г. Красноярск |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А33-13027/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Кирилловой Н.А., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от ГУ - КРО ФСС Российской Федерации: Леонтьевой Ю.С. - представителя по доверенности от 19.12.2011 N 158, Громова Д.В. - представителя по доверенности от 16.12.2011 N 141,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2011 года по делу N А33-13027/2010к16д, принятое судьей Жирных О.В.,
установил:
ликвидируемый должник - Государственное (унитарное) предприятие учреждения У-235/26 ГУИН Минюста России (ОГРН 1022400592686, ИНН 2407005623) (далее также должник) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2010 заявление принято к производству суда.
Решением арбитражного суда от 30.11.2010 ликвидируемый должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 30.05.2011; конкурсным управляющим должника утвержден Андреев Михаил Дмитриевич.
Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 230 от 11.12.2010.
18 августа 2011 года в Арбитражный суд Красноярского края поступило заявление конкурсного управляющего Государственного (унитарного) предприятия учреждения У-235/26 ГУИН Минюста России Андреева М.Д. к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-КРО ФСС РФ), открытому акционерному обществу Национальный банк "Траст" (в лице филиала Национального банка "Траст" в г. Барнауле) (далее - ОАО НБ "Траст") о признании недействительными сделок по списанию денежных средств со счета должника. Заявитель просит признать недействительными сделками действия ОАО НБ "Траст" по списанию со счета Государственного (унитарного) предприятия учреждения У-235/26 ГУИН Минюста России, открытого в филиале НБ "Траст" (ОАО) в г. Барнауле, в пользу получателя платежа филиала N 9 ГУ-КРО ФСС РФ денежных средств в размере 128 497 рублей по платежному поручению N 129 от 30.11.2010, 104 994 рублей по платежному поручению N 126 от 30.11.2010, 100 035 рублей по платежному поручению N 125 от 30.11.2010, применить последствия недействительности сделок в виде обязания ГУ-КРО ФСС РФ возвратить в конкурсную массу Государственного (унитарного) предприятия учреждения У-235/26 ГУИН Минюста России денежные средства в размере 333 526 рублей и признания восстановленными обязательств Государственного (унитарного) предприятия учреждения У-235/26 ГУИН Минюста России перед ГУ-КРО ФСС РФ по уплате страховых взносов.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.09.2011 заявление удовлетворено.
В связи с тем, что в данном определении вопрос о распределении судебных расходов судом не был разрешен, определением арбитражного суда от 28.09.2011 назначено судебное заседание для вынесения дополнительного решения на 11.10.2011.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 14.10.2011 с ОАО НБ "Траст" взыскано в доход федерального бюджета Российской Федерации 2 000 рублей государственной пошлины. С ГУ-КРО ФСС РФ в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 2000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ-КРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение арбитражного суда от 14.10.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в рамках дела N А33-13027/2010к16д по заявлению конкурсного управляющего о признании сделок недействительными по списанию денежных средств со счета должника, ГУ-КРО ФСС РФ выступало в защиту государственных интересов. При этом оспариваемая сделка по перечислению страховых взносов была осуществлена в пользу ГУ-КРО ФСС РФ добровольно самим должником, в связи с чем государственная пошлина не подлежит взысканию с ГУ-КРО ФСС РФ.
Должник представил пояснения по апелляционной жалобе, в которых с ее доводами не согласился, пояснил, что поскольку в рамках настоящего дела ГУ-КРО ФСС РФ является ответчиком, а не государственным или иным органом, обращающимся в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, льготы по освобождению от государственной пошлины в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации у него отсутствуют.
Кроме того, по мнению должника, с учетом заявленных требований (признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок) размер государственной пошлины по делу составляет 8 000 рублей и подлежит взысканию в доход федерального бюджета по 4 000 рублей с каждого из ответчиков.
В судебном заседании представители ГУ-КРО ФСС РФ поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили определение арбитражного суда от 14.10.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела, в том числе отчетом о публикации судебных актов на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что судам необходимо учитывать, что по смыслу пункта 3 статьи 61.8 Закона о банкротстве заявление об оспаривании сделки по правилам главы III.1 Закона о банкротстве оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном для оплаты исковых заявлений об оспаривании сделок (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче заявления по спорам о признании сделок недействительными подлежит уплате государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 25.08.2011 при принятии заявления об оспаривании сделок должника конкурсному управляющему Государственного (унитарного) предприятия учреждения У-235/26 ГУИН Минюста России Андрееву М.Д. предоставлена отсрочка оплаты государственной пошлины до рассмотрения заявления по существу (л.д. 1-2).
Определением арбитражного суда от 27.09.2011 заявление конкурсного управляющего должника удовлетворено. Признаны недействительными сделками банковские операции по списанию денежных средств в размере 333 526 рублей с расчетного счета должника, открытого в филиале НБ "Траст" (ОАО) г. Барнаул, в пользу получателя платежа - ГУ-КРО ФСС РФ; применены последствия недействительности сделок в виде обязания ГУ-КРО ФСС РФ возвратить в конкурсную массу должника денежные средства в размере 333 526 рублей; применены последствия недействительности сделок в виде восстановления прав ГУ-КРО ФСС РФ на включение страховых взносов в Фонд социального страхования в сумме 333 526 рублей в реестр требований кредиторов должника.
Как следует из протокола судебного заседания 20.09.2011 и текста определения от 27.09.2011 арбитражным судом не рассмотрен вопрос о судебных расходах, связанных с оплатой государственной пошлины за рассмотрение заявления о признании сделки недействительной (л.д. 103, 106-109).
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" в тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета.
Принимая во внимание то обстоятельство, что определением от 27.09.2011 заявление конкурсного управляющего должника удовлетворено, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы должны быть отнесены на ответчиков по 2000 рублей.
В силу пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63, судебные расходы арбитражного управляющего, связанные с рассмотрением заявления об оспаривании сделки по правилам главы III.1 Закона о банкротстве, осуществляются за счет средств должника (пункты 1 и 2 статьи 20.7 Закона о банкротстве). Такие судебные расходы, понесенные арбитражным управляющим из собственных средств, подлежат возмещению ему в последующем за счет средств должника. При удовлетворении судом заявления арбитражного управляющего об оспаривании сделки понесенные судебные расходы взыскиваются с другой стороны оспариваемой сделки в пользу должника, а в случае отказа в удовлетворении заявления - с должника в пользу другой стороны оспариваемой сделки.
Таким образом, поскольку должнику была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 4 000 рублей правомерно взыскана судом первой инстанции с ответчиков поровну (по 2 000 рублей с каждого) в доход федерального бюджета Российской Федерации, о чем вынесено дополнительное определение в порядке статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что в рамках дела N А33-13027/2010к16д по заявлению конкурсного управляющего о признании сделок недействительными по списанию денежных средств со счета должника, ГУ-КРО ФСС РФ выступало в защиту государственных интересов, в связи с чем оно освобождено от уплаты государственной пошлины, отклоняется арбитражным апелляционным судом как необоснованный, исходя из следующего.
В пункте 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации.
Следовательно, названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Из материалов настоящего дела следует, что при рассмотрении заявления конкурсного управляющего об оспаривании сделок должника ГУ-КРО ФСС РФ выступало в качестве ответчика. Таким образом, поскольку в рамках данного конкретного дела ГУ-КРО ФСС РФ является ответчиком, а не государственным или иным органом, обращающимся в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, льготы по освобождению от государственной пошлины в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации у него отсутствуют.
Довод конкурсного управляющего должника Андреева М.Д. в отзыве на апелляционную жалобу о том, что государственная пошлина по настоящему делу составляет 8 000 рублей, то есть по 4 000 рублей за каждое требование (признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок), и подлежит взысканию в доход федерального бюджета по 4 000 рублей с каждого из ответчиков, не принимается арбитражным апелляционным судом, поскольку арбитражный суд первой инстанции рассмотрел требование конкурсного управляющего о признании сделки должника по списанию денежных средств ничтожной сделкой и применении последствий недействительности сделки как единое требование неимущественного характера, связанное между собой и не подлежащее разделению. Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче заявления по спорам о признании сделок недействительными подлежит уплате государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2011 года по делу N А33-13027/2010к16д не имеется.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2011 года по делу N А33-13027/2010к16д оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший определение.
Председательствующий судья |
О.В. Магда |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63, судебные расходы арбитражного управляющего, связанные с рассмотрением заявления об оспаривании сделки по правилам главы III.1 Закона о банкротстве, осуществляются за счет средств должника (пункты 1 и 2 статьи 20.7 Закона о банкротстве). Такие судебные расходы, понесенные арбитражным управляющим из собственных средств, подлежат возмещению ему в последующем за счет средств должника. При удовлетворении судом заявления арбитражного управляющего об оспаривании сделки понесенные судебные расходы взыскиваются с другой стороны оспариваемой сделки в пользу должника, а в случае отказа в удовлетворении заявления - с должника в пользу другой стороны оспариваемой сделки.
...
В пункте 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
...
Довод конкурсного управляющего должника Андреева М.Д. в отзыве на апелляционную жалобу о том, что государственная пошлина по настоящему делу составляет 8 000 рублей, то есть по 4 000 рублей за каждое требование (признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок), и подлежит взысканию в доход федерального бюджета по 4 000 рублей с каждого из ответчиков, не принимается арбитражным апелляционным судом, поскольку арбитражный суд первой инстанции рассмотрел требование конкурсного управляющего о признании сделки должника по списанию денежных средств ничтожной сделкой и применении последствий недействительности сделки как единое требование неимущественного характера, связанное между собой и не подлежащее разделению. Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче заявления по спорам о признании сделок недействительными подлежит уплате государственная пошлина в размере 4 000 рублей."
Номер дела в первой инстанции: А33-13027/2010
Должник: ГУП Учреждения У-235/26 ГУИН МИнюста России
Кредитор: Председатель ликвидационной комиссии ГУП Учреждения У-235/26 ГУИН Минюста России Романов ВЮ
Третье лицо: Андреев М. Д.(ГУ ПУ У-235/26 ГУИН Минюста России), ГУ Федеральной службы исполнений по Красноярскому краю, МИНЮСТ РОССИИ, МИФНС N 18, МИФНС N 4 по Красноярскому краю, НП СРО "Меркурий", НП СРО АУ "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих", ООО "Красный Яр-ШИНА Кузбасс", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кр.кр, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы безопасности по Красноярскому краю, Федеральная служба исполнения наказаний России
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-13027/10
20.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-683/14
30.12.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6599/13
17.10.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5429/13
08.10.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4531/13
24.12.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5467/12
09.08.2012 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-13027/10
28.06.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2257/12
18.01.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5730/11
28.12.2011 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-13027/10
20.10.2011 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4534/11
30.11.2010 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-13027/10