город Омск
20 сентября 2011 г. |
Дело N К/Э-1555/02 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.
судей Грязниковой А.С., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Карпущенко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-6105/2011, 08АП-6106/2011, 08АП-6533/2011) конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" Ремизова Юрия Викторовича, открытого акционерного общества "ОТП Банк", Министерства имущественных отношений Омской области на определение Арбитражного суда Омской области от 08.07.2011 по делу N К/Э-1555/02 (судья Мельник С.А.), принятое по заявлению конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Омск завод транспортного машиностроения" Лысова Евгения Николаевича об оспаривании сделки должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" (ОГРН 1035509000471, ИНН 5505009276)
при участии в судебном заседании представителей:
от конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" Ремизова Ю.В. - Григорьев А.В. по доверенности от 01.08.2011 N КУ-306/182, Кривошапкина М.Г. по доверенности от 01.08.2011 N КУ-306/184,
от ОАО "ОТП Банк" - Иванов К.А. по доверенности от 29.12.2010,
от Министерства имущественных отношений Омской области - Магденко А.Ю. по доверенности от 06.07.2011 N 03/4585,
от Департамента имущественных отношений администрации г. Омска - Антощенко Н.И. по доверенности от 18.01.2011 N 04/563
установил:
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу N К/Э-1555/02 государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - ГУП "Омсктрансмаш", должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением арбитражного суда от 12.02.2008 конкурсным управляющим утверждён Лысов Евгений Николаевич (далее - Лысов Е.Н.).
12 апреля 2011 года в арбитражный суд поступило заявление конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" Лысова Е.Н. о признании недействительной ничтожной сделки должника по передаче двух объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г. Омск: общественно-бытового корпуса - двухэтажного строения с подвалом общей площадью 3842,1 кв.м, литера Б; учебного корпуса - четырёхэтажного строения с подвалом и с пристройкой общей площадью 3587,2 кв.м, литеры В, В1, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 4-я Марьяновская, 4а; применении последствий недействительности сделки, обязав муниципальное образование в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска вернуть ГУП "Омсктрансмаш" объекты недвижимого имущества: общественно-бытовой корпус - двухэтажное строение с подвалом общей площадью 3842,1 кв.м, литер Б; учебный корпус - четырёхэтажное строение с подвалом и с пристройкой общей площадью 3587,2 кв.м, литеры В, В1, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 4-я Марьяновская, 4а.
До принятия судебного акта по существу спора конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" уточнил свои требования в части применения последствий недействительности сделки, просил применить последствия недействительности сделки, обязав муниципальное образование в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска возвратить ГУП "Омсктрансмаш" стоимость двух вышеуказанных объектов недвижимого имущества в размере 172 800 000 руб.
Определением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён субъект Российской Федерации - Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области.
Определением Арбитражного суда Омской области от 08.07.2011 признана недействительной (ничтожной) сделка по передаче ГУП "Омсктрансмаш" в собственность муниципального образования город Омск объектов недвижимого имущества: общественно-бытового корпуса - двухэтажного строения с подвалом общей площадью 3842,1 кв.м, литера Б; учебного корпуса - четырёхэтажного строения с подвалом и с пристройкой общей площадью 3587,2 кв.м, литеры В, В1, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 4-я Марьяновская, 4а. В удовлетворении требования о применении последствий недействительности сделки в виде обязания муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска возвратить ГУП "Омсктрансмаш" 172 800 000 руб. отказано.
Не согласившись с принятым определением суда, конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" Ремизов Ю.В., утверждённый конкурсным управляющим ГУП "Омсктрансмаш" определением Арбитражного суда Омской области от 11.07.2011, и открытое акционерное общество "ОТП Банк" (далее - ОАО "ОТП Банк"), а также третье лицо Министерство имущественных отношений Омской области подали апелляционные жалобы.
Конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" в своей апелляционной жалобе просит изменить определение суда в части отказа в удовлетворении требования о применении последствий недействительности сделки; применить последствия недействительности сделки, обязав муниципальное образование город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска возвратить ГУП "Омсктрансмаш" стоимость двух объектов недвижимости в размере 172 800 000 руб.
Конкурсный управляющий, ссылаясь на статью 61.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), считает, что действительная стоимость имущества на момент приобретения составила 172 800 000 руб., невозможность возврата имущества в натуре в конкурсную массу обусловлена отсутствием имущества у муниципального образования город Омск. Считает, что суд первой инстанции неверно истолковал положения пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
ОАО "ОТП Банк" в своей апелляционной жалобе просит определение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" Лысова Е.Н. о применении последствий недействительности ничтожной сделки, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" Лысова Е.Н. о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания муниципального образования город Омск возвратить ГУП "Омсктрансмаш" 172 800 000 руб.
ОАО "ОТП Банк" считает ошибочным вывод суда первой инстанции относительно возможности истребования спорного недвижимого имущества из чужого незаконного владения, указывает, что право собственности на спорное имущество зарегистрировано за Омской областью - субъектом Российской Федерации.
Министерство имущественных отношений Омской области в своей апелляционной жалобе просит изменить определение суда, исключив из мотивировочной части определения следующую фразу: "Суд не усматривает каких-либо обстоятельств, препятствующих заявителю обратиться к владельцу этого имущества с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения" и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы Министерство имущественных отношений Омской области указывает на то, что спорное имущество было передано в собственность Омской области из муниципальной собственности. Считает вывод суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении требований о возмещении стоимости имущества муниципальным образованием обоснованным. Вместе с тем, не согласно с тем, что суд, отказывая заявителю в возврате денежных средств, обосновал свой вывод тем, что указал на возможность обращения заявителя в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения. По мнению подателя жалобы, делая такой вывод, суд должен был рассматривать вопрос о наличии или отсутствии права на истребование имущества по существу, то есть не только о возможности обращения в суд за истребованием имущества.
От Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором он просит оставить определение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" Ремизова Ю.В. поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "ОТП Банк" поддержал доводы своей жалобы. Полагает, что фактически восстановления прав не произошло.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области поддержал доводы своей жалобы. Считает, что судом первой инстанции неполно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска поддержал определение суда первой инстанции, доводы отзыва на жалобы.
Законность и обоснованность определения подлежит проверке апелляционным судом только в части отказа в удовлетворении требования конкурсного управляющего должника ГУП "Омсктрансмаш" о применении последствий недействительности сделки в виде обязания муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска возвратить ГУП "Омсктрансмаш" 172 800 000 руб., а также относительно вывода суда первой инстанции об отсутствии каких-либо обстоятельств, препятствующих заявителю обратиться к собственнику имущества с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения в силу следующего.
При рассмотрении апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещённых надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Суд первой инстанции удовлетворил требование конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" в части признания недействительной ничтожной сделки должника ГУП "Омсктрансмаш" по передаче двух спорных объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г. Омск.
Возражений относительно судебного акта в указанной части лицами, участвующими в деле, в жалобах не приведено.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений относительно проверки законности и обоснованности определения суда в части удовлетворения требования конкурсного управляющего должника относительно признания сделок недействительными, то исходя из положений вышеназванной нормы закона и доводов апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения суда только в обжалуемой части.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, проверив законность и обоснованность определения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его изменения.
Как следует из материалов дела, объекты недвижимого имущества: общественно-бытовой корпус - двухэтажное строение с подвалом общей площадью 3842,1 кв.м, литера Б; учебный корпус - четырёхэтажное строение с подвалом и с пристройкой общей площадью 3587,2 кв.м, литеры В, В1, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 4-я Марьяновская, д. 4а, принадлежали на праве хозяйственного ведения ГУП "Омсктрансмаш", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.04.2005 серии 55АВ N 030955 и N 020954 (т. 1 л.д. 16, 25).
По акту от 08.02.2010 приёма-передачи в муниципальную собственность города Омска объектов недвижимого имущества (т. 1 л.д. 15) ГУП "Омсктрансмаш" в лице конкурсного управляющего Лысова Е.Н. передало Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска в муниципальную собственность города Омска объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 4-я Марьяновская, д. 4а: общественно-бытовой корпус - двухэтажное строение с подвалом общей площадью 3842,1 кв.м, литер Б; учебный корпус - четырёхэтажное строение с подвалом и с пристройкой общей площадью 3587,2 кв.м, литеры В, В1.
Согласно акту приёма-передачи от 25.06.2010 (т. 2 л.д. 4) муниципальное образование город Омск на основании Постановления Омского городского Совета от 12.05.2010 N 993 "Об обращении к Министерству имущественных отношений Омской области с предложением о передаче в собственность Омской области недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (т. 2 л.д. 14-15), распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 23.06.2010 N 854-р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Омска, в собственность Омской области" (т. 2 л.д. 11-13) передало в собственность Омской области спорные объекты недвижимости.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.05.2011 (т. 2 л.д. 1-2) спорные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Омской области.
Определением Арбитражного суда Омской области от 24.11.2010 по делу N К/Э-1555/02 были признаны незаконными, не соответствующими статье 132 Закона о банкротстве, действия конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" Лысова Е.Н. по передаче общественно-бытового корпуса и учебного корпуса профессионального училища N 2, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 4-я Марьяновская, 4а, в собственность муниципального образования город Омск (т. 1 л.д. 36-37).
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011, постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2011 указанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения (т. 1 л.д. 38-44).
Настоящее обращение конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" в арбитражный суд обусловлено наличием принятого судебного акта от 24.11.2010, в силу которого конкурсный управляющий считает спорную сделку по передаче объектов недвижимого имущества ничтожной на основании статьи 168 ГК РФ.
Данное требование конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" судом первой инстанции было удовлетворено.
Как указывалось выше, определение суда первой инстанции в части удовлетворения названного требования конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" кем-либо из лиц, участвующих в деле, не обжалуется, в связи с чем законность и обоснованность этого определения в указанной части судом апелляционной инстанции по существу не проверяется.
Кроме этого, конкурсным управляющим ГУП "Омсктрансмаш" также было заявлено требование с учётом уточнения о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания муниципального образования в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска возвратить ГУП "Омсктрансмаш" стоимость двух вышеуказанных объектов недвижимого имущества в размере 172 800 000 руб. в связи с тем, что объекты недвижимого имущества выбыли из владения собственности муниципального образования город Омск.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении настоящего вопроса соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении этого требования конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно отчёту ООО "Эксперт-Оценка" N 15/2009 от 01.03.2009 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости (оценки) комплекса зданий, состоящего из общественно-бытового корпуса - двухэтажного строения с подвалом общей площадью 3842,1 кв.м, литера Б и соединенного с ним надземным переходом учебного корпуса - четырёхэтажного строения с подвалом и с одноэтажной пристройкой общей площадью 3587,2 кв.м, литеры В, В1, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 4-я Марьяновская, 4а, рыночная стоимость оцениваемого объекта составляет 192 000 000 руб. (т. 1 л.д. 45-135).
Из заявления конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" (т. 2 л.д. 16-17) усматривается, что начальная цена переданного должником муниципальному образованию имущества в целях реализации в деле о банкротстве была определена в размере 192 000 000 руб. Имущество последовательно выставлялось на открытые торги со снижением начальной продажной цены, цена последнего предложения имущества составила 172 800 000 руб., что подтверждается итоговым протоколом о результатах торгов от 13.11.2009. В связи с чем заявитель полагает, что в случае невозможности возвратить полученное в натуре стоимость в деньгах этого недвижимого имущества составит 172 800 000 руб.
В материалы дела представлены копии итоговых протоколов о результатах торгов от 21.08.2009 (первые торги), от 05.10.2009 (вторые торги), от 13.11.2009 (третьи торги), от 18.12.2009 (публичное предложение) (т. 2 л.д. 21-23, 30-31), предметом которых выступало спорное имущество и согласно которым начальная цена лота составляла на первых и вторых торгах 192 000 000 руб., а на третьих торгах и при публичном предложении - 172 800 000 руб., все торги в форме конкурса признаны несостоявшимися.
По общему правилу пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Возвращение каждой из сторон всего полученного по недействительной сделке осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 167 ГК РФ, согласно которому возвращение полученного носит двусторонний характер. Это означает, что решение суда по требованию, заявленному в соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ, должно разрешать вопрос об обязанности каждой из сторон вернуть всё полученное по сделке (пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения").
Таким образом, последствием применения указанного правила является двусторонняя реституция.
Материалы дела свидетельствуют о том, что должником спорные объекты недвижимости были переданы муниципальному образованию город Омск безвозмездно.
Следовательно, в данной ситуации в качестве последствия применения положений пункта 2 статьи 167 ГК РФ фактически следует рассматривать только одностороннюю реституцию, а именно: возможность возврата спорных объектов недвижимости обратно должнику, а в случае невозможности такого возврата - возмещения стоимости этих объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения судом первой инстанции заявления конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" спорные объекты недвижимости муниципальным образованием город Омск переданы в собственность Омской области - субъекту Российской Федерации (акт приёма-передачи от 25.06.2010) и право собственности на эти объекты зарегистрировано за Омской областью - субъектом Российской Федерации, о чём свидетельствуют выписки из ЕГРП от 25.05.2011.
Тем самым, материалами дела подтверждаются факты отсутствия спорных объектов недвижимости у муниципального образования город Омск как на праве собственности, так и их фактического выбытия вследствие передачи в собственность Омской области.
При этом следует отметить, что как правильно указал суд первой инстанции, спорное имущество существует в натуре, доказательств его разрушения, сноса в материалы дела не представлено.
То есть сказать о том, что подлежащее возврату имущество по недействительной сделке по правилам пункта 2 статьи 167 ГК РФ вообще отсутствует как объект гражданского оборота, нельзя.
Вместе с тем, в настоящем деле конкурсным управляющим ГУП "Омсктрансмаш" заявлено требование о возмещении стоимости имущества по причине невозможности получения обратно имущества от муниципального образования город Омск в связи с его передачей в собственность Омской области.
Следовательно, по правилам статьи 49 АПК РФ арбитражный суд исходит из того требования, которое заявлено самим конкурсным управляющим ГУП "Омсктрансмаш".
В таком случае, учитывая, что спорные объекты недвижимости были переданы конкурсным управляющим ГУП "Омсктрансмаш" муниципальному образованию город Омск безвозмездно, конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" согласно статье 65 АПК РФ должен был доказать суду действительную стоимость переданных объектов недвижимости в целях её взыскания с муниципального образования город Омск.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, таких доказательств конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" суду не представил.
Подлежащая взысканию с муниципального образования город Омск стоимость спорного имущества в размере 172 800 000 руб. конкурсным управляющим ГУП "Омсктрансмаш" определена исходя из того, что такая стоимость являлась начальной продажной ценой имущества на торгах (итоговые протоколы о результатах торгов от 13.11.2009 (третьи торги), от 18.12.2009 (публичное предложение).
Между тем, торги, на которые было выставлено спорное имущество, не состоялись в связи с отсутствием заявок.
Следовательно, оснований считать, что именно такая стоимость является реальной действительной стоимостью имущества, у суда не имеется.
Данная стоимость (172800000) является по существу ценой предложения, которую конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" намеревался получить в результате реализации спорного имущества на торгах.
Материалы дела свидетельствуют о том, что сам конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" дважды выставлявший на торги спорные объекты недвижимости единым лотом с начальной продажной ценой в размере 172 800 000 руб. не смог продать кому-либо эти объекты именно по этой цене.
Ввиду того, что неоднократные торги спорного имущества, первоначальная начальная продажная цена которого была установлена на основании оценки, проведённой ООО "Эксперт-Оценка" (отчёт N 15/2009 от 01.03.2009) (192000000), а затем с учётом снижения была определена в размере 172 800 000 руб., не состоялись, а также принимая во внимание факт безвозмездности передачи муниципальному образованию город Омск спорных объектов недвижимости, конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" не доказал обоснованности определённой им стоимости этих объектов в размере 172 800 000 руб., то есть не подтвердил того обстоятельства, что на момент передачи муниципальному образованию город Омск спорных объектов недвижимости продажная стоимость последних действительно составляет указанную сумму.
Конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" не представил суду доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что стоимость спорных объектов недвижимости действительно составляет 172 800 000 руб., что исключает возможность оценки арбитражным судом таких доказательств, и соответственно, сделать вывод об обоснованности заявленного требования о применении последствий недействительности сделки применительно к правилам пункта 2 статьи 167 ГК РФ.
По этому основанию конкурсный управляющий ГУП "Омсктрансмаш" в любом случае не доказал обоснованности своего требования к муниципальному образованию город Омск о применении последствий недействительности сделки.
Доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш" о действительной стоимости спорного имущества в размере 172 800 000 руб. необоснованны.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "ОТП Банк" и Министерства имущественных отношений Омской области об ошибочности вывода суда первой инстанции относительно возможности истребования спорного недвижимого имущества из чужого незаконного владения, суд апелляционной инстанции не принимает по следующим основаниям.
Поскольку конкурсным управляющим ГУП "Омсктрансмаш" было заявлено требование о применении последствий недействительности сделки в виде обязания муниципального образования город Омск возместить стоимость переданных ему по недействительной сделке объектов недвижимости, то в силу положений пункта 2 статьи 167 ГК РФ предполагается отсутствие подлежащего возврату имущества. То есть
требование о возмещении стоимости имущества основано на отсутствии последнего у лица, которое обязано возвратить его в связи с признанием судом сделки недействительной (ничтожной).
Соответственно, арбитражный суд исходя из положений пункта 2 статьи 167 ГК РФ и заявленных требований о возмещении стоимости имущества определяет первоначально, действительно ли отсутствует возможность возвращения имущества в натуре, так как именно на отсутствии такой возможности и основаны заявленные требования.
Установив в данном случае факт существования спорного имущества в натуре, суд первой инстанции в рамках рассматриваемого требования по сути разъяснил заявителю возможность защиты своих нарушенных прав в виде обращения в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Реализация же заявителем такой возможности независимо от данного указания суда предоставлена в силу закона только самому заявителю.
Поэтому указание судом первой инстанции в тексте обжалуемого определения о том, что суд не усматривает каких-либо обстоятельств, препятствующих заявителю обратиться к владельцу этого имущества с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, которое Министерство имущественных отношений Омской области, в частности, просит исключить из мотивировочной части определения, в рамках рассматриваемого дела следует расценивать как разъяснение заявителю его права на обращение с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
При этом следует отметить, что какая-либо правовая оценка обоснованности такого обращения заявителя в суд, равно как и относительно обоснованности нахождения спорного имущества у Министерства имущественных отношений Омской области в настоящем деле судом первой инстанции не была дана, поскольку данные обстоятельства являются предметом рассмотрения самостоятельных требований и не входят в предмет рассмотрения настоящих требований конкурсного управляющего ГУП "Омсктрансмаш".
Поэтому доводы жалобы Министерства имущественных отношений Омской области о том, что суд должен был рассматривать вопрос о наличии или отсутствии права на истребование имущества по существу, несостоятельны.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения обжалуемого определения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателей жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 08.07.2011 по делу N К/Э-1555/02 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: К/Э-1555/02
Должник: ГУП "Омский завод транспортного машиностроения"
Кредитор: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Третье лицо: Администрация Нововаршавского района Омской области, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Департамент финансов и экономики г. Омска, Егачева Надежда Николаевна, ЗАО "Интек", ЗАО "Караван Звезд", ЗАО "Омсктрикотаж", ЗАО "Сибсвязьстрой", Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска, ИП Мануилов И. С., Министерство имущественных отношений Омской области, МУП "Водоканал", МУП "Тепловых сетей и котельных города", МУП "Теплокоммунэнерго", МУПП ЖКХ, МУПЭП "Омскэлектро", Никифоров Виктор Николаевич, НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Южный Урал", НП "СРОНАУ "Дело", ОАО "Бугульминская ПМК "Мелиорация", ОАО "Вологодский оптико-технический завод", ОАО "Двадцатый подшипниковый завод", ОАО "Завод N 9", ОАО "Красногорский завод им. С. А.Зверева", ОАО "НИКТИД", ОАО "Омская топливная компания", ОАО "Омская энергосбытовая компания", ОАО "Омскгидропривод", ОАО "ОмскТрансКор", ОАО "Омскшина", ОАО "ОТП Банк", ОАО "ПМК-613", ОАО "Свердловская энергосбытовая компания", ОАО "Сибирский Агропромышленный Дом", ОАО "Сибирьтелеком", ОАО "ТГК-11, ОАО "Электромашина", ОАО Сберегательный банк Российской Федерации, Омская квартирно-эксплуатационная часть, ООО "Автоспецмаш", ООО "Агентство антикризисногоуправления НСБ", ООО "Агрокомплект", ООО "КЦ ОмскТрансКор", ООО "Ликеро-водочный завод "ОША", ООО "НПО "Мостовик", ООО "Рыбхолкам", ООО "Сиброн", ООО "СПЕЦМАШ", ООО "Средуралжилстрой", ООО "СЭПО-ЗЭМ", ООО "ТЦ Кварц-ТВ", ООО ВНПФ "ЭКСИ", Судебный пристав-исполнитель Жувак Р. В., Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Жувак Р. В., Управление вневедомственной охраны при УВД по городу Омску, Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Управление Федеральной регистрационной службы Омской области, ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева", Федеральная налоговая служба России, Конкурсный управляющий Лысов Евгений Николаевич, Конкурсный управляющий Ремизов Ю. В.
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3479/18
19.04.2018 Определение Арбитражного суда Омской области N К/Э-1555/02
22.02.2018 Решение Арбитражного суда Омской области N К/Э-1555/02
16.10.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10318/15
18.11.2014 Определение Арбитражного суда Омской области N К/Э-1555/02
02.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5415/12
10.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5415/12
22.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5415/12
24.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1633/12
06.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6108/11
06.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6107/11
20.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6105/11
20.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6106/11
20.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6533/11
15.08.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6533/11
10.08.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6106/11
09.08.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6107/11
09.08.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6108/11
01.08.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6105/11
29.07.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6106/11
29.07.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6107/11
29.07.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6108/11
26.07.2011 Определение Арбитражного суда Омской области N К/Э-1555/02
19.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2474/11
21.04.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1530/11
01.04.2011 Определение Арбитражного суда Омской области N К/Э-1555/02
28.03.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2474/11
17.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-388/11
17.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-389/11
21.01.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-388/11
21.01.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-389/11
17.12.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10820/10
30.06.2009 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4252/09
07.06.2008 Определение Арбитражного суда Омской области N К/Э-1555/02