Реклама пива в общепите - повод для судебного разбирательства
Как показывает арбитражная практика, между предприятиями и Управлением Федеральной антимонопольной службы возникает много судебных споров по рекламе пива. Рассмотрим, в каких случаях контролирующий орган предъявляет претензии к рекламе данного вида товара.
Вспомним основные рекламные понятия. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (Письмо ФНС РФ от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@). Ненадлежащей является та реклама, которая не соответствует требованиям законодательства РФ.
Общие требования к рекламе установлены в ст. 5 Закона N 38-ФЗ, а те, которые предъявляются к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, - в ст. 22 данного закона. В частности, согласно п. 1 ст. 22 Закона N 38-ФЗ реклама не должна:
- утверждать, что употребление таких напитков важно для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от их употребления;
- утверждать, что они безвредны или полезны для здоровья;
- упоминать о том, что их употребление является одним из способов утоления жажды;
- обращаться к несовершеннолетним;
- использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
В силу п. 2 ст. 22 Закона N 38-ФЗ реклама пива и пивных напитков не должна размещаться:
- в телепрограммах с 07.00 до 22.00 местного времени, в радиопрограммах - с 09.00 до 24.00 местного времени, при кино- и видеообслуживании - с 07.00 до 20.00 местного времени;
- в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции;
- на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
- в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
- в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от таких сооружений.
Кроме того, реклама пива и пивных напитков должна в каждом случае сопровождаться предупреждением о вреде их чрезмерного потребления. В радиопрограммах такое предупреждение должно звучать не менее трех секунд, в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании - не менее пяти секунд и занимать не менее 7% площади кадра. В рекламе, распространяемой другими способами, такому предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламной площади (пространства) (п. 3 ст. 22 Закона N 38-ФЗ). Также запрещено проводить рекламные акции с раздачей пива и пивных напитков в организациях или местах, где запрещена их розничная продажа, а также привлекать к этому несовершеннолетних или предлагать им такие образцы (п. 4 ст. 22 Закона N 38-ФЗ).
Ответственность
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных п. 2-4 *(1) настоящей статьи, ст. 14.37 *(2), 14.38 *(3), 19.31 *(4) КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:
- на граждан - от 2 000 до 2 500 руб.;
- на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.
Напомним, что в силу ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Распространенные нарушения
Реклама в Интернете. На сайте была размещена информация об открытии ресторана и о сортах пива, предлагаемых в данном заведении. При этом было указано, что пиво, сваренное в мини-пивоварне, является "самым вкусным и полезным", а предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива, размещенное внизу на страницах сайта, занимало менее 10% рекламной площади (Постановление ФАС УО от 29.12.2009 N Ф09-10580/09-С1). Антимонопольный орган такую рекламу признал ненадлежащей, выдал обществу предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе и на основании постановления об административном правонарушении наложил штраф в размере, установленном прежней редакцией ст. 14.3 КоАП РФ*(5), - 40 000 руб. Арбитры выводы антимонопольного органа поддержали.
Образы людей. В Постановлении ФАС ДВО от 21.05.2009 N Ф03-1911/2009 разбиралась ситуация, когда на вывеске названия пивного бара-ресторана был использован образ мужчины. Данная вывеска была признана рекламной, а реклама, соответственно, ненадлежащей, нарушающей требования Закона N 38-ФЗ. Судьями был сделан вывод, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
Не должны использоваться образы людей и на сайте в Интернете. Доводы предприятия, разместившего такую рекламу, о том, что информация, размещенная на интернет-сайте, не может рассматриваться как реклама, так как не адресована неопределенному кругу лиц (лица, обращающиеся к сайту, должны пройти регистрацию, сообщив о себе определенные сведения, и лишь после этого им предоставляется доступ к странице с информацией), что свидетельствует об отсутствии нарушений Закона N 38-ФЗ, не были приняты судом на том основании, что являются ошибочными (Постановление ФАС МО от 28.04.2010 N КА-А40/3772-10). Обосновано это тем, что распространение информации на сайте направлено неопределенному кругу лиц (отсутствует четко определенный круг лиц) и, несмотря на регистрационной порядок доступа к сайту, она доступна любому лицу, то есть является рекламой.
На расстоянии ближе чем 100 м от запрещенных зданий, строений, сооружений. В деле, рассмотренном ФАС СЗО (Постановление от 13.08.2010 N А66-437/2010), из письма департамента архитектуры и строительства администрации города и приложенной к нему выкопировки следовало, что расстояние от спорной рекламной конструкции, на которой рекламировалось пиво, до здания детского сада составляло 105 м, до забора детского сада - 81 м, а до здания расположенной на территории детского сада бойлерной - 85 м. Суд первой инстанции с выводами антимонопольного органа, что эта конструкция нарушает законодательство о рекламе, не согласился, указав, что размещение рекламы на расстоянии менее 100 м до забора детского сада, исходя из буквального толкования п. 2 ст. 22 Закона N 38-ФЗ, не может рассматриваться как нарушение названной нормы закона. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Кассационный суд данные выводы признал ошибочными, не соответствующими Закону N 38-ФЗ. При этом было отмечено, что хотя данный закон не раскрывает понятие "сооружение", требования п. 2 ст. 22 направлены на защиту детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию. Соответственно, по смыслу указанного положения закона реклама пива не должна размещаться на расстоянии менее 100 м от любых сооружений детских учреждений. Доводы общества о том, что положения п. 2 ст. 22 Закона N 38-ФЗ применимы только к объектам недвижимого имущества, не приняты во внимание, поскольку законодательство не относит понятие "сооружение" исключительно к объектам недвижимого имущества.
Отсутствие предупреждающей надписи. В Постановлении ФАС ЗСО от 11.03.2010 N А70-9923/2009 реклама пива, размещенная на мусорной урне на крыльце у входа в магазин, была признана ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п. 3 ст. 22 Закона N 38-ФЗ: отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива. Исходя из этого, привлечение предпринимателя к административной ответственности в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ было признано обоснованным. В Постановлении ФАС УО от 30.06.2010 N Ф09-4901/10-С1 аналогичные выводы были озвучены и в отношении размещения без предупреждающих надписей щитов с рекламой пива.
Не является рекламой
Часто контролирующий орган привлекает предприятия к ответственности за холодильные шкафы, размещенные в торговых залах, на которых изображается само пиво или надписи с его названием. При этом предупреждение о вреде пива отсутствует. Судьи в постановлениях ФАС ДВО от 12.11.2009 N Ф03-5918/2009, от 07.11.2009 N Ф03-6026/2009, ФАС УО от 26.05.2009 N Ф09-3381/09-С1 *(6), от 06.05.2009 N Ф09-2824/09-С1 пришли к выводу, что расположенные в торговых залах холодильники являются торговым оборудованием, используются для хранения, демонстрации и продажи пива. Соответственно, нанесенные на них надписи и изображения не являются рекламой пива и оснований для привлечения предприятий к ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ, нет.
Антимонопольная служба с данным выводом соглашается (Письмо от 09.08.2006 N АК/13075). При этом она обращает внимание, что при проведении рекламных акций информация о пиве, в том числе о товарных знаках, размещенная на различных материальных носителях (униформе, столах, плакатах, холодильниках, оборудовании, скатертях, пепельницах и пр.), подпадает под понятие рекламы пива, и на нее в полном объеме распространяются требования Закона N 38-ФЗ.
* * *
Мы рассмотрели, какие требования установлены законодательством к рекламе пива и пивных напитков, какая ответственность грозит предприятиям общепита при их нарушении, а также на примерах арбитражной практики разобрали основные нарушения, выявляемые антимонопольным органом в рекламе данного вида товаров.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данные положения касаются нарушения порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи, фильма, превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы.
*(2) Нарушение требований к установке рекламной конструкции.
*(3) Нарушения при размещении рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах.
*(4) Нарушение сроков хранения рекламных материалов.
*(5) До вступления в силу с 31.03.2010 Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ.
*(6) Определением ВАС РФ от 16.09.2009 N 11752/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"