Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2013 г. N ВАС-5778/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи А.И.Бабкина и судей Е.Ю. Валявиной, Ю.Ю. Горячевой рассмотрела в судебном заседании заявление администрации муниципального района Исаклинский Самарской области от 24.04.2013 о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2012 по делу N А55-7053/2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2013 по тому же делу. Суд
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий Рабченко Виктор Владимирович (далее - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации муниципального района Исаклинский Самарской области (далее - администрация) и комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский (далее - комитет) о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности в рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" муниципального района Исаклинский Самарской области (далее - предприятие).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2013, заявленное требование удовлетворено. Сделки по прекращению права хозяйственного ведения предприятия на котельную N 4 и автономную газовую котельную, на сварочный аппарат, сварочный трансформатор, станок токарный, станок Д-300, станок для заточки, а также на автомашину ВАЗ-210934 2001 года выпуска, оформленные постановлениями администрации от 31.08.2010 N 786, 787 и от 08.09.2012 N 819, дополнительными соглашениями от 31.08.2010 к договорам о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 16.10.2009, от 29.12.2009 N 03/96, актом приема-передачи от 01.09.2010, признаны недействительными.
Применены последствия недействительности сделок: с администрации в пользу предприятия взыскана стоимость соответствующего имущества в размере 9 100 466 рублей 63 копеек, 154 741 рубля и 25 000 рублей.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов администрация просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Как полагает администрация, оспоренные сделки являются действием самого должника по распоряжению принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом, что допускается положениями пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним собственником на праве хозяйственного ведения, не допускается только в случаях, когда такое распоряжение имуществом лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Доказательств невозможности для предприятия осуществлять свою деятельность в результате такого отказа в материалы дела не представлено.
Помимо этого, заявитель считает, что конкурсным управляющим не представлено доказательств нахождения спорного недвижимого имущества в хозяйственном ведении должника. Котельная, а также имущество, входящее в состав комплекса котельной, в целом составляют единый имущественный комплекс. Судами не исследована возможность передачи движимого имущества в хозяйственное ведение предприятия в отрыве от недвижимости (здания котельной).
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Таких доводов в заявлении в порядке надзора не приведено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из того, что законодательством не предусмотрено полномочия собственника изымать у унитарного предприятия находящееся в хозяйственном ведении имущество, и сделка, направленная на изъятие такого имущества, оформленная распоряжением собственника, является ничтожной вне зависимости от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению и с согласия собственника.
Судом установлено, что сделки, оформленные постановлениями администрации, отвечают признакам недействительности, установленным пунктом 2 статьи 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве): на момент их совершения должником было прекращено исполнение части денежных обязательств, что образует признак неплатежеспособности, оспариваемые сделки совершены безвозмездно в отношении заинтересованного лица и повлекли уменьшение активов должника, причинили вред имущественным правам кредиторов.
Поскольку администрация распорядилась спорным имуществом и не имеет возможности вернуть его в конкурсную массу, суд пришел к выводу о необходимости обязания ее возместить действительную стоимость этого имущества.
Как следует из оспариваемых судебных актов, выводы судов основываются на установленных ими фактических обстоятельствах с учетом представленных сторонами доказательств. Переоценка фактических обстоятельств не входит в полномочия суда надзорной инстанции в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод администрации о возможности добровольного отказа предприятия от имущества, закрепленного за ним собственником на праве хозяйственного ведения, противоречит положениям пункта 3 статьи 18 Закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях".
При таких условиях коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А55-7053/2011 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2013 отказать.
Председательствующий судья |
А.И. Бабкин |
Судьи |
Е.Ю. Валявина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2013 г. N ВАС-5778/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-7053/2011
Должник: МУП "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" муниципального района Исаклинский
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области, Федеральная налоговая служба
Третье лицо: Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области, Иревлин А. Н., Комитет по управлению муниципальным имуществом Исаклинского р-на Самарской области, НП СРО "Южный Урал", ОАО "Самараэнерго", ООО "Бизнес кар", ООО "Совместное Межмуниципальное Хозяйство", Рабченко В. В., Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13043/15
24.11.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14859/14
17.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-269/13
26.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14691/13
22.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5778/13
06.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5778/13
29.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5778/13
11.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14442/12
05.09.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-7053/11
01.07.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7053/11