаковка" Акт 1 оценки стоимости зданий и сооружений "Производственное объединение "Упаковка" по состоянию на 1 января 1994 г. (далее - "Акт оценки"), Акт приема-передачи от 27.01.1997 имущества с баланса Государственного предприятия "Производственное объединение "Упаковка" на баланс Открытого акционерного общества "Производственное объединение "Упаковка".
Кроме того, общество также представило в Управление выданные БТИ оригиналы технических паспортов на домовладение N 3 по Промышленной ул., а так же на здания по адресам: г. Москва, ул. Промышленная, д. 3, стр. 1; стр. 3; стр. 4; стр. 6 по состоянию на 19.05.1993.
19.10.2018 Управление сообщило заявителю о том, что не устранены обстоятельства, послужившие причиной для принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав собственности.
Общество с заявлением N 77/005/012/2018-2751 дополнительно представило письмо N 137 от 20.11.2018 (вх. N 171903/2018 от 21.11.2018) с письменными пояснениями незаконности оснований приостановки государственной регистрации прав собственности.
20.11.2018 Управление повторно сообщило обществу о том, что не устранены обстоятельства, послужившие причиной для принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав собственности, а так же о том, что заявителем в нарушение пункта 1, части 3, статьи 21 Закона о регистрации представлена ненадлежащим образом заверенная копия технического паспорта БТИ от 21.06.1993 по состоянию на 19.05.1993.
29.12.2018 общество дополнительно предоставило заинтересованному лицу нотариально удостоверенные копии технических паспортов БТИ по состоянию на 19.05.1993 на домовладение N 3 по Промышленной ул., а так же на здания по адресам: г. Москва, ул. Промышленная, д. 3, стр. 1; стр. 3; стр. 4; стр. 6.
09.01.2019 Управлением Росреестра по Москве было принято решение N 77/003/259/2018-194,196,197,198, об отказе заявителю в проведении государственной регистрации со ссылкой на п. 1.2 ст. 20, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В обоснование отказа в гос. регистрации Управление указало, что согласно сведениям Государственного кадастрового учета объекты недвижимого имущества с адресными ориентирами: ул. Сельскохозяйственная д. 36 стр. 9; стр. 10 являются архивными, в связи с чем не могут являться объектами прав.
Кроме того, Управление указало, что из Перечня основных средств следует, что в состав Филиала ПО "Упаковка" входят, в том числе Бензохранилище (1975 год постройки) и Здание Архива (1935 год постройки), однако какие-либо иные характеристики, в том числе адресные ориентиры, позволяющие идентифицировать объекты недвижимого имущества, в Перечне отсутствуют.
Более того, согласно сведениям, предоставленным ГБУ МосгорБТИ нежилые здания по адресу: ул. Сельскохозяйственная д. 36, стр. 9; стр. 10 учтены с назначением "склад". Нежилое здание по адресу: ул. Сельскохозяйственная д. 36 стр. 9 в адресном реестре объектов недвижимого имущества не зарегистрировано.
Таким образом, Управление пришло к выводу о невозможности однозначно установить тождественность объектов недвижимого имущества права на которые заявлены к регистрации и объектов, указанных в правоустанавливающих документах.
Полагая указанное решение незаконным и не обоснованным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Производственное объединение "Упаковка" было создано в соответствии с "Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01 июля 1994 г.", утвержденными Указом президента РФ от 22.07.1994 N 1535, Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества открытого типа" путем акционирования и приватизации имущества Предприятия и приватизировано оно было как имущественный комплекс, который включал в себя как движимое, так и недвижимое имущество, которое располагалось на территории (земельном участке) Предприятия.
При этом, земельный участок, на котором ранее располагалось Предприятие, был передан обществу в аренду в соответствии с распоряжением префекта Южного административного округа города Москвы от 03.08.2000 г. N 01-41-562.
Согласно сведениям из ЕГРН в настоящее время земельный участок находится в ведении общества на праве аренды согласно договору аренды N М-05-016390 от 20.12.2000. Земельный участок был предоставлен обществу для целей эксплуатации комплекса зданий и сооружений по выпуску упаковочной тары.
В силу статьи 16 Закона РФ от 03.07.1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" (действовавшего на момент приватизации, утратило силу с 21.07.1997), подготовка предприятия к приватизации заключалась в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия.
При этом, п.п. 1 и 2 статьи 132 ГК РФ установлено, что предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения и другие исключительные права.
Согласно п.п. 1.3. и 5.1. "Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации" (далее - "Временные указания"), утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 (действовавшего на момент приватизации, утратило силу с 29.03.2003) был установлен порядок оценки и оформления результатов оценки имущества приватизируемых государственных предприятий, в соответствии с которым оценка имущества предприятия осуществлялась на основе данных по его полной инвентаризации с отражением этой информации в Акте оценки и с последующим утверждением такового Акта распоряжением соответствующего Комитета по управлению имуществом. Пунктом 1.3. Временных указаний было установлено, что инвентаризация проводилась в соответствии с "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов" (письмо Министерства финансов СССР от 30.12.1982 г. N 179).
Пунктом 5 "Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа" (далее -"Положение"), утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 (действовавшего на момент приватизации, а именно в 1996 г., утратило силу с 29.03.2003) было установлено, что величина уставного капитала акционерных обществ, образующихся в соответствии с ним, определяется согласно Временным указаниям, которые были утверждены Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66.
Пунктами 2, 2.4 Временных указаний предусмотрено, что предприятие приватизировалось в виде единого имущественного комплекса, а в состав оцениваемого имущества приватизируемого предприятия включались основные средства, в том числе здания и сооружения находящиеся на территории предприятия. Вместе с этим пунктом 10 указанного Положения так же было установлено, что состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в Акте его оценки, составление передаточного и разделительного балансов не требовалось.
При этом, по форме и содержанию План приватизации и Акт оценки были составлены в строгом соответствии с Типовой формой Плана приватизации и типовой Формой Акта оценки стоимости зданий и сооружений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.08.1992 N 547 (действовавшего на момент приватизации, утратило силу 07.05.2003) "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" (приложением N 2) и Указом Президента РФ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" N 66 от 29.03.1992 (приложение N 1 к Временным указаниям) соответственно. Указание каких-либо иных характеристик (площадь, этажность), кроме тех, что указаны в утвержденных нормативными актами (действовавших на момент приватизации Предприятия) типовых формах Плана приватизации и Акта оценки не предусмотрено.
Более того, План приватизации и его неотъемлемая часть Акт оценки в установленном порядке были утверждены Распоряжением Комитета N 3769-р от 16.12.1996.
Согласно Плану приватизации и Акту оценки Предприятия обществу был передан в собственность имущественный комплекс, который располагался на территории приватизируемого Предприятия по адресу: г. Москва, ул. Промышленная, д. 3, в состав которого входили здания и сооружения, расположенные по адресам г. Москва, ул. Промышленная, дом 3, стр. 1; стр. 3; стр. 4; стр. 6.
При этом, факт расположения недвижимого имущества (зданий) на территории приватизируемого Предприятия подтверждается представленным обществом техническим паспортом БТИ на домовладение N 3 от 1993 года, в котором разделе I в столбце "Наименование владельца" указанно приватизированное предприятие Производственное объединение "Упаковка", в разделе IV в качестве недвижимого имущества расположенного на земельном участке по ул. Промышленная, д. 3 указаны, помимо прочего, стр. 1; стр. 3; стр. 4; стр. 6 Пунктом 4.2. Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29.11.1992 N 66 устанавливалось, что в состав имущества Государственного предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; объекты социально-бытового, социально-культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом было принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности.
Согласно п. 8 "Укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации" Плана приватизации Предприятия приватизации не подлежали детский сад, база отдыха, а так же здания и сооружения на территории филиала по адресам: г. Москва, 1-й Ботанический пр-д, д. 1Б, МО, Пушкинский р-н, пос. Заветы Ильича, ул. Энтузиастов, д. 27 и г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 36, стр. 1-8 соответственно.
Учитывая изложенное, суды установили, что заявленные на государственную регистрацию прав собственности объекты недвижимого имущества в процессе приватизации не были исключены из имущественного комплекса Предприятия как социальные объекты или иные объекты, не подлежащие приватизации в силу ограничений, установленных законодательством о приватизации.
Кроме того, суды установили, что в соответствии с пунктом 1 распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы от 16.11.1998 г. N 497-р "О непрерывности процесса реализации акций СГУП по продаже государственного и муниципального имущества города Москвы" полномочия и обязанности по оформлению свидетельств о правах собственности были возложены на СГУП по продаже государственного и муниципального имущества.
Ранее возникшие у общества права собственности на приватизированное недвижимое имущество удостоверено свидетельством на право собственности N 1005307 выданное 08.02.1999 г. СГУП по продаже государственного и муниципального имущества в установленном законами порядке. Согласно сведениям, содержащимся в свидетельстве на право собственности в разделе "Объект собственности", указано: "Имущественный комплекс по адресу: г. Москва, ул. Промышленная, дом 3, стр. 1, стр. 3, стр. 4, стр. 6, здания площадью 1384.80, 4755.30, 1636.20, 235.90 кв. м" соответственно.
Положениям пункта 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 18-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, при этом государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию обладателей таких прав собственности. Федеральный закон N 122-ФЗ был введен в действие 31.01.1998.
При указанных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что возникшие у общества права собственности на недвижимое имущество согласно статье 69 Закона о регистрации считаются ранее возникшими и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Согласно данным кадастрового учета, содержащихся в публичном доступе, объекты недвижимого имущества, право собственности на которые были заявлены Заявителем к регистрации, имеют следующие описания: 77:05:0005006:1246 - г. Москва, ул. Промышленная, д. 3, стр. 4; общая площадь 1636,2 кв. м, 77:05:0005006:1245 - г. Москва, ул. Промышленная, д. 3, стр. 3; общая площадь 4755,3 кв. м, 77:05:0005006:1244 - г. Москва, ул. Промышленная, д. 3, стр. 1; общая площадь 1384,8 кв. м, 77:05:0005006:1247 - г. Москва, ул. Промышленная, д. 3, стр. 6; общая площадь 235,9 кв. м.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали действия Управления по отказу в государственной регистрации права незаконными, установив, что права на спорные объекты у заявителя возникли на основании сделки по приватизации государственного предприятия.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суды в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, правомерно обязали Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "УПАКОВКА" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке рассмотрев ранее поданные заявления с учетом адресов и местонахождения объектов о регистрации права на которые заявлено обществом и решение по которым фактически не принято.
Ссылка Управления на судебный акт по делу N А440-206246/18 судом кассационной инстанции не принимается, поскольку данная практика относится к делам с иными фактическими обстоятельствами.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб, по которым они не согласны с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 по делу N А40-7153/19 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.