Об учете ГСМ, путевых листах и налогообложении
Как правило, без использования автотранспорта не может обойтись ни одна организация, а автомобили, в свою очередь, не могут работать без топлива. Поэтому у большинства бухгалтеров в работе возникают вопросы по оприходованию и списанию ГСМ. Причем данная тема актуальна независимо от марок и моделей автотранспортных средств (иномарки руководителей класса "премиум", мощные грузовые автомобили, спецмашины и т.д.), а также от того, принадлежат ли они организации на праве собственности, получены по договору лизинга, аренды или безвозмездного пользования. Перечисленные обстоятельства, редакционная почта, появление нового документа Минтранса, а также цены на ГСМ, безусловно повышающие значимость расходов организации для целей налогообложения, повлияли на выбор данной темы.
Азы бухгалтерского учета
В соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению для учета ГСМ предназначен счет 10-3 "Топливо". При этом следует помнить, что в момент выдачи топлива водителю (заправки в бак автомобиля) стоимость ГСМ со счета 10-3 в себестоимость товаров, работ, услуг (в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44) не списывается, движение отражается только на субсчетах внутри счета 10-3 "Топливо". Причем в данном случае не важно, имеется у предприятия собственный склад ГСМ или производится заправка на АЗС по талонам, картам либо за наличный расчет. Как правило, для учета топлива используются следующие субсчета:
- 10-3-1 "Топливо на складах";
- 10-3-2 "Топливо в баках транспортных средств";
- 10-3-3 "Топливо по талонам".
Внутри каждого из них организуется обособленный учет по видам ГСМ и материально ответственным лицам.
Стоимость полученного водителями топлива отражается по дебету счета 10-3-2 "Топливо в баках транспортных средств" и числится за ними (находится под отчетом у водителей) до момента представления, проверки и обработки путевого листа. Если нарушений в нем не выявлено, стоимость топлива списывается в затраты производства проводкой: Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 10-3-2 "Топливо в баках транспортных средств".
Какую сумму можно списать на затраты этой проводкой - стоимость фактически израсходованного топлива или расхода по норме? Очевидно, что возможны три варианта ответа на поставленный вопрос:
1) списываем по факту;
2) списываем по норме;
3) все зависит от конкретной ситуации.
Полагаем, что каждый из читателей ответил на данный вопрос правильно, и тем не менее (для начинающих бухгалтеров) дадим краткие пояснения. Списание ГСМ по факту (сколько выдали водителю, столько и включили в затраты) чревато негативными последствиями: отсутствие контроля со стороны предприятия некоторые водители могут использовать в корыстных целях, необоснованный перерасход топлива приведет к завышению расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Списание ГСМ по норме при наличии отклонений по сравнению с фактическим расходом также приведет к отрицательным результатам: если фактический расход меньше нормативного, то затраты организации будут завышены, в противном случае в учете (по дебету счета 10-3-2) за водителем будет числиться остаток топлива, который фактически в баке автомобиля отсутствует. Напомним, что наличие остатка неизрасходованного топлива, залитого в баки автомобилей, может быть проконтролировано путем снятия остатков с оформлением соответствующего акта.
Остается третий вариант ответа - "все зависит от конкретной ситуации". Именно он и является правильным. Дело в том, что случаи значительного перерасхода или экономии топлива по сравнению с нормативным расходом должны расследоваться. В таких случаях комиссия (специалисты с инженерным и экономическим (финансовым) образованием):
- проверяет правильность исчисления нормативного и фактического расхода топлива (исключает вероятность счетной ошибки);
- проводит контрольные замеры, выясняет причины перерасхода;
- составляет акт с указанием результатов расследования и предложений руководству предприятия.
Если причиной перерасхода является техническое состояние автомобиля (наличие конструктивных дефектов, поломка отдельных узлов и деталей), то оформленный комиссией акт позволит списать стоимость ГСМ, исходя из фактического расхода (понятно, что автомобиль должен быть поставлен на ремонт). Если перерасход произошел по вине водителя, то руководитель предприятия на основании предложений комиссии может привлечь работника к материальной ответственности (взыскать стоимость ГСМ из заработной платы). В этом случае в расходы включают стоимость топлива по норме, сумма сверхнормативного расхода списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей "с последующим отнесением на счет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". Конечно, работодатель вправе снизить размер взыскиваемой с водителя суммы (например, с учетом его материального состояния) либо полностью освободить работника от материальной ответственности (даже при наличии вины). В этом случае стоимость сверхнормативного топлива не учитывается при расчете налога на прибыль и списывается в состав прочих расходов проводкой: Дебет 91-2 Кредит 94.
Несколько слов об экономии ГСМ
По мнению автора, насторожить организацию должен не только перерасход ГСМ, но и случаи значительной экономии. Понятно, что причинами экономии могут быть:
- неправильно установленная норма расхода (не та марка, модель автомобиля и т.п.);
- счетная ошибка при определении нормативного или фактического расхода;
- искажение исходных данных для расчета (завышение фактического пробега, массы перевезенного груза, указание в путевом листе на работу с прицепом при фактическом его не использовании и т.д.).
Любая из этих причин может привести к тому, что видимая экономия обернется фактическим перерасходом ГСМ. Кроме того, в последнем из названных случаев (искажение сведений в путевом листе) может быть завышена сумма начисленной заработной платы, например, водителям-сдельщикам. Или другой случай: на некоторых предприятиях действует система премирования водителей в процентах от суммы полученной экономии топлива. Таким образом, выплачивая премию за липовую экономию, организация завысит свои расходы, в том числе для целей налогообложения прибыли.
Какие нормы использовать?
Ответ на этот вопрос предельно прост - нужно применять нормы, утвержденные приказом руководителя предприятия. А вот самостоятельно разрабатывать и обосновывать нормы расхода ГСМ организации вовсе не обязательно, можно воспользоваться теми, которые введены Минтрансом для автотранспортных предприятий.
Обратите внимание: в настоящее время действуют Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Методические рекомендации), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Конечно, нет необходимости перепечатывать официально установленные Минтрансом лимиты, в приказе по предприятию достаточно указать, что для списания ГСМ применяются нормы, утвержденные Распоряжением Минтранса РФ N АМ-23-р. Кроме того, в приказе следует закрепить нормы списания топлива для тех автомобилей, которые в документе Минтранса не перечислены. В частности, в Методических рекомендациях отсутствуют нормы расхода топлива на работу установленного на некоторых автомобилях специального оборудования. При этом сказано, что такие нормы определяются по данным заводов-изготовителей специальных и специализированных автомобилей, л/ч. Поэтому при наличии таких автомобилей предприятию необходимо самостоятельно утвердить лимиты списания топлива с учетом сведений, предоставленных заводами-изготовителями. Заметим, Минфин полностью согласен с таким подходом. Например, в Письме от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640 финансисты указали, что для целей налогообложения прибыли в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
И еще один важный нюанс. В приказе в обязательном порядке следует утвердить конкретные значения надбавок и скидок к минтрансовским нормам. Рассмотрим этот вопрос подробнее, поскольку рекомендованные Минтрансом размеры могут существенно изменить нормативное количество топлива.
Корректировка установленных норм
Известно, что расход ГСМ выше в зимнее время (по сравнению с летним), а также при езде по городу либо грунтовой дороге (по сравнению с ездой по загородному шоссе). Безусловно, расход топлива возрастает при:
- сильных снегопадах и гололедице;
- использовании кондиционера или установки "климат-контроль";
- движении с пониженной скоростью;
- обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта и т.д.
Все эти и многие другие климатические и эксплуатационные особенности должны учитываться при определении нормативного расхода ГСМ. Достигается это путем применения к установленным нормам специальных надбавок и скидок. При этом Минтрансом установлены верхний и нижний пределы таких корректировок (см. п. 5 Методических рекомендаций), соответственно, в приказе руководителя предприятия необходимо утвердить конкретные значения поправочных коэффициентов и условия их использования.
Для того чтобы пояснить сказанное, приведем небольшую выдержку из документа Минтранса. Так, нормы расхода топлив повышаются при работе автотранспорта:
1) в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5 до 20%*(1) (значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям);
2) в городах с населением:
- свыше 3 млн. чел. - до 25%;
- от 1 до 3 млн. чел. - до 20%;
- от 250 тыс. до 1 млн. чел. - до 15%;
- от 100 до 250 тыс. чел. - до 10%;
- до 100 тыс. чел. в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%. Отметим, что в случае, если автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются;
3) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице для дорог:
- I, II и III категорий - до 35%;
- IV и V категорий - до 50%;
4) при использовании кондиционера или установки "климат-контроль":
- во время движения автомобиля - до 7% от базовой нормы;
- на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.
Рамки статьи не позволяют перечислить все случаи и размеры надбавок к нормам расхода топлива. С другими ситуациями повышения норм можно ознакомиться в п. 5 Методических рекомендаций.
Обратите внимание: при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок (п. 6 Методических рекомендаций).
Без формул не обойтись!
Итак, в таблицах Минтранса приведены базовые нормы в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии. Такие нормы применяются для легковых и грузовых бортовых автомобилей, фургонов и некоторых других АТС. Также существуют транспортные нормы (л/100 км), которые используются при проведении транспортной работы:
- самосвала - исходя из его снаряженной массы и нормируемой загрузки (с коэффициентом 0,5);
- автобуса - с учетом его снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров.
Кроме того, установлены транспортные нормы в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т-км), которые учитывают дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, с прицепом (полуприцепом) без груза и с грузом. Иными словами, транспортная норма (норма на транспортную работу) включает базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза. Эти нормы применяются для автомобилей общего назначения. Для специальных и специализированных машин в Методических рекомендациях даны нормы на пробег (л/100 км) и на работу оборудования (л/час).
Наконец, существует такое понятие, как эксплуатационные нормы. Они устанавливаются по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок и скидок), учитывающих местные условия эксплуатации. Для их расчета Минтранс в Методических рекомендациях утвердил формулы, дал пояснения к ним и примеры расчета нормативного расхода топлива для легковых, грузовых бортовых, специальных и специализированных автомобилей, автобусов, тягачей и самосвалов. Чтобы не перегружать статью формулами, рассмотрим только порядок определения нормативного расхода топлива для легкового автомобиля.
Пример 1.
Согласно путевому листу от 28.03.2008 автомобиль BMW 525 IA эксплуатировался в условиях города с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек. Пробег за день составил 100 км. В соответствии с приказом директора фирмы для списания бензина используются следующие показатели:
- базовая норма расхода бензина равна 10,4 л/100 км;
- надбавка при работе в городских условиях - 15%;
- надбавка в зимнее время года (с 1 ноября по 31 марта включительно) - 10%.
Определим нормативный расход топлива за день, воспользовавшись рекомендованной Минтрансом формулой:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где:
Qн - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Напомним, что в силу п. 6 Методических рекомендаций при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации суммарная надбавка к базовой норме (D) равна 25% (15 + 10). Следовательно, нормативный расход топлива по данному путевому листу равен 13 л (Qн = 0,01 x 10,4 x 100 x (1 + 0,01 x 25)).
В большинстве случаев надбавки (скидки) к базовой норме применяются не к общему пробегу автомобиля, а лишь к определенной его части. Чтобы пояснить сказанное, рассмотрим еще одну ситуацию.
Пример 2.
Изменим условия примера 1. Общий пробег иномарки составил 260 км, в том числе по городу - 50 км, по дорогам общего пользования в пригородной зоне и за ее пределами - 210 км.
Рассчитаем нормативный расход бензина (Qн):
- по городу: 0,01 x 10,4 x 50 x (1 + 0,01 x 25) = 6,5 л;
- загородом: 0,01 x 10,4 x 210 x (1 + 0,01 x 10) = 24 л;
- всего: 6,5 + 24 = 30,5 л.
Формулы для расчета нормативного расхода топлива для других видов АТС (грузовые бортовые, самосвалы и т.д.) более сложные. Именно поэтому бухгалтеры иногда интересуются, нельзя ли их упростить (и сэкономить время) путем утверждения приказом руководителя организации среднегодовых (средних) норм, учитывающих условия эксплуатации автомобилей и не требующих дополнительного применения надбавок и скидок. Так, возвращаясь к рассмотренному выше примеру, предположим, что в соответствии с приказом по фирме нормативный расход по иномарке определяется исходя из нормы 13,5 л/100 км, причем эта повышенная норма включает базовую, утвержденную Минтрансом (10,4 л/100 км), с учетом следующих усредненных надбавок:
- "зимней" (в целом за год, например, 4%, определяется как соотношение пяти зимних месяцев (с ноября по март) к продолжительности года);
- за работу в городе (в среднем по пробегу);
- за использование установки "климат-контроль".
Правомерно ли определять расход бензина по автомобилю, используя эту норму? Ответ - нет, не правомерно. Такой способ расчетов неизбежно приведет к значительным искажениям, поскольку невозможно заранее точно определить ни один из показателей, используемых для расчета. А перечень таких показателей очень широк, поскольку, как мы отмечали выше, расход топлива зависит от множества факторов - пробег в разных условиях (климатических, дорожных и т.д.), наличие прицепа или спецоборудования, количество перевезенного груза. Согласитесь, что усреднить все эти показатели невозможно. Вернее, бездумно усреднить можно все что угодно (даже величину пробега на год вперед в условиях сильных снегопадов или гололедицы), но как это обосновать? Именно поэтому Минтранс в своих формулах вводит несколько разных показателей с целью обеспечить учет влияния всевозможных факторов на расход ГСМ. Чтобы окончательно убедиться в этом, достаточно посмотреть на формулы, утвержденные для грузовых или специальных автомобилей, или обратиться к примерам расчетов, приведенных в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
В заключение отметим, что не только автор статьи, но и другие специалисты считают, что использование для списания ГСМ среднегодовых (средних) норм расхода противоречит принципам достоверности данных бухгалтерского учета и экономической обоснованности расходов для целей налогообложения прибыли. Поэтому ни одним из действующих нормативных документов не предусмотрена возможность применения таких усредненных норм расхода топлива.
Проблема путевых листов
Понятно, что путевой лист является основным документом для списания в расходы затрат на ГСМ, ведь именно он содержит исходные данные для расчета. Споры вокруг этого документа (в частности, о периодичности заполнения и необходимости использования унифицированных форм путевых листов) начались еще в 2005 году*(2) и продолжаются до сих пор. Вместе с тем в целом на момент подготовки статьи среди чиновников главного финансового ведомства страны и специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения сложилась следующая позиция. Унифицированные формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, обязательны для применения только в автотранспортных предприятиях, соответственно, и правила заполнения путевых листов на иные организации не распространяются. Неподведомственные Минтрансу предприятия вправе разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете (письма Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327 и др.). При этом в Письме от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77 финансисты подчеркнули, что путевые листы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов. Поэтому если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление этого документа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то такой путевой лист может подтверждать вышеназванные расходы для целей налогообложения.
Наличие чеков АЗС при отсутствии путевого листа не подтверждает целесообразность осуществленных сотрудником расходов (Письмо УФНС по г. Москве от 12.10.2007 N 28-11/097861).
Однако в вопросе об указании в путевом листе маршрута следования автомобиля финансисты не столь либеральны. В Письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 отмечено, что отсутствие в путевом листе информации о месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Маршрут движения является обязательным реквизитом и отражает содержание хозяйственной операции. Таким образом, по мнению чиновников, путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ.
Эта точка зрения изложена и в письмах налоговиков. Например, в Письме УФНС по г. Москве от 12.10.2007 N 28-11/097861 сообщается: в путевом листе указываются номер и дата выдачи, серия и номер автомобиля, его марка, цель поездки, информация о конкретном месте следования, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. Указанные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. На основании этих данных определяется фактический расход на горюче-смазочные материалы по конкретному автомобилю.
Очевидно, что дополнительно к названным чиновниками сведениям в путевых листах необходимо привести информацию, позволяющую обоснованно увеличить расход топлива за счет применения надбавок. Иными словами, в путевых листах следует указать, например, на использование кондиционера, наличие сложных погодных условий (снегопад, заносы), движение в колонне с пониженной средней скоростью и т.д. Только при соблюдении этого условия бухгалтер сможет списать с водителя дополнительные литры и включить их стоимость в налоговые расходы.
К сожалению, часто организации игнорируют эти требования (опять же пытаясь экономить время), что приводит к спорам с налоговыми инспекторами. В связи с этим интересна позиция арбитражных судов по вопросам, касающимся оформления этих документов.
Судебные решения
Прежде всего отметим, что при отсутствии путевых листов организации не следует рассчитывать на благосклонность арбитров, решение ИФНС о начислении недоимки по налогу на прибыль будет признано обоснованным (см., например, постановления ФАС ДВО от 19.09.2007 N Ф03-А73/07-2/3601 и ФАС ЗСО от 31.10.2007 N Ф04-7601/2007(39901-А27-40), Ф04-7601/2007(36736-А27-40)).
Рассматривая аналогичный спор, ФАС ПО заострил внимание на том, что на предприятии наряду с первичными документами должны быть утверждены применяемые нормы расхода ГСМ (Постановление от 24.01.2008 N А55-5874/07-53).
Вместе с тем если фирма не пренебрегает требованиями к составлению документов, подтверждающих расходы на ГСМ, то претензии налоговых инспекторов ей не страшны. Так, сначала Арбитражный суд г. Москвы (Решение от 22.12.2006 N 09АП-1785/2007-АК), затем Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 05.03.2007 N 09АП-1785/2007-АК) и наконец ФАС МО (Постановление от 25.06.2007 N КА-А40/5166-07) защитили организацию от необоснованных претензий налоговиков, указав, что:
- типовая форма путевого листа не обязательна для предприятия, поскольку оно не является автотранспортной организацией (при этом арбитры обратили внимание инспекторов на то, что этой же позиции придерживается и Минфин*(3));
- на предприятии имеются приказы генерального директора "Об использовании служебного автотранспорта" и "Об утверждении норм расхода ГСМ" (учитывающие особенности эксплуатации в летние и зимние месяцы);
- в путевых листах присутствуют все данные для определения произведенных затрат на ГСМ (пробег автомобиля, расход горючего, остатки горючего в баке автомобиля при выезде и возвращении);
- путевые листы выписываются на каждый день работы автомашин;
- работники, эксплуатирующие автомобили, заполняют авансовые отчеты, которые подтверждают приобретение топлива;
- по завершении каждого месяца производится списание израсходованных ГСМ, удостоверяемое актами списания.
Иногда инспекторы пытаются не только исключить затраты на ГСМ из состава налоговых расходов, но и взыскать с работников НДФЛ, утверждая, что стоимость топлива как непроизводственные расходы организации является доходом физических лиц. В качестве примера назовем Постановление ФАС МО от 04.02.2008 N КА-А40/13427-07-2. Арбитры в очередной раз подтвердили, что самостоятельно разработанная организацией форма путевого листа, содержащая предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона о бухгалтерском учете реквизиты, позволяет определить объем израсходованного топлива и не опровергает производственную направленность понесенных затрат. Суд указал, что стоимость топлива, приобретенного в выходные дни, также соответствует критериям налоговых расходов, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ, поскольку организацией представлены приказы руководителя о сменной работе водителей. В результате инспекция потерпела фиаско.
Отметим, что в арбитражной практике имеется немало примеров, когда суды, поддерживая налогоплательщика, весьма формально подходили к анализу спорной ситуации. В частности, ФАС МО в Постановлении от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07 не согласился с ИФНС в том, что путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает экономическую обоснованность расходов на приобретение ГСМ. Арбитры отметили, что факт приобретения топлива подтверждается расчетно-кассовой документацией, а для списания затрат достаточно приказов руководителя о нормах расхода ГСМ и налоговых регистров, составленных на основании первичных документов (такими подтверждающими документами были путевые листы, составляемые один раз в месяц). Суд особо подчеркнул, что Налоговый кодекс не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов по ГСМ какими-либо нормами.
Еще один пример - Постановление ФАС УО от 05.03.2008 N Ф09-1053/08-С3. Претензия инспекторов вновь была основана на отсутствии в путевых листах маршрута следования автомобиля. Арбитры указали, что отражение пути следования автомобиля, а также адрес в маршруте не являются обязательными реквизитами путевых листов, в связи с чем оснований для исключения расходов на ГСМ у инспекции не имелось. Приведем цитату из судебного акта: в путевом листе указывается номер и дата выдачи, серия и номер автомобиля, его марка, цель поездки, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. На основании этих данных путевого листа определяется фактический расход ГСМ по конкретному автомобилю. Представленные путевые листы подтверждают понесенные обществом расходы по приобретению ГСМ.
Арбитры этого же округа, анализируя правомерность вычета НДС со стоимости сверхнормативного топлива, также вынесли вердикт в пользу организации, указав, что законодательством о налогах и сборах или в установленном им порядке не утверждены нормы затрат на содержание служебного автотранспорта, указанные затраты принимаются для целей налогообложения в суммах фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (Постановление ФАС УО от 20.02.2008 N Ф09-514/08-С2).
Однако наличие в информационных базах таких положительных для организаций судебных решений не должно успокаивать бухгалтера. Как известно, главной проблемой любого налогоплательщика является экономическая обоснованность расходов и (если говорить об НДС) использование приобретенных товаров в рамках облагаемой деятельности. Поэтому, учитывая все изложенное выше (в том числе необходимость корректировки установленных норм за счет применения надбавок), в путевых листах следует указывать максимум возможных сведений. Только в этом случае организации не угрожают начисление недоимки по налогам и судебные тяжбы.
В заключение позволим себе еще одно дополнение. Многие организации не утруждают себя скрупулезными расчетами нормативного расхода топлива (по установленным Минтрансом формулам с учетом условий эксплуатации*(4)), а решают проблему проще - чтобы списать необходимое количество литров (исходя из фактического расхода ГСМ) завышают показатель пробега. Иными словами, идут от обратного. В результате показания спидометра автомобиля порой очень сильно отличаются от сведений, указанных в путевом листе. Понятно, что и это нарушение может быть выявлено инспекторами*(5), соответственно, организация столкнется с необходимостью уплатить в бюджет налоговую недоимку, пени и штрафы. Вероятность того, что при доказанном факте завышения сведений о пробеге суд встанет на сторону организации, практически равна нулю.
Т.Ю. Кошкина,
редактор журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 10, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее по тексту включительно для всех верхних предельных значений надбавок.
*(2) Например, Письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117.
*(3) В судебных актах дана ссылка на письма финансистов от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214, от 15.11.2005 N 03-03-04/1/363, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327.
*(4) Мы говорили об этом выше. Имеется ввиду увеличение количества нормативных литров в связи с ездой с прицепом, на каждую тонну груза, на каждую ездку с грузом (для самосвалов) и т.д.
*(5) Напомним, что ст. 31, 82, 89, 91 и 92 НК РФ позволяют налоговым инспекторам проводить осмотр территории и помещений налогоплательщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"