Драматический театр является плательщиком транспортного налога. Им приобретены два легковых автомобиля. Каким документом нужно руководствоваться при отнесении транспортного средства к определенной категории: ПТС или Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94?
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (ст. 357 НК РФ). Несмотря на то, что данный налог нельзя назвать новым или сложным для исчисления, вопросы по нему возникают часто и, как правило, касаются определения категории транспортного средства и, соответственно, ставки налога. Разобрался в данном вопросе и упорядочил применение гл. 28 НК РФ ВАС РФ в Определении от 28.04.2007 N 2965 (далее - Определение N 2965).
Если проанализировать арбитражную практику за 2007 год по транспортному налогу, то можно сделать следующие выводы:
- на местах налоговые органы при проверках стремятся отнести транспортное средство к той категории, по которой выше ставка налога, ссылаясь на разные документы;
- при вынесении решений в большинстве случаев суды принимают сторону налогоплательщиков;
- судьи при отнесении транспортного средства к той или иной категории руководствуются также разными документами.
Единообразия в решениях арбитражных судов не наблюдается. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 17.01.2007 N А66-6013/2006 суд указал, что при определении типа транспортного средства необходимо исходить из категории, к которой оно отнесено, а не из его наименования. Если в соответствии с паспортом транспортного средства (ПТС) автомобиль относится к категории "В" - легковой автомобиль, то не имеет значения, что в наименовании указано "автобус на шесть мест".
В Постановлении ФАС УО от 09.01.2007 N Ф09-11568/06-С3 судьи, поддержав налогоплательщика, отклонили довод налогового органа об отнесении транспортных средств к определенной категории при регистрации в ГИБДД в соответствии с Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968)*(1). По мнению суда, конвенция не относится к законодательству о налогах и сборах и принята в целях совершенствования международных перевозок, а налогоплательщик правомерно руководствовался Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94*(2) (далее - ОКОФ).
Постановления ФАС ЗСО поражают разнообразием толкований данного вопроса, так как в их основу заложены разные принципы. В Постановлении от 17.01.2007 N Ф04-8747/2006(29860-А67-15) суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком ставки транспортного налога, установленной для категории "другие самоходные транспортные средства", вместо "грузовые автомобили". Была отклонена ссылка инспекции на то, что в ПТС указана категория "С", которая присваивается механическим транспортным средствам для перевозки грузов. Исходя из ОКОФ и Конвенции о дорожном движении критерием отнесения транспортного средства к категории грузовых автомобилей является его функциональное назначение, а именно перевозка грузов по автомобильным дорогам.
При вынесении Постановления от 10.01.2007 N Ф04-2399/2006(29657-А75-37) ФАС ЗСО руководствовался исключительно данными ПТС, Конвенцией о дорожном движении, а также ОКОФ.
А вот в Постановлении ФАС ЗСО от 19.02.2007 N Ф04-9407/2006(30657-А67-40) отклонен довод налогоплательщика о том, что при определении категории транспортного средства он руководствовался сведениями, которые содержатся в регистрационных документах на автомобиль, ПТС, документами, подтверждающими право собственности, поддержав позицию ИФНС.
Аналогичная точка зрения изложена и в Постановлении ФАС ЗСО от 22.01.2007 N Ф04-9050/2006(30183-А67-40): указание органами ГИБДД в ПТС категории "С" само по себе не является основанием для отнесения автомобилей к категории грузовых. Основополагающим документом является ОКОФ.
Однако в Постановлении от 10.01.2007 N Ф04-2399/2006(29657-А75-37) этот суд руководствовался исключительно данными ПТС и категорией, которая в нем указана. Разъяснения завода-изготовителя о том, что спорные транспортные средства сертифицированы как автобусы, не признаны надлежащими доказательствами по делу.
При таком разнообразии мнений арбитражных судов налогоплательщику сложно понять, какой документ является основополагающим при отнесении транспортного средства к той или иной категории.
Налоговый кодекс РФ в этом вопросе, как обычно, краток: объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Проанализировав законодательные нормы, ВАС в Определении N 2965 пришел к следующему выводу: если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, как объект налогообложения оно не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в пункте 1 статьи 361. Кроме того, указано, что ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и не сопоставимы с наименованиями объекта обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ.
Еще один важный вывод, сделанный ВАС, касается необходимости выработки единообразного применения судьями положений гл. 28 НК РФ. По этому поводу Минфин высказывался однозначно: определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов (письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17, от 05.09.2006 N 03-06-04-04/39, от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21).
Возвращаясь к транспортному налогу, финансовые органы в Письме от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35 делают следующий вывод: если перечисленные в письме технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 Кодекса. Минфин ссылается также на Определение ВАС РФ N 2965. В данном случае мнения финансистов и высшего арбитражного суда совпадают.
Таким образом, при отнесении транспортного средства к определенной категории для исчисления транспортного налога следует руководствоваться документами регистрирующих органов, а именно ГИБДД или Ростехнадзора, то есть ПТС.
В. Рязанова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
11 ноября 2007 г.
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
*(2) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"