Техрегламент на молоко и молочную продукцию
С 19 декабря 2008 года вступает в силу Технический регламент на молоко и молочную продукцию (далее - Техрегламент)*(1). Данный документ разработан в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Разумеется, мы не могли не коснуться столь значимого для всех производителей молока и молочной продукции документа.
Объектами технического регулирования Техрегламента являются (ст. 2):
- молоко и молочная продукция, выпущенные в обращение на территории РФ. Перечень включает 14 видов продуктов: сырое молоко и сырые сливки, питьевое молоко и питьевые сливки, кисломолочные жидкие продукты, творог и творожные продукты, сметана и продукты на ее основе, масло из коровьего молока, масляная паста, сливочно-растительный спред и сливочно-растительная топленая смесь, сыр и сырные продукты, молочные и молокосодержащие консервы, мороженое и смеси для мороженого, функционально необходимые компоненты, продукты детского питания на молочной основе и вторичные продукты переработки молока;
- процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.
Техрегламент ГОСТов не отменяет
Прежде чем перейти к рассмотрению наиболее интересных положений нового документа, мы определим место ГОСТов, которое они займут со вступлением его в силу. Напомним, что положениями Закона о техническом регулировании*(2) (ст. 2, 12) предусмотрено, что обязательные для исполнения требования к продукции могут устанавливаться только техническими регламентами, добровольные - стандартами, в том числе ГОСТами. Исключение из общего правила - переходные положения п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании: вплоть до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования ГОСТов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
С вступлением в силу Техрегламента все национальные стандарты в отношении молока и продуктов его переработки, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут применяться в добровольном порядке и в части, не противоречащей требованиям Техрегламента (ст. 39).
Однако принятие Техрегламента ГОСТов не отменяет. Напротив, они образуют собой документальный тандем, который упрощенно выглядит следующим образом: техрегламент предъявляет ряд обязательных требований, а стандарты прописывают технологию, обеспечивающую их соблюдение.
Объекты регулирования | Предмет регулирования | |
Техрегламент | Стандарт | |
Продукция | Обязательные требования | Характеристики |
Процессы проектирования (включая изыскания), производства, эксплуатации, хранения, перевоз- ки, реализации, утилизации и пр. |
Правила осуществления и характеристики |
Заметим, что дополнительно стандарт может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (ст. 2 Закона о техническом регулировании). Однако очевидно, что эти положения ГОСТов вскоре применяться не будут, поскольку п. 2 ст. 43 Техрегламента предусмотрено, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения "молочного" техрегламента, должны быть разработаны и утверждены Правительством РФ до вступления его в силу, а требования к упаковке, маркировке, этикетке молока и молочной продукции уже сейчас прописаны в гл. 12 Техрегламента.
Итак, в техрегламенте не определена технология, соблюдая которую предприятие может быть уверено в том, что его продукция соответствует обязательным требованиям. Поэтому выбор за производителем: воспользоваться совокупностью национальных стандартов и теми готовыми, предлагаемыми ими технологическими решениями, которые не противоречат требованиям техрегламента, либо разработать собственные стандарты, руководствуясь, например, ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения", и (или) технические документы (технические условия*(3), технологические инструкции, рецептуры и пр.)
Перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, подлежат официальному опубликованию в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии "Вестник технического регулирования" и на официальном сайте данного ведомства в Интернете*(4).
Что касается разработки стандартов, то согласно ст. 17 Закона о техническом регулировании коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации и объединения юридических лиц могут разрабатывать и утверждать собственные стандарты. При этом одним из главных условий установления стандартов как национальных, так и отдельных организаций является их соответствие международным стандартам и техническим регламентам (ст. 12 Закона о техническом регулировании). При желании разработчик может, но не обязан направить проект стандарта на экспертизу в технический комитет по стандартизации.
Очевидно, что в связи с действием "молочного" техрегламента многие предприятия вынуждены будут поменять сырьевую политику и, как следствие, потратиться на разработку собственных стандартов. Заметим, что расходы на разработку стандартов и технических условий не должны рассматриваться как работы по выполнению НИОКР, поскольку не содержат новых знаний, а только обобщают требования нормативных документов. Кроме того, технические условия не являются объектами авторского права*(5). Как отметил Арбитражный суд г. Москвы в Постановлении от 08.06.2006 N А40-18340/06-110-153, технические условия не являются объектом авторского права, не содержат элементы произведения, поскольку внешняя форма технических условий не носит творческого характера и обусловлена требованиями ГОСТ 2.114-95.
Что такое молоко и молочная продукция?
Итак, начнем с основ. "Молочный" техрегламент определил молоко как продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него. А молочную продукцию - продукты переработки молока - Техрегламент поделил на четыре категории (п. 2 ст. 4):
Молочная продукция |
| | | |
/-----------------------\ /----------------------\ /----------------------\ /----------------------\
| Молочный продукт | | Молочный основной | | Молокосодержащий | | Побочный продукт |
| | | продукт | | продукт | | переработки молока |
\-----------------------/ \----------------------/ \----------------------/ \----------------------/
/-------------------------------------------------------------------------\ /----------------------\
| Производится из: | |Сопутствующий продукт |
|-------------------------------------------------------------------------| | |
|молока и (или) его сос-| |молока и (или)| |молока, и (или) молоч-| | |
|тавных частей без ис-| |молочных продуктов без| |ных продуктов, и (или)| | |
|пользования немолочных| |добавления или с| |побочных продуктов| | |
|жира и белка, в составе| |добавлением побочных| |переработки молока и| | |
|могут содержаться функ-| |продуктов переработки| |немолочных компонен-| | |
|ционально необходимые| |молока и немолочных| |тов, в том числе| | |
|для переработки молока| |компонентов, которые| |немолочных жиров и| | |
|компоненты | |привносятся не в целях| |(или) белков, с| | |
| | |замены составных час-| |массовой долей сухих| | |
| | |тей молока. В готовом| |веществ молока в сухих| | |
| | |продукте составных| |веществах готового| | |
| | |частей молока должно| |продукта не менее 20% | | |
| | |быть более 50%, в| | | | |
| | |мороженом и сладких| | | | |
| | |продуктах переработки| | | | |
| | |молока - более 40% | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Примеры: |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Молочный напиток, сли-| |Кефир фруктовый, сыр| |Молочно-соковый кок-| |Казеин, альбумин, пах-|
|вочное масло, кефир,| |плавленый с ветчиной,| |тейль, сметанный соус,| |та, молочная сыворотка|
|творог, сметана, сливки| |творог с кусочками| |молочный кисель | | |
| | |фруктов | | | | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
В общих чертах
Техрегламентом предусмотрены требования к сырому молоку и продуктам его переработки, к специальным технологическим процессам при производстве, хранении и утилизации сырого молока и сырых сливок, к производству и реализации продуктов переработки молока, а также к производственным помещениям и оборудованию, их мойке и дезинфекции. В отдельной главе определяются требования к продуктам детского питания на молочной основе и процессам их производства. Особое внимание уделяется требованиям к работникам изготовителя или продавца молока и молочных продуктов и организации производственного контроля. Кроме того, определены требования к упаковке, маркировке и этикетке молочных продуктов. Так, они должны быть расфасованы в тару, изготовленную из экологически безопасных материалов, а продукты детского питания - исключительно в мелкоштучную и герметичную упаковку (п. 2 ст. 35 Техрегламента). Не допускается использование тары потребителя (покупателя) при реализации нерасфасованных и неупакованных скоропортящихся продуктов переработки молока (п. 4 ст. 35 Техрегламента). Каждая упаковка продуктов переработки молока должна иметь маркировку, этикетку и при невозможности размещения на ней всего объема необходимой информации (п. 36) - листок-вкладыш (п. 6 ст. 35 Техрегламента). Наименование молока и молочной продукции должно наноситься на каждую единицу групповой упаковки, многооборотной тары или транспортной тары в точном соответствии с требованиями Техрегламента (пп. 1 п. 3 ст. 36).
Основное новшество Техрегламента уже давно транслируется СМИ: натуральное молоко отделено от того, которое производится из сухого концентрата. Последний должен будет именоваться "молочный напиток". К счастью, в первоначальный проект закона N 284053-4 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", который несправедливо обошелся с натуральным молоком, обогащенным белками, витаминами, микро- и макроэлементами, также назвав его "молочным напитком обогащенным", были внесены соответствующие изменения (п. 15 ст. 4). Теперь на этикетке такого продукта смело можно написать "молоко".
Что касается маркировки молочной продукции, то техрегламент обязывает производителей размещать на упаковке соответствующую информацию в том случае, если товар изготовлен с использованием сухих молочных продуктов, за исключением использования их в целях нормализации (п. 13 ст. 36 Техрегламента). Понятие "обогащенный", "обогащенное" при маркировке товара должно сопровождаться информацией о наличии и количестве введенных веществ, в том числе о рекомендуемой суточной норме их потребления, а также рекомендациями по применению таких продуктов (п. 17 Техрегламента). Регламентом запрещается использование понятий, установленных этим документом для молока и молочных продуктов, при маркировке товаров, таковыми не являющихся. Если информация, содержащаяся в сопровождающих молоко и молочную продукцию документах, или их этикетки не соответствуют наименованиям и (или) показателям их идентификации, установленным регламентом, или является недостоверной, то указанные продукты признаются фальсифицированными и подлежат принудительному отзыву (п. 2 ст. 24 Техрегламента).
При необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки надзорные органы (пп. 2 п. 2 ст. 25 Техрегламента) проводят их исследования (испытания) в части показателей, перечисленных в п. 8 ст. 25 Техрегламента.
Так, молокосодержащие и сквашенные продукты недопустимо маркировать как кисломолочные продукты, а слова "молокосодержащий" или "сквашенный" должны быть заменены понятиями, характеризующими технологию производства таких продуктов, например "кефирный", "йогуртный" (п. 14 ст. 36 Техрегламента). Слово "продукт", применяющееся по отношению к ним, может быть заменено на понятие, характеризующее консистенцию или форму продукта (желе, кисель, рулет, соус, суфле, торт и пр.) (п. 15 Техрегламента). Наименование молочных составных продуктов также может быть дополнено данным понятием.
Не допускается применение (п. 21, 22 Техрегламента):
- понятия "масло", в том числе (обратите внимание!) в фирменных наименованиях изготовителей, при маркировке пасты масляной и спреда сливочно-растительного, на этикетках таких продуктов, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей;
- понятия "масло топленое", в том числе в фирменных наименованиях изготовителей, при маркировке смеси топленой сливочно-растительной, на этикетках такого продукта, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей;
- понятий "молочное", "сливочное", "пломбир" при маркировке мороженого, в состав которого входит растительный жир.
Особо в новом документе оговаривается ответственность производителя и продавца за нарушения требований регламента и возмещение вреда в связи с их невыполнением (гл. 14 Техрегламента). Заметим, что Техрегламент принят в форме федерального закона, а не ведомственного акта (как существующие ГОСТы). Как и любой другой закон прямого действия, он даст возможность надзорным органам, прежде всего Роспотребнадзору, Ростехнадзору и Ростехрегулированию, применять суровые санкции к торговцам и производителям молочных продуктов.
Заметим, что производителям молочной продукции придется разработать программу производственного контроля (содержание которой предусмотрено п. 2 ст. 21 Техрегламента) и организовать такой контроль собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (п. 1 ст. 20 Техрегламента). Информацию о результатах данного контроля предприятие будет обязано представлять по требованию надзорных органов (п. 3 ст. 20 Техрегламента).
И немного подробнее...
В прошлом номере журнала мы рассказывали о том, как проводится сертификация пищевой продукции и учитываются расходы на нее*(6). Новый документ уделяет значительное внимание вопросам подтверждения соответствия качества молока и продуктов его переработки. На этом и остановимся несколько подробнее.
Итак, при передаче продавцу продуктов переработки молока изготовитель обязан представлять ему копии документов, подтверждающих соответствие продуктов требованиям Техрегламента, а продавец до начала реализации проверить наличие предусмотренной Техрегламентом информации на этих продуктах и ее соответствие документам изготовителя (п. 2, 3 ст. 17). Такими документами являются декларация о соответствии или сертификат.
Техрегламент предусматривает обязательное подтверждение соответствия молока и молочной продукции в двух существующих формах: декларирования соответствия и обязательной сертификации (п. 1 ст. 29). Добровольное подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации может проводиться по инициативе заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации, но оно не заменит собой обязательное подтверждение соответствия. Не нуждаются в подтверждении соответствия вторичное молочное сырье и побочные продукты, не предназначенные для употребления в пищу (п. 2 ст. 29).
Напомним, что молоко и сливки, а также некоторые виды молочной продукции (например, продукты молочные сухие, сливки сухие) включены в перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия*(7). Статья 31 Техрегламента последовательно рассматривает всю процедуру декларирования соответствия таких продуктов, а ст. 32 - соответственно, процедуру обязательной сертификации иной молочной продукции.
Возможные схемы декларирования соответствия перечислены в п. 6 ст. 31 Техрегламента. Заметим, что все предложенные "молочным" регламентом схемы, за исключением схемы "7д", предполагают участие в собирании доказательственных материалов органа по сертификации и (или) аккредитованной лаборатории. Названное исключение - схема "7д" основывается на положительных результатах исследований (испытаний) типовых образцов молока или продуктов его переработки, проведенных собственными силами или с привлечением сторонних организаций, и сертификате качества на стадии проектирования и производства этих продуктов.
Схемы "2д" - "4д", "7д" - подойдут, чтобы задекларировать соответствие качества молока и молочной продукции, выпускаемых серийно. Декларация по таким продуктам будет действовать не более 5 лет (п. 4 ст. 31 Техрегламента).
Декларация по схеме "5д", предназначенной для декларирования соответствия партии молока и молочной продукции, будет действовать в течение срока годности продуктов. Особый случай - реализация сырого молока и сырых сливок по долгосрочным договорам поставок продукции или контрактам. По этим двум видам продуктов срок действия декларации о соответствии - не более года (п. 2 ст. 31 Техрегламента).
Что касается обязательной сертификации, то отметим, что она также осуществляется на основе договора между заявителем и органом по сертификации, область аккредитации которого распространяется на пищевую продукцию. Все названные в п. 5 Техрегламента схемы сертификации предусматривают испытания типовых образцов продуктов с участием аккредитованной лаборатории.
Схемы сертификации "3с" - "5с" установлены для продуктов переработки молока, выпускаемых серийно. Сертификат соответствия на такие продукты будет выдаваться на срок до 3-х лет (п. 2 ст. 32 Техрегламента).
Схема "6с" предусмотрена для сертификации партии молочной продукции. Срок действия сертификата по такой схеме равен сроку годности продукции (п. 3 ст. 32 Техрегламента).
Вероятно, бухгалтеру небезынтересно будет узнать, что 3 схемы декларирования и 1 схема обязательной сертификации предусматривают наличие сертификатов системы качества (в том числе на стадиях: производства, контроля и испытаний, проектирования и производства продуктов). При выборе одной из этих схем предприятие подает в орган по сертификации заявку на сертификацию системы качества (п. 9 ст. 31, пп. 5 п. 6 Техрегламента). На страницах журнала мы уже рассказывали о непоследовательности официальной позиции по поводу признания расходов на добровольную сертификацию системы качества и приводили доводы в пользу того, что это несомненно расходы, связанные с производством и реализацией. Наличие сертификата системы качества как требование федерального закона - не лучшее ли подтверждение справедливости наших заключений?
Форму и схему подтверждения соответствия предприятие вправе выбрать согласно Техрегламенту (п. 3 ст. 30). Прежде чем остановиться на какой-либо схеме подтверждения соответствия необходимо заглянуть в ст. 33 Техрегламента, в которой к отдельным видам продуктов дана привязка конкретных схем:
Вид продукта | Схемы подтверждения соответствия | |
Декларирование соответствия |
Обязательная сертификация |
|
Сырое молоко и сырые сливки | любая | - |
Питьевое молоко и продукты его переработки со сроком годности менее 30 суток |
3д, 4д, 7д | 4с, 5с |
Продукты переработки молока со сроком годности более 30 суток |
3д, 4д, 5д, 7д | 3с, 4с, 5с, 6с |
Продукты детского питания на молочной основе | 3д, 4д | 4с, 5с, 6с |
Продукты переработки молока, поставляемые для государственных нужд |
5д | 6с |
Что делать?
Очевидно, что далеко не всем производителям покажется выгодным перестраивать производство на продукты из натурального молока, несмотря на то, что маркетологами прогнозируется увеличение спроса на него. Ведь тем предприятиям, которые работают преимущественно с сухим молоком, скорее всего, потребуется в таком случае не только поменять сырьевую политику, но и переоборудовать цеха, что слишком затратно. Да и вряд ли это целесообразно делать производителям, работающим в тех регионах России, где натурального молока попросту нет (Крайний Север, Дальний Восток), поскольку суровый климат не позволяет держать коров и других животных, дающих молоко. Привозить в отдаленные регионы сырое молоко совсем не то, что сухой концентрат: транспортные расходы неоправданно вырастут, что, конечно, скажется на цене молока и падении спроса на него. Да и в мегаполисах молочный напиток наверняка найдет покупателей, если будет стоить дешевле молока. Затраты производителей, которые продолжат пользоваться сухим концентратом, - это прежде всего расходы на новую упаковку, маркировку и этикетирование*(8).
Кроме того, по мнению экспертов, регламент вызовет вынужденный ребрендинг многих производителей молочной продукции, так как придется поменять названия и искать новые подходы к потребителю*(9).
Другой путь - проведение с потребителями некой разъяснительной работы по поводу того, что напитки из качественного восстановленного молока - это хороший, полезный продукт, что в сухом молоке намного меньше патогенной среды, так как она уничтожается в процессе обработки молока. В этом случае предприятию также не избежать расходов, только характер их будет иной - рекламный.
Е.В. Преснякова
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
*(3) См. статью О.В. Давыдовой "Разрабатываем технические условия на пищевые продукты", N 11, 2007.
*(4) Подпункт "г" п. 3 Положения об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 594.
*(5) Постановления ФАС МО от 10.11.2006 N КГ-А40/10979-06, ФАС СЗО от 26.05.2006 N А56-41943/04.
*(6) См. статью Е.В. Пресняковой "Учитываем расходы на сертификацию", N 7, 2008.
*(7) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 766.
*(8) См. статью М.Ю. Чурсиной "Учет тары и упаковки на предприятиях пищевой промышленности", N 4, 2007.
*(9) См. статью Е.В. Пресняковой "Бренд - на баланс", N 4, 2008.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"