Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2013 г. N ВАС-18598/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросул Ю.В. и судей Козырь О.М., Пауля Г.Д. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Управления Росреестра по Челябинской области) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2013 по делу N А76-18951/2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 и постановления Федерального арбитражного Уральского округа от 04.09.2013 по тому же делу по иску Управления Росреестра по Челябинской области к Военному комиссариату Челябинской области, администрации Еманжелинского городского поселения Челябинской области, с участие третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Комитета по управлению имуществом администрации Еманжелинского муниципального района, Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казённого учреждения "Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, о выселении ответчиков из нежилого здания общей площадью 857,4 кв.м, литера Аа, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22.
Военкомат обратился в суд со встречным исковым заявлением к Управлению Росреестра и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества) о признании незаконным распоряжения Управления Росимущества от 31.03.2011 N 104-р "О передаче федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, на баланс Управления Росреестра по Челябинской области", о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права и обязании Управление Росреестра погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о праве собственности, на объект нежилое здание - военкомат.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 19.02.2013 Арбитражного суда Челябинской области. Оставленным без изменения постановлением Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом от 29.04.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.09.2013, в иске отказано.
Встречный иск Военного комиссариата Челябинской области, удовлетворен частично: признано незаконным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области от 31.03.2011 N 104-р "О передаче федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, на баланс Управления Росреестра по Челябинской области", прекращено право оперативного управления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в отношении нежилого здания - Военкомат, площадью 857.4 кв.м., инвентарный номер 966. Литер Аа, по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22. В удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, заявитель - Управление Росреестра по Челябинской области ссылается на то, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
Изучив доводы, изложенные в поданном заявлении, а также обжалуемые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, так как отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Как видно из представленных материалов, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в Составе Российской Федерации, краёв, областей и муниципальную собственность" нежилое здание-Военкомат, общей площадью 857,4 кв.м., литер Аа, расположенное по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Шахтёра, д. 22, является федеральной собственностью, с момента его создания относилось к имуществу вооруженных сил.
Право собственности на нежилое здание-Военкомат, общей площадью 857,4 кв.м, литер Аа, расположенное по указанному выше адресу, зарегистрировано за Российской Федерацией 29.04.2011, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись N 74-74-28/023/2011-253 и выдано свидетельство о государственной регистрации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Изъятие у подведомственных Министерству обороны учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества входит в компетенцию указанного Министерства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 1, подпункт "г" пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В соответствии с порядком высвобождения недвижимого военного имущества, который установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает управления Росимущества, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае - Министерства обороны.
Предусмотренный названным постановлением порядок высвобождения недвижимого военного имущества также предполагает, что балансодержатели по итогам проведения инвентаризации ежегодно, к 15 августа, направляют в федеральные органы исполнительной власти перечни недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению. На основании этих перечней федеральные органы исполнительной власти составляют сводный перечень недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, по формам, утвержденным Росимуществом, и лишь затем могут издаваться распоряжения об изъятии у Министерства обороны высвобождаемого имущества.
Судами установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что спорное недвижимое имущество являлось излишним и было включено Министерством обороны в перечень высвобождаемого имущества.
Доказательств, из которых бы следовало, что Министерство обороны, являясь лицом, осуществляющим в отношении спорного имущества правомочия собственника, выразило своё согласие на его передачу, в материалы дела также представлено не было.
Доводам заявителя судами дана правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах.
Анализ иных доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А76-18951/2011 Арбитражного суда Челябинской области для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
Ю.В. Гросул |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2013 г. N ВАС-18598/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А76-18951/2011
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Ответчик: Администрация Еманжелинского городского поселения, Военный комиссариат Челябинской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации Еманжелинского муниципального района, Комитет по управлению имуществом администрации Еманжелинского муниципальнонго района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3294/13
26.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5642/12
03.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2950/12
07.03.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18951/11