Мониторинг законодательства
Скорректирован порядок госрегистрации
кредитных организаций
Банком России принято Указание от 15.07.08 N 2043-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"".
В настоящее время вместо определения финансового состояния банков применяется порядок оценки их экономического положения. Новый порядок, в частности, отменяет деление банков на категории ("финансово стабильные" и "проблемные"). На смену этим категориям пришли пять классификационных групп. В отношении небанковских кредитных организаций, как и прежде, применяется порядок определения их финансового состояния. С учетом этого скорректирован порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.
Так, уточняется, что банк-учредитель должен относиться к 1-й или 2-й классификационной группе (ранее предъявлялось требование финансовой стабильности). Установлено дополнительное требование к кредитной организации, ходатайствующей перед Банком России о расширении своей деятельности путем получения соответствующих лицензий. В частности, она должна выполнять обязательные резервные требования ЦБ РФ и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России. Кроме того, если эта организация является банком, она также должна относится к 1-й или 2-й классификационной группе, если небанковской кредитной организацией - отвечать требованию финансовой стабильности.
Также пересмотрен перечень информации, направляемой территориальным учреждением ЦБ РФ в Банк России по результатам рассмотрения представленных документов о реорганизации кредитной организации. Так, дополнительно направляется информация о наличии (об отсутствии) у реорганизуемых кредитных организаций просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним. В то же время больше не требуется мнения территориального учреждения Банка России о возможности реорганизации кредитной организации. Зарегистрировано Минюстом России 28 июля 2008 года. Регистрационный N 12037.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Реорганизация кредитных организаций в форме
слияния и присоединения
ЦБ РФ принято Указание от 15.07.08 N 2044-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июня 2003 года N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения"".
Внесены изменения в Положение Банка России, которым установлены особенности реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения.
После принятия решения о регистрации кредитной организации, созданной в результате слияния кредитных организаций (далее - "кредитная организация"), Банк России будет направлять каждой из реорганизуемых кредитных организаций телеграфное сообщение о необходимости раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации. Это сообщение будет направляться, если с даты государственной регистрации реорганизуемых кредитных организаций прошло менее двух лет, и ходатайство о государственной регистрации "кредитной организации" предполагает предоставление лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. После получения такого сообщения кредитным организациям необходимо представить в территориальное учреждение Банка России письменное подтверждение о раскрытии такой информации.
Для получения лицензии на осуществление банковских операций "кредитная организация" должна будет также выполнять требования к размеру собственных средств (капитала) (если ходатайство о государственной регистрации "кредитной организации" предполагает предоставление генеральной лицензии), выполнять требования к размеру собственных средств (капитала) и раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (при наличии вышеназванных условий).
Аналогичные требования будут предъявляться и в случае реорганизации кредитных организаций в форме присоединения. Зарегистрировано Минюстом России 28 июля 2008 года. Регистрационный N 12036.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Изменения в порядке рассмотрения
регистрационных документов
Банком России принято Указание от 15.07.08 N 2045-У "О внесении изменения в Положение Банка России от 9 июня 2005 года N 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям"".
Изменения, вносимые в порядок рассмотрения территориальными учреждениями Банка России документов, представленных для государственной регистрации кредитных организаций и получения лицензий на осуществление банковских операций, обусловлены введением нового порядка оценки экономического положения банков.
Установлено, что финансовое положение банков оценивается в соответствии с новыми критериями оценки экономического положения банков (Указание Банка России от 30.04.08 N 2005-У). Финансовое положение небанковской кредитной организации оценивается в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим критерии определения финансового состояния кредитных организаций (в настоящее время - Указание Банка России от 31.03.2000 N 766-У).
Зарегистрировано Минюстом России 28 июля 2008 года. Регистрационный N 12034.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Размещение средств ЖКХ в депозиты и
депозитные сертификаты
Минфином России издан приказ от 31.07.08 N 72н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 32н". Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставлена возможность размещать в 2008 году свои временно свободные средства в депозиты и депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.
Внесенными изменениями устанавливаются критерии, которым должны отвечать российские кредитные организации, в депозиты и депозитные сертификаты которых могут размещаться временно свободные средства фонда. Такие кредитные организации должны, в частности, иметь генеральную лицензию на осуществление банковских операций Банка России; рейтинг ее долгосрочной кредитоспособности должен быть не ниже уровня ВВ- по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня Ва3 по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service). В наличии у кредитной организации должно быть не менее 5 млрд руб. собственных средств по состоянию на последнюю отчетную дату.
В новой редакции изложена форма предоставления сведений о фактическом объеме и структуре временно свободных средств фонда, в том числе инвестированных в активы (объекты инвестирования). Зарегистрирован Минюстом России 12 августа 2008 года. Регистрационный N 12093.
Письма департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России
Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России выпущено письмо от 21.07.08 N 03-03-06/1/417, которым даны разъяснения по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов в виде процентов по займу.
Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам. При этом расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами, и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
Предельная величина процентов, признаваемых расходом, может приниматься равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% -по долговым обязательствам в иностранной валюте. Проценты по долговым обязательствам учитываются на дату признания дохода (расхода).
Сумма дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов, определяется исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде.
Налогоплательщик в аналитическом учете обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
Таким образом, заемщик исчисляет причитающиеся к выплате проценты по долговому обязательству ежемесячно исходя из установленной договором доходности и срока его действия. В письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.07.08 N 03-03-06/1/418 даны разъяснения, согласно которым, если в кредитном договоре размер комиссии за услуги банка выражен в процентном отношении от фактических ежедневных остатков средств на ссудных счетах, то расходы организации в виде указанной комиссии в целях налогообложения прибыли приравниваются к процентам. При этом расчет расходов в виде процентов производится ежемесячно исходя из совокупной суммы процентов.
Как отмечается в письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23.07.08 N 03-02-07/1-307, приостановление операций по счету налогоплательщика в банке не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не обладают характером налога или сбора. В связи с этим Минфин России считает, что при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика банк не вправе исполнять расчетные документы на списание страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со счета налогоплательщика в Фонд социального страхования РФ.
Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России также выпущено письмо от 22.07.08 N 03-05-04-01/27. В нем отмечается, что с 1 января 2008 года при исчислении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в расчет включается сформированная остаточная стоимость имущества, отраженная на балансе организации по состоянию на 1-е число каждого месяца, начиная с 1 января, и остаточная стоимость имущества на конец отчетного года, т.е. отраженная в бухгалтерской отчетности за отчетный год на конец года остаточная стоимость имущества с учетом произведенных на 31 декабря календарного года соответствующих операций, свидетельствующих о наличии и движении основных средств и их остаточной стоимости.
Ранее исчисление среднегодовой стоимости имущества предусматривало, в частности, включение в расчет остаточной стоимости имущества не на конец налогового периода, а на начало следующего налогового периода (на 1 января), т.е. остаточной стоимости имущества, отраженной в бухгалтерской отчетности организации следующего отчетного года. В письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24.07.08 N 03-02-07/1-311 говорится, что в соответствии с НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к неналоговым доходам, зачисляемым в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). В связи с этим Минфин России считает, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банк не вправе исполнять платежные документы на перечисление указанных страховых взносов в ФСС РФ.
Письмом департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24.07.08 N 03-03-06/2/94 даны разъяснения по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций безнадежной дебиторской задолженности по выданным кредитам.
Суммы безнадежных долгов в целях налогообложения прибыли относятся к внереализационным расходам. Безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым прекращено обязательство вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Таким образом, дебиторская задолженность по выданным кредитам, по которой истек срок исковой давности или в случае признания судом заемщика банкротом и исключения его из ЕГРЮЛ, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов.
Нормативы обязательных резервов Банка России
ЦБ РФ принято Указание от 01.08.08 N 2048-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России". С 1 сентября 2008 года Банком России устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов кредитных организаций: по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте - 8,5% (в настоящее время - 7,0%); по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ - 5,5% (в настоящее время - 5,0%); по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте - 6,0% (в настоящее время - 5,5%).
Начиная с 1 сентября 2008 года коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями, РЦ ОРЦБ устанавливается в размере 0,55 (в настоящее время - 0,5). Нормативы обязательных резервов повышаются в 2008 году уже второй раз. Новые нормативы применяются, начиная с регулирования обязательных резервов кредитных организаций за отчетный период с 1 августа по 1 сентября 2008 года. При регулировании обязательных резервов крупной кредитной организации с широкой сетью подразделений новые нормативы применяются, начиная с регулирования за отчетный период с 1 июля по 1 августа 2008 года.
Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы. Повышение указанных нормативов в совокупности с другими мерами по борьбе с инфляцией призвано ограничить рост денежной массы и сдержать рост цен. Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".
Разъяснения по защите прав потребителей,
получающих кредиты
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выпущено письмо от 24.07.08 N 01/7907-8-27 "О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов (дополнение к письму от 01.04.08 N 01/2973-8-32)".
До сведения территориальных органов Роспотребнадзора доводятся разъяснения, которыми следует руководствоваться при защите прав потребителей, получающих кредиты.
Потребитель должен быть проинформирован, в частности, о полной сумме, которую он должен выплатить. В отличие от полной стоимости кредита, определяемой банковским законодательством, полная сумма, подлежащая выплате потребителем в связи с получением кредита, должна указываться в рублях и не зависит от годового периода. Если указана только полная стоимость кредита в процентах годовых, а не полная сумма, подлежащая выплате потребителем, в рублях, то кредитная организация может быть привлечена к административной ответственности.
Условия договора, которые ущемляют права потребителей, закрепленные правовыми актами РФ, признаются недействительными. При наличии таких условий в договоре права потребителей могут и в рамках производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителей). Под часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ подпадают следующие условия: ограничивающие право потребителя на выбор места для предъявления иска; об уплате заемщиком неустойки при досрочном возвращении кредита с согласия заимодавца.
Кредитный договор или договор продажи товара в кредит заключаются в письменной форме. При отсутствии письменного договора наличие обязательств потребителя как должника обязан доказывать продавец (исполнитель), заявляющий о правах кредитора. Наличие кредитных обязательств потребителя не может быть подтверждено одним только договором присоединения (т.е. только документом в виде стандартного договора), кроме случаев, когда кредитор доказал невозможность принятия условий договора не иначе как путем присоединения к предложенному договору (типовой форме) в целом.
Методика эффективности инвестиционных проектов
Министерство регионального развития РФ издало приказ от 31.07.08 N 117 "Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов". Методика позволяет оценивать эффективность региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.
Критериями эффективности указанных проектов являются: соответствие проекта стратегии социально-экономического развития региона; наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта; невозможность реализации проекта без государственной поддержки; соответствие сметной стоимости проекта минимальной стоимости (500 млн руб.) таких проектов; соответствие объема финансирования проекта за счет средств бюджета субъекта РФ минимальному уровню такого финансирования проекта; соответствие проекта необходимым критериям финансовой и бюджетной эффективности.
Бюджетная эффективность регионального инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств фонда в проект и всей совокупности дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ, обусловленных реализацией проекта. Экономическая эффективность проекта оценивается по его способности влиять на формирование валового регионального продукта субъекта РФ и обеспечивать динамику экономического роста. Оценка финансовой эффективности осуществляется на основе построения финансовой модели регионального инвестиционного проекта. Методика может быть использована при подготовке решений о предоставлении бюджетных ассигнований фонда для реализации инвестиционных проектов, при подготовке технико-экономических обоснований (бизнес-планов) проектов, а также при проведении экспертизы проектов. Зарегистрирован Минюстом России 5 августа 2008 года. Регистрационный N 12067.
Изменения в правилах аудиторской деятельности
Правительством РФ издано постановление от 22.07.08 N 557 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696". Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены некоторыми новыми правилами (стандартами), касающимися использования аудитором результатов работы эксперта, обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и контроля качества услуг в аудиторских организациях. Суть введенных правил состоит в следующем.
При использовании результатов работы эксперта аудиторская организация и (или) индивидуальный аудитор должны получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что такая работа отвечает целям аудита. Эксперт может быть привлечен аудируемым лицом, аудитором или их сотрудниками. Перед привлечением к работе эксперта проверяют на наличие профессионального аттестата, лицензии, а также опыта в той области, аудиторские доказательства в которой предполагает получить аудитор. Аудитор оценивает результаты работы эксперта с точки зрения получения аудиторских доказательств в отношении предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Результаты представляются в виде отчета. При этом аудиторское заключение не должно содержать ссылки на работу эксперта.
Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности проводится для предоставления аудитору возможности определить правильность ее составления. Обзорная проверка представляет собой совокупность обзорных процедур, касающихся, в частности, проверки денежных средств, дебиторской задолженности, материальных запасов, финансовых вложений, основных средств и амортизации, расходов будущих периодов, нематериальных активов, кредитов и займов и прочих хозяйственных операций.
Качество услуг в аудиторских организациях проверяется с целью установления соответствия фактически оказываемых услуг установленным требованиям по их оказанию. Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении обязанностей руководителя аудиторской организации по обеспечению качества оказываемых услуг, этических требований, кадровой работы, выполнения задания, мониторинга, принятия на обслуживание нового клиента или продолжения сотрудничества, документирования.
Продлено лицензирование аудиторской деятельности
Принят Федеральный закон от 14.07.08 N 113-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"". Лицензирование аудиторской деятельности продлено до 1 января 2009 года.
Планировавшаяся с 1 июля 2008 года отмена лицензирования аудиторской деятельности была увязана с переходом к методам саморегулирования аудиторской деятельности посредством создания соответствующих саморегулируемых организаций и наделения их полномочиями по контролю за надлежащим качеством услуг, оказываемых аудиторами, имеющими профессиональный статус. Однако, поскольку до настоящего времени работа по наделению саморегулируемых организаций аудиторов указанными полномочиями не завершена, сохранены существующие методы государственного регулирования в названной сфере.
Формирование паевого инвестиционного фонда
ФСФР России издан приказ от 03.07.08 N 08-27/пз-н "Об утверждении Положения о порядке передачи имущества для включения его в состав паевого инвестиционного фонда".
Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" установлены правила формирования паевого инвестиционного фонда (далее - ПИФ). Так, определен порядок передачи имущества в оплату инвестиционных паев ПИФа.
Документарные ценные бумаги передаются по акту приема-передачи. Такой акт подписывается лицом, передающим ценные бумаги, и управляющей компанией, а если это предусмотрено договором со специализированным депозитарием - также специализированным депозитарием. Датой передачи документарных ценных бумаг является дата их фактической передачи, указанная в акте; датой передачи бездокументарных ценных бумаг является дата их зачисления на транзитный счет ДЕПО, открытый управляющей компанией фонда в специализированном депозитарии.
Передача денежных требований по обеспеченным ипотекой обязательствам из кредитных договоров в оплату инвестиционных паев фонда осуществляется путем совершения сделки уступки денежных требований. Такая сделка предусматривает возникновение прав и обязанностей по сделке об уступке при включении указанных денежных требований в состав фонда.
Передача долей в уставном капитале ООО в оплату инвестиционных паев фонда осуществляется путем их уступки. Датой передачи является дата заключения договора об уступке указанных долей.
Недвижимое имущество передается по передаточному акту. Передача недвижимости осуществляется при условии государственной регистрации права на недвижимое имущество. Датой передачи недвижимости является дата, указанная в передаточном акте.
Зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2008 года. Регистрационный N 12053.
Расширен перечень разрешенных валютных
операций между резидентами
Принят Федеральный закон от 22.07.08 N 150-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"".
Расширен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.
Так, в перечень включаются операции, предусматривающие перевод иностранной валюты на счета загранучреждений РФ (дипломатических и консульских учреждений РФ, иных официальных представительств РФ за рубежом, включая представительства при международных межправительственных организациях) со счетов федеральных органов исполнительной власти для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории РФ.
Также предусмотрено, что загранучреждения РФ могут без использования банковских счетов осуществлять расчеты в наличной иностранной валюте с представителями (сотрудниками представительств) федеральных органов исполнительной власти за рубежом (если валюта переведена со счетов федеральных органов исполнительной власти или со счетов организаций, имеющих право на использование счетов загранучреждений РФ, для осуществления выплат представителям и сотрудникам).
Деятельность специализированных депозитариев
ипотечного покрытия
ФСФР России издан приказ от 03.07.08 N 08-28/пз-н "О внесении изменений в Положение о деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия и Правила ведения реестра ипотечного покрытия, утвержденные приказом ФСФР России от 1 ноября 2005 года N 05-60/пз-н". Вносимые изменения регулируют порядок организации деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия и ведения реестра ипотечного покрытия в случае, когда на дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с ипотечным покрытием требования по обеспеченным ипотекой обязательствам, составляющим ипотечное покрытие, еще не перешли к эмитенту.
В частности, установлено, что в указанном выше случае специализированный депозитарий до момента перехода требований по обеспеченным ипотекой обязательствам, составляющим ипотечное покрытие, к эмитенту осуществляет учет и хранение этого имущества, а также контроль за его распоряжением на основании договора с лицом, которое является кредитором по указанным требованиям и совершило сделку об их уступке эмитенту (предшествующий кредитор). При этом специализированный депозитарий осуществляет контроль за соблюдением предшествующим кредитором условий сделки об уступке указанных требований эмитенту и за распоряжением предшествующим кредитором соответствующим имуществом.
Сведения о предшествующем кредиторе включаются в реестр ипотечного покрытия. Регламентирован порядок внесения в реестр указанных сведений, а также сведений об имуществе, составляющем ипотечное покрытие.
Указываемая в реестре дата приобретения требования эмитентом не может быть позднее даты начала срока размещения облигаций с ипотечным покрытием, установленного решением об их выпуске (дополнительном выпуске).
Определены основания прекращения ведения реестра ипотечного покрытия.
Зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2008 года. Регистрационный N 12054.
Требования к порядку и срокам раскрытия информации
ФСФР России издан приказ от 17.07.08 N 08-25/пз-н "О внесении изменений в Положение о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации, утвержденное приказом ФСФР России от 22 июня 2005 г. N 05-23/пз-н". Управляющая компания ПИФ до начала формирования ПИФ публикует в печатном издании и в интернете правила, зарегистрированные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Уточнено, что одновременно с правилами должны публиковаться: сведения о реквизитах транзитного счета, открытого для перечисления денежных средств, передаваемых в оплату инвестиционных паев (для открытого ПИФ); сообщение о начале срока приема заявок на приобретение инвестиционных паев при формировании фонда (для интервального ПИФ); сообщение о начале срока приема заявок на приобретение инвестиционных паев (для закрытого ПИФ).
Расширены требования к содержанию раскрываемой информации о деятельности управляющей компании ПИФ.
Нововведенные требования применяются, если правила доверительного управления ПИФ зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг после 12 марта 2008 года или в правила (зарегистрированные до указанной даты) внесены изменения о порядке передачи имущества в оплату инвестиционных паев этого ПИФ в соответствии с Федеральным законом от 06.12.07 N 334-ФЗ.
Указанные требования не распространяются на акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании ПИФ, акции (инвестиционные паи) которых предназначены для квалифицированных инвесторов.
Зарегистрирован Минюстом России 16 июля 2008 года. Регистрационный N 11090.
Уточнены основные характеристики федерального бюджета
Принят Федеральный закон от 22.07.08 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"".
Уточнены основные характеристики федерального бюджета на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов. Уточнение обусловлено изменениями основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ в 2008-2010 годах (в частности, более высокими по сравнению с прогнозируемыми ценами на нефть, сложившимся ВВП, темпами роста инфляции, прибылью предприятий).
Так, доходы федерального бюджета на 2008 год увеличены на 908,8 млрд руб., на 2009 год - на 812,2 млрд руб., на 2010 год - на 994,2 млрд руб. Расходы федерального бюджета увеличены по сравнению с утвержденным объемом в 2008 году на 120,4 млрд руб., в 2009 году - на 463,9 млрд руб., в 2010 году - на 632,7 млрд руб.
Дополнительные средства будут направлены на финансовое обеспечение наиболее актуальных социальных задач. Также предусмотрены дополнительные ассигнования на строительство олимпийских объектов и развитие г. Сочи как горноклиматического курорта, государственную поддержку сельского хозяйства, строительство дорог. Увеличены объемы субсидий бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
Несмотря на рост расходов, федеральный бюджет на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов останется профицитным. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Изменения в постановления по валютному регулированию
Правительством РФ принято постановление от 15.07.08 N 532 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам валютного регулирования".
Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях были освобождены от обязанности представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Вместе с тем на российских резидентов была возложена обязанность уведомлять налоговые органы по месту своего учета не только об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, но и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов).
Соответствующие изменения внесены в положение о Федеральной налоговой службе и правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Так, в правилах уточняется, что определенный в них порядок не распространяется на дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ, а также на постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
ФНС России уполномочена утвердить форму уведомления об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте РФ) в банках за пределами территории РФ.
Включение ценных бумаг в Ломбардный список
Банка России
ЦБ РФ выпущено письмо от 12.08.08 N 98-Т "О включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России". Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, дополнен новыми наименованиями.
Обеспечением кредитов Банка России является залог (блокировка) ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. В указанный список включены: облигации городского облигационного (внутреннего) займа Москвы (регистрационный номер RU25050MOS0); облигации биржевого внутреннего займа Томской области (регистрационный номер RU34030TMS0); муниципальные облигации г. Новосибирска 2005 и 2006 годов (регистрационные номера RU31003NSB1, RU31004NSB1); облигации с ипотечным покрытием коммерческого банка "Московское ипотечное агентство" ОАО (регистрационный номер 40403344B); облигации коммерческого банка "Ренессанс Капитал" ООО (регистрационный номер 40203354B); облигации ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (регистрационный номер 40500316В).
Увеличены размеры стоимости активов
кредитных организаций
Правительством РФ принято постановление от 28.07.08 N 571 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 г. N 335".
Увеличены размеры стоимости активов кредитных организаций, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление отдельных действий. В частности, суммарная стоимость активов кредитных организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на слияние или присоединение кредитных организаций, теперь составляет не 10 млрд руб., а 14 млрд руб. Стоимость активов по последнему балансу кредитной организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, при превышении которой также требуется получение согласия антимонопольного органа, увеличена с 3 до 4 млрд руб.
Установлен порядок проведения проверки
инвестиционных проектов
Правительством РФ принято постановление от 12.08.08 N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения".
Установлен порядок проведения проверки инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капстроительства и (или) осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансируемых полностью или частично за счет федерального бюджета, на предмет эффективности использования выделяемых государством капвложений.
Целью проведения такой проверки является оценка соответствия инвестиционного проекта установленным качественным и количественным критериям и предельному (минимальному) значению интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капвложения в целях реализации указанного проекта. Приведен перечень оценочных критериев.
Установлены поправочные коэффициенты Банка России
ЦБ РФ издан приказ от 23.07.08 N ОД-539 "О поправочных коэффициентах Банка России".
Банком России установлены поправочные коэффициенты в отношении отдельных видов ценных бумаг.
Предусмотрено, что корректировка рыночной стоимости государственных облигаций Новосибирской области производится с применением поправочного коэффициента в размере 0,9; корректировка рыночной стоимости облигаций ОАО "Промсвязьбанк" производится с применением поправочного коэффициента в размере 0,88; корректировка рыночной стоимости облигаций ЗАО "Коммерческий банк ДельтаКредит" и облигаций ЗАО "Кредит Европа Банк" производится с применением поправочного коэффициента в размере, равном нулю. Поправочный коэффициент устанавливается Банком России в целях снижения своих рисков, связанных с возможным обесценением ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ.
"Бухгалтерия и банки", N 9, сентябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540