г. Москва |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А40-170610/09-61-1184 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.
Судей: Катунова В.И., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2012 по делу N А40-170610/09-61-1184, принятое судьей Зверевой О.Н., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургавтотранс" (620085, Свердловская область, Екатеринбург, ул. 8-го Марта, 269; ОГРН 1046605207219) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, 9; ОГРН 1037739085636) 3-е лицо: Свердловская область в лице Министерства финансов
(620000, Свердловская обл., Екатеринбург, пр-т Ленина, 34) о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кемишев А.Н. - представитель по доверенности N 67 от 15.11.2011;
от ответчика: Волков А.А. - представитель по доверенности N 01-06-08/161 от 15.01.2010;
от 3-го лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы после отмены ранее принятых судебных актов, повторно рассмотрен иск Общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургавтотранс" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 34.024.123 руб. 61 коп., связанных с перевозкой автобусами в 2007, 2008 годах и январе 2009 года граждан, включенных в федеральный регистр льготников и проживающих в Свердловской области.
Решением суда от 07.02.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение суда Минфином РФ подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца против доводов жалобы возражал.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечило, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно материалам дела истец отыскивает убытки в размере 34.024.123 руб. 61 коп., связанные с перевозкой в 2007, 2008 годах и январе 2009 года граждан, включенных в федеральный регистр льготников и проживающих в городе Екатеринбурге, в городском пассажирском сообщении на автомобильном транспорте (автобусе).
Руководствуясь пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми при удовлетворении требований к публично-правовым образованиям взыскание денежных средств осуществляется за счет соответствующей казны, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Удовлетворяя исковое требование во взыскиваемом размере, суд первой инстанции исходил из того, что согласно законодательству о федеральном бюджете на соответствующий год главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, является Министерство финансов Российской Федерации.
Предприятие истца является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами на платной основе в городе Екатеринбурге.
В 2007, 2008 годах и январе 2009 года оно осуществляло льготную перевозку отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предъявленные предприятием расходы, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются реальным ущербом.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер.
Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N16069/07, от 05.02.2008 N12479/07, от 23.06.2009 N2992/09, от 25.01.2011 N9621/10, от 26.04.2011 N17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).
Размер понесенных истцом расходов основан на следующих показателях: количество ЕСПБ, приобретенных федеральными льготниками, стоимость проездного билета на автобус, стоимость ЕСПБ, доля транспортной работы истца, сумма финансирования из бюджета.
Все используемые в расчете показатели, включая долю транспортной работы Предприятия, подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные по делу доказательства размера расходов и правильно применил нормы материального права.
С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП (далее - Порядок N 1178-ПП) о том, что расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области производится из годовой плановой суммы возмещения определяемой в соответствии с п. 8 Порядка N 1178-ПП и фактически отработанным временем, подлежит отклонению, поскольку в Свердловской области способ расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества нормативно не установлен.
Расчетная формула из постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП, согласно которой истцу была определена сумма компенсации расходов за перевозку федеральных льготников, содержит следующие показатели: общий плановый объем расходов; финансовый показатель на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании; количество граждан, пользующихся мерами социальной поддержки; индекс-дефлятор; фактические отчетные расходы транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год; численность постоянного населения муниципального образования; удельный вес транспортной организации в общем объеме перевозок по муниципальному образованию.
На основании вышеуказанных показателей определить размер не полученной истцом с потребителей провозной платы нельзя, так как на наличие способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров должны указывать два обязательных показателя расчета: "размер провозной платы" и "количество потребителей", каковых в расчетной формуле компенсации расходов не имеется.
Нормативно установленного способа расчета количества льготных категорий пассажиров, перевезенных транспортной организацией, ни на уровне законодательства Российской Федерации, ни на уровне законодательства субъекта Российской Федерации не имеется, поэтому истец правомерно определил, что потребителем его услуг в спорном правоотношении являлось не все постоянное население муниципального образования, и не все граждане, пользующиеся мерами социальной поддержки, а только федеральные льготники, получившие единые социальные проездные билеты (ЕСПБ), и лица, сопровождающие получивших ЕСПБ детей-инвалидов и инвалидов 1-й группы.
В расчете иска вышеуказанные обязательные показатели содержатся, и они подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которые суд первой инстанции оценил надлежащим образом.
В спорном правоотношении истцу возмещены расходы, предусмотренные постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП, а не расходы, право на возмещение которых, истец имеет согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006, постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N ВАС-5481/11).
Возражения заявителя апелляционной жалобы по вопросу расчета суммы иска являются необоснованными, поскольку истец правомерно применил расчетный способ в отсутствие натурных обследований пассажиропотока, мнение ответчика о меньшем количестве совершаемых льготниками поездок в автобусах носит предположительный характер.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ответчика состава убытков не могут быть признаны обоснованными, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на нормативные акты Свердловской области по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта не могут быть приняты, поскольку ответчик не доказал, что реализация указанных нормативных актов привела к полному возмещению не полученной истцом провозной платы от льготных категорий пассажиров в 2007, 2008 годах и январе 2009 года.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2012 по делу N А40-170610/09-61-1184 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N16069/07, от 05.02.2008 N12479/07, от 23.06.2009 N2992/09, от 25.01.2011 N9621/10, от 26.04.2011 N17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права или повреждение его имущества (реальный ущерб).
...
В спорном правоотношении истцу возмещены расходы, предусмотренные постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП, а не расходы, право на возмещение которых, истец имеет согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006, постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N ВАС-5481/11)."
Номер дела в первой инстанции: А40-170610/2009
Истец: ООО "Екатеринбургавтотранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, РФ в лице Минфина РФ
Третье лицо: Министерство финансов, Свердловская область в лице Министерства финансов
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1238/11
18.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7315/12
02.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1238/11
23.09.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22496/11
25.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5072/11
23.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/1379-11