г. Самара |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А55-18083/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" - Ковдра О.А., доверенность от 01.11.2013 г. N 368/14;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2013 года по делу N А55-18083/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", (ОГРН 1026303117994) Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения от 06.05.2013 N ПП-10/19943, незаконными действий по возврату представленного комплекта документов,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 06.05.2013 N ПП-10/19943 по обращению ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" от 01.03.2012 о предоставлении в собственность земельных участков, об отказе в предоставлении в собственность ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" земельного участка площадью 51394 кв.м. с кадастровым номером 63:04:0302001:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 66-а, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по возврату представленного комплекта документов по обращению ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" от 01.03.2012, изложенные в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 27.05.2013 исх. N 5918 и обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" путем принятия решения о предоставлении в собственность ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" земельного участка площадью 51394 кв.м. с кадастровым номером 63:04:0302001:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 66-а и направления в адрес ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что земельные участки используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного транспорта.
Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 622 от 07.11.2011 года, предусмотрено как принятие решений о предоставлении земельных участков, так и об отказе в их предоставлении (пункт 2.15 Административного регламента).
Ответ по заявлению ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" N 13/140 от 01.03.2012 года предоставлен заявителю в качестве отказа,
В судебное заседание представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Представитель Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
01.03.2012 заявитель обратился в адрес Территориального управления Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, в том числе с кадастровым номером 63:04:0302001:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, дом 66-а, площадью 51394 кв.м.
11.05.2012 указанное обращение вместе со всеми документами было направлено ТУФАУГИ в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом, о чем заявитель также был проинформирован (л.д.16-18).
Письмом от 06.05.2013 N ПП-10/19943 ФАУГИ отказало в принятии решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:7 (л.д.14).
Отказ мотивирован тем, что Федеральным Агентством сделан вывод об отнесении указанных участков к землям, предоставленным для обеспечения деятельности и (или) эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Письмом от 27.05.2013 Территориальное управление возвратило обществу пакет документов и направило результаты рассмотрения заявки ФАУГИ (л.д.13).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 63:04:0302001:7, расположенный по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 66-а (л.д. 21, 27).
На земельном участке площадью 51394 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 66-а, имеющем разрешенное использование: под Т-1008 товарно-сырьевой парк продуктов в составе цеха N 11 и кадастровый номер 63:04:0302001:7 расположены Т-1008 - товарно-сырьевой парк продуктов в составе цеха N 11, здание бытовое Т-1008, здание насосной - Т-1008 в составе цеха N 11, административное здание Т-1008, центральная газофранкционирующая установка-3 (ЦГФУ-3), железнодорожные пути по земляному полотну с балластным слоем.
ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 26-28).
Данный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, имеет определенную категорию - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под Т-1008 товарно-сырьевой парк продуктов в составе цеха N 11.
В порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Территориальное Управление Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении указанных участков в собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок, граждане и юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом верно отмечено в решении, что обществом были представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию спорных участков.
Основанием для отказа послужило нахождение на земельных участках железнодорожных путей и трубопровода, а также тот факт, что одним из видов деятельности ЗАО "ННК" является деятельность промышленного железнодорожного транспорта и транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Как следует из кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, данный объект отнесен к "землям населенных пунктов" (л.д. 21-25).
Какие-либо доказательства отнесения указанных земельных участков к землям транспорта отсутствуют, в связи с чем, довод ФАУГИ, изложенный в отказе от 06.05.2013 не подтвержден никакими доказательствами и основан на предположениях.
Заявитель не является организацией транспорта, т. е. не оказывает транспортные услуги сторонним организациям, а трубопровод и железнодорожные пути, расположенные на земельных участках, используются Заявителем исключительно для собственных нужд.
Указанные трубопроводы входят в состав установок, товарных парков, принадлежащих Заявителю на праве собственности, расположенных на земельном участке (Т-1008, ЦГФУ-3). Данные установки и товарные парки являются сложными вещами, права на которые зарегистрированы как на единые объекты недвижимости. Трубопроводы не являются самостоятельными объектами недвижимости, так как представляют из себя элементы указанных сложных вещей, участвуют в замкнутом цикле производства на конкретной установке: в наименованиях объектов недвижимости, указанных в ЕГРП, фигурируют в качестве "цеховых и обвязочных" либо "внутренних технологических обвязочных". Таким образом, они не используются и не предназначены для транспортировки на какие-либо значимые расстояния.
Железнодорожные пути, расположенные на земельном участке и принадлежащие Заявителю на праве собственности, используются для погрузо-разгрузочной деятельности также исключительно для собственных нужд Заявителя: железнодорожные пути соединяют отдельные подразделения (парки, установки) предприятия с его основной промплощадкой, которые территориально удалены друг от друга.
Использование железнодорожных путей для собственных нужд Заявителя также подтверждается тем, что они относятся к железнодорожным путям необщего пользования. Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Как следует из статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", отношения по поводу эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Указанный договор заключен между Заявителем и ОАО "Российские железные дороги".
Порядок использования указанных объектов внутри предприятия регламентирован Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "Нефтехимическая компания", примыкающего к станции "Жигули". Как следует из Инструкции и публичной кадастровой карты, земельный участок распложен в маневровом районе N 2 и соединяет товарно-сырьевой парк продуктов Т-1008, принадлежащий Заявителю, с территорией завода и путями общего пользования. При транспортировке по железнодорожным путям используются локомотивы, принадлежащие также Заявителю.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Из оспариваемого отказа следует, что государственным органом сделан вывод об ограничении оборотоспособности испрашиваемых участков на основании пункта 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ.
Согласно указанной норме, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
При этом заявитель не является организацией транспорта и ссылка на указанную норму является недоказанной. Доказательств обратного суду не представлено.
Пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Каких-либо иных оснований и доказательств ограничения оборота испрашиваемых земельных участков суду не представлено.
Кроме того, постановка на кадастровый учет спорных участков, их отнесение к землям населенных пунктов не оспорены в установленном порядке.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что отказ ФАУГИ в принятии решения о предоставлении в собственность спорных участок противоречит положениям статьи 36 ЗК РФ, 27 ЗК РФ и подлежит признанию незаконным, так как прямо нарушает права заявителя.
Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой: Постановление ФАС Московского округа от 28 августа 2012 г. по делу N А40-132211/11-16-1244, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 июня 2012 г. по делу N А05-2094/2011, Постановления ФАС Поволжского округа от 22.04.2013 по делу NА55-22899/2012, от 27.11.2013 по делу NА55-2920/2013.
Судом также правильно указано, что требования заявителя в части признания незаконными действий Территориального управления по возврату заявления являются обоснованными.
В нарушение положений статьи 36 ЗК РФ, Территориальное управление не рассмотрело по существу заявление собственника объекта недвижимого имущества и возвратило заявление и пакет документов, что в силу положений пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 является недопустимым и нарушает права Общества.
Процедура возврата документов не предусмотрена статьей 36 ЗК РФ, а положениями Административного регламента предусмотрен возврат только в случае представления неполного пакета документов.
Судом также отмечено в решении, что доводы Теруправления Росимущества в Самарской области на отсутствие полномочий необоснованны и не могут служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом.
Правомерность выводов Арбитражного суда, изложенных в обжалуемом решении, подтверждается сложившейся арбитражной практикой - Постановление ФАС Поволжского округа по делу N А55-11439/2012 от 18.12.2012 года, Постановление ФАС Поволжского округа по делу N А55-3191/2012 от 30.10.2012 года.
Ранее арбитражными судами уже признавались незаконными отказы Росимущества в предоставлении земельных участков в собственность Заявителя в связи с расположением на земельных участках железнодорожных путей (Постановление ФАС Поволжского округа от 15 апреля 2013 года по делу N А55-22899/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 28 июня 2013 года по делу N А55-28746/2012) и трубопроводов (Постановление ФАС Поволжского округа от 10 декабря 2013 года по делу N А55-2921/2013).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, по цене 2,5 % кадастровой стоимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, были отчуждены из государственной собственности на основании договора передачи имущества в собственность акционерного общества N 294 от 17.11.1994, заключенного между АООТ "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат" и Фондом имущества Самарской области (л.д.29, 30).
С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, что заявитель вправе приобрести земельный участок по цене 2,5 % кадастровой стоимости.
С учетом изложенного оспариваемое решение Росимущества и действия Территориального управления Росимущества противоречат положениям статьи 36 ЗК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, влечет удовлетворение заявленных обществом требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2013 года по делу N А55-18083/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18083/2013
Истец: ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом