г. Томск |
Дело N 07АП - 4291/11 |
"13" июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2011.
Полный текст постановления изготовлен 13.07.2011.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.,
судей: Бородулиной И. И., Журавлевой В. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Мавлюкеевой А. М.
с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя: директора Медведева В. Н. (протокол собрания учредителей N 1 от 06.03.2007), представителя - Огневой А. Г. по дов. от 01.11.2010,
от заинтересованных лиц:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - Лыкова А. Ю. по дов. от 28.12.2010,
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - без участия,
общества с ограниченной ответственностью "Информационно- Аналитическое Бюро" - без участия,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Медведь" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.03.2011 по делу N А03-16995/2010 (судья Музюкин Д. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медведь" (ИНН 2249004328, ОГРН 1022202194574) к обществу с ограниченной ответственностью "Информационно- Аналитическое Бюро", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при участии третьих лиц: Администрации Алтайского края, Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю, о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медведь", ИНН 2249004328, ОГРН 1022202194574 (далее - ООО "Медведь", общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Информационно-Аналитическое Бюро", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 22:19:070005:0018 площадью 35 193 кв.м., в размере 18 448 522 руб. 53 коп. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 524 руб. 21 коп. за квадратный метр, расположенного по адресу: Алтайский край, Косихинский район, с. Полковниково, проведенной ООО "Информационно-Аналитическое Бюро" по заказу Главного управления имущественных отношений администрации Алтайского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Алтайского края и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.03.2011 в удовлетворении заявления ООО "Медведь" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд посчитал установленными, а именно, не доказаны факты использования достоверной и достаточной рыночной информации о земельных участках, что привело к завышению в несколько раз итоговой величины государственной кадастровой оценки; суд необоснованно лишил заявителя права на изменение предмета иска и увеличение исковых требований, не удовлетворил ходатайство о проведении экспертизы по определению кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю.
Управление Росреестра, Администрация Алтайского края, ООО "Информационно-Аналитическое Бюро" в отзывах на апелляционную жалобу возражают против её доводов, полагая, что решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют обстоятельствам дела.
Росреестр, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю в порядке статьи 262 АПК РФ отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Росреестр, Администрация Алтайского края, ООО "Информационно-Аналитическое Бюро", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции с учетом мнения представителей ООО "Медведь", Управления Росреестра считает возможным в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу общества, усмотрел основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в связи с нарушением судом первой инстанции пункта 6 части 4 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 155 АПК РФ протокол судебного заседания и обеспечение использования средств аудиозаписи в ходе судебного заседания ведут секретарь судебного заседания или помощник судьи.
Статья 58 АПК РФ устанавливает полномочия помощника судьи и секретаря судебного заседания.
Из части 2 статьи 58 АПК РФ следует, что помощник судьи может вести протокол судебного заседания и совершать иные процессуальные действия в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 58 АПК РФ секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания. Он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, а равно действия участников арбитражного процесса, имевшие место в ходе судебного заседания.
Возможности составления протокола судебного заседания судьей, рассматривающим дело, статья 155 АПК РФ не предусматривает.
Из статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что обязанности по ведению протокола судебного заседания и протокола о совершении отдельного процессуального действия в соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 1 сентября 2002 года могут возлагаться на судью впредь до назначения помощника судьи, на помощника судьи впредь до назначения секретаря судебного заседания.
Доказательств отсутствия помощника или секретаря судебного заседания у рассмотревшего требования общества судьи, материалы дела не содержат.
Таким образом, в настоящем случае судья не вправе был вести протокол судебного заседания. Между тем, из текста оспариваемого решения суда следует, что протокол судебного заседания вел лично председательствующий по делу судья. Аналогичные сведения содержатся и в протоколе судебного заседания от 17, 18, 22 марта 2011 года.
В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является подписание протокола судебного заседания не теми лицами, которые указаны в статье 155 настоящего Кодекса.
Пунктом 6.1 статьи 268 АПК РФ установлено, что при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
Таким образом, решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.03.2011 по делу N А03-16995/2010 подлежит отмене.
Определением от 15.06.2011 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал заявленные требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 22:19:070005:0018, представитель Управления Росреестра возражал против требований общества, в том числе, по доводам отзыва на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Медведь" является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:19:070005:0018, общей площадью 35 193 кв.м., расположенного по адресу: Алтайский край, Косихинский район, с. Полковниково (далее также - спорный земельный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок (т. 1, л.д. 20).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.09.2010 N 19/10-1-5442, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составила 18 448 522 руб. 53 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости (руб./кв. м) - 524,21 (т. 1, л.д. 18).
В целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:19:070005:0018 заявитель обратился к обществу с ограниченной ответственностью "МК Поддержка". Согласно отчетам об оценке, произведенной ООО "МК Поддержка", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 22.07.2010 составила 2 057 000 руб., по состоянию на 01.01.2009 составила 3 634 000 руб. (т. 1, л.д. 21-43, т. 2 л.д. 41-62).
Посчитав недостоверными результаты оценки кадастровой стоимости спорного земельного участка, формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своей позиции в суде апелляционной инстанции заявитель указал на то, что Росреестром и Управлением Росреестра по Алтайскому краю проведена ненадлежащая проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, составленного ООО "Информационно-Аналитическое Бюро", на неиспользование оценщиком при подготовке отчета об определении кадастровой стоимости достоверной рыночной информации, что привело к формированию недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. В связи с этим заявитель полагает, что, являясь плательщиком земельного налога, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка, он вынужден уплачивать налог в повышенном размере.
В силу положений статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В силу пунктов 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 11 правил N 316 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Роснедвижимости (пункт 8.1 Административного регламента).
В соответствии с пунктами 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью; Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка); в срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии Отчета методическим указаниям, о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пунктам 9.9, 10 Административного регламента в случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки; после получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).
В соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру) переданы функции упраздненного Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости).
Из материалов дела следует, что во исполнение вышеназванных нормативных правовых актов и пункта 10 статьи 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками (Главное управление имущественных отношений Алтайского края) по итогам открытого аукциона на выполнение работ по актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края заключил государственный контракт от 15.06.2009 N 4 с ООО "Информационно-Аналитическое Бюро". Согласно техническому заданию на выполнение работ, являющемуся приложением N 2 к государственному контракту, целью проведения работ являлось формирование сводного отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края (т. 1, л.д. 129-137).
Протоколом заседания рабочей группы по рассмотрению хода выполнения работ и результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель Алтайского края от 11.09.2009 утверждены перечни населенных пунктов, оцениваемых по технологии, предусмотренной подпунктами 2.2-2.5 и подпунктом 2.6 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов; согласованы факторы стоимости для населенных пунктов, оцениваемых по технологии, предусмотренной подпунктами 2.2-2.5 и подпунктом 2.6 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов; согласованы источники информации, содержащие значение факторов стоимости при государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Алтайского края.
По результатам работ ООО "Информационно-Аналитическое Бюро" по состоянию на 01.01.2009 составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края (далее - Отчет), при этом государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Алтайского края проводилась по единой методике, установленной указанными выше Правилами проведения государственной кадастровой оценки, Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, а также Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. В материалы дела представлена надлежащим образом заверенная выписка из Отчета с данными относительно спорного земельного участка (л.д. 138-154 т.1, л.д. 1-40 т.2).
Из пункта 3.2.1 Отчета следует, что состав факторов стоимости по каждому виду разрешенного использования определен на основе анализа рынка недвижимости и с учетом примерного перечня факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, приведенного в Технических рекомендациях; состав факторов стоимости и источники информации рассмотрены и одобрены на заседании заседания рабочей группы по рассмотрению хода выполнения работ и результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель Алтайского края.
Доказательств и обоснования того, что Отчет составлен ООО "Информационно-Аналитическое Бюро" с нарушением требований, предъявляемых нормативными правовыми актами к его составлению, заявителем не представлено.
В соответствии с полномочиями, предоставленными Административным регламентом, Управление Росреестра по Алтайскому краю провело проверку Отчета, направленного в его адрес ООО "Информационно-Аналитическое Бюро", на соответствие требованиям технического задания (приложение к государственному контракту) на предмет наличия соответствующих приложений и отчетных материалов. Сведения о предварительной проверке Отчета оформляются в виде протокола предварительной проверки. Объем предварительной проверки установлен письмом Роснедвижимости от 01.08.2008 N ВК/3383, в соответствии с которым Отчет при предварительной проверке проверяется на соответствие Типовой структуре отчета, утвержденной Роснедвижимостью.
Из пунктов 3.8 и 4.2 технического задания к государственному контракту от 15.06.2009 N 4 также следует, что Отчет должен быть составлен в соответствии с Типовой структурой отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, утвержденной приказом Роснедвижимости от 18.09.2007 N П/0240.
Предварительная проверка Отчета проводилась Управлением Росреестра по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов баз-данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, наличие анализа результатов работ по государственной кадастровой оценке земель, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц, наличие в папках "Исходная информация" документов подтверждающих значения факторов кластеризации.
При проведении предварительной проверки Управлением Росреестра установлено, что Отчет соответствует параметрам, предусмотренным техническим заданием, что зафиксировано в протоколе предварительной проверки от 05.11.2009 (т. 1 л.д. 128).
Результаты кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов, подготовленные ООО "Информационно-Аналитическое Бюро" и проверенные на соответствие требованиям технического задания, согласно пункту 9.4 Административного регламента, как следует из отзыва Управления Росреестра на апелляционную жалобу и не опровергнуто заявителем, неоднократно направлялись Управлением Росреестра в Росреестр, который, в свою очередь, осуществляет контроль за полнотой и правильностью выбора факторов стоимости для построения статистической модели расчета, сбора рыночной информации о земельных участках, то есть проверяет отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие Методическим указаниям.
После устранения всех выявленных недостатков Росреестр направил в Управление Росреестра акт проверки N 4 по результатам проверки Отчета от 11.06.2009, согласно которому принято решение о соответствии представленного Отчета Методическим указаниям, которым подтверждается соблюдение в полном объеме требований законодательства по составлению Отчета.
В соответствии с требованиями пункта 9.9 Административного регламента Управление Росреестра направило в орган исполнительной власти Алтайского края результаты государственной кадастровой оценки земель на утверждение.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о соблюдении всех необходимых административных процедур при проверке Отчета Росреестром и его территориальным органом - Управлением Росреестра по Алтайскому краю. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Следовательно, довод заявителя о наличии в Отчете недостоверных сведений по причине ненадлежащей его проверки Росреестром и его территориальным органом подлежит отклонению.
Следует учитывать также, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края утверждены постановлением Губернатора Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края"; в соответствии с N п/п 10332 таблицы 19 (Косихинский район) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:19:070005:0018 составила 18 448 522 руб. 53 коп., удельный показатель кадастровой стоимости (руб./кв. м) - 524,21.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Администрацией Алтайского края постановления от 28.12.2009 N 546, которое в установленном законом порядке не оспорено и не отменено.
Материалы дела также не содержат доказательств, подтверждающих внесение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.
В силу вышеизложенного апелляционным судом отклоняется ссылка общества на отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка от 21.03.2011 N 24-И-11, выполненный ООО "МК Поддержка" по состоянию на 01.01.2009, как доказательство недостоверности результата оценки кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Кроме того, в силу правовой позиции, сформированной в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В ходатайстве общества о проведении по делу экспертизы по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:19:070005:0018, заявленном в апелляционном суде, следует отказать.
Согласно статье 64 АПК РФ заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Отклоняя ходатайство, суд, с учетом мнения присутствующего в судебном заседании представителя Управления Росреестра, возражающего в удовлетворении ходатайства, исходит из установленных фактических обстоятельств и доказательств по делу, отсутствия необходимости в проведении испрашиваемой экспертизы при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 АПК РФ, для признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного обществом требования не имеется.
При этом решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 6 части 4 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, в том числе, по апелляционной жалобе относится на заявителя. В связи с предоставленной определением апелляционного суда от 19.05.2011 отсрочкой уплаты государственной пошлины на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию с ООО "Медведь" в доход федерального бюджета. Определением Арбитражного суда Алтайского края от 07.12.2010 заявителю также предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, однако при вынесении решения от 29.03.2011 государственная пошлина с ООО "Медведь" не взыскана. Таким образом, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 2000 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, частью 6.1 статьи 268, частью 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.03.2011 по делу N А03-16995/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Медведь" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Медведь" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16995/2010
Истец: ООО Медведь
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата по АК"
Третье лицо: Администрация Алтайского края., Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК, Главное управление имущественных отношений АК, ООО Информационно-аналитическое бюро
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5699/13
20.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5699/13
26.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5699/13
25.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5516/11
18.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4291/11
28.05.2012 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-16995/10
20.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5516/11
13.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4291/11