г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2013 г. |
Дело N А56-54388/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Мельниковой Н.А., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: представители Данилова Л.М. по доверенности от 09.01.2013 г., Мясищева С.А. по доверенности от 09.01.2013 г.
от ответчика-1: представители Кочубей Ю.Ю. по доверенности от 11.01.2013, Кротова Н.В. по доверенности от 09.01.2013 г.
от ответчика-2: представитель Мажирин М.Е. по доверенности от 26.04.2013 г.
от ответчика-3: представитель Новикова Т.А. по доверенности от 09.01.2013 г.
от 3-го лица: представитель Кощеев О.А. на основании распоряжения от 01.06.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8737/2013) Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (ОГРН 1024701648135; место нахождения: 188760, Ленинградская обл., Приозерский р-н, г. Приозерск, ул. Ленина, 10)
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2013 г. по делу N А56-54388/2012 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ООО "Энергосфера"
к 1. Администрации муниципального образования "Кузнечное",
2. Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный
район Ленинградской области,
3. Комитету финансов правительства Ленинградской области
3-е лицо: МУП "ЖКХ "Кузнечное"
о взыскании 15 484 762,84 руб.
установил:
Открытое акционерное общество "Энергосфера" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Ленинградской области в лице Комитета финансов ЛО (далее - КФ ЛО, ответчик 3), Администрации муниципального образования "Приозерский муниципальный район" (далее - АМО "ПМР", ответчик 2), Администрации муниципального образования "Кузнечное" (далее - АМО "Кузнечное", ответчик 1), с иском о взыскании солидарно, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, 15 484 762,84 руб. убытков в сумме межтарифной разницы, за период с сентября 2011 года по май 2012 года.
МУП "ЖКХ МО "Кузнечное" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 05.03.2013 г. в пользу ООО "Энергосфера" за счет казны муниципального образования "Приозерский муниципальный район" Ленинградской области взыскано 15 484 762,84 руб. убытков и 100 423,81 руб. расходов по оплате госпошлины; в иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении требований истцу отказать.
По мнению подателя жалобы, истец полностью получил сумму межтарифной разницы за поставленные коммунальные услуги.
Основания для возникновения солидарной ответственности (обязанности) отсутствуют, поскольку между Администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и ООО "Энергосфера" договорных отношений не имеется.
В обоснование данного довода податель жалобы ссылается на договоры краткосрочной аренды муниципального имущества от 31.08.2011 г. N 17-1; от 23.12.2011 г. N 26-11; от 01.02.2012 г. N 03-39, которые были заключены между ООО "Энергосфера", администрацией муниципального образования "Кузнечное" и МУП "ЖКХ МО "Кузнечное" для целей производства и поставки тепловой энергии в горячей воде потребителям в пгт. Кузнечное, в том числе населению, на отопление и горячее водоснабжение.
Возражая против возложения на администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район ЛО обязанности по возмещению убытков, податель жалобы полагает, что суд не учел, что тарифы для населения не были в установленном порядке оспорены.
Экономически обоснованный тариф для ООО "Энергосфера" был установлен Приказом ЛенРТК от 19.08.2011 г. N 97-п с 01.09.2011 г., исходя из расчета 2 789, 95 руб. за 1 Гкал тепловой энергии (без учета НДС) и продлен приказом N 46-п от 23.04.2012 г. лишь до 30.06.2012 г. Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 01.06.2011 г. N 1397 утверждены ставки платы за коммунальные услуги населения, проживающего на территории МО Кузнечное, исходя из 1275,94 руб. в месяц на 1 человека - ставка за горячее водоснабжение.
Возражая против размера удовлетворенных требований, податель жалобы оспаривает расчет истца, при этом полагает, что расчет объема фактически поставленной истцом тепловой энергии следует производить с учетом наличия индивидуальных приборов учета.
В тоже время истец произвел расчет в соответствии с нормативом, установленным Постановлением Ленинградской области от 24.11.2010 г. N 313, в связи с отсутствием в обслуживаемых многоквартирных жилых домах общедомовых приборов учета поставленной горячей воды.
По мнению подателя жалобы, при определении размера платы за потребленную коммунальную услугу, суду надлежало применить пункт 23 Правил N 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 г. и действовавших в спорный период, согласно которым учету подлежит количество коммунального ресурса, рассчитанное исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
В апелляционный суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (ответчик -2) доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчиков 1 и 3, третьего лица, также доводы апелляционной жалобы поддержали. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Энергосфера", Администрацией МО "Кузнечное" и МУП "ЖКХ МО "Кузнечное" заключили договоры краткосрочной аренды муниципального имущества N 17-11 от 31.08.2011 г., N 26-11 от 23.12.2011 г., N 03-39 от 01.02.2012 г., используемого для целей производства и поставки тепловой энергии в горячей воде потребителям пгт. Кузнечное, в том числе населению на отопление и горячее водоснабжение. Пользование арендованным имуществом осуществлялось с 15 сентября 2011 года (с даты подписания акта приема-передачи имущества) по 15 мая 2012 года (дата возврата имущества арендодателю).
Приказом ЛенРТК N 97-п от 19.08.2011 г. (действие которого было продлено до 30.06.2012 г. Приказом N 46-п от 23.04.2012 г.) истцу с 01.09.2011 г. был установлен экономически обоснованный тариф - 2 789,95 руб. за 1Гкал тепловой энергии (без учета НДС).
Решением Совета депутатов АМО Кузнечное N 62 от 23.03.2011 г. полномочия в части установления тарифов для населения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были переданы АМО "ПМР".
АМО "ПМР" было принято Постановление N 1397 от 01.06.2011 года "Об установлении платы за коммунальные услуги для населения, проживающего на территории МО "Кузнечное".
Указанным постановлением для населения МО "Кузнечное" с 01.06.2011 г. установлены размеры платы по всем видам коммунальных услуг, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению, ниже уровня экономически обоснованного тарифа, установленного для истца.
В частности, плата за коммунальную услугу горячего водоснабжения составила 1 275,94 руб. за 1Гкал, что составило 45% от экономически обоснованного тарифа, установленного для истца приказом ЛенРТК.
В дальнейшем действие указанного Постановления было распространено на 2012 год.
Для предоставления бюджетных субсидий для компенсации выпадающих доходов, возникающих при поставке тепловой энергии населению между истцом и АМО "Кузнечное" были заключены муниципальные контракты N 29/11 от 29.09.2011 г., N 30/11 от 23.12.201г., N 03/038 от 01.02.2012 г.
В соответствии с п. 2.1. вышеуказанных муниципальных контрактов истец принял на себя обязательства по предоставлению АМО Кузнечное расчетов сумм бюджетных субсидий на компенсацию выпадающих доходов. В соответствии с условиями муниципальных контрактов субсидия, подлежащая выплате, рассчитывалась как разница между стоимостью фактически поставленного объема тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения (ГВС) по экономически обоснованному тарифу и суммами, начисленными населению за коммунальные услуги "отопление" и "ГВС" за соответствующий период. АМО Кузнечное обязана была рассмотреть акты и расчеты, подписать, а также перечислить суммы субсидий на расчетный счет Истца (п. 2.1. муниципальных контрактов).
В соответствии с п.3.1. муниципальных контрактов определение фактического объема отпущенной на нужды населения тепловой энергии должно было производиться в соответствии с "Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных предприятий" академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, утвержденными зам. Пред. Госстроя РФ 12.08.2003 г. и ГОСТ 30494-96, с учетом положений и требований Постановления N 313 от 24.11.2010 г. Правительства Ленинградской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" (далее по тексту "постановление N 313").
Поскольку обязательства по оплате субсидий были исполнены частично: субсидии по поставке тепловой энергии на отопление перечислены полностью, субсидии по поставке тепловой энергии на горячее водоснабжение перечислены частично, ООО "Энергосфера" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия между сторонами спора правоотношений, вытекающих из наличия у истца убытков, вызванных снижением уровня доходов при обеспечении энергоснабжения жилого фонда, вызванных изданием местной Администрацией нормативного акта, содержащего установление размера платы, ниже экономически обоснованных тарифов и приводящих к возникновению убытков.
При оценке правоотношений сторон и нормативных актов, приведших к возникновению убытков, суд правомерно руководствовался нормами ГК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., Постановлениями Правительства Российской Федерации от N 392 от 30.07.2004 г, N 541 от 29.08.2005 г. и N 444 от 30.08.2004 г.
Так, суд правомерно указал, что согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (часть 1 статьи 548 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители).
В многоквартирных домах потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются, в том числе, товарищества собственников жилья, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (статья 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов с выделением предельных уровней тарифов для населения (часть 3 статьи 2).
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил N 307 определено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Исходя из совокупности данных условий и Постановления Правительства РФ N 392 от 30.07.2004 г, N 541 от 29.08.2005 г. при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, а также органам местного самоуправления при установлении цен на коммунальные услуги в жилых помещениях следует исходить из необходимости обеспечения 100% возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан.
Таким образом, суд правомерно указал, что снижение тарифов для граждан не снимает с органа местного самоуправления, принявшего нормативный правовой акт об установлении платы за коммунальные услуги, ниже ЭОТ, обязанность возместить возникающую межтарифную разницу в силу прямого указания на то нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Факт отсутствия общедомовых приборов учета тепловой энергии на объектах жилого фонда, в которые истцом производилась поставка тепловой энергии, подтвержден материалами дела, установлен судом и сторонами не оспаривался.
Правомерность расчета межтарифной разницы по нормативу потребления подтверждается представленными в материалы дела техническими паспортами, подтверждающими степень благоустройства жилого фонда, а также сведениями о помесячном количестве граждан зарегистрированных в жилых домах и соответствует положениям нормативных актов, о которых указано выше.
Поскольку Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области не исполнила обязанности по возмещению ресурсоснабжающей организации разницы между экономически обоснованным тарифом и платой за услуги, полученным от населения с использованием поставленного ресурса, размер задолженности подтвержден, требование истца обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Решением Совета Депутатов МО "Кузнечное" от 23.03.11 г. N 62 полномочия по установлению тарифов для населения были переданы Администрации МО Приозерский район.
Указанное означает правомерность удовлетворения требований за счет данного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2013 года по делу N А56-54388/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54388/2012
Истец: ООО "Энергосфера"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Кузнечное", Администрация муниципального образования "Приозерский муниципальный район Ленинградской области", Комитет финансов правительства Ленинградской области
Третье лицо: МУП "ЖКХ "Кузнечное"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6978/15
27.05.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7156/15
10.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-54388/12
14.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7169/13
30.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7169/13
17.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19058/13
18.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19058/13
22.11.2013 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-54388/12
25.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7169/13
14.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8737/13
05.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-54388/12