Бюджетные средства на компенсацию предоставленных гражданам льгот
На страницах нашего журнала уже не раз рассматривалась тема налогообложения средств, получаемых коммунальными предприятиями из бюджета в виде компенсаций за предоставленные отдельным потребителям льготы (скидки) по оплате коммунальных услуг*(1). Однако запросы читателей, поступающие в редакцию, свидетельствуют о том, что ясности в этом вопросе до сих пор нет. Поэтому мы решили вернуться к нему еще раз.
Резюмируя сказанное ранее, можно выделить два подхода к определению сущности спорных поступлений.
1. Бюджетные ассигнования следует считать не чем иным, как оплатой коммунальных услуг за "льготные" категории граждан, которую вносит государственный орган. Поэтому данные средства:
- представляют собой часть выручки от реализации для целей налогообложения прибыли. Это подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в п. 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98, согласно которой бюджетные средства возмещают неполученную плату за оказанные услуги. Данный подход широко применяется окружными судами. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 07.08.2007 N Ф04-5219/2007 (36839-А46-37) указано, что данные средства не обладают целевым характером в смысле, придаваемом ему бюджетным законодательством: наличие в договоре между коммунальной организацией и государственным органом условий о ежемесячном отчете первой и проверке обоснованности применения льгот вторым не дает оснований руководствоваться пп. 14 п. 1 или п. 2 ст. 251 НК РФ. Кроме того, задолженность бюджета по перечислению части выручки правомерно включить в резерв по сомнительным долгам. Такого мнения придерживаются как чиновники (Письмо УФНС по МО от 14.08.2006 N 22-22-И/0356), так и арбитры (постановления ФАС УО от 18.07.2007 N Ф09-4795/07-С2, от 26.04.2007 N Ф09-2955/07-С3);
- включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Именно это мнение Минфин неустанно доводит до налогоплательщиков в многочисленных разъяснениях (см., например, письма от 06.09.2007 N 03-07-11/389, от 04.09.2007 N 03-07-11/380, от 27.08.2007 N 03-07-11/355). Также чиновники отмечают, что при направлении из бюджета организациям указанных денежных средств следует учитывать сумму НДС. В правовых базах есть отдельные судебные постановления, в которых арбитры взыскивают с финансовых или социальных органов суммы НДС, относящиеся к возмещаемой из бюджета стоимости коммунальных услуг, оказанных "льготникам". Обоснование следующее - тариф включает НДС, значит, убыток у организации образовался в виде неоплаченной стоимости услуг, включающей НДС (постановления ФАС ДВО от 13.07.2007 N Ф03-А37/07-1/1638, от 24.04.2007 N Ф03-А73/07-1/808). В частности, судьи руководствовались п. 8 ст. 168 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). Точно так же задолженность управляющей организации (получателя бюджетных средств на компенсацию предоставленных льгот) будет взыскана в пользу коммунального оператора с включением НДС в части бюджетных компенсаций, ведь в договоре между ними стоимость услуг указывается с учетом НДС. Поэтому оплачивать коммунальной организации фактическое количество принятой энергии за минусом сумм НДС, приходящихся на бюджетные ассигнования, неправомерно. К такому выводу пришел ФАС ВВО в Постановлении от 15.05.2007 N А82-4706/2006-9;
- в бухгалтерском учете отражаются в составе доходов по обычным видам деятельности (данный вывод следует из двух представленных выше тезисов и подкреплен Письмом Минфина РФ от 06.09.2007 N 03-07-11/389).
Пример.
ООО "Горгаз" работает по схеме прямых расчетов с населением. Газоснабжение производится по установленным тарифам. За сентябрь 2007 г. отпущено газа на сумму 600 000 руб., в том числе НДС - 91 525 руб. Согласно действующему законодательству отдельным категориям граждан была предоставлена скидка на оплату газа на общую сумму 50 000 руб., в том числе НДС - 7 627 руб. Эту сумму обязался возместить бюджет через орган соцзащиты, с которым у ООО заключено соглашение.
Корреспонденция счетов будет выглядеть следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация газа населению по утвержденным тарифам | 62*(1) | 90-1 | 600 000 |
Начислен НДС | 90-3 | 68 | 91 525 |
Получены денежные средства от населения | 51 | 62 | 550 000 |
Получена компенсация из бюджета | 51 | 62 | 50 000 |
*(1) Аналитический учет по счету 62 следует организовать по контрагентам, то есть в части суммы возмещения неполученной от "льготников" платы следует отразить задолженность органа соцзащиты. |
Данный подход представляется безопасным в плане налоговых рисков. Даже право на налоговые вычеты по НДС в полном размере можно отстоять, воспользовавшись Постановлением Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 9591/06. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 30.08.2007 N Ф03-А24/07-2/3187 указано, что специальных положений о применении налоговых вычетов организациями, получающими из бюджета субсидии в связи с предоставлением льгот потребителям, ст. 171 и 172 НК РФ не содержат, поэтому вычет НДС заявляется в общем порядке.
Однако организация, выбравшая первый подход, может не получить от уполномоченного государственного органа суммы НДС, как случилось с коммунальным предприятием в споре, рассмотренном в Постановлении ФАС ВВО от 03.08.2007 N А29-7607/2006-2э. Организация пыталась взыскать с агентства по социальному развитию суммы НДС, приводя такие аргументы. Денежные средства направлялись истцу в счет платы за потребленные льготными категориями граждан жилищно-коммунальные услуги. В данном случае плату за граждан вносил уполномоченный государством орган. Однако суды исходили из того, что суммы выделялись на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению льгот по действующему законодательству. Следовательно, в силу п. 2 ст. 154 НК РФ они не облагаются НДС, значит, агентство должно исключить из требуемых сумм налог на добавленную стоимость. Организация даже ходатайствовала о привлечении к участию в деле регионального управления ФНС. Однако все оказалось безрезультатно.
Как видим, предприятие застраховало себя от претензий со стороны налоговых инспекторов, но понесло убытки, столкнувшись с противоположным мнением судей, которые в этом случае придерживались второй позиции. Изложим ее суть.
2. Бюджетные ассигнования выделяются на компенсацию убытков*(2), возникших в связи с неполной оплатой потребителями оказанных услуг. Следовательно, в силу абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ и действующего с 2006 года абзаца 3 того же пункта, они не учитываются при определении налоговой базы по НДС. Такой вывод сделан, например, в постановлениях ФАС ВСО от 24.05.2007 N А10-5265/06-Ф02-2558/07, ФАС ПО от 05.04.2007 N А49-6006/06-283А/17. Налоговая база в данном случае будет определяться по ценам, установленным для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы (постановления ФАС ДВО от 12.09.2007 N Ф03-А51/07-2/2845, ФАС СЗО от 10.05.2007 N А56-27616/2006).
Вместе с тем для целей налогообложения прибыли этот подход ничего не меняет, поскольку суды гарантированно будут руководствоваться Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 и включать бюджетные средства в налогооблагаемые доходы от реализации в момент начисления (напомним, другой вариант - отнесение бюджетных компенсаций к внереализационным доходам в момент их получения).
Например, так и поступил ФАС ВВО, вынося Постановление от 16.04.2007 N А38-1906-17/201-2006. Он пришел к заключению, что, с одной стороны, бюджетные средства не облагаются НДС, так как они не связаны с оплатой реализованных услуг и фактическая цена реализации не содержала сумму бюджетной дотации (субсидии, субвенции), с другой - они представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
Какого-либо противоречия суд в данной ситуации не усмотрел. Однако оно, по нашему мнению, налицо. Бюджетные средства требуется одновременно включить в доход от реализации для налога на прибыль и не включать в цену услуг при исчислении НДС. Согласитесь, на уровне налогообложения это вполне допустимо, но в бухгалтерском учете могут возникнуть сложности. Какие возможны варианты организации учета, если исходить из изложенной позиции, и насколько они применимы?
Первый вариант. С одной стороны, если отражать стоимость коммунальных услуг, оплачиваемую государственными органами, на которую "льготникам" предоставляется скидка, на счете 90 в корреспонденции со счетами учета расчетов и не начислять на нее НДС, то формально возникает необходимость ведения раздельного учета (часть дохода облагается НДС, часть - не облагается). Хотя в действительности такой необходимости нет*(3). Здесь вероятно возникновение споров с инспекторами в отношении применения вычетов НДС по приобретенным ТМЦ, работам и услугам в полной сумме:
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
|-------------------------------------------------------------------+-------+--------+-------------|
|Отражена реализация газа населению без учета "спорной" суммы НДС| 62 | 90-1 | 592 373 | | |
|(600 000 - 7 627) руб. | | | |
|-------------------------------------------------------------------+-------+--------+-------------|
|Начислен НДС (91 525 - 7 627) руб. | 90-3 | 68 | 83 898 |
|-------------------------------------------------------------------+-------+--------+-------------|
|Получены денежные средства от населения | 51 | 62 | 550 000 |
|-------------------------------------------------------------------+-------+--------+-------------|
|Получена компенсация из бюджета (50 000 - 7 627) руб. | 51 | 62 | 42 373 |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Второй вариант. Применение счета 91 (возмещение причиненных организации убытков, согласно п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", относится к прочим доходам) также считаем необоснованным. Если отразить операцию по реализации на счете 90 в корреспонденции со счетом 62 только на сумму счетов, предъявленных населению к оплате, то будет искажение финансового результата от основного вида деятельности, хотя итоговый финансовый результат будет правильным.
Допустим, что затраты на производство ООО "Горгаз" составили 470 000 руб.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация газа населению по фактически предъявленным к оплате населению суммам |
62 | 90-1 | 550 000 |
Начислен НДС | 90-3 | 68 | 83 898 |
Отражена себестоимость услуг газоснабжения | 90-2 | 20 | 470 000 |
Сформирован финансовый результат | 99 | 90-9 | (3 898) |
Получены денежные средства от населения | 51 | 62 | 550 000 |
Отражена задолженность органа соцзащиты | 76 | 91-1 | 42 373 |
Получена компенсация из бюджета | 51 | 76 | 42 373 |
Третий вариант. Использование счета 86 следует признать недопустимым в силу прямого указания п. 3 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи": настоящее положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов. Хотя, например, в Письме Минфина РФ от 26.06.2002 N 16-00-14/253 для транспортных организаций, обеспечивающих перевозки "льготников", предложена корреспонденция счетов, которую применительно к нашему примеру можно представить так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация газа населению (доход не уменьшается на суммы льгот) |
62 | 90-1 | 592 373 |
Начислен НДС | 90-3 | 68 | 83 898 |
Получены денежные средства от населения | 51 | 62 | 550 000 |
Бюджетные средства направлены на покрытие предоставленных льгот | 86 | 62 | 42 373 |
Получена компенсация из бюджета | 51 | 86 | 42 373 |
Четвертый вариант. Заметим, что и счет 98 "Доходы будущих периодов" вряд ли найдет применение в рассматриваемой ситуации. Согласно Инструкции по применению Плана счетов на нем отражаются доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. А мы, с подачи Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, уже решили, что бюджетные средства - это часть выручки, облагаемая не в момент поступления, а в том периоде, в котором были оказаны услуги "льготникам". То есть эти доходы не могут относиться к будущим периодам.
Пятый вариант. Повторим, что в качестве выручки от реализации услуг чиновники рассматривают не только начисленную потребителям плату, но и суммы компенсаций льгот из бюджета (письма Минфина РФ от 06.09.2007 N 03-07-11/389, от 26.06.2002 N 16-00-14/253, от 05.02.2001 N 04-02-02/07). Поэтому на счете 90 придется показать всю сумму дохода, рассчитанного исходя из утвержденных тарифов. В то же время, поскольку суммы бюджетных компенсаций не облагаются НДС, мы не вправе отразить начисление налога в "спорной" сумме. В итоге с учетом недостатков рассмотренных выше вариантов можно предложить такой способ:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация газа населению по утвержденным тарифам | 62 | 90-1 | 600 000 |
Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет | 90-3 | 68 | 83 898 |
Доход от реализации уменьшен на "спорную" сумму НДС*(1) | 90-3 | 76 | 7 627 |
Предоставленная "льготникам" скидка отнесена за счет органа соцзащиты |
76 | 62 | 50 000 |
Получены денежные средства от населения | 51 | 62 | 550 000 |
Получена компенсация из бюджета | 51 | 76 | 42 373 |
*(1) Мы исходим из того, что предприятие никогда не получит эту сумму. |
Этот вариант также нельзя назвать безупречным. В первую очередь отражением в учете "спорной" суммы НДС организация формально признает за собой обязанность по ее начислению. При этом неуплата налога в размере 7 627 руб. в бюджет может вызвать претензии со стороны проверяющих по основаниям, изложенным в рамках первого подхода. Однако предложенная корреспонденция обеспечивает отражение задолженности органа соцзащиты именно в том размере, в котором она наверняка будет погашена. Также приведенные проводки полностью "оправдают" вычет "входного" НДС.
Е.В. Ермолаева
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) N 5, 2007, стр. 68; N 4, 2007, стр. 8; N 3, 2006, стр. 63.
*(2) Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота.
*(3) Для транспортных организаций, столкнувшихся с аналогичной проблемой, в Письме от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/6 Минфин указал, что ведение раздельного учета расходов по перевозке льготных категорий пассажиров на счетах бухгалтерского учета не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"