город Москва |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А41-39565/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Станила Е.И., доверенность от 03.04.2019;
от заинтересованных лиц: от Управления Росреестра по Московской области: Дудкина О.В., доверенность от 27.12.2019; от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: Суренская М.Ю., доверенность от 27.01.2020;
от третьих лиц: от ООО "Газпром трансгаз Москва": Егоров С.В., доверенность от 10.09.2019; от Савушкина В.А.: Савушкин В.А., паспорт; от ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург": представитель не явился, извещен;
от Савушкиной Г.В.: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 27 февраля 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьего лица - Савушкина В.А. и Савушкиной Г.В., поданную в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение от 18 июля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 31 октября 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-39565/19
по заявлению ПАО "Газпром"
об оспаривании действий
к Управлению Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
третьи лица: ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", Савушкин В.А.,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Газпром" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление), ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением о признании незаконным действий по исключению из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территорий в отношении 397 магистральных газопроводов ПАО "Газпром", расположенных на территории Московской области, об обязании заинтересованных лиц восстановить в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта, внесенных в ЕГРН в качестве зон с особыми условиями использования территорий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и Савушкин В.А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июля 2019 года заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области требования удовлетворены; в удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра по Московской области требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Савушкин В.А. и Савушкина Г.В. обратились с кассационными жалобами, в которых ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо принять по делу новый судебный акт, Савушкин В.А. просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Савушкина Г.В. просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и Савушкина Г.В., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и Савушкин В.А. поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители заявителя и третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Москва" возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, а производство по кассационной жалобе Савушкиной Г.В. считает подлежащим прекращению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ПАО "Газпром" является собственником объектов газоснабжения - 397 магистральных газопроводов, расположенных на территории Московской области, в отношении которых в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внесены сведения о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов. В частности, в ГКН внесены сведения о зонах с минимальным расстоянием объектов трубопроводного транспорта, указанных в таблице, приведенной судами в обжалуемых судебных актах.
Письмом от 11.02.2019 N 01-46/1357 ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области сообщило заявителю об исключении из ЕГРН сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территорий, установленных в отношении 397 магистральных газопроводов ПАО "Газпром", расположенных на территории Московской области.
Считая указанные действия незаконными, ПАО "Газпром" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон. В частности могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой, зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) и приложения N 1 к данному Закону, опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
Согласно абзацу пятому пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 28, пунктом 4 статьи 32 Федерального закона N 69-ФЗ, пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Из абзаца девятого статьи 2, статьи 28 Федерального закона N 69-ФЗ, в редакции, действовавшей на дату внесения соответствующих сведений в ЕГРН, охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Сводом правил СНиП 2.05.06-85*. Строительные нормы и правила. Магистральные трубопроводы, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30 (далее - СНиП 2.05.06-85*) определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений, и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
СНиП 2.05.06-85* при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016; далее - Обзор N 2 (2016)). Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 Обзора N 2 (2016), строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения подлежат сносу.
Пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), установлено, что настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Подпунктом "е" пункта 3 Правил N 878 определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 Правил N 878, в том числе: строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м (пункт 14 Правил N 878).
Порядок охраны магистральных газопроводов с 20.09.2017 регулируется Правилами охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (далее - Правила N 1083).
Пункт 2 Правил N 1083 устанавливает, что в понятие "магистральный газопровод" включаются: линейная часть магистрального газопровода; компрессорные станции; газоизмерительные станции; газораспределительные станции, узлы и пункты редуцирования газа; станции охлаждения газа; подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа, а пункт 3 Правил устанавливает охранные зоны объектов магистральных газопроводов.
Правила N 1083 возлагают на собственника (или иного законного владельца) земельного участка, на котором расположены объекты магистрального газопровода, ряд обязанностей, а также устанавливают запреты (пункт 4 Правил N 1083) и некоторые ограничения в пользовании земельными участками - в частности, проведение горных, взрывных, строительных, монтажных, мелиоративных земляных, погрузочно-разгрузочных и иных работ и видов деятельности допускается лишь с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод (пункт 6 Правил N 1083).
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Людмилы Владиславовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации").
Таким образом, действовавшим в спорный (до 04.08.2018) период законодательством предусмотрено определение охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
Кроме того, на момент исключения соответствующих сведений и рассмотрения настоящего дела Федеральным законом N 342-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX, согласно которой (пункты 6, 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации) к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что исключение из ЕГРН вышеуказанных сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территорий, установленных в отношении 397 магистральных газопроводов ПАО "Газпром", расположенных на территории Московской области, не соответствует публичным интересам, требованиям указанных нормативных актов.
Согласно пункту 1 приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" (в редакции от 01.01.2017), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в части: внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования.
В связи с изложенным, суды обоснованно заключили, что заявленные к Управлению Росреестра по Московской области требования не подлежали удовлетворению.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом N 218-ФЗ.
Статьей 71.1 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что до 01.09.2019 в реестр границ наряду со сведениями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, также вносятся сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
При этом в реестр границ в отношении сведений о местоположении указанных границ минимальных расстояний вносятся сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 и 6 части 1 статьи 10 Федерального закона N 218-ФЗ применительно к зонам с особыми условиями использования территорий (часть 1 статьи 71.1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Для внесения сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в реестр границ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, утвердивший описание местоположения границ указанных минимальных расстояний и перечень координат характерных точек этих границ, в срок не более чем пять рабочих дней со дня их утверждения направляет данные описание и перечень координат в орган регистрации прав. Внесение указанных сведений в реестр границ осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2 статьи 71.1 Федерального закона N 218-ФЗ).
При поступлении от уполномоченного органа государственной власти решения об установлении зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне орган регистрации прав одновременно с внесением сведений о такой зоне исключает из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах минимальных расстояний до данных трубопроводов, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с частью 1 статьи Федерального закона (часть 3 статьи 71.1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 2 статьи 7, частью 1 статьи 10 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено внесение в реестр ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Структура сведений и правила внесения записей в реестр границ о зоне с особыми условиями использования территорий определены разделом V Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок N 943).
В действующем законодательстве отсутствуют положения, предусматривающие необходимость принятия специального (отдельного) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления для установления зон вокруг промышленных зон, объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 33 Федерального закона N 218-ФЗ, документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, могут быть представлены в орган регистрации заинтересованным лицом, в том числе правообладателем объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых, устанавливаются соответствующие зоны.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
По смыслу статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ и приложения N 1 к указанному Закону, магистральный нефтепровод является опасным производственным объектом.
Согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, утвержденному приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - СП 36.13330.2012), расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 СП 36.13330.2012.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень N 1047-р).
Помимо охранных зон, в целях обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий СП 36.13330.2012 (таблица 5 СП 36.13330.2012) установлены минимальные расстояния от газораспределительных станций, в пределах которых запрещено строительство.
В соответствии с пунктом 7.16 СП 36.13330.2012, расстояния от КС, ГРС, НПС, ПС до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений следует принимать в зависимости от класса и диаметра газопровода и категории НПС, ПС и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 5 СП 36.13330.2012.
Таким образом, охранная зона магистральных газопроводов устанавливается для исключения возможности повреждения объектов, являющихся составной частью трубопроводов, а соблюдение особого режима использования земельных участков в пределах минимальных расстояний от них обусловлено совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции).
Пунктом 40 Перечня N 1047-р предусмотрено, что применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент N 384-ФЗ) подлежат следующие части СНиП 2.05.06-85*: разделы 1, 2, 3 (пункты 3.1 - 3.15, 3.18 - 3.23, 3.25, 3.27), 4 (пункты 4.1, 4.2, 4.4 - 4.22), 6 (пункты 6.1 - 6.7, 6.9 - 6.31*, 6.34* - 6.37), 7-10, 12 (пункты 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19, 12.20, 12.30 - 12.33*, 12.35*).
В силу статей 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; обязаны соблюдать при использовании земельных участков вышеуказанные требования.
В этой связи на основании пункта 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов", при рассмотрении соответствующими органами ходатайств о предоставлении земельных участков для указанных целей места расположения объектов строительства должны предварительно согласовываться с предприятиями (организациями), эксплуатирующими трубопроводы.
На основании статьи 32 Федерального закона N 69-ФЗ, здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В части 18 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ закреплены основания, по которым такие зоны могут быть исключены из ЕГРП, к ним относится истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта.
Таким образом, действующее законодательство прямо установило основания для исключения имеющихся записей в ЕГРП.
Установив, что спорные сведения были внесены в ЕГРН в силу приведенных выше нормативных актов в области регулирования технической безопасности, наличие данных сведений позволяет иным лицам (владельцам земельных участков) определиться с порядком использования такого земельного участка с учетом ограничений, то есть в соответствии с требованиями законодательства, необходимость внесения таких сведений законодательно закреплена в статье 71.1 Федерального закона N 218-ФЗ (введенной Федеральным законом N 342-ФЗ) предусмотрено, при этом отсутствуют доказательства наличия оснований для исключения этих сведений из ЕГРП в порядке части 18 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ, применения положений части 1 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, суды пришли к правомерным выводам об обоснованности требований заявителя, поскольку отсутствие данных сведений нарушает права как сособственников (пользователей) трубопроводов, так и собственников (пользователей) земельных участков на которых или рядом с которым проходится такой трубопровод.
Доводы заинтересованного лица относительно наличия оснований для исключения спорных сведений, мотивированные позицией, отраженной в пункте 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 08.10.2018 N ДК-П9-182пр (далее - Протокол N ДК-П9-182пр), правомерно отклонены судами исходя из следующего.
Пунктом 7 Протокола N ДК-П9-182пр рекомендовано Минстрою России (Якушеву В.В.) с учетом состоявшегося обсуждения взнести в установленном порядке необходимые изменения к СП 36.13330.2012 и СНиП 2.05.06-85* (далее - изменения) и до 19.10.2018 представить утвержденную редакцию изменений в Правительство Российской Федерации с проектом распоряжения Правительства Российской Федерации о вступлении указанных изменений в силу с 01.11.2018. При этом в пункте 9 Протокола N ДК-П9-182пр Росреестру рекомендовано провести инвентаризацию содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий и обеспечить исключение ранее внесенных сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов в случае их необоснованного внесения в качестве зон с особыми условиями использования территорий. В этой связи суды обоснованно отметили, что Протокол N ДК-П9-182пр прямо говорит о том, что подлежат исключению только те зоны, которые необоснованно внесены в ЕГРП, при этом следует учитывать, что такое исключение должно быть произведено в соответствии с частью 18 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ. Между тем, суды заключили, что заинтересованным лицом не доказано наличие оснований для применения при исключении сведений части 18 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ.
Как обоснованно заключили суды, оснований полагать нарушение прав и законных интересов отсутствующим не имеется, так как оставление этих сведений в ЕГРН направлено на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах, в том числе о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения, в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, заинтересованность заявителя обусловлена принадлежностью ему на праве собственности опасного объекта.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
Суды также обоснованно исходили из того, что сведения о границах зон минимальных расстояний до принадлежащих заявителю объектов газоснабжения внесены в ЕГРН обоснованно, доказательств обратного ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области в материалы дела не представлено, и из того, что перечисленные в части 18 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ основания для исключения соответствующих сведений из ЕГРН в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Согласно части 1 статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы, для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что такое право обусловлено, в первую очередь, фактом наличия нарушенного права или охраняемого законом интереса.
При этом из текста обжалуемых судебных актов не усматривается, что они приняты о правах и обязанностях Савушкиной Г.В., никаких обязанностей на заявителя жалобы судебными актами по настоящему делу не возложено, данными судебными актами непосредственно не затрагиваются ее права и обязанности.
При указанных обстоятельствах производство по кассационной жалобе Савушкиной Г.В. подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по кассационной жалобе Савушкиной Г.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 18 июля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2019 года по делу N А41-39565/19 прекратить.
Возвратить Савушкиной Галине Викторовне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) рублей, перечисленную по чек-ордеру от 31.12.2019.
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 июля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2019 года по делу N А41-39565/19 оставить без изменения, кассационные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и Савушкина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также обоснованно исходили из того, что сведения о границах зон минимальных расстояний до принадлежащих заявителю объектов газоснабжения внесены в ЕГРН обоснованно, доказательств обратного ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области в материалы дела не представлено, и из того, что перечисленные в части 18 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ основания для исключения соответствующих сведений из ЕГРН в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
...
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы, для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2020 г. N Ф05-25893/19 по делу N А41-39565/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13240/20
30.06.2020 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25893/19
05.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25893/19
31.10.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18539/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-39565/19