Экологические платежи. Что нового?
Тема расчетов строительных организаций с бюджетом по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) рассматривалась в N 2 журнала за 2007 год, то есть практически год назад. В частности, автор анализировал порядок постановки предприятия на учет в качестве плательщика, нюансы исчисления платы и представления отчетности, бухгалтерский и налоговый учет расходов.
За минувший период Ростехнадзор выпустил много новых документов, с которыми мы и хотим познакомить читателей. Кроме того, коротко напомним наиболее важные моменты по данной теме.
Встаем на учет
По сравнению с прошлым годом порядок постановки предприятий на учет в качестве плательщиков не изменился. Данная процедура описана в Приказе Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545. Впервые встать на учет не поздно в течение квартала, в котором осуществлялось негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижной техники и стационарных источников, сброс сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты, выброс отходов, например мусора).
Постановка на учет в территориальных органах Ростехнадзора производится по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия. Если у организации имеется более одного объекта негативного воздействия, то плательщик встает на учет по каждому из них. При этом местом нахождения стационарного объекта признается территория субъекта РФ, в котором фактически находится стационарный объект. Местом регистрации передвижных объектов является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового - место регистрации владельца этих передвижных объектов.
Для постановки предприятия на учет территориальному органу Ростехнадзора отводится 30 дней с момента получения им информации о выбросах, сбросах загрязняющих веществ или размещении отходов производства и потребления. Организации-плательщику присваивается регистрационный номер, данные о ней и об объектах негативного воздействия вносятся в реестр плательщиков платы за НВОС. Свидетельство о постановке на учет оформляется территориальным органом Ростехнадзора в электронном виде, но по запросу предприятия формируется и выдается представителю плательщика на бумажном носителе (не позднее 30 дней после получения запроса).
Загрязнение воздуха
Источниками вредного воздействия на атмосферный воздух являются как стационарные, так и передвижные объекты организации и выполнение разнообразных работ, а именно, котельные установки, транспортные средства, сварочные работы и т.д.
В данном случае основополагающим документом, регламентирующим отношения государства и предприятий, является Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183. Кроме того практическую помощь бухгалтеру окажут Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух (далее - Методические рекомендации N 626*(1)). Первый из названных документов значительно обновлен (действует в редакции от 14.04.2007), второй - абсолютно новый (введен в действие 15 октября 2007 года).
Методические рекомендации N 626 содержат ссылки на действующие документы, формулы и примеры расчета платы, разъясняют порядок представления отчетности, проведения проверок и привлечения к ответственности за допущенные нарушения. Поэтому считаем, что бухгалтеру полезно самостоятельно досконально изучить данный документ, мы же ограничимся рассмотрением некоторых, наиболее важных, на наш взгляд, положений.
К сведению: Методические рекомендации N 626 предназначены для проверки юридических лиц специалистами службы Ростехнадзора.
Итак, юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности, сопровождающиеся выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, исчисление и внесение платы производят отдельно по месту нахождения каждого стационарного источника негативного воздействия и отдельно по передвижным объектам негативного воздействия, зарегистрированным на территории одного муниципального образования (см. п. 13 Методических рекомендаций N 626).
Если источник негативного воздействия находится в аренде, то вносить плату за НВОС должно лицо, фактически эксплуатирующее такой объект (п. 11 Методических рекомендаций N 626).
Обособленное подразделение организации (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе вносить платежи от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении и при наличии доверенности у руководителя этого обособленного подразделения (п. 14 Методических рекомендаций N 626).
Нормативы (расценки) для расчета суммы платы утверждены Постановлением N 344*(2) (изменения в него были внесены Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410) отдельно для стационарных и передвижных объектов. Данные нормативы для стационарных источников установлены за 1 тонну загрязняющего вещества, выброс которого был произведен (в зависимости от вида), а для передвижных - за единицу измерения (тонна, тысяча куб. метров) в зависимости от вида израсходованного топлива.
Стационарные загрязнители атмосферы
По каждому загрязняющему веществу установлено две расценки (два норматива платы): одна применяется при выбросах в пределах установленных допустимых нормативов, вторая - при выбросах в пределах установленных лимитов (п. 17 Методических рекомендаций N 626). Значения расценок существенно различаются (см. Приложение N 1 к Постановлению N 344):
Наименование загрязняющих веществ |
Норматив платы за 1 тонну загрязняющего вещества, руб. | |
в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (ПДВ) |
в пределах установленных лимитов выбросов (ВСВ) |
|
Пыль цементных производств | 103 | 515 |
Железа оксиды | 52 | 260 |
и т.д. |
Неправильно определять сумму платы путем перемножения фактического выброса загрязняющих веществ (в тоннах) на соответствующие нормативы. Имеется несколько поправочных коэффициентов, которые необходимо учитывать при расчете (п. 18 Методических рекомендаций N 626).
Коэффициенты, установленные законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В целях их применения определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы. В частности, нормативы платы, установленные в 2003 году (Постановление N 344), применяются в 2008 году с коэффициентом 1,48, а нормативы, установленные в 2005 году (Постановление N 410), - с коэффициентом 1,21 (см. п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ).
Приведенный выше норматив по оксидам железа введен Постановлением N 410, следовательно, при расчете платы в 2008 году бухгалтер должен использовать поправочный коэффициент 1,21. Норматив платы для загрязняющего вещества "Пыль цементных производств" установлен Постановлением N 344, значит, коэффициент будет равен 1,48.
Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха), приведен в Приложении N 2 к Постановлению N 344 для каждого из экономических районов РФ (например, для Волго-Вятского - 1,1; Северо-Западного - 1,5; Центрального - 1,9; Уральского - 2).
Коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов установлен Постановлением N 344 и равен 1,2. Данный коэффициент применяется, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта.
Для решения вопроса об обязанности использования данного коэффициента применяется Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38 "О введении в действие СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", согласно которому источниками загрязнения атмосферного воздуха являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают ПДК и/или ПДУ и/или вклад в загрязнение жилых зон, превышает 0,1 ПДК.
Коэффициент для особо охраняемых природных территорий (в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия) равен 2.
Расчет платы
Общие правила расчета платы за НВОС сформулированы в Порядке определения платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. В Методических рекомендациях N 626 эти правила конкретизированы для ситуации загрязнения атмосферного воздуха, причем в них приведены формулы и примеры расчетов размера платы отдельно для стационарных и передвижных источников выбросов.
В целях определения суммы платы по стационарным объектам бухгалтеру необходимо руководствоваться пп. 1 п. 26 Методических рекомендаций N 626. Выше мы отметили, что расценки для расчета платы введены отдельно для случаев, когда фактические выбросы:
- не превышают установленные организации предельно допустимые нормативы выбросов (ПДВ);
- превышают утвержденные ПДВ, но меньше или равны установленных предприятию лимитов выбросов (временно согласованных выбросов или ВСВ).
Таким образом, умножив фактический выброс (в тоннах) по каждому загрязняющему веществу (в размерах, не превышающих ПДВ) на расценку и просуммировав полученные произведения по всем видам загрязняющих веществ, бухгалтер получит плату за НВОС в пределах ПДВ. Плата в пределах установленного ВСВ определяется путем умножения нормативов платы (расценок) на разницу показателей фактического выброса загрязняющего вещества в пределах установленного ВСВ (лимитного выброса) и выброса в пределах ПДВ и суммирования полученных результатов по наименованиям загрязняющих веществ. При этом в обоих случаях бухгалтер применяет корректирующие коэффициенты.
Возможно, что фактический выброс загрязняющих веществ превышает утвержденный ВСВ. Это - сверхлимитное загрязнение. Кроме того, сверхлимитным признается все количество производимых стационарными объектами выбросов, если у организации отсутствуют разработанные и утвержденные ПДВ и ВСВ. В соответствии с п. 5, 6 Порядка определения платы сумма платежа за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих нормативов платы за загрязнение в пределах ВСВ на величину превышения фактической массы выбросов над установленными ВСВ, суммирования полученных результатов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Поясним все вышеизложенное на примере.
Предприятие, расположенное в Центральном экономическом районе, за I квартал 2008 г. произвело выброс в атмосферу:
- оксидов железа в количестве 0,001 т;
- пыли цементных производств - 0,004 т.
Согласно полученному разрешению организация вправе производить выброс данных веществ в атмосферу. При этом для оксидов железа установлен допустимый норматив выбросов (ПДВ) в количестве 0,001 т, для пыли цементных производств - 0,003 т. Превышения установленных лимитов выбросов (ВСВ) в отчетном периоде не было. Предприятие расположено в черте города.
Определим размер платы.
За выброс оксидов железа: 52 руб./т х 0,001 т х 1,9 х 1,21 х 1,2 = 0,14 руб.;
За выброс пыли цементных производств:
103 руб./т х 0,003 т х 1,9 х 1,48 х 1,2 = 1,04 руб.;
515 руб./т х (0,004 - 0,003) т х 1,9 х 1,48 х 1,2 = 1,74 руб.
Общая сумма платы за квартал равна 2,92 руб. (0,14 + 1,04 + 1,74).
Передвижные источники загрязнения воздуха
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов негативного воздействия установлена за единицу израсходованного топлива в зависимости от его вида (пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций N 626). Размер платы определяется путем умножения соответствующих нормативов платы (установленных расценок) по видам топлива на количество топлива данного вида, израсходованного передвижным источником за отчетный период, и суммирования полученных результатов.
Нормативы платы приведены в Приложении N 1 к Постановлению N 344:
Вид топлива | Единица измерения | Норматив платы в руб. за ед. измерения |
Бензин неэтилированный | тонна | 1,3 |
Дизельное топливо | тонна | 2,5 |
Керосин | тонна | 2,5 |
Сжатый природный газ | тысяча куб. метров | 0,7 * |
Сжиженный газ | тонна | 0,9 * |
Количество израсходованного топлива определяется по данным бухгалтерского учета и подтверждается первичными документами (Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-09/1037). В связи с тем, что норматив платы установлен за тонну, а учет, как правило, организуется в литрах, последние переводятся в тонны. Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива.
В подпункте 2 п. 26 Методических рекомендаций N 626 разъяснено, что бухгалтер может использовать данные о плотности топлива из накладной на его отпуск или из спецификаций. Также можно воспользоваться соответствующими средними значениями для топлива, приведенными в Письме ФНС РФ от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@:
для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см;
для АИ-92 - 0,735 г/куб. см;
для АИ-95 - 0,750 г/куб. см;
для АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
Как и при расчете платы от стационарных источников, бухгалтер должен применить соответствующие поправочные коэффициенты. При этом следует учесть, что нормативы платы для бензина, дизтоплива и керосина установлены в 2003 году Постановлением N 344, для сжатого природного и сжиженного газа - в 2005 году Постановлением N 410. Следовательно, поправочный коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете (см. п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ), в 2008 году будет равен 1,48 и 1,21 соответственно.
Коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов (1,2) применяется, если место государственной регистрации передвижного объекта (а при отсутствии такового - место нахождения его владельца) находится в пределах черты города (п. 25 Методических рекомендаций N 626).
Выше мы указали, что при наличии сверхлимитных выбросов от стационарных источников применяется пятикратный повышающий коэффициент. В Письме от 04.09.2007 N 04-09/1242 Ростехнадзор однозначно указал, что в целях расчета платы за загрязнение от транспортных средств этот коэффициент не используется. Проверка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках государственного технического осмотра либо государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха. При выявлении превышения технических нормативов выбросов запрещается эксплуатация транспортного средства*(3), а дополнительный повышающий коэффициент к нормативам платы не применяется.
Потребление топлива автомобилями ООО "Новый город" за I квартал 2008 г. составило:
- бензин АИ-92 - 2 800 л;
- бензин АИ-95 - 1 600 л.
Все автомашины поставлены на учет в Москве.
Рассчитаем плату за выбросы в атмосферный воздух.
1. Расход бензина в тоннах равен:
- АИ-92 - 2,058 т (2 800 л х 0,735 г/куб. см / 1 000);
- АИ-95 - 1,200 т (1 600 л х 0,750 г/куб. см / 1 000).
2. Размер платы составит:
1,3 руб./т х (2,058 + 1,200) т х 1,9*(4) х 1,48*(5) х 1,2*(6) = 14,29 руб.
Порядок заполнения и представления отчетности.
Контрольные мероприятия
Форма расчета платы за НВОС и порядок ее заполнения утверждены Приказом N 204*(7). Отчетным периодом по плате за загрязнение является квартал. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, плательщики должны перечислить плату в бюджет (см. Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557). Оформленные предприятием расчеты (в единственном экземпляре) представляются плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора лично либо направляются по почте. При этом отметка "Согласовано" на них не проставляется.
Предприятие составляет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации. Обязательного согласования представленного расчета платы с сотрудниками территориальных органов Ростехнадзора, а также предварительной проверки в ФГУ "ЦЛАТИ" действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Отказ в принятии расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду недопустим (Письмо Ростехнадзора от 04.09.2007 N 04-09/1242).
Плата за загрязнение воздуха рассчитывается в разделах 1 и 2 по выбросам, произведенным, соответственно, стационарными и передвижными объектами.
Раздел 1 заполняется по каждому объекту негативного воздействия. Если организация на территории субъекта РФ эксплуатирует более одного стационарного объекта негативного воздействия, к титульному листу прилагается количество листов данного раздела, равное числу стационарных объектов. Раздел 2 заполняется по совокупности объектов, зарегистрированных на территории одного муниципального образования.
Подробные рекомендации по заполнению данных разделов приведены в Приказе N 204, поэтому останавливаться на этом мы не будем. Вернемся к Методическим рекомендациям N 626 с тем, чтобы познакомить читателей с позицией Ростехнадзора по вопросам администрирования платы за НВОС. В пункте 39 этого документа сообщается, что контрольные мероприятия проводятся в форме проверки представленных в территориальные органы расчетов платы и приложенных к нему документов, а также в форме выездных проверок (проверок по местонахождению плательщика).
Территориальный орган Ростехнадзора вправе выставить организации требование о представлении дополнительных документов, подтверждающих расчет платы (п. 6.1 Положения N 401*(8)).
По результатам проведенной документальной проверки, при наличии оснований, плательщику должна быть доначислена сумма недоимки по плате и выставлено требование об ее уплате. Кроме того предприятие может быть включено в план выездных проверок. При проведении выездной проверки должностные лица предприятия и специалисты органа Ростехнадзора должны руководствоваться положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Исковая давность по искам о взыскании сумм недоимки по плате, выявленной в результате контрольных мероприятий, составляет три года. Однако (обратите внимание!) заявить об окончании данного срока должна организация, причем до вынесения судом решения. При отсутствии такого заявления дело будет рассматриваться в общем порядке (п. 44 Методических рекомендаций N 626).
Сальдо расчетов по платежам
Излишне перечисленные суммы платы за НВОС (после составления акта сверки) засчитываются в счет предстоящих платежей. Кроме того по заявлению плательщика (с приложением подтверждающих документов, в том числе оригиналов платежных поручений) переплата может быть возвращена.
Если переплата выявлена территориальным органом Ростехнадзора при проверке представленного предприятием расчета платы или путем сравнения начисленных сумм и уплаченных (по данным управления федерального казначейства), то специалист территориального органа должен уведомить предприятие (в течение 5 дней с момента ее выявления) и предложить провести сверку расчетов (п. 28 Методических рекомендаций N 626).
Переплата устанавливается на дату подписания акта сверки расчетов и оформляется соответствующее Решение руководителя территориального органа Ростехнадзора (его заместителя) о проведении зачета переплаты, о проведении возврата переплаты, об отказе в проведении зачета (возврата).
Административная ответственность
При возникновении задолженности по плате за НВОС пени на сумму недоимки не начисляются (п. 31 Методических рекомендаций N 626). Вместе с тем (обратите внимание!) невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.41 КоАП РФ, и влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Постановление о наложении штрафа должно быть вынесено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, которым в данном случае признается установленный срок перечисления платежа (см. п. 58, 59 Методических рекомендаций N 626, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). Если такое постановление составлено по истечении года, то уплаты штрафа можно избежать, обжаловав его в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В противном случае постановление вступает в законную силу и подлежит исполнению.
Административный штраф необходимо уплатить не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (в случае их предоставления в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ). За нарушение установленного срока уплаты штрафа привлекают к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в двукратном размере неуплаченной суммы либо административному аресту на срок до 15 суток (п. 62, 63 Методических рекомендаций N 626).
Данную тему мы начали рассматривать в прошлом номере журнала. Напомним, что в первой части статьи были проанализированы порядок постановки организации на учет в качестве плательщика и нюансы определения суммы платы за загрязнение атмосферного воздуха стационарными и передвижными объектами. Сегодня мы поговорим об исчислении экологических платежей за размещение отходов (назовем новые документы, регулирующие правоотношения, приведем пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)).
Установление лимитов на размещение отходов
В целях разработки лимитов на размещение отходов полезно знать о трех действующих в настоящее время нормативных документах:
- Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение*(9) (далее - Постановление N 461);
- Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение*(10) (далее - Методические указания N 115);
- Административном регламенте по установлению лимитов на размещение отходов*(11) (далее - Приказ N 643).
Заметим, что последний документ вступил в силу 14.12.2007. Рассмотрим, что необходимо сделать организации для получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Итак, в территориальный орган Ростехнадзора следует представить заявление (форма приведена в Приложении 2 к Приказу N 643), а также:
- копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для лиц, ведущих данную деятельность)*(12);
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
- копию лицензии на пользование участками недр в целях захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр в указанных целях).
Обратите внимание: Копии документов, не заверенные нотариально, подаются с одновременным предъявлением оригинала (п. 5 Приказа N 643).
Перечисленные документы организация может направить в территориальный орган Ростехнадзора по почте либо доставить лично или через представителей. В последнем случае полномочия представителя, выступающего от имени юридического лица, должны быть подтверждены доверенностью, подписанной руководителем предприятия и скрепленной печатью. Доверенность должна содержать дату ее выдачи и четкие указания на одно или несколько полномочий представителя (например, представлять в территориальный орган заявление и документы, необходимые для получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и т.п.). Представленные материалы принимаются специалистом территориального органа Ростехнадзора с отметкой о дате приема по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю.
Если предприятие представило документы в полном объеме и они не содержат искаженных сведений либо недостоверной информации, то в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема материалов, организации должен быть выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подписанный руководителем территориального органа Ростехнадзора (лицом, его замещающим) и заверенный гербовой печатью. Этот документ (образец приведен в Приложении 3 к Приказу N 643) оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается предприятию, а второй хранится в территориальном органе Ростехнадзора в течение срока действия установленных лимитов на размещение отходов. Выдача документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявителю либо его представителю (по доверенности) производится лично в руки либо отправкой по почте (п. 10.4 Приказа N 643).
Обратите внимание: Плата за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с организации не взимается. Данные действия осуществляются территориальными органами Ростехнадзора на безвозмездной основе (п. 4.5 Приказа N 643).
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения организацией неизменности производственного процесса и используемого сырья. Напомним, что форма такого подтверждения в виде технического отчета по обращению с отходами приведена в Приложении 2 к Методическим указаниям N 115. При отсутствии данного подтверждения до окончания отчетного года деятельность предприятия в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Лимиты на размещение опасных отходов устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (п. 11 и 13 Постановления N 461).
Кому нужна лицензия?
Выше было отмечено, что для получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предприятие должно представить в территориальный орган Ростехнадзора копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В противном случае организациям часто отказывают в установлении лимитов на размещение отходов, что автоматически означает обязанность расчета суммы платы с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Однако такой отказ не всегда является обоснованным. Чтобы пояснить сказанное, обратимся к арбитражной практике. В последние два года среди судей сформировалось устойчивое мнение о том, что не всякая деятельность по обращению с отходами, а только предпринимательская деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, приносящая предприятию систематический доход. В случае если отходы образуются от осуществления основного хозяйственного вида деятельности и руководство допускает их временное скопление на территории предприятия, то указанная лицензия не требуется. В частности, такое мнение высказано в постановлениях ФАС УО от 14.11.2007 N Ф09-9251/07-С1 и от 05.09.2007 N Ф09-7105/07-С1, ФАС ЗСО от 09.10.2007 N Ф04-6379/2007(38969-А81-19), ФАС ЦО от 27.04.2006 N А54-899/2005-С3 и от 12.12.2006 N А54-2730/2006-С2, ФАС ПО от 01.11.2007 N А12-10788/07-С59 и т.д. Арбитры ФАС СЗО в Постановлении от 09.11.2007 N А05-5724/2007 также отметили, что даже заключение договоров купли-продажи отходов (в данном случае лесопильного производства - горбыля, рейки, щепы и др.) не доказывает обязанности предприятия иметь лицензию. Заключая возмездные сделки по поставке третьим лицам спорных отходов, предприятие пыталось предупредить скопление на своей территории образующихся в процессе осуществляемой им деятельности отходов, то есть действовало не в целях извлечения прибыли, а в целях удаления и предотвращения проявления опасных свойств данных отходов. Поскольку управление Ростехнадзора не доказало, что организация осуществляла на своей территории сбор, хранение на временных площадках и вывоз этих отходов в первую очередь с целью систематического получения дохода от таких действий, судьи признали требование об обязательном наличии лицензии необоснованным.
Напротив, при заключении организацией с другими лицами возмездных договоров о приеме и захоронении образующихся у них отходов ее деятельность признается предпринимательской и лицензия данной организации необходима (Постановление ФАС ПО от 31.05.2007 N А65-24816/06).
Приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 N 848 утвержден административный регламент, устанавливающий порядок выдачи, переоформления и аннулирования лицензий, проведения контрольных мероприятий, приостановления деятельности за допущенные нарушения и т.д.
Проект нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение
Этот документ (его общепринятое сокращенное название - ПНООЛР), в отличие от лицензии, каждая организация должна представить в территориальный орган Ростехнадзора для установления лимитов на размещение отходов. Порядок разработки ПНООЛР регулируется Методическими указаниями N 115. В Приложении 1 к ним приведена форма этого документа.
В рамках данной статьи мы не будем подробно анализировать содержание и правила оформления ПНООЛР, а лишь отметим, что для заполнения одного из его разделов потребуются сведения, отраженные в паспорте опасного отхода (п. 22 Методических указаний N 115). Это еще один документ, который необходим организации. Его мы рассмотрим подробнее, поскольку с 21.09.2007 вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570, которым утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов (далее - Порядок N 570).
Паспорт опасных отходов
Начнем с определений, приведенных в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Итак, паспорт опасных отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Статьей 14 этого закона установлено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Что необходимо сделать для выполнения этой обязанности? Во-первых, подготовить и представить в территориальный орган Ростехнадзора сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды*(13). Во-вторых, получить в органе Ростехнадзора свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды (образец приведен в Приложении 1 к Порядку N 570).
К сведению: свидетельство о классе опасности отхода выдается на каждый конкретный вид отхода (п. 2.7 Порядка N 570).
В-третьих, составить и согласовать с местным отделением Ростехнадзора паспорт опасного отхода (если согласно полученному свидетельству отход отнесен к V классу (практически неопасные), то паспорт оформлять не требуется). Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 785. Форма паспорта опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов. При этом код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО *(14)).
В соответствии с п. 2.9 Порядка N 570 срок действия паспорта опасного отхода:
- для отходов, включенных в ФККО, не устанавливается;
- для отходов, не включенных в ФККО, ограничивается на период регистрации данного отхода в ФККО.
Иными словами, если вид отхода, образующегося на предприятии, не зарегистрирован в ФККО, то территориальный орган Ростехнадзора после проверки всех представленных организацией документов выдаст ей паспорт опасного отхода с ограниченным сроком действия. После внесения Ростехнадзором этого отхода в ФККО, данный паспорт подлежит переоформлению в территориальном органе на бессрочный.
Классы опасности отходов
В Приложении 1 к Постановлению N 344*(15) выделено пять классов опасности отходов для окружающей среды:
- отходы I класса (чрезвычайно опасные);
- отходы II класса (высокоопасные);
- отходы III класса (умеренно опасные);
- отходы IV класса (малоопасные);
- отходы V класса (практически неопасные).
Класс опасности отхода можно определить по коду, присвоенному отходу в ФККО (последняя цифра кода - класс опасности).
Обратите внимание: Для кодирования класса опасности для окружающей природной среды используется 13-я цифра кода: 0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности (Письмо Ростехнадзора от 20.09.2007 N 04-09/1343).
Приведем несколько примеров. Так, к V классу опасности отнесены:
- бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений (код 314014030199 5), бой строительного кирпича (код 314014040199 5);
- строительный щебень, потерявший потребительские свойства (код 314009020199 5);
- лом дорожного полотна автомобильных дорог, исключая битум и асфальтовые покрытия (код 314010000199 5);
- грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами (код 314011000899 5);
- стеклянный бой незагрязненный, исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп (код 314008020199 5);
- бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код 314027010199 5);
- бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код 314027020199 5);
- отходы песка, не загрязненного опасными веществами (код 314023010199 5) и т.д.
Как мы отмечали выше, оформлять паспорт на эти отходы не требуется, но необходимо подтвердить соответствие образующихся на предприятии отходов именно V классу опасности.
Среди отходов IV класса опасности поименована пыль кирпичная (код 314014021100 4), бетонная (код 314027031100 4), щебеночная (код 314009011100 4) и т.д. Следует отметить, что в некоторых случаях отнесение отходов производства к тому или иному классу опасности зависит от степени их загрязнения. Так, песок, загрязненный мазутом, бензином или маслами, при содержании этих веществ менее 15% относится к IV классу, а в случае их содержания 15% и более - к III классу опасности.
Обратите внимание: Для отходов, отсутствующих в ФККО, класс опасности может быть установлен в соответствии с п. 3 Приказа МПР РФ N 511*(16).
Статья 51 Закона N 7-ФЗ*(17) запрещает сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Опасные отходы (отнесенные к I - IV классам) подлежат вывозу на санкционированные полигоны. Поэтому размещение этих отходов (например, образовавшихся при выполнении СМР) на строительной площадке или использование их для подсыпки временных грунтовых дорог и автостоянок являются административным правонарушением и влекут ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа от 10 000 до 100 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (Постановление ФАС СЗО от 19.07.2007 N А56-51228/2006).
В заключение отметим, что весь описанный нами долгий путь подготовки сведений и получения всех необходимых документов (включая документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) предстоит пройти не только вновь образованной организации, но и предприятию, получившему эти документы, в случае истечения сроков их действия (за исключением паспорта опасного отхода и свидетельства о классе опасности отхода) или ранее в связи с изменением технологических процессов, состава используемого сырья и видов образующихся на предприятии отходов.
Итак, мы познакомились с последовательностью действий предприятия, конечной целью которых является оформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Напомним, что наличие этого документа позволяет экономить на экологических платежах, поскольку в случае его отсутствия предприятие должно применять пятикратный повышающий коэффициент. Однако прежде чем перейти к правилам расчета суммы платы за размещение отходов, коротко рассмотрим порядок переоформления и получения дубликата данного документа.
Переоформление, получение дубликата документа об утверждении
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Обе эти процедуры описаны в разд. 11 и 12 Приказа N 643. Итак, имеющийся документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение организация должна переоформить в случае изменения:
- наименования;
- организационно-правовой формы;
- местонахождения;
- государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Организация должна представить в территориальный орган Ростехнадзора заявление, документ, подтверждающий внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, оригинал выданного ранее документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и письменное подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья. Переоформление документа должно быть осуществлено в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации специалистом Ростехнадзора заявления предприятия.
В случае утери либо порчи бланка документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Ростехнадзора, установившие лимиты на размещение отходов, выдают дубликат данного документа в 15-дневный срок с даты получения от организации соответствующего заявления.
Обратите внимание: Принятие новых нормативных документов (в частности, Приказа N 643, Порядка N 570) не влечет обязанности предприятий переоформлять ранее полученные в территориальном органе Ростехнадзора документы, связанные с исчислением платы за загрязнение. Эти документы действительны до истечения указанного в них срока.
К вопросу о плательщике за размещение отходов
Иногда бухгалтеры сомневаются в том, должна ли организация перечислять плату за НВОС, если вывоз отходов осуществляет специализированная организация в силу заключенного с ней договора. Другой вызывающей сомнения ситуацией является наличие договора аренды, когда неясно, кто - арендатор или арендодатель - обязан вносить плату. Попробуем разобраться, тем более что ответы на эти вопросы можно найти в разъяснениях Ростехнадзора.
В частности, в Письме от 27.04.2007 N 04-09/455 сказано, что обязанности по внесению платы возникают у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении. В силу п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4 этого закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Поэтому в случае, если договор, заключенный со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами, предусматривает переход права собственности на отходы, обязанность по внесению платы возникает у нового собственника отходов, то есть у специализированной организации. Таким образом, решение вопроса о плательщике экологического сбора в данном случае зависит от условий договора со специализированной компанией. Если контракт на вывоз отходов не предусматривает перехода права собственности, то плату за загрязнение должна перечислять в бюджет та компания, у которой отходы образовались.
При наличии арендных отношений в целях установления для организации обязанности уплаты экологических платежей также следует исходить из условий договора аренды (см. письма Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169 и N 04-09/170). Арендатор вправе самостоятельно выполнять обязанности плательщика и производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды и осуществляя размещение отходов от своего имени и за свой счет. В то же время плата может вноситься арендодателем, если такое условие оговорено в договоре аренды.
Если этот вопрос не урегулирован в договоре аренды, то сторонам следует руководствоваться положениями Закона N 89-ФЗ. Так, п. 4 ст. 4 названного закона предусмотрено, что, в случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказа от права собственности на них, лицо, в собственности (владении либо пользовании) которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к использованию этих отходов или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, брошенные арендатором отходы, например оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего. Следовательно, обязанность внесения платы за НВОС возникает у арендодателя.
Расчет платы
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением N 344*(18). Ставка платы (в рублях за тонну) определена для каждого класса опасности отходов:
Класс опасности | Норматив платы за 1 т в пределах установленных лимитов |
I - чрезвычайно опасные | 1739,2 |
II - высокоопасные | 745,4 |
III - умеренно опасные | 497 |
IV - малоопасные | 248,4 |
V - практически неопасные, в том числе: | |
- добывающей промышленности | 0,4 |
- перерабатывающей промышленности | 15 |
- прочие | 8 |
Данные нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов применяются с использованием:
- коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;
- коэффициента 0 при размещении согласно установленным требованиям отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.
Разъяснения о правомерности применения коэффициента 0 даны в Письме Ростехнадзора от 04.06.2007 N 04-09/673: он используется только при условии подтверждения утилизации отходов первичными документами. До этого плата начисляется в общеустановленном порядке. После подтверждения использования отходов плательщик представляет корректирующий расчет платы, учитывающий применение коэффициента 0, а возникшая сумма переплаты зачисляется в счет погашения имеющейся недоимки по плате, а при ее отсутствии по заявлению плательщика - подлежит зачету в счет предстоящих платежей или возврату.
Производя расчет платы, необходимо помнить об экологических (учитывающих состояние почвы) повышающих коэффициентах, установленных Постановлением N 344 для экономических районов РФ. В частности, значение этого коэффициента для Центрального района равно 1,6; для Северо-Западного - 1,3; для Уральского - 1,7 и т.д.
Кроме того, нормативы платы ежегодно индексируются. Поэтому в силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ все приведенные в таблице нормативы в 2008 году следует умножить на поправочный коэффициент 1,48. Исключением является ставка платы, указанная в последней строке (8 руб./т для прочих отходов V класса опасности). Этот норматив применяется в текущем году с коэффициентом 1,21.
Обратите внимание: В случае отсутствия у организации лимитов при исчислении суммы платы за размещение отходов следует применять повышающий коэффициент 5.
Некоторые плательщики, расположенные на особо охраняемых природных территориях (в том числе лечебно-оздоровительных местностях и курортах, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Байкальской природной территории и зонах экологического бедствия), размер платы должны увеличить вдвое, применив дополнительный коэффициент 2.
Разобравшись с нормативами платы и поправочными коэффициентами, выясним: откуда предприятию следует брать сведения о количестве размещенных отходов. Прежде всего напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 19 N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Комментируя это положение, Ростехнадзор в Письме от 04.06.2007 N 04-09/673 указывает, что учет должен быть документально оформлен (документы бухгалтерского учета и журнал образования и движения отходов). Таким образом, при исчислении размера платы бухгалтер вправе воспользоваться данными собственного учета. Кроме того, можно использовать данные специализированной организации, которая в силу заключенного договора производит вывоз отходов, или сведения полигона.
Имея на руках данные о количестве отходов, несложно определить размер экологического сбора, подлежащего уплате в бюджет по итогам отчетного квартала. Если превышения установленных предприятию лимитов не было, то достаточно умножить норматив платы на количество отходов (в тоннах), не забыв при этом про повышающие коэффициенты. Если лимит превышен, то рассчитывать сумму платежа придется в два этапа. Сначала нужно определить платеж за отходы в пределах лимита (как произведение норматива платы, количества отходов и поправочных коэффициентов), а затем - сумму сбора за сверхлимитное размещение. Для этого разницу между количеством фактически размещенных отходов и утвержденным лимитом умножают на норматив платы и поправочные коэффициенты и увеличивают в пять раз. Полученные результаты по двум этапам расчетов складывают.
Пример.
ООО "Строй-дом" осуществляет производственную деятельность в Центральном экономическом районе (коэффициент, учитывающий состояние почвы, равен 1,6). Коэффициент места расположения объекта размещения отходов - 1. Фактическое количество отходов производства, за которое следует внести плату в бюджет за I квартал 2008 г., составило:
- отходы пластмассовой (синтетической) незагрязненной пленки (V класс опасности) - 1 т (в пределах установленного лимита);
- строительный мусор от разборки зданий (IV класс опасности) - 65 т (в том числе в пределах установленного лимита - 55 т).
Бухгалтер произведет расчет платы следующим образом:
За отходы пленки: 8 руб./т х 1 т х 1,6 х 1,21 = 15,49 руб.
За мусор в пределах лимита: 248,4 руб./т х 55 т х 1,6 х 1,48 = 32 351,62 руб.
За мусор сверх лимита: 248,4 руб./т х (65 - 55) т х 1,6 х 1,48 = 5 882,11 руб.
За мусор всего: 32 351,62 + 5 882,11 = 38 233,73 руб.
Итого по предприятию: 15,49 + 38 233,73 = 38 249,22 руб.
Напомним, что сведения, связанные с определением суммы платы за размещение отходов производства и потребления, отражаются в разд. 4 формы расчета, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204. В Приложении 2 к этому приказу приведена инструкция по заполнению формы.
От редакции. На момент подписания номера в печать стало известно о том, что 17.01.2008 Минюст зарегистрировал (N 10890) Приказ МПР России от 25.12.2007 N 346, которым признан утратившим силу Приказ МПР России от 11.03.2002 N 115 (по тексту статьи - Методические указания N 115). О том, каким нормативным документом следует пользоваться (после вступления в силу Приказа МПР России N 346) в целях оформления ПНООЛР и подтверждения неизменности производственного процесса и видов используемого сырья, мы сообщим читателям дополнительно.
Т.Ю. Кошкина,
редактор журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, 2, январь, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626.
*(2) Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
*(3) См. ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 847.
*(4) Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха), установленный в Приложении N 2 к Постановлению N 344 для Центрального экономического района РФ.
*(5) Коэффициент, утвержденный законом о федеральном бюджете.
*(6) Коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов.
*(7) Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
*(8) Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401.
*(9) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461.
*(10) Утверждены Приказом МПР РФ от 11.03.2002 N 115.
*(11) Утвержден Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643.
*(12) Вопрос об обязанности представления лицензии мы поясним ниже.
*(13) Подробнее см. п. 2.5 Порядка N 570.
*(14) Утвержден Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786.
*(15) Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
*(16) Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".
*(17) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(18) Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"