• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Обзор судебной практики "Налог на добычу полезных ископаемых" (О.В. Бойков, "Арбитражное правосудие в России", N 6, декабрь 2006 г.)

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В начале статьи автор рассматривает вопросы, связанные с объектом налогообложения рассматриваемого налога, основные выводы следующие: Щебень, получаемый в результате переработки титаново-магниевых руд также является объектом налогообложения НДПИ (как и получаемая железная руда), поскольку условиями недропользования предусмотрена также добыча и другого полезного ископаемого - щебня, получаемого в результате переработки горной массы.

Грунт используемый в дорожном строительстве является объектом налогообложения НДПИ. Выводы обоснованы ст. 377 и ст. 336 НК РФ, согласно которым к добытым полезным ископаемым, в частности, относится неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии, при этом, добываемые Обществом и используемые для нужд дорожного строительства грунты не подпадают под предусмотренный исчерпывающий перечень добываемых ископаемых, которые не признаются объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых. В соответствии со ст. 337 НК РФ добытым полезным ископаемым признается:

- минеральная вода, в том числе обработанная путем очистки, насыщения углекислым газом, розлитая в емкости. Вывод судов о том, что в результате проведения обработки добытой минеральной воды создается новый продукт и реализуется не полезное ископаемое, а иной потребительский товар, противоречит требованиям закона;

- поваренная пищевая соль, реализуемая налогоплательщиком, а соль, содержащаяся в сыром рассоле, не является добытым полезным ископаемым. На основании подп. 14 п. 2 ст. 337 НК РФ к видам добытого полезного ископаемого относится соль природная и чистый хлористый натрий. Технологические действия по очистке рассола от примесей, выпариванию соли, ее сушке и фасовке представляют собой доведение природной соли до требований, установленных ГОСТ Р 51574-2000 <Соль поваренная пищевая>. Поэтому оснований для определения налоговой базы исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не имеется.

Совершение действий, не изменяющих природные свойства полезного ископаемого, не может быть признано переработкой, создающей продукцию обрабатывающей промышленности.

В целях налогообложения учитывается количество полезного ископаемого, в отношении которого завершен комплекс технологических операций, связанных с первичной обработкой, предусмотренных проектом разработки месторождения и стандартами.

Автор отмечает противоречивость практики по некоторым аспектам. Так в одном деле арбитражный суд указал: поскольку налогоплательщик осуществлял реализацию добытого полезного ископаемого, то применение им метода определения стоимости добытого полезного ископаемого в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ (исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых) является неправомерным. В то же время в другом деле федеральный арбитражный суд округа пришел к выводу, что порядок определения стоимости добытого полезного ископаемого следует применять в соответствии с указанной нормой исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При оценке стоимости добытых полезных ископаемых исходя из сложившейся у налогоплательщика цены их реализации налогооблагаемая база не уменьшается на суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Расчетная стоимость не включает в себя расходы по транспортировке добытого полезного ископаемого. В то же время в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого включается сумма налога на добычу полезных ископаемых за предыдущий налоговый период.

Несвоевременность согласования и утверждения государственными органами нормативов потерь полезных ископаемых на соответствующий год по независящим от налогоплательщика причинам не может влиять на его право применять при расчете сумм НДПИ налоговую ставку 0%. Федеральный арбитражный суд округа также пришел к выводам о правомерности применения налогоплательщиком нормативов потерь при добыче газового конденсата, определенного в годовом плане горных работ, и о том, что сверхнормативными являются потери в случае превышения налогоплательщиком в целом по году утвержденного среднегодового норматива, поскольку ежемесячные нормативы потерь для налогоплательщика не утверждаются.

Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по независящим от налогоплательщика причинам с учетом обстоятельств дела не может влиять на его право применять при расчете сумм НДПИ налоговую ставку 0%.

Требование налогового органа о приведении количества добытых полезных ископаемых к единой единице измерения и о представлении одной декларации по всем видам добытых полезных ископаемых не основано на положениях гл. 26 НК РФ (спорный период - 2003 г.).


Обзор судебной практики "Налог на добычу полезных ископаемых"


Автор


О.В. Бойков - заслуженный юрист РФ


"Арбитражное правосудие в России", 2006, N 6