Судебные расходы бюджетных учреждений
Участие в судебных процессах бюджетных учреждений достаточно распространенная ситуация. Например, к ним можно отнести федеральные органы исполнительной власти, в том числе ФНС. При этом исковые требования могут быть разными - от взыскания денежных средств до взыскания имущества, земельных участков.
Участие в судебных процессах влечет неизменные судебные расходы. Данный порядок регулируется АПК РФ. Рассмотрим особенности исчисления судебных расходов в бюджетных учреждениях.
Общие положения
В случае подачи судебных исков в отношении экономической деятельности юридических лиц их рассмотрение осуществляется в соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом. В частности, как определено п. 2 ст. 27 АПК РФ применительно к бюджетным учреждениям, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, - с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов.
Арбитражно-процессуальным кодексом установлен общий порядок предъявления иска по месту нахождения или жительства ответчика. При этом иск подается в соответствующий арбитражный суд субъекта РФ (ст. 35 АПК РФ). Вместе с тем в зависимости от обстоятельств он может подаваться по выбору истца. Например, некоторые организации в своем составе имеют обособленные подразделения. В случае невыполнения такими подразделениями обязательств истец вправе направить исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения обособленного подразделения или по месту нахождения головной организации. Полный перечень подсудности дел по выбору истца представлен в ст. 36 АПК РФ и включает следующие обстоятельства предъявления иска:
- иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по последнему известному его месту нахождения или месту жительства в РФ;
- иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из них;
- иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика;
- иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора;
- иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
При подаче искового заявления в отношении обособленного подразделения в нем в обязательном порядке в качестве ответчика нужно указать головную организацию. В противном случае исковое заявление могут вернуть, поскольку в арбитражном процессе участвуют юридические лица, что подтверждает судебная практика (Постановление ФАС ЗСО от 12.07.2004 N Ф04/3759-1237/А45-2004).
Участвующим в судебных разбирательствах не избежать дополнительных расходов, например уплату государственной пошлины, а в отдельных случаях иных судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Государственная пошлина
Порядок выплаты, возврата или зачета госпошлины, а также представления льгот по ее уплате регулируется Налоговым кодексом, а именно гл. 25.3. Стоит отметить, что указанная глава введена в действие с 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". До указанного периода порядок взимании госпошлины регулировался Законом РСФСР от 09.12.1991 N 2005-I "О государственной пошлине" (далее - Закон РСФСР N 2005-I).
Согласно ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый как с организаций, так и с физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Государственная пошлина уплачивается не только при обращении в арбитражные суды, но и, как следует из положений гл. 25.3 НК РФ:
- по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судами;
- по делам, рассматриваемым КС РФ и КС субъектов РФ;
- за совершение нотариальных действий;
- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
- за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из нее;
- за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
- за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
- за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.
Льготы по уплате государственной пошлины
Перед тем как рассматривать особенности уплаты государственной пошлины, укажем, на кого они не распространяются. Как следует из положений Налогового кодекса, предусматриваются как льготы по ее уплате, так и полное освобождение от нее. Нас интересуют льготы, распространяющиеся на учреждения бюджетной сферы деятельности в отношении государственной пошлины, устанавливаемые при обращении в арбитражные суды, и которые в кодексе достаточно подробно разграничены. В первую очередь перечень льгот представлен в ст. 333.35 НК РФ. Он определяет льготы, устанавливаемые отдельным категориям физических лиц и организаций независимо от оснований обращения в судебные органы РФ. Выделим наиболее значимые с точки зрения автора.
1. От уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций и объединений (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
В отдельных случаях бюджетные учреждения по-своему трактуют положение данного подпункта, полагая, что бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины по любым основаниям, что приводит к судебным разбирательствам. В то же время судебные органы на этот счет имеют противоположное мнение, то есть льгота по освобождению от уплаты государственной пошлины распространяется на бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций. В иных случаях данные бюджетные учреждения и организации уплачивают государственную пошлину в общеустановленном порядке (Постановление ФАС ВВО от 20.06.2006 N А29-148/2006а).
2. От уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
3. Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей освобождаются от уплаты государственной пошлины за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении (пп. 8 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций, государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций и государственную регистрацию ликвидации организаций.
Стоит отметить зависимость между лицом, подающим заявление на государственную регистрацию, и уплатой государственной пошлины. Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. К ним в установленном законодательством порядке относятся: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, или иное лицо, действующее на основании полномочия. Следовательно, государственная пошлина не взимается, если уполномоченным лицом при регистрации государственного или муниципального учреждения будет являться уполномоченное лицо его учредителя - органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Помимо предоставления общих льгот НК РФ предусматривает также льготы, действующие в отношении обращений в арбитражные суды, которые приведены в ст. 333.37. По вопросам применения этих льгот также возникают разногласия. Попробуем в них разобраться. В данной статье нас в первую очередь интересует пп. 1 п. 1, согласно которому льготы по уплате государственной пошлины распространяются на государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных или общественных интересов.
Как указано выше, до вступления в силу гл. 25.3 НК РФ уплата государственной пошлины регулировалась Законом РСФСР N 2005-I. В нем, как и в Налоговом кодексе, определены условия, по которым устанавливались льготы по уплате государственной пошлины. Исходя из положений ст. 5 данного закона и применительно к бюджетным учреждениям от госпошлины при обращении в арбитражные суды освобождались:
1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;
2) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются проигравшей стороной;
3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) - по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции;
4) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС РФ при осуществлении своих функций, установленных законодательством РФ, - по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой принято решение;
5) государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Как видно, перечень оснований освобождения от уплаты государственной пошлины представлен достаточно широко. Следует обратить внимание на фразу "выступающие в качестве истцов и ответчиков". В то же время в пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ конкретизировано, что освобождение от уплаты государственной пошлины осуществляется только при обращении в суд. Однако до сих пор многие учреждения полагают, что освобождение производится независимо от того, обращается в суд учреждение или выступает в качестве ответчика. В результате разъяснительную работу с такими учреждениями проводит арбитражный суд, что подтверждается вынесенными им решениями (Постановление ФАС ВВО от 03.10.2005 N А11-11248/2004-К1-6/381). Кроме того, как следует из Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 117), Налоговый кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий в отношении дел, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. В частности, к ним относятся дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
Вторым моментом, приводящим к разногласиям при определении льготы по государственной пошлине, является трактовка фразы "в защиту государственных и (или) общественных интересов". Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня государственных и общественных интересов, поэтому органы, обжалующие судебное решение, фактически должны самостоятельно доказывать, что оно затрагивает сферу таких интересов. Попробуем разобраться на примере судебных решений.
ФАС ВВО рассмотрена жалоба ОВО при УВД на решение суда первой инстанции о неправомерности взыскания государственной пошлины с ОВО УВД при обращении в суд по вопросу неисполнения ответчиком обязательств по своевременной оплате оказанных услуг по охране объектов. В качестве доказательств истец приводит доводы, что в соответствии с федеральным законодательством о милиции подразделения вневедомственной охраны относятся к милиции общественной безопасности и, следовательно, входят в систему государственных органов исполнительной власти. Кроме того, финансирование подразделений вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета, все полученные денежные средства расходуются в строгом соответствии со сметой целевого финансирования.
Исследовав изложенные доводы, ФАС ВВО не нашел оснований для отмены предыдущего решения суда по следующим основаниям. Как следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ и ст. 53 АПК РФ, государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при одновременном наличии двух условий: иск заявлен в общественных интересах и право на его предъявление предоставлено федеральным законом. Основанием для обращения ОВО при УВД в арбитражный суд послужило неисполнение ответчиком договорных обязательств. При этом договор является гражданско-правовой сделкой и не затрагивает государственные и общественные интересы. Следовательно, при таких обстоятельствах предыдущие судебные инстанции правомерно возложили на ОВО при УВД расходы по государственной пошлине в части необоснованно заявленных требований (Постановление ФАС ВВО от 19.07.2006 N А29-11295/2005/2э).
В другом решении арбитражный суд обязывает орган местного самоуправления уплачивать государственную пошлину по заявленному иску о взыскании неосновательного обогащения за пользование нежилым помещением (Определение ФАС ВВО от 21.06.2006 N А11-4107/2005-К1-13/329).
Аналогичная вышеуказанным решениям арбитражных судов позиция высказана в Информационном письме N 117, согласно которому при применении пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ следует учитывать, что предусмотренная льгота предоставляется в отношении дел, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены указанными органами на основании ст. 53 АПК РФ в целях защиты публичных интересов (например, при обращении в суд органов, осуществляющих контрольные функции, с требованиями, заявленными в связи с совершением правонарушения в целях принудительного исполнения нарушенной публичной обязанности, устранения последствий данного нарушения и привлечения правонарушителя к ответственности).
В то же время в отдельных случаях учреждениям бюджетной сферы удается обосновать свои действия. Так, иное решение вынесено ФАС СЗО по жалобе Территориального фонда медицинского страхования (ТФОМС) о неправомерности взыскания государственной пошлины с ТФОМС при обращении в суд по вопросу нецелевого использования ответчиком средств на обязательное медицинское страхование. В качестве доказательства истец приводит довод о том, что ФФОМС и ТФОМС осуществляют деятельность в области обязательного медицинского страхования. Обращение фонда в арбитражный суд с заявлением о возмещении ущерба, причиненного в связи с нецелевым использованием ответчиком средств на обязательное медицинское страхование, направлено на обеспечение государственных интересов, следовательно, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ ТФОМС освобождается от уплаты государственной пошлины.
Исследовав материалы дела, ФАС СЗО полагает, что предыдущее постановление суда подлежит отмене по следующим основаниям. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы защиты населения. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. При этом согласно п. 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением ВС РФ от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", ТФОМС создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением - юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и указанным положением.
Следовательно, Фонд, обратившийся в арбитражный суд с заявлением о возмещении причиненного вреда, освобождается от уплаты госпошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 19.10.2005 N А26-706/2005-16).
В другом случае ФАС УО по иску Управления имуществом к индивидуальному предпринимателю о взыскании суммы неосновательного обогащения с ответчика в связи с использованием им земельного участка и процентов за пользование чужими денежными средствами также придерживается мнения о неправомерности взыскания с Управления имуществом государственной пошлины. Основанием для вынесения такого решения послужило то, что Управление выступало в защиту интересов муниципального образования, поэтому ранее уплаченная им государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит возврату (постановления ФАС УО от 23.08.2006 N Ф09-7292/06-С6, N А76-5006/2006 и от 01.08.2006 N Ф09-6510/06-С5 N А34-8798/05).
Как видно из приведенных судебных решений, итог судебного разбирательства зависит от того, как обоснует свои доводы бюджетное учреждение.
Размеры государственной пошлины
Указанные размеры приведены в ст. 333.21 НК РФ. Обобщим их в таблице.
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Основание иска | Размер государственной пошлины |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче искового заявления имущественного| |
|характера, подлежащего оценке, при цене иска: | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- до 50 000 руб. |4% цены иска, но не менее 500 руб. |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- от 50 001 до 100 000 руб. |2 000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000|
| |руб. |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- от 100 001 до 500 000 руб. |3 500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000|
| |руб. |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- от 500 001 до 1 000 000 руб. |11 500 руб. плюс 1% суммы, превышающей|
| |500 000 руб. | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- свыше 1 000 000 руб. |16 500 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей|
| |1 000 000 руб., но не более 100 000 руб. |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче искового заявления по спорам, возникающим|2 000 руб. |
|при заключении, изменении или расторжении договоров,| |
|а также по спорам о признании сделок недействитель-| |
|ными | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявлений о признании нормативного| |
|правового акта недействующим, о признании| |
|ненормативного правового акта недействительным и о| |
|признании решений и действий (бездействия)| |
|государственных органов, органов местного| |
|самоуправления, иных органов, должностных лиц| |
|незаконными: | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- для физических лиц |100 руб. |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- для организаций |2 000 руб. |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче иных исковых заявлений неимущественного|2 000 руб. |
|характера, в том числе заявления о признании права,| |
|заявления о присуждении к исполнению обязанности в| |
|натуре | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявления о признании должника|2 000 руб. |
|несостоятельным (банкротом) | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявления об установлении фактов, имеющих|1 000 руб. |
|юридическое значение | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявления о вступлении в дело третьих| |
|лиц, заявляющих самостоятельные требования| |
|относительно предмета спора: | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- по спорам имущественного характера, если иск не|в размере государственной пошлины,|
|подлежит оценке, а также по спорам неимущественного|уплачиваемой при подаче искового заявления|
|характера |неимущественного характера |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|- по спорам имущественного характера |в размере государственной пошлины,|
| |уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим|
| |лицом суммы |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявления о выдаче исполнительных листов|1 000 руб. |
|на принудительное исполнение решения третейского| |
|суда | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявления об обеспечении иска |1 000 руб. |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявления об отмене решения третейского|1 000 руб. |
|суда | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявления о признании и приведении в|1 000 руб. |
|исполнение решения иностранного суда, иностранного| |
|арбитражного решения | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче апелляционной жалобы и (или)|50% размера государственной пошлины,|
|кассационной, надзорной жалоб на решения и (или)|подлежащей уплате при подаче искового|
|постановления арбитражного суда, а также на|заявления неимущественного характера |
|определения суда о прекращении производства по делу| |
|об оставлении искового заявления без рассмотрения, о| |
|выдаче исполнительных листов на принудительное| |
|исполнение решений третейского суда, об отказе в| |
|выдаче исполнительных листов | |
|----------------------------------------------------+---------------------------------------------|
|При подаче заявления о повторной выдаче копий|2 руб. за одну страницу документа, но не|
|решений, определений, постановлений суда, копий|менее 20 руб. |
|других документов из дела, выдаваемых арбитражным| |
|судом, а также при подаче заявления о выдаче| |
|дубликата исполнительного листа (в том числе копий| |
|протоколов судебного заседания) | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Федеральным законом N 210-ФЗ*(1), в перечень жалоб, по которым на решения и постановления арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, добавлена надзорная жалоба.
До внесения данных изменений госпошлина при подаче надзорных жалоб не уплачивалась.
Стоит отметить расчет государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявления о выдаче копии протокола судебного заседания, а также заявления о повторной выдаче копий судебных актов, копий других документов из дела, который представлен в Информационном письме N 117. В соответствии с ним по заявлениям о выдаче копий документов государственная пошлина уплачивается в размере 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб. за копию одного документа. Исходя из этого, например, в отношении заявления о повторной выдаче копии документа на двух страницах уплачивается государственная пошлина в размере 20 руб., заявления о повторной выдаче копии одного документа на 10 страницах - в сумме 20 руб., заявления о повторной выдаче копии одного документа на 11 страницах - 22 руб. При этом сумма государственной пошлины исчисляется по копии каждого документа отдельно.
Бюджетные учреждения, участвующие в судебных разбирательствах, несут обязательные судебные расходы - уплату государственной пошлины и иные судебные издержки. В прошлом номере мы рассмотрели, что представляет собой государственная пошлина, в каких случаях бюджетные учреждения освобождаются от ее уплаты при обращении в арбитражные суды, а также в каких размерах она уплачивается.
Сегодня уделим внимание порядку уплаты судебных расходов и возврату излишне уплаченной суммы.
Порядок уплаты государственной пошлины
Данный порядок установлен ст. 333.18 НК РФ. Сроки уплаты зависят от того, куда обратится бюджетное учреждение - в конкретные государственные, муниципальные органы или к должностным лицам за совершение ими юридически значимых действий. В отношении рассмотрения дел в арбитражных судах уплата госпошлины осуществляется:
- при обращении в арбитражные суды - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
- лицами, выступающими ответчиками в арбитражных судах, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата государственной пошлины осуществляется как в наличном, так и безналичном порядке, и подтверждается при этом соответствующими документами, а именно:
- платежным поручением с обязательной отметкой банка о его исполнении в поле "Списано со счета плательщика";
- либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Минфином. Стоит отметить, что банковская форма квитанции приведена в Приложении N 3 к Положению о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденному Решением ЦБ РФ от 09.10.2002 N 199-П, а форма, установленная Минфином, до настоящего времени не утверждена.
Исковое заявление принимается к рассмотрению при представлении бюджетным учреждением в арбитражный суд платежного поручения с вышеуказанными реквизитами. Стоит отметить, что форма и содержание искового заявления, а также прилагаемые к нему документы приведены в ст. 125, 126 АПК РФ.
При принятии искового заявления к производству с соблюдением установленных АПК РФ требований судьей выносится соответствующее определение. В случае подачи заявления с нарушением установленных требований арбитражный суд выносит определение об оставлении заявления без движения, в котором указывается, какие недостатки были допущены при обращении в суд, и устанавливается срок для их устранения.
По каждому из обращений в государственные или муниципальные органы за совершением юридически значимых действий существует определенный порядок уплаты госпошлины, который зависит от обстоятельств обращения в указанные органы. Выделим особенности, касающиеся уплаты госпошлины при обращении бюджетных учреждений в арбитражные суды.
1. Как определено пп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ, при обращении в арбитражные суды с иском, содержащим требования как имущественного, так и неимущественного характера, госпошлина уплачивается одновременно по требованиям как имущественного, так и неимущественного характера.
Рассмотрим на примере данный порядок уплаты.
Учреждение силового ведомства обратилось в арбитражный суд с иском к другой организации о признании договора на оказание услуг вневедомственной охраны недействительным и взыскании денежных средств за досрочное расторжение в сумме 110 000 руб.
В данном случае у учреждения силового ведомства в исковом заявлении присутствуют требования как имущественного, так и неимущественного характера. К имущественному относится требование о взыскании денежных средств, к неимущественному - о признании договора недействительным. Учитывая данные обстоятельства, государственная пошлина будет уплачиваться в следующем порядке:
- в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер госпошлины составляет 3 500 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб., соответственно, по данному требованию государственная пошлина составит 3 700 руб. (3 500 руб. + (110 000 - 100 000) руб. х 2%);
- в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче искового заявления по спорам, возникающим, в частности, при расторжении договоров, госпошлина уплачивается в сумме 2 000 руб.
Следовательно, в данном случае бюджетное учреждение уплатит государственную пошлину в размере 5 700 руб. (3 700 + 2 000).
2. Цена иска устанавливается истцом, а в случае ее неправильного указания - арбитражным судом. При этом она определяется по правилам, установленным ст. 103 АПК РФ. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафы, пени) и проценты.
3. Истец в силу различных обстоятельств вправе как увеличить, так и уменьшить размер исковых требований. Такое право предоставлено ему п. 1 ст. 49 АПК РФ. Например, в ходе судебных разбирательств выявятся новые обстоятельства, по которым истец не был осведомлен, вследствие чего он решил увеличить ранее заявленные исковые требования. Особенность такой уплаты госпошлины установлена пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда.
При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ. Стоит отметить, что пошлина возвращается, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (ст. 49 АПК РФ).
Рассмотрим на примере уплату бюджетным учреждением государственной пошлины при изменении исковых требований.
Бюджетное учреждение выступает в арбитражном суде в качестве истца. Им заявлено имущественное требование к ответчику, не относящееся по определению суда к государственным или общественным интересам, в сумме 160 000 руб. В процессе рассмотрения дела выявлены новые обстоятельства невыполнения ответчиком договорных обязательств, в результате чего учреждением увеличены исковые требования до 180 000 руб., которые полностью удовлетворены арбитражным судом.
Принимая во внимание, что указанный спор имеет имущественный характер, расчет государственной пошлины будет производиться в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
Изначально при подаче искового заявления бюджетное учреждение уплатило государственную пошлину в размере 4 700 руб. (3 500 руб. + (160 000 - 100 000) руб. х 2%). Истец увеличил размер исковых требований, следовательно, недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). В нашем случае с учетом измененных исковых требований сумма государственной пошлины составит 5 100 руб. (3 500 руб. + (180 000 - 100 000) руб. х 2%). Соответственно, учитывая ранее уплаченную госпошлину, бюджетное учреждение доплатит в бюджет 400 руб. (5 100 - 4 700).
4. Бюджетное учреждение и государственные органы исполнительной власти могут быть освобождены от уплаты государственной пошлины по основаниям, изложенным в ст. 333.35, 333.37 НК РФ. В таком случае, как указано в пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ, ее уплата возлагается на ответчика (если он также не освобожден от уплаты государственной пошлины) в размерах, пропорционально удовлетворенных арбитражным судом требований истца. Аналогичная обязанность определена в п. 3 ст. 110 АПК РФ.
На практике данная ситуация выглядит следующим образом. Например, учреждение, освобожденное от уплаты государственной пошлины, заявило иск в арбитражный суд к другому учреждению, не освобожденному от ее уплаты, на сумму 130 000 руб. В ходе судебного разбирательства исковое заявление удовлетворено в пользу истца в сумме 50 000 руб. В случае полного удовлетворения требований истца размер государственной пошлины составил бы 4 100 руб. (3 500 руб. + (130 000 - 100 000) руб. х 2%). Однако, учитывая, что требования уменьшены, ответчик уплатит госпошлину пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 2,6 (130 000 руб. / 50 000 руб.), а именно в сумме 1 577 руб. (4 100 руб. / 2,6).
5. Достаточно часто бюджетные учреждения подают исковые заявления на возврат (возмещение) перечисленного в бюджет налога или сбора. В таком случае размер государственной пошлины определяется исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, определяемых, как в случае подачи искового заявления имущественного характера.
Может возникнуть вопрос о правомерности уплаты бюджетным учреждением госпошлины по налоговым вопросам, так как на основании положений пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ уплата налогов в бюджет напрямую затрагивает государственные интересы, и следовательно, такие учреждения должны освобождаться от уплаты налога по указанным основаниям.
По мнению автора, решение о правомерности взыскания государственной пошлины с бюджетных учреждений заключается в следующем. Несмотря на то что бюджетные учреждения не перечислены напрямую среди истцов, освобождаемых согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, к ним могут применяться данные льготы в случае, если указанные учреждения являются администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, созданы органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 БК РФ).
Подтверждением может служить Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно п. 4 которого государственные или муниципальные учреждения могут быть льготниками по уплате государственной пошлины, если они выполняют одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления).
6. Как известно, при рассмотрении заявления о пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора государственная пошлина не уплачивается. Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.22 НК РФ установлено, что при подаче таких заявлений государственная пошлина уплачивается, если судебные акты не были обжалованы в суде кассационной инстанции. Однако такое исключение не сделано для случаев, когда судебные акты не были обжалованы в суде апелляционной инстанции. Кроме того, несмотря на то, что в Налоговом кодексе предусмотрен случай уплаты государственной пошлины, в нем не установлен ее размер, что может привести к неприменению данной нормы до определения конкретного размера. Выход следующий - при подаче заявлений о пересмотре судебных актов эти заявления должны оплачиваться в том же размере, что и кассационные жалобы.
Возврат государственной пошлины
Основания возврата госпошлины определены в ст. 333.40 НК РФ, и применительно к делам, рассматриваемым в арбитражных судах, включают следующие случаи:
1) уплату государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено ст. 333.21 НК РФ;
2) возвращение заявления, жалобы, а также иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату подлежит 50% суммы уплаченной государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству. Таким образом, при принятии решения о возврате госпошлины определяющее значение имеет то, по каким основаниям и в какой период прекращено производство по жалобе. Если производство прекратил суд, пошлина возвращается в полном размере. Если жалоба отозвана заявителем, то имеет значение, принято ли какое-либо решение арбитражным судом;
4) Отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится на основании заявления, поданного плательщиком в налоговый орган по месту нахождения арбитражного суда, в котором рассматривалось исковое заявление в течение трех лет со дня ее уплаты. В обязательном порядке к заявлению прилагаются документы, подтверждающие ее уплату, - платежные поручения, а также решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. При этом если заявление составлено на возврат всей суммы государственной пошлины, то к нему прилагается подлинный экземпляр поручения, если на часть госпошлины - копии платежных документов.
Возврат госпошлины осуществляется органами федерального казначейства в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Особенности уплаты судебных издержек
В судебные расходы включаются суммы судебных издержек к которым в соответствии со ст. 106 АПК РФ относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. К данным расходам относятся как расходы, понесенные указанными лицами в связи с явкой в суд, а именно на проезд, наем жилого помещения, и суточные, так и за выполнение своих обязанностей. При этом размер вознаграждений эксперту и переводчику определяется судом по соглашению с ними. В отношении граждан, являющихся свидетелями, вознаграждение выражается в виде сохранения им среднего заработка по месту работы за время отсутствия в связи с явкой в суд.
Как определено п. 1 ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны дела.
Рассмотрим судебные споры, касающиеся возмещения судебных издержек.
Так, ФАС ДВО вынесено Постановление от 13.12.2006 N Ф03-А73/06-2/4559, в котором он отменил ранее вынесенное решение налогового органа о начислении налога на прибыль и взыскании с налогоплательщика штрафных санкций на неполную уплату данного налога. При этом, учитывая, что судебная бухгалтерская экспертиза проведена по ходатайству налогоплательщика, которое оплатило расходы по ее проведению, и судебные акты по делу приняты в его пользу, взыскание данных расходов с налогового органа, являющегося стороной по делу, не в пользу которой принят судебный акт, является правомерным и соответствует требованиям ст. 110 АПК РФ. Аналогичные решения вынесены в постановлениях ФАС ВСО от 29.06.2005 N А19-17975/04-24-Ф02-2981/05-С1, ФАС УО от 25.11.2003 N Ф09-4021/03-АК.
Стоит отметить, что возмещение судебных издержек осуществляется независимо от того, освобожден истец от уплаты государственной пошлины или нет. Данный вывод подтверждается в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которому в соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные издержки, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины.
Вызывает интерес вопрос применения п. 2 ст. 110 АПК РФ, согласно которому расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. На основании каких фактов определяются разумные пределы расходов на оплату услуг представителя? На этот вопрос ответил ВАС РФ в п. 20 Информационного письма от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". При определении разумных пределов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами, стоимость транспортных услуг эконом класса, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, продолжительность рассмотрения и сложность дела. При этом бремя доказывания разумности расходов на оплату услуг представителя ложится на сторону, требующую возмещения указанных расходов (ст. 65 АПК РФ).
А. Беляев,
зам. главного редактора журнала "Бюджетные учреждения: ревизии
и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 31.12.2005 N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"