Несмотря на то, что система закупок в Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) уже более пяти лет, государственные и муниципальные заказчики, а также операторы электронных площадок до сих пор испытывают трудности при размещении государственного и муниципального заказа, и допускают типичные ошибки на каждой из его стадий. ФАС России, выявляя указанные нарушения законодательства о размещении заказов, выдает предписания об их устранении, а также привлекает заказчиков и операторов электронных площадок к административной ответственности за наличие в их действиях составов административных правонарушений в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Далее, на основании сложившейся практики по контролю за размещением государственного заказа в центральном аппарате ФАС России, приведен ряд наиболее распространенных нарушений, которые допускают государственные заказчики и операторы электронных площадок на различных стадиях проведения процедуры размещения заказа.
1. Установление должностным лицом государственного заказчика не предусмотренных законодательством о размещении заказов требований к составу заявки на участие в конкурсе участников размещения заказа, влечет наступление административной ответственности.
Весьма распространенным нарушением со стороны государственных заказчиков является установление не предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов требований к составу заявки на участие в торгах.
В большинстве случаев данные нарушения выражаются в установлении заказчиком требований о предоставлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве примера, раскрывающего суть вышеупомянутого административного правонарушения, можно привести следующую ситуацию.
Заказчиком проводился открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (далее - Конкурс).
Частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 указанной статьи документов и сведений, не допускается.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.2 Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, ведомость объемов и стоимости работ по контракту, включая ведомость объемов работ по объекту с указанием видов работ и соответствующих им расценок.
Требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе вышеуказанных документов не входит в исчерпывающий перечень, установленный частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Конкурсная документация устанавливает требования к документам, входящим в состав заявки на участие в Конкурсе, не предусмотренные Законом о размещении заказов.
За установление должностным лицом государственного заказчика не предусмотренных законодательством о размещении заказов требований к составу заявки на участие в конкурсе участников размещения заказа, частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях должностного лица, установившего не предусмотренные законодательством о размещении заказов требования к составу заявки на участие в конкурсе, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
За указанное административное правонарушение должностное лицо Заказчика постановлением ФАС России было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.05.2010 г. по делу N K-436/09AK18/10)
2. Установление Заказчиком в документации об Аукционе требований к товару, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа, является нарушением законодательства Российской Федерации о размещении заказов и образует состав административного правонарушения.
Данное правило, на первый взгляд, является очень простым, но довольно часто нарушаемым заказчиками вне зависимости от способа размещения заказа.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В качестве примера, раскрывающего суть вышеупомянутого административного правонарушения, можно привести следующую ситуацию.
Заказчиком проведен открытый аукцион на поставку автомобилей "М..." (или эквивалент).
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение участников размещения заказа.
В документации об Аукционе содержится требование к объему двигателя автомобиля "М..." (или эквивалент) - 5461 куб. см.
Кроме того, документация об Аукционе содержит указание на то, что автомобиль "М..." (или эквивалент) должен обладать следующими характеристиками: обивка салона кожей "Passion Exclusive, адаптивная пневмоподвеска AIRMATIC с ADS, система COMAND APS, пакет KEYLESS-GO, система контроля степени усталости водителя ATTENTION ASSIST".
Также документация об Аукционе содержит указания на то, что автомобиль должен иметь накладки на пороги с надписью "Mercedes Benz".
Таким образом, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к товару, которые в совокупности подходят только товарам, производителем которых является "Mercedes Benz", что нарушает часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и влечет ограничение количества участников размещения заказа.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законом о размещении заказов, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, не соответствующую требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь вышеизложенной нормой, должностное лицо ФАС России приняло решение о наложении штрафа на должностное лицо Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию, не соответствующую требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов, штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2010 г. по делу N П-37/10/AK602/10)
3. Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме является одним из наиболее распространенных на сегодняшний день нарушением законодательства Российской Федерации о размещении заказов и влечет за собой административную ответственность.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ.
В качестве примера, раскрывающего суть вышеупомянутого административного правонарушения, можно привести следующую ситуацию.
Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на поставку вычислительной техники для нужд Заказчика N 1 (далее - Аукцион N 1) и аукцион на поставку вычислительной техники для нужд Заказчика N 2 (далее - Аукцион N 2) на электронной площадке Оператора электронной площадки.
Оператором электронной площадки 19.05.2010 получено Уведомление N 44 (исходящий 3504-10 от 19.05.2010) от УФАС России по Иркутской области с требованием приостановить Аукцион N 2.
Вместе с тем, Оператором электронной площадки на основании этого уведомления приостановлен другой Аукцион N 1.
По состоянию на 18.06.2010 Аукцион N 1 находился на официальном сайте в статусе "Приостановлен", Аукцион N 2 находился в статусе "Торги завершены".
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закон о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем.
В результате приостановления Оператором электронной площадки Аукциона N 1 заявки от участников размещения заказа не принимались, и процедура проведения Аукциона N 1 не осуществлялась.
Таким образом, Оператором электронной площадки нарушен порядок проведения Аукциона, что является нарушением части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях Оператора электронной площадки, выразившихся в нарушении оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ.
За указанное административное правонарушение Оператор электронной площадки был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
Данное административное правонарушение влечет за собой столь серьезные меры административной ответственности в связи с тем, что последствиями действий Оператора электронной площадки, выразившихся в нарушении порядка проведения открытого аукциона в электронной форме чаще всего является повторное проведение торгов, что значительно ущемляет права участников размещения заказа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.01.2011 г. по делу N П-75/10/AK613-10э)
4. Принятие должностным лицом Заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, содержит состав административного правонарушения.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
В качестве примера, раскрывающего суть вышеупомянутого административного правонарушения, можно привести следующую ситуацию.
Заказчиком заключен государственный контракт на оказание услуг, связанных с направлением работников Заказчика в служебные командировки в 2010 году (далее - Контракт) на сумму 11 500 000 рублей 00 копеек с единственным поставщиком.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Закон о размещении заказов размещение заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с законодательством.
Статьей 55 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Следовательно, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по другим основанием будет являться нарушением вышеуказанной статьи.
В соответствии с пунктом 26 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае размещения заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания).
Пунктом 1.1 части 1 государственного контракта определен предмет контракта - оказание услуг, связанных с направлением работников в служебные командировки, в том числе:
- обслуживание по классу VIP в аэропортах;
- визовую поддержку;
- оформление страховых полисов для лиц, выезжающих за рубеж;
- доставку проездных и иных документов, оформленных на основании заявки в офис Заказчика.
В связи с тем, что вышеуказанный перечень услуг, включенных в предмет контракта и обстоятельства, на основании которых заключен Контракт не подпадают под перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренный статьей 55 Закона о размещении заказов, заключение данного Контракта является нарушением части 2 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Таким образом, размещении заказа на указанные работы должно было осуществляться путем проведения торгов, в соответствии с Законом о размещении заказов.
За принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, выразившихся в принятии решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
Руководствуясь вышеизложенной нормой, должностное лицо ФАС России приняло решение о наложении на должностное лицо Заказчика, принявшего решение о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2010 г. по делу N AK614/10)
5. Нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме является нарушением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 далее - КоАП РФ.
В качестве примера, раскрывающего суть вышеупомянутого административного правонарушения, можно привести следующую ситуацию.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение текущего ремонта помещений административного воинского здания (далее - Аукцион) на сайте электронной площадки Оператора электронной площадки.
Согласно части 17 статьи 41.8 Закона о размещении заказов не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, оператор электронной площадки направляет заказчику, в уполномоченный орган предусмотренную частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первую часть заявки на участие в открытом аукционе.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в торгах 28.04.2010 в 11 часов 30 минут, дата и время окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 28.04.2010 в 15 часов 00 минут.
Согласно пояснениям Оператора электронной площадки, представленным Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов 02.07.2010 в ходе рассмотрения жалобы ООО "Ю...", в связи с техническим сбоем на электронной площадке первая часть заявки ООО "Ю..." на участие в Аукционе направлена Оператором электронной площадки Заказчику после окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с журналом регистрации заявок на участие в Аукционе Оператору электронной площадки поступило 12 заявок на участие в Аукционе в электронной форме.
11 заявок на участие в Аукционе направлены Оператором электронной площадки Заказчику, в том числе заявка ООО "С...", поступившая к Оператору электронной площадки 28.04.2010 в 7 часов 19 минут по московскому времени.
Заявка ООО "Ю...", поступившая к Оператору электронной площадки 28.04.2010 в 7 часов 48 минут по московскому времени, в нарушение части 17 статьи 41.8 Закона о размещении заказов Оператором электронной площадки не направлена Заказчику.
За нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов государственных или муниципальных контрактов, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях Оператора электронной площадки, выразившихся в нарушении правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме по направлению Заказчику первой части заявки на участие в Аукционе в электронной форме ООО "Ю...", поступившей Оператору электронной площадки в срок, установленный Законом о размещении заказов, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ.
На рассмотрении дела об административном правонарушении защитник Оператора электронной площадки пояснил, что указанное нарушение Закона о размещении заказов явилось следствием технического сбоя на электронной площадке и Оператором электронной площадки были приняты меры к последующему недопущению нарушения Закона о размещении заказов в части обеспечения соблюдения требований, предусмотренных частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов. Указанные доводы не могли быть приняты во внимание, поскольку не опровергали факта допущенного правонарушения.
При этом необходимо отметить, что при назначении административного наказания по части 10 статьи 7.30 КоАП РФ не принимается во внимание последующее устранение нарушений Закона о размещении заказов. Это обусловлено тем, что указанный состав, как и большинство предусмотренных КоАП РФ составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, является формальным.
За указанное административное правонарушение Оператор электронной площадки был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 07.12.2010 г. по делу N П-124/10/АК566-10э)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен ряд наиболее распространенных нарушений, допускаемых госзаказчиками и операторами электронных площадок.
Должностные лица госзаказчика не вправе устанавливать не предусмотренные законодательно требования к составу заявки.
Также недопустимо устанавливать в документации об аукционе требования к товару, которые ограничивают количество участников размещения заказа. За нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.
Так, документация не может содержать указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или производителя.
Нарушение оператором порядка проведения открытого аукциона в электронной форме является одним из наиболее распространенных.
Так, он обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, равный для всех доступ к участию в нем.
Принятие должностным лицом решения о размещении заказа способом, отличным от определенного законодательством, является административным правонарушением.
Законодательно установлен исчерпывающий перечень случаев, когда заказ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Размещение заказа у единственного поставщика по другим основаниям является нарушением.
За нарушение оператором правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, а также порядка и сроков размещения, направления информации и уведомлений, проектов контрактов предусмотрена административная ответственность.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" главным государственным инспектором правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Новиковой А.Г.