г. Томск |
Дело N 07АП-2986/10 |
19 мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть объявлена 12 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Ежовой О.В., доверенность от 28.12.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть-Алтайнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.02.2010 года
по делу N А03-18560/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть-Алтайнефтепродукт"
к Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края
о признании недействительным постановления от 29.12.2009г. N 198 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть-Алтайнефтепродукт" (ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2009г. N 198 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24 февраля 2010 г. по делу N А03-18560/2009 заявленные ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" в удовлетворении заявленных ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что автозаправочные станции, как отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 квадратных метров, и не предназначенных для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, подпадают под действие пункта 4 части 2 статьи 49 ГК РФ, исключающего необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации и, соответственно, получения разрешения на ввод АЗС в эксплуатацию.
Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель апеллянта доводы жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям.
В судебное заседание при рассмотрении дела в апелляционном порядке представители Инспекции не явились, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ в полном объёме.
Материалами дела установлено, что 04.12.2009г. Инспекцией государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края в присутствии представителя ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" ведущего инженера по надзору за строительством Цибина Н.Н. была проведена проверка объекта капитального строительства автозаправочной станции N 99 на 250 заправок легковых автомобилей в сутки (АЗС N 99), расположенной по адресу: г.Белокуриха, ул.Советская, 84, по соблюдению требований градостроительного законодательства Российской Федерации, на соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, наличие разрешения на строительство, выполнение участниками строительства иных требований градостроительного законодательства и нормативных правовых актов.
В результате проверки было обнаружено и зафиксировано в акте проверки N 200 от 04.12.2009г. (с проведением фотосъемки), что ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" совершено правонарушение в области строительства, а именно: в нарушение требований статьи 55 ГрК РФ осуществляется эксплуатация объекта капитального строительства без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, что выразилось в производстве Обществом выгрузки с бензовозов нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) в подземные резервуары для нефтепродуктов, розничной реализации нефтепродуктов через топливо раздаточные колонки физическим и юридическим лицам.
Усмотрев в действиях ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" состав и событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, Инспекция в отношении предприятия 04.12.2009г. составила протокол N 198 об административном правонарушении.
29.12.2009г. на основании материалов проверки Инспекцией государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края в отношении ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" было вынесено постановление N 198, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Полагая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения и соблюдения Инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Частью 5 ст. 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если ля осуществления строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Частью 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно прилагаться заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса, отсутствие которого является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения в силу ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в пункте 2 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса.
В пункте 4 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 названного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Пунктом 2 указанного Постановления определено, что регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Ростехнадзора от 15.04.2008 N 241 "О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности" прекращена регистрация автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов.
Учитывая изложенное, в настоящее время автозаправочные станции исключены из соответствующего реестра и не являются опасными производственными объектами.
Кроме того, здание АЗС, эксплуатацию которого без разрешения на ввод его в эксплуатацию осуществляет общество, не относится и к производственным объектам.
Так, понятие производственной деятельности содержит статья 209 Трудового кодекса РФ, определяющая ее как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, установлено, что автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. на АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, установлено, что розничная торговля моторным топливом, смазочными материалами и охлаждающими жидкостями, отнесена к подразделу GA - "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования". Производство нефтепродуктов относится к иному подразделу (DF) классификатора. То есть два указанных вида экономической деятельности носят самостоятельный характер.
Отдельно строящие автозаправочные станции, являются объектами розничной торговли горючесмазочными материалами (бензин, дизтопливо, смазочное масло), но в процессе данной деятельности не осуществляется ни создание, ни переработка горючесмазочных материалов, что подтверждается
При таких обстоятельствах, автозаправочные станции не осуществляют производство или переработку сырья, их деятельность не связана с превращением ресурсов в готовую продукцию.
Автозаправочные станции осуществляют розничную торговлю готовой продукции, произведенной нефтеперерабатывающими и иными производственными предприятиями, то есть непроизводственную деятельность. Следовательно, автозаправочные станции производственными объектами не являются.
Учитывая изложенное, автозаправочные станции как отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 квадратных метров, и не предназначенных для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, подпадают под действие пункта 4 части 2 статьи 49 ГК РФ, исключающего необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации и, соответственно, получения разрешения на ввод АЗС в эксплуатацию.
Ссылка административного органа на письмо N 24611-СК/08 от 04.08.2009 г. Минрегионразвития РФ в подтверждение своего довода о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию автозаправочных станций, и, соответственно, осуществления государственного строительного надзора на данных объектах, судом не принимается во внимание, поскольку указанное письмо не носит нормативного характера.
При таких обстоятельствах в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Частями 6 и 7 ст. 210, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В нарушении требованиями ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о наличии в действиях ОАО "НК "Роснеть - Алтайнефтепродукт" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решение арбитражного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, и принятию по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края от 29.12.2009г. N 198.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Государственная пошлина в размере 1000 руб., уплаченная ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" платежным поручением от 04.03.2010 N 1341, подлежит возвращению подателю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 февраля 2010 года по делу N А03-18560/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Постановление Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора Алтайского края от 29.12.2009г. N 198 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть-Алтайнефтепродукт" государственную пошлину из федерального бюджета в размере 1 000 руб., уплаченную платежным поручением от 04.03.2010 N 1341.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18560/2009
Истец: ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт"
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18049/10
09.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18049/10
06.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5030/10
09.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5030/10
05.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2986/10
04.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18049/10
20.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18049/10
23.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18049/10
23.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18049/10
14.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-18560/2009
19.05.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2986/10
19.05.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2986/10
24.02.2010 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-18560/09