г. Челябинск |
Дело N А07-6160/1997 |
31 мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Столяренко Г.М.,
судей Матвеевой С.В., Серковой З.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Можаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" Акимовой Эльвиры Раисовны
на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2010
по делу N А07-6160/1997 (судьи Давлетова И.Р., Султанов В.И., Гаврикова Р.А.),
при участии: от государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" - Сорокина Р.Ф. (доверенность от 01.03.2010),
от Федеральной налоговой службы - Сафиной Д.Д. (доверенность от 29.06.2009),
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" (далее - ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод") обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об урегулировании разногласий по порядку формирования реестра требований кредиторов ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" (далее также - должник).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2010 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, конкурсный управляющий ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда отменить, рассмотреть по существу заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции необоснованно отказал в урегулировании разногласий между Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России, уполномоченный орган) и конкурсным управляющим и неправильно применил нормы материального права в части вывода о том, что не изменилась правовая природа требований, включенных в реестр требований кредиторов должника, в связи с переходом к рассмотрению дела о банкротстве по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
ФНС России в отзыве на апелляционную жалобу указала на то, что считает выводы суда относительно порядка формирования реестра требований кредиторов должника верными. По мнению уполномоченного органа, при переходе к рассмотрению дела о банкротстве по правилам Закона о банкротстве, требование об уплате обязательных платежей, ранее учитывавшееся в четвертой очереди реестра требований кредиторов должника в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 1998 г.), должно учитываться в третьей очереди реестра требований кредиторов ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание конкурсный управляющий, представители конкурсных кредиторов не явились.
С учетом мнений представителей должника, ФНС России, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель должника поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, представитель уполномоченного органа - доводы отзыва на нее, просили разрешить разногласия по существу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.09.1997 в отношении ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" введена процедура банкротства - наблюдение.
28.02.2005 в отношении должника открыто конкурсное производство, которое осуществлялось в соответствии с Законом о банкротстве N 6-ФЗ. Определением суда от 25.11.2008 конкурсным управляющим должником утверждена Акимова Эльвира Раисовна (далее - Акимова Э.Р.).
Требование ФНС России по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в сумме 230 000 340 руб. включено арбитражным управляющим в четвертую очередь реестра требований кредиторов должника (л.д. 38-53).
Определением суда от 22.09.2009 на основании п. 6 ст. 233 Закона о банкротстве удовлетворено ходатайство ФНС России о переходе к рассмотрению дела о банкротстве ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве.
15.01.2010 состоялось собрание кредиторов должника, на котором рассматривался отчет конкурсного управляющего о своей деятельности за декабрь 2009 г. и вопрос о продлении срока конкурсного производства.
На данном собрании присутствовали представитель уполномоченного органа без права голоса, представитель одного из конкурсных кредиторов - закрытого акционерного общества "Стерлитамакский машиностроительный завод" с числом голосов 30 496 790,12 (л.д. 64-67).
Как следует из протокола собрания кредиторов, решения по вопросам, включенным в повестку дня, приняты, вместе с тем отмечено, что в связи с отсутствием надлежащим образом сформированного реестра требований кредиторов определить наличие/отсутствие кворума невозможно.
Конкурсный управляющий, ссылаясь на наличие разногласий между ним и уполномоченным органом в части формирования реестра требований кредиторов в связи с переходом к рассмотрению дела о банкротстве ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению арбитражного управляющего, изложенному в заявлении, требование ФНС России, ранее отраженное в четвертой очереди реестра требований кредиторов должника, при рассмотрении дела о банкротстве по правилам Закона о банкротстве, должно быть отнесено к текущим платежам, так как обязанность по уплате обязательных платежей возникла у ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" после принятия судом к производству заявления о признании должника банкротом. В обоснование данной позиции конкурсный управляющий сослался на ст. 5, 137 Закона о банкротстве. Просил исключить требование ФНС России из реестра требований кредиторов, сформированного в соответствии с Законом о банкротстве 1998 г., требование ФНС России в сумме 230 000 340 руб. перевести во внеочередные платежи в соответствии с Законом о банкротстве.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, при этом указал, что изменение правовой природы требований в связи с переходом к рассмотрению дела о банкротстве по правилам Закона о банкротстве не предусмотрено, задолженность, включенная в реестр требований кредиторов в порядке, установленном Законом о банкротстве 1998 г., остается реестровой задолженностью, а правила о текущих платежах, регламентированные ст. 5 Закона о банкротстве, распространяются только на те платежи, которые возникли после перехода к рассмотрению дела по новому закону.
Суд апелляционной инстанции полагает данные выводы суда верными, основанными на материалах дела и законе.
Часть 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 233 Закона о банкротстве он применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления его в силу. По делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу настоящего Федерального закона до момента завершения процедуры банкротства (внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения), введенной до вступления настоящего Федерального закона в силу, применяются нормы Закона о банкротстве 1998 г.
Пунктом 6 ст. 233 Закона о банкротстве установлено, что с 01.07.2009 при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве, производство по которому возбуждено до дня вступления в силу Закона о банкротстве, о переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным Законом о банкротстве, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве.
Таким образом, Законом о банкротстве установлено, что рассмотрение дела о банкротстве по новым правилам осуществляется лишь с момента удовлетворения соответствующего ходатайства лица, участвующего в деле, то есть вынесения судом определения.
На момент формирования реестра требований кредиторов ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" включение в него требований кредиторов и уполномоченных органов осуществлялось арбитражным управляющим в соответствии с порядком, определенным Законом о банкротстве 1998 г.
К требованиям, которые подлежат удовлетворению в четвертую очередь, Закон о банкротстве 1998 г. относил требования налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (п. 2 ст. 106, п. 2 ст. 110 Закона). В составе четвертой очереди учитывалась задолженность (недоимка), образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также задолженность, возникшая в ходе производства по делу о банкротстве должника до момента принятия решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства, если она не была погашена.
Согласно реестру требований кредиторов ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" задолженность по обязательным платежам на дату включения требования в реестр (01.07.2005) составила 303 814 270 руб. 20 коп. Основанием для включения требования в реестр указано требование уполномоченного органа от 12.04.2005 N 0011-0309/4184. В ходе процедуры конкурсного производства задолженность по обязательным платежам была частично погашена, и на 31.12.2009 ее размер составил 230 000 340 руб.
В соответствии с Законом о банкротстве требование по обязательным платежам удовлетворяется в третью очередь наряду с требованиями других конкурсных кредиторов по денежным обязательствам должника (п. 4 ст. 134, ст. 137 Закона). При этом, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.
Суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным довод конкурсного управляющего о том, что требование ФНС России об уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в силу вышеуказанной нормы должно быть отнесено к текущим платежам.
Закон о банкротстве, устанавливающий возможность перехода к рассмотрению дела о банкротстве, производство по которому возбуждено до дня вступления его в силу, к процедурам, применяемым в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве, не предусматривает право и не закрепляет обязанность арбитражного управляющего по изменению реестра требований кредиторов, в том числе в части исключения из него требований кредиторов.
Переход к рассмотрению дела о банкротстве по правилам, установленным Законом о банкротстве, не влечет за собой проверку обоснованности требований кредиторов, включенных в реестр арбитражным управляющим в порядке, установленном Законом о банкротстве 1998 г., равно как и иную их квалификацию.
Закон о банкротстве 1998 г., так же как и Закон о банкротстве, предусматривал погашение внеочередных платежей за счет конкурсной массы должника, кредиторы по таким обязательствам не относились к числу конкурсных кредиторов и их требования в реестр требований кредиторов должника не включались (ст. 2, п. 1 ст. 4, ст. 12, 15 и 106 Закона о банкротстве 1998 г.).
В данном случае, требование об уплате обязательных платежей в сумме 230 000 340 руб. не являлось обязательством, погашаемым вне очереди, было включено арбитражным управляющим ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" в реестр требований кредиторов должника, и поскольку оснований для его исключения из реестра в связи с переходом к рассмотрению дела о банкротстве по правилам Закона о банкротстве, не имеется, должно учитываться в реестре требований кредиторов должника, сформированном в соответствии с порядком, определенным Законом о банкротстве.
В силу того, что Законом о банкротстве не предусмотрен отдельный учет требований по обязательным платежам, они подлежат учету в реестре требований кредиторов должника как требования, удовлетворяемые в третью очередь.
Иное толкование положений Закона о банкротстве привело бы к нарушению баланса интересов кредиторов в деле о банкротстве. Выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными.
Конкурсный управляющий, обращаясь в суд с настоящим заявлением, в качестве способа урегулирования разногласий просил исключить требование ФНС России из реестра требований кредиторов, сформированного в соответствии с Законом о банкротстве 1998 г., и перевести данное требование во внеочередные платежи.
Суд первой инстанции, разрешив разногласия по существу, правомерно отказал в удовлетворении заявления конкурсного управляющего в части исключения требования по обязательным платежам из реестра требований кредиторов и квалификации их как внеочередных платежей, поскольку это противоречит Закону о банкротстве.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2010 по делу N А07-6160/1997 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Стерлитамакский машиностроительный завод" Акимовой Эльвиры Раисовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи: |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6160/1997
Истец: ГУДН при ГКС РБ
Ответчик: Конкурсный управляющий ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод" Ахметов Р.С., ГУП "Стерлитамакский машиностроительный завод"
Третье лицо: Яскевич Ф.Ф., Черный А.Б., Центр специальной связи и информации ФСО в РБ, Хуснутдинов Р.Х., Хамзин Ф.Ф., Хайруллин Р.Н., ФГУП "Почта России", ФГУП "ПО "НПЗ", Фахретдинов Б.М., Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, ТОО "Агрореммаш", Сарычев С.И., Сабанов А.П., РУЭС АО "БИС", Петров В.П., ООО "Булат", ООО "Бизнес-Проект", ООО "Бизнес - Проект" от имени кредиторов пятой очереди, ОАО ВП "Эра", ОАО "Электроконтакт", ОАО "УралСиб", ОАО "Проммет", ОАО "ММК", ОАО "Конденсаторов", ОАО "Газ-Сервис", ОАО "Газ - Сервис", ОАО "Башпромбанк", Новиков В.М., Нафиков Р.Ф., Матвеев М.М., Малашевич С.Н., Лукъянов Е.В., Кузнецов В.Н., Кудисов В.Г., Ковалев М.И., Каримов Р.М., Ишмухаметов Р.Б., Исангужина Н.М., Зюзин А.М., ЗАО "Стерлитамакская машиностроительная компания", Загитов Г.С., Жилтрест N 2, Денисов И.О., ГУ ФРС по РБ , Голубев О.А., Галимов Ф.Х., Васильев В.В., Баязитов С.И., Баранов А.Н., Архипов С.П., АМО "Зил", "Медтехника"
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-6160/1997
09.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
20.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-756/12
11.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
03.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11067/11
21.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10042/11
12.10.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-6160/1997
01.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
01.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
28.03.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3085/11
24.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12335/2010
02.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08-С4
31.05.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3891/2010
31.05.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3891/2010
15.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08-С4
14.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17834/09
29.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17834/09
28.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17834/09
25.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08-С4
17.06.2009 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5103/08
10.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008
24.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008
12.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008
18.11.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008
10.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1057/2008