На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила) в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 24/24 от 16.01.2024 г., Инспекция Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:,
членов Инспекции:
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителей:
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Сакмарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Сергея Панова" -
Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" -
НАО "Оренбургоблгрпажданстрой" -
проведя внеплановую проверку по обращению НАО "Оренбургоблгражданстрой", содержащему доводы о возможном нарушении Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Сакмарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Сергея Панова" законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение капитального ремонта здания МБОУ "Сакмарская СОШ" по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с.Сакмара, ул. Советская, 20 (номер извещения N 0853500000323011783),
УСТАНОВИЛА:
12.01.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение НАО "Оренбургоблгражданстрой" (далее - Заявитель), содержащее доводы о возможном нарушении Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Сакмарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Сергея Панова" (далее - Заказчик) законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение капитального ремонта здания МБОУ "Сакмарская СОШ" по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Сакмара, ул. Советская, 20 (номер извещения 0853500000323011783).
Уведомлением от 16.01.2024 N ИБ/214/24, от 19.01.2024 г. N ИБ/287/24 Заявителю, Заказчику предложено представить письменные пояснения по существу заявленных доводов с приложением подтверждающих позицию документов, а также принять участие в заседании Инспекции по рассмотрению настоящего обращения.
Присутствующий на заседании Инспекции представитель Заявителя, поддержал доводы обращения, пояснив, что Заказчиком при проведении закупки были допущены нарушения. Так, Заявитель полагает, что в нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.03.2023 г. N 348 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году", Заказчиком в проекте контракта не предусмотрена выплата аванса. Кроме того, имеются разночтения между извещением и проектом контракта (п. 3.4) в части установления обеспечения гарантийных обязательств. Заказчиком при изложении п. 6.1 контракта допущены нарушения п. 48 Постановления Правительства РФ от 29.06.2023 г. N 1066 "О типовых условиях контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства". Представитель Заявителя также указал, что по условиям проектной документации (в том числе сметной документации) при выполнении работ поставляется товар, который заказчик принимает к бухучету: видеокамеры, видеорегистратор, монитор, клавиатура, мышь компьютерная, между тем Заказчик не выделил такие товары в категорию "поставляемые товары", что затрудняет подготовку заявки на участие в конкурсе. При этом, представитель Заявителя пояснил, что заявку на участие в закупке не подавал, ввиду указанных нарушений, соответствующий опыт для участия в указанной закупке у Заявителя имеется.
Представитель Заказчика доводы представителя Заявителя просил признать необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с п. 3.3.3 раздела 3 Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области от 25 января 2023 года N 53640000-1-2022-009 (далее - Соглашение), субсидия перечисляется только по факту полного выполнения работ и/или отдельного этапа исполнения работ. Заказчик на основании п. 4.4.1. Соглашения производил устные запросы в Министерство образования Оренбургской области о возможности установления аванса перед подготовкой извещения и публикацией, но получил отрицательный ответ. В связи с чем выплата аванса не была предусмотрена. Учитывая, что в извещении обеспечение исполнения гарантийных обязательств не предусмотрено, соответственно, по мнению представителя Заказчика, обязательств по его предоставлению, несмотря на требование п. 3.4 проекта контракта, у Подрядчика не возникает. Срок исполнения контракта указан в соответствии с положениями п. 1-3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ, п. 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, писем Минфина России N 24-03-07/58931 от 20.08.2018 г., N 24-06-06/43240 от 12.05.2022 г., ч. 1 ст. 94, п. 6 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с положениями п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, является надлежащим исполнением требований пп. 1-3 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 настоящего Закона. Как пояснил представитель Заказчика, в приложении N 1 "Техническое задание" к проекту контракта, предусмотрена возможность предложения эквивалентного товара, указанному в проектной документации и смете, а согласно требованиям файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению, требования к участникам закупки" установлено, что в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства заявка состоит из второй и третьей частей. В этом случае требования к содержанию первой части заявки не применяются. Материальные запасы (товары), используемые при выполнении работ, не передаются Заказчику по товарной накладной или акту передачи и не применяются к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.1.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Представитель Уполномоченного органа поддержал позицию представителя Заказчика, просил доводы Заявителя признать несостоятельными по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Дополнительно Уполномоченный орган обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то обстоятельство, что Заявитель заявку на участие в закупке, а также запрос о разъяснении положений извещения не подавал, следовательно, его права и законные интересы не нарушены.
В ходе изучения представленных материалов дела, заслушивания позиций сторон, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
26.12.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на Капитальный ремонт здания МБОУ "Сакмарская СОШ" по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с.Сакмара, ул. Советская, 20 (номер извещения N 0853500000323011783).
Начальная максимальная цена контракта составляет 130 262 290,00 рублей.
В соответствии с извещением датой и временем окончания срока подачи заявок является 16.01.2024 г. 09 ч. 00 мин.
Закупка осуществлялась при содействии Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", являющегося Уполномоченным органом в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Оренбургской области с Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2016 г. N 1010-п (далее - Порядок).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, установлен перечень информации, которая должна быть указана в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
На основании п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 64.1 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика до 31 декабря 2024 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта. Положения настоящей части не применяются, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
Из положений ч.1 ст. 34, ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, следует, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем (иным участником) в соответствии с извещением, размещенным проектом контракта и сведениями, содержащимися в заявке данного участника закупки.
Материалами дела подтверждается, что в извещении об осуществлении закупки в разделе "Обеспечение гарантийных обязательств" обеспечение гарантийных обязательств не требуется, при этом, согласно п. 3.4 проекта контракта, приемка выполненных работ Заказчиком осуществляется только после предоставления Подрядчиком платежного поручения (или независимой гарантии) подтверждающего факт перечисления денежных средств, предоставляемых в качестве обеспечения гарантийных обязательств или независимой гарантии в порядке и в сроки, которые установлены в настоящем контракте.
Таким образом, извещение и проект контракта содержат недопустимые противоречия в части установления требования обеспечения гарантийных обязательств, что является нарушением ч.2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Установлено, что в Единой информационной системе размещен в том числе файл "Описание объекта закупки.docx", согласно которому, в качестве значения характеристик товаров, работ, услуг указано - "описание объекта закупки прикладывается отдельным файлом". При этом, наименование данного файла отсутствует, что может ввести участников закупки в заблуждение при подготовке заявки на участие в закупке и свидетельствует о несоблюдении требований ст. 7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.03.2023 г. N 348 Постановления Правительства РФ от 06.03.2023 N 348 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году", Правительство постановило установить, что в 2023 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета (далее - получатели средств федерального бюджета) предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, авансовые платежи в размере от 30 до 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
В случае если исполнение договора (государственного контракта), указанного в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в 2023 году и последующих годах и соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета, недостаточно для выплаты авансового платежа в текущем финансовом году, в договоре (государственном контракте) предусматривается условие о выплате части такого авансового платежа в оставшемся размере не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме ранее выплаченного авансового платежа.
В соответствии с положениями ст. 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казначейскому сопровождению в соответствии с пунктом 5 статьи 242.23 настоящего Кодекса подлежат, в т.ч., средства, получаемые (полученные) участниками казначейского сопровождения, в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (включая средства, указанные в абзаце четвертом подпункта 1 статьи 242.27 настоящего Кодекса).
В соответствии с п. 4.4 проекта контракта установлено, что аванс по настоящему контракту не предусмотрен.
С учетом вышеуказанных положений, а также пояснений представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Инспекция Оренбургского УФАС России в установленном Заказчиком положении проекта контракта нарушений Закона о контрактной системе не усматривает.
Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
В соответствии с положениями п. 48 Постановления Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066 "О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства", контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с положениями п. 6.1 проекта контракта, настоящий контракт вступает в силу с момента подписания контракта и действует до 30 июня 2025 г.,
Данное обстоятельство свидетельствует о неприменении Заказчиком п. 48 Постановления Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066 "О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства", что является нарушением ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 15, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сакмарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Сергея Панова" нарушившим положения ст. 7, ч.2.2 ст. 96, ч.11 ст. 34 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение капитального ремонта здания МБОУ "Сакмарская СОШ" по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с.Сакмара, ул. Советская, 20 (номер извещения 0853500000323011783).
2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 января 2024 г. N 056/10/99-39/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024