На практике, при применении ФАС России мер административной ответственности, часто возникает вопрос справедливости налагаемого штрафа за нарушения в сфере размещения заказов. Вместе с тем, обосновывая точку зрения о чрезмерности суммы подлежащих уплате штрафов за доказанные нарушения положений Закона о размещении заказов, зачастую не учитываются последствия совершенных административных правонарушений, а значит и их общественная опасность, тяжесть наступления негативных последствий. Конструкция норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за совершение нарушений в сфере размещения заказов, построена законодателем таким образом, что размер санкции определен в виде штрафа в размере фиксированной суммы. На первый взгляд может показаться, что в связи с отсутствием так называемой "вилки" штрафа (возможности наложения штрафа в размере суммы не менее и не более определенной суммы) степень налагаемой административной ответственности не зависит от совершаемого административного правонарушения. Вместе с тем, тяжесть совершенного административного правонарушения в сфере размещения заказов заложена в диспозиции такой нормы. Приведем несколько примеров.
1. Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на поставку компьютерной техники и оргтехники.
Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется положениями главы 3.1 Закона о размещении заказов, согласно частям 1, 2 статьи 41.1, части 23 статьи 41.10 которой проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки непрерывно надежными для ее функционирования программно-аппаратными средствами на сайте в сети Интернет.
Частью 2 статьи 41.10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке.
В соответствии с частью 11 статьи 41.10 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
Вместе с тем, согласно протоколу проведенного аукциона в электронной форме поступили и были приняты оператором электронной площадки следующие предложения участников аукциона в электронной форме:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
3702600.0000 |
10:49:46 |
3 |
2 |
3990662.4200 |
10:45:52 |
7 |
3 |
3726950.0000 |
10:35:31 |
13 |
4 |
3751300.0000 |
10:28:07 |
6 |
5 |
3941300.0000 |
10:15:59 |
5 |
6 |
4040659.1700 |
10:12:44 |
1 |
7 |
4162409.1700 |
10:09:09 |
8 |
8 |
4454609.1700 |
10:06:18 |
14 |
9 |
4527659.1700 |
10:05:41 |
9 |
Согласно сведениям, содержащимся в протоколе проведения аукциона в электронной форме, участник размещения заказа с порядковым номером заявки 13 подал предложение о цене контракта 3 726 950.0000 рублей в 10 часов 35 минут 31 секунду.
Вместе с тем, следующее предложение о цене контракта поступило от участника размещения заказа с порядковым номером заявки 3 и было принято оператором электронной площадки спустя 14 минут 15 секунд, то есть за пределами срока, установленного частью 11 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, предусмотренного для завершения проведения открытого аукциона в электронной форме.
Также, оператором электронной площадки было допущено нарушение порядка приема предложений о цене контракта ниже текущего минимального предложения о цене контракта участника аукциона под номером 6 и последующих участников, сделавших предложение о цене контракта в дополнительное десятиминутное время.
Кроме того, в связи с тем, что оператором электронной площадки в адрес заказчика были направлены сведения о наименьшем неправомерно принятом предложении участника размещения заказа о цене контракта под номером 3, согласно протоколу подведения итогов победителем торгов был признан участник размещения заказа под номером 3.
Таким образом, допущенное оператором электронной площадки нарушение технического характера положений Закона о размещении заказов повлияло на выбор победителя торгов.
За вышеуказанное нарушение, а именно за нарушение порядка проведения открытого аукциона в электронной форме оператор электронной площадки привлечен к административной ответственности по части 10 статьи 7.30 КоАП в виде штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.08.2010 г. по делу N П-53/10/АК 388-10)
2. Необоснованный допуск единственного участника размещения заказа
Частью 2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность не только за необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, который ведет к сокращению числа участников размещения заказа, но и за необоснованный допуск к участию в торгах участников размещения заказа, влекущих развитие недобросовестной конкуренции.
Заказчиком проводился открытый аукцион на выполнение работ по допечатной подготовке и изданию фотоальбома (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов.
Пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Кроме того, положения пункта 1 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов устанавливают, что заказчик вправе установить такое требование к участникам размещения заказа, как обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, которое должно быть подтверждено соответствующими документами согласно подпункту "в" пункта 3 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов в составе заявки на участие в аукционе.
Документация об Аукционе устанавливала требование об обладании участником размещения заказа эксклюзивными или неэксклюзивными правами на воспроизведение результатов интеллектуальной деятельности автора (авторов).
Вместе с тем, в составе заявки на участие в Аукционе участника размещения заказа, допущенного аукционной комиссией заказчика, такие документы представлены не были.
Согласно положениям статьи 1286 главы 70 Гражданского кодекса Российской Федерации, право использования произведения подтверждается заключенным лицензионным договором о предоставлении права использования произведения, но не представленным в составе заявки допущенного участника размещения заказа в качестве документа, подтверждающего наличие прав на воспроизведение результатов интеллектуальной деятельности, договора о предоставлении услуг по составлению иллюстрационного ряда и аннотированию документа.
В связи с тем, что заявка неправомерно допущенного участника размещения заказа была единственной поданной, выявленное нарушение положений Закона о размещении заказов повлияло на выбор победителя торгов с заключением государственного контракта по начальной (максимальной) цене.
Вышеописанное нарушение в сфере размещения заказов было подтверждено судами первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП за нарушение порядка отбора участников аукциона на каждого члена аукционной комиссии заказчика был наложен штраф в размере одного процента от начальной (максимальной) цены контракта.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.08.2010 г. по делу N К-1132/09/АК308-10)
3. Неправомерное установление в извещении о проведении запроса котировок требования о представлении в составе котировочной заявки сертификата качества на поставляемую продукцию
Заказчиком проводился запрос котировок на закупку лекарственного средства (далее - Запрос котировок).
Статьей 44 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемый к составу котировочной заявки участников размещения заказа.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Запроса котировок, обязательным требованием, предъявляемым к составу котировочной заявки участника размещения заказа, являлось наличие сертификата качества поставляемого товара, не предусмотренного в исчерпывающем перечне требований к составу котировочной заявки статьи 44 Закона о размещении заказов.
Кроме того, необходимо отметить, что положениями статей 25, 35 Закона о размещении заказов предусмотрено, что заказчик вправе устанавливать требование о представлении в составе заявки на участие в торгах документов, подтверждающих качество поставляемого товара, за исключением случаев, если такие документы передаются вместе с товаром.
Учитывая тот факт, что частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что сертификат качества передается вместе с товаром, установление требования заказчиком о представлении в составе заявки на участие в торгах сертификата качества товара является неправомерным.
Выявленное нарушение подтверждено вступившим в силу решением суда первой инстанции.
Установление вышеуказанного требования повлекло отклонение одной из двух поданных котировочных заявок и заключение государственного контракта по начальной (максимальной) цене контракта.
За установление должностным лицом государственного заказчика требования о представлении в составе котировочной заявки участником размещения заказа непредусмотренного законодательством о размещении заказов документа на основании части 4 статьи 7.30 КоАП наложен штраф в размере пяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 04.02.1010 г. по делу N АК 787-09)
4. Неправомерное отклонение членом котировочной комиссии котировочной заявки участника размещения заказа, в связи с ее несоответствием неустановленным требованиям извещения о проведении запроса котировок
Заказчиком проводился запрос котировок на поставку бумаги.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отклонения котировочной заявки, в том числе, в случае ее не соответствия требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать, в том числе, наименование, характеристики и количество поставляемых товаров.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, в случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент". Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов.
Согласно техническому заданию извещения о проведении запроса котировок заказчиком установлено следующее требование к поставляемому товару бумага IQ economy (или эквивалент): А4 210 х 297, белая 80 , в коробке 5 пачек по 500 листов.
Таким образом, техническое задание извещения о проведении запроса котировок содержало наименование товарного знака IQ economy, эквивалентность которого, устанавливалась по вышеприведенным показателям.
Вместе с тем, котировочная заявка участника размещения заказа, содержащая предложение о товаре с указанными в извещении о проведении запроса котировок характеристиками, признано не эквивалентным, а заявка отклонена.
Таким образом, котировочной комиссией заказчика была отклонена котировочная заявка по основаниям, непредусмотренным извещением о проведении запроса котировок.
В соответствии с частью 6 статьи 7.30 КоАП за отклонение котировочной заявки по основанию, не предусмотренному законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, каждый член котировочной комиссии привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 30.03.2010 г. по делу N К-491/09/АК 649-09)
5. Нарушение срока представления сведений в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган
В ФАС России поступило уведомление от заказчика о заключении государственного контракта с ООО "N" на авиаперевозку на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган, к уведомлению приложить копию заключенного контракта.
Вместе с тем, в нарушение указанной нормы Закона о размещении заказов уведомление о заключении государственного контракта не содержало копию государственного контракта и было направлено в адрес уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа с нарушением установленного срока в семь дней.
За непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, сведений, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов, статьей 19.7.2 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Должностным лицом заказчика, привлекаемым к административной ответственности являлось лицо, подписавшее направленное уведомление о заключении государственного контракта с единственным исполнителем с нарушением установленного срока для его направления при отсутствии указания в приложении копии заключенного контракта.
В письменных объяснениях должностного лица заказчика было указано, что уведомление, направленное в адрес уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа посредством почты ранее было направлено по факсу. Вместе с тем, доказательств такого направления и получения указанного уведомления в ФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении не были представлены.
На первый взгляд возможная техническая ошибка при направлении уведомления о заключении государственного контракта не влечет наступление неблагоприятных последствий. Вместе с тем, напрямую препятствует осуществлению ФАС России функций по применению соответствующих мер реагирования.
Так, согласно пункту 2 приказа ФАС России от 14.05.2008 N 163 при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в том числе неправильный способ размещения заказа, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта размещаемого заказа составляет десять миллионов рублей и более и на момент установления факта соответствующего нарушения государственный контракт заключен, а срок исполнения обязательств по такому контракту не истек, ФАС России обязан обращаться в арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным, признании соответствующего государственного контракта недействительным и применении последствий недействительности сделки, в том числе в части неисполненных обязательств.
Таким образом, учитывая тот факт, что удовлетворение судом иска о признании размещения заказа недействительным зачастую напрямую зависит от объема поставленного товара, выполненных по контракту работ, оказанных услуг, несвоевременное направление обязательных для такого направление сведений в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган препятствует осуществлению его контрольных функций, влечет систематическое применение неконкурентных процедур размещения заказа, неэффективное расходование бюджетных средств.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.07.2010 г. по делу N АК327-09)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики применения КоАП РФ в сфере размещения государственных и муниципальных заказов за январь 2011 г. Приводятся следующие примеры.
Оператору электронной площадки назначили штраф (300 тыс. руб.) за нарушение порядка проведения открытого аукциона в электронной форме. В частности, предложение о цене контракта неправомерно было принято за пределами срока, предусмотренного для завершения аукциона (10 минут).
Ответственность наступает и за необоснованный допуск к торгам. Так, участники размещения заказа должны были обладать правами на воспроизведение результатов интеллектуальной деятельности. Требовался лицензионный договор. Но к участию допустили того, кто вместо этого представил договор об оказании услуг по составлению иллюстрационного ряда и аннотированию документа. На каждого члена аукционной комиссии наложили штраф в размере 1% от начальной (максимальной) цены контракта.
В Законе о размещении заказов установлен закрытый перечень требований к составу котировочной заявки. Но в извещении предусматривалось, что в нее должен входить сертификат качества на поставляемый товар. Данное требование неправомерно. ГК РФ прямо предусматривает, что такой сертификат передается вместе с товаром.
В определенных случаях указанная заявка отклоняется. В частности, если она не соответствует требованиям, определенным в извещении о проведении запроса котировок. Каждого члена котировочной комиссии, отклонившей заявку по основаниям, не предусмотренным извещением, оштрафовали.
Заказчик обязан уведомлять ФАС России о заключении контракта. Срок - не позднее 1 рабочего дня. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта. На первый взгляд, техническая ошибка при направлении уведомления не приводит к неблагоприятным последствиям. Вместе с тем она напрямую препятствует Службе применять соответствующие меры реагирования.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" ведущим консультантом правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Башировой Д.М.