Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае
"Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2015 году"
Введение
Охрана семьи, материнства и детства имеют приоритетное значение в государственной политике Российской Федерации, о чем свидетельствует направленность ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Подготовка Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный) ежегодного доклада о своей деятельности, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей предусмотрена пунктом 4 статьи 9 Закона Краснодарского края от 26 июня 2002 года N 498-КЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае". Его предоставление главе администрации (губернатору) Краснодарского края и председателю Законодательного Собрания Краснодарского края является важным элементом механизма контроля над соблюдением и восстановлением нарушенных прав детей.
Тринадцатый ежегодный доклад по итогам 2015 года основан на изучении:
- анализа и обобщения письменных и устных обращений граждан;
- информационно-аналитических материалов и документов, представленных по запросу Уполномоченного государственными органами, органами местного самоуправления;
- данных официальной статистики;
- публикаций по проблемам детства в средствах массовой информации;
- сведений, полученных Уполномоченным в ходе его работы в составе различных координационных и совещательных органов, участия в совещаниях, встречах, конференциях, "круглых столах", на которых обсуждались отдельные вопросы защиты прав и интересов детей, деятельности общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае.
Доклад содержит информацию о деятельности Уполномоченного, его наблюдении, обобщенных данных, полученных в результате осуществления своих полномочий по всем направлениям, и ставит своей задачей предоставить анализ соблюдения прав и законных интересов детей в Краснодарском крае в основных сферах их жизнедеятельности, не подменяя доклад о положении детей в Краснодарском крае. В целях сохранения конфиденциальности фамилии и имена граждан, обратившихся к Уполномоченному, заменены заглавными буквами.
Доклад состоит из введения, 3-х разделов и заключения.
В первом разделе содержится информация об основных направлениях и результатах деятельности Уполномоченного.
Второй раздел посвящен анализу обращений граждан, поступивших Уполномоченному в отчетном году, на основании которого обозначены проблемные вопросы в области детства.
В третьем разделе представлен анализ соблюдения прав детей в основных сферах жизнедеятельности в Краснодарском крае, отражены проблемы реализации прав и законных интересов детей, о которых стало известно Уполномоченному в ходе деятельности. Особое внимание уделено обеспечению прав и законных интересов детей из групп, наиболее уязвимых с точки зрения возможности нарушения их прав, а также вопросам профилактики преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
В заключении доклада содержатся выводы, предложения и рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края по совершенствованию механизмов обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в крае с учетом сложившейся ситуации и первоочередных задач в области детства.
Уполномоченный выражает благодарность всем руководителям государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления, депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края, общественным организациям и другим заинтересованным лицам за предоставление достоверных информационно-аналитических материалов, за конструктивное сотрудничество и содействие в осуществлении возложенных на Уполномоченного задач, дорожит сложившимися партнерскими отношениям и надеется на дальнейшую плодотворную работу.
Заключение
Подводя итоги 2015 года с точки зрения соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, необходимо отметить, что органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации была продолжена целенаправленная работа по улучшению положения детей и семей с детьми, в основу которой положен принцип наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних.
Несмотря на выявленные факты нарушений прав детей, Уполномоченный считает, что действующее законодательство в области защиты прав детей исполняется и в целом оценивает ситуацию по соблюдению их прав и законных интересов в Краснодарском крае в 2015 году как удовлетворительную. Вместе с тем считает, что по отдельным вопросам требуется дополнительный анализ и принятие мер по обеспечению прав и интересов детей, в связи с этим, его работа по этим направлениям будет продолжена в 2016 году.
Безусловно, проводимая в крае политика требует последовательного системного продолжения, а механизмы защиты прав детей - дальнейшего совершенствования. Уполномоченный готов активно участвовать в этом процессе, не только помогая в реализации и защите прав конкретного ребенка, но и способствуя происходящим в Краснодарском крае глубинным преобразованиям в интересах детства.
С этой целью в соответствии со статьей 9 Закона Краснодарского края от 26 июня 2002 года N 498-КЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае", Уполномоченный рекомендует:
I. В целях обеспечения права ребенка на жизнь
1. Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований Краснодарского края:
- определить порядок межведомственного взаимодействия по профилактике насилия над детьми, а также по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия;
- обеспечить проведение просветительской и разъяснительной работы с законными представителями об ответственности за воспитание и защиту прав и сохранение жизни детей.
2. Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
- осуществлять на постоянной основе правовое просвещение родителей о деятельности служб и учреждений, оказывающих различные виды помощи детям и семьям, об ответственности за жестокое обращение с детьми и насилие над ними, о повышении ответственности детей за свою безопасность;
- проводить обучение родителей и специалистов, работающих с детьми, навыкам распознавания суицидального поведения у несовершеннолетних, выявления детей, ставших жертвами жестокого обращения и насилия, в том числе сексуального характера;
- обеспечивать повышение уровня профессиональной квалификации школьных психологов с целью оказания психологической помощи детям, склонным к суициду, ставшим жертвами сексуального насилия, сексуальной эксплуатации, а также детям совершившим преступление;
- обеспечивать оказание своевременной комплексной психологической помощи детям, склонным к суициду, ставшим жертвами сексуального насилия, сексуальной эксплуатации, а также детям совершившим преступление;
- уделить особое внимание просветительской деятельности среди детей и родителей по вопросам безопасности дорожного движения, правил поведения на водоемах; по повышению ответственности родителей за безопасность детей на дорогах, у водоемов; по формированию у детей правил безопасности на этих объектах повышенной опасности.
3. Министерству труда и социального развития Краснодарского края:
- рассмотреть вопрос о создании специализированного учреждения или отделения по реабилитации несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений против их половой свободы и неприкосновенности;
4. Министерству труда и социального развития Краснодарского края и департаменту информационной политики Краснодарского края:
- обеспечить продвижение таких ценностных понятий как семья, ответственное родительство, нетерпимость ко всем формам жестокости, насилия, в том числе сексуального, а также телесного наказания детей.
5. ГУ МВД России по Краснодарскому краю:
- обеспечить условия, соответствующие стандартам содержания улично-дорожной сети в местах нахождения учреждений для детей: наличие дорожных знаков, стационарного электрического освещения, искусственных неровностей пешеходных ограждений и тротуаров;
- проводить во взаимодействии с образовательными учреждениями разъяснительную работу с родителями по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, ответственности родителей за безопасность детей при их передвижении в автотранспортных средствах.
II. В целях реализации права ребенка жить и воспитываться в семье
1. Органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- обеспечить внедрение новых технологий раннего выявления неблагополучия в семьях и эффективного межведомственного взаимодействия всех заинтересованных структур;
- совершенствовать механизмы выявления неблагополучия в семьях и организации соответствующей профилактической работы с ними;
- разработать механизм межведомственного взаимодействия по реабилитации и (или) сопровождению семей, в которых родители (родитель) ограничены в родительских правах, с целью принятия действенных мер, направленных на отмену ограничения в родительских правах и восстановление кровной семьи;
- принимать меры по лишению в родительских правах граждан только в качестве крайней меры, в случае виновного характера их поведения;
- обеспечить проведение целенаправленной профилактической работы с семьями, родители которых восстановлены в родительских правах, либо с которых снято ограничение в родительских правах.
2. Департаменту информационной политики Краснодарского края:
- проводить информационно-разъяснительную работу по формированию в общественном сознании позитивного отношения к семье, матери, семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- привлекать внимание общественности к проблемам детского и семейного неблагополучия.
III. В целях обеспечения прав ребенка на образование
1. Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
- продолжить работу по формированию благоприятной образовательной среды, снижению количества конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, исключить факты физического и психологического воздействия в отношении обучающихся и воспитанников;
- принять меры, направленные на обеспечение учащихся и воспитанников образовательных организаций качественной психологической помощью;
- принять меры, направленные на обязательное оказание первичной медико-санитарной помощи воспитанникам и обучающимся, своевременное информирование родителей (законных представителей) детей о травмах и иных ситуациях.
2. Руководителям муниципальных органов управления образования и образовательных учреждений:
- обеспечить психологическое сопровождение и психологическую поддержку деятельности классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей;
- акцентировать внимание педагогов на недопустимость нарушения прав детей в образовательных организациях, в том числе права на уважение личности ребенка, его человеческого достоинства;
- продолжить практику введения института школьных уполномоченных по правам участников образовательного процесса в муниципальных образованиях;
- продолжить развитие служб школьной медиации.
IV. В целях обеспечения прав ребенка на охрану здоровья и получение медицинской помощи
1. Министерству здравоохранения Краснодарского края
- продолжить оказание организационно-методической помощи медицинским организациям, находящимся в ведении министерства здравоохранения Краснодарского края и медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления в Краснодарском крае, в вопросах организации медицинской помощи детям;
- продолжить мониторинг обеспечения льготными лекарственными препаратами детского населения Краснодарского края".
2. Руководителям медицинских организаций:
- усилить контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при проведении вакцинопрофилактики детей, продолжить санитарно-просветительскую работу о преимуществах иммунопрофилактики детского населения;
- акцентировать внимание медицинских работников на неукоснительном соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;
- усилить внутренний контроль качества медицинской помощи.
V. В целях реализации права ребенка на общение с отдельно проживающим родителем и близкими родственниками
1. Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Главному Управлению внутренних дел России по Краснодарскому краю, территориальным комиссиям по делам несовершеннолетних:
- разработать единый алгоритм действий по применению ч. 2, 3 статьи 5.35 КоАП РФ по привлечению к ответственности родителей, злоупотребляющих своими правами;
- проанализировать практику применения ч. 2 статьи 79 СК РФ в части временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам.
VI. В целях реализации права ребенка на получение содержания от родителей
1. Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю:
- усилить контроль над исполнительными производствами, касающимися имущественных прав несовершеннолетних, реализации их прав на получение содержания от родителей;
- изучить опыт других субъектов РФ по созданию специализированных отделов судебных приставов, исполняющих обязанности только по взысканию долгов по алиментам, с целью внедрения в практику работы на территории Краснодарского края.
VII. В целях обеспечения прав детей на оздоровление и отдых
1. Министерству труда и социального развития Краснодарского края:
- рекомендовать руководителям организаций, предоставляющих услуги по оздоровлению и отдыху детей, рассмотреть возможность привлечения педагогических отрядов вузов и профильных организаций среднего профессионального образования Краснодарского края к работе в здравницах в качестве вожатых (воспитателей);
- обратить внимание руководителей оздоровительных организаций на необходимость неукоснительного соблюдения требований законодательства к наличию у специалистов, работающих с детьми, педагогического образования, соответствующих документов, отсутствию судимости.
2. Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
- рассмотреть возможность возобновления практики подготовки студенческих педагогических отрядов для работы в организациях оздоровления и отдыха несовершеннолетних.
VIII. В целях обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
- продолжить проведение мероприятий по созданию доступной среды для детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях.
2. Министерствам образования, науки и молодежной политики, здравоохранения, труда и социального развития Краснодарского края:
- наладить межведомственное взаимодействие в целях оказания ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с РАС;
- продолжить развитие сотрудничества с общественными объединениями, созданными родителями, воспитывающими детей с РАС, а также некоммерческими организациями, оказывающими услуги семьям с детьми с РАС;
- продолжить работу по повышению квалификации специалистов (либо уровня профессиональной компетентности), оказывающих комплексную помощь детям с РАС и семьях, их воспитывающим
3. Министерству труда и социального развития и ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ:
- рассмотреть возможность заключения соглашения о взаимообмене информацией о детях-инвалидах, получающих путевки на санаторно-курортное лечение;
- предусматривать в техническом задании на приобретение услуг по санаторно-курортному лечению требования о создании в здравнице безбарьерной среды для детей-инвалидов, обратив особое внимание на категорию инвалидов-колясочников.
IХ. В целях обеспечения прав детей, находящихся в местах принудительного содержания
1. УФСИН России по Краснодарскому краю:
- выйти с инициативой к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о заключении межведомственного соглашения по вопросам обеспечения права на образование несовершеннолетних, находящихся в пенитенциарных учреждениях (включая обмен информацией), аттестацию педагогических кадров, лицензирование образовательных организаций, обеспечение необходимой учебной литературой и др.
Х. В целях обеспечения прав детей на защиту от информации, наносящей вред их здоровью и развитию
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края:
- разработать комплекс мероприятий, направленных на правовое просвещение несовершеннолетних, их законных представителей в области медиабезопасности несовершеннолетних.
2. Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
- организовать в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального и высшего образования проведение семинаров, конференций с обучающимися и родителями по вопросам медиабезопасности несовершеннолетних с привлечением специалистов Роскомнадзора, Роспотребнадзора и др;
- предусмотреть в системе повышения квалификации работников образования обучение вопросам обеспечения защиты несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.
ХI. В целях профилактики правонарушения и преступлений несовершеннолетних
1. Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
- принять дополнительные меры в образовательных организациях (школах, вузах, колледжах) по повышению эффективности профилактической работы с обучающимися, обеспечению их досуга и занятости, определить, какие механизмы не задействованы и не используются в работе с этой категорией подростков.
Уполномоченный по правам |
Т.Ф. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае "Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае в 2015 году"
Текст доклада официально опубликован не был